Директорская папка
Инга Кириллова
Ищу закон.
Или хотя бы логику
Этот диалог состоялся в методическом кабинете
одной из архангельских библиотек. Моим
собеседником был директор Катунинской
муниципальной общеобразовательной средней
школы Приморского района Архангельской области Альберт
Михайлович Ручьев.
А вопрос, который мы с ним обсуждали, не первый
месяц является камнем преткновения во
взаимоотношениях директора с работниками
школьной библиотеки.
С первых же слов Альберта Михайловича
мне стало ясно, что человек он энергичный,
педагог и директор школы – квалифицированный,
болеющий за свое дело.
И когда уже после нашей беседы я узнала, что
Ручьев считается в области одним из лучших
директоров сельских школ, это не удивило.
Корни проблемы
– Начну немного издалека, – говорит
Ручьев, – чтобы обнажить корни проблемы, которая
у нас возникла.
В нашей школе за последнее время
уменьшилось количество учащихся. Во-первых, это
объясняется общим демографическим спадом в
стране. А во-вторых, тем, что школа гарнизонная. У
нас расформировали полк. Часть семей
военнослужащих уехала вместе с детьми. Вот и
учеников в школе стало меньше.
Раньше, когда было более 30
классов-комплектов, по штатному расписанию в
школьной библиотеке было две ставки: заведующий
библиотекой и библиотекарь. А в этом году у нас
осталось всего 26 классов-комплектов.
– Стандартное число учеников в
классе-комплекте, насколько я помню, – 25.
Значит, в вашей школе сейчас осталось 600 учеников?
– Примерно так. Число учащихся
уменьшилось с 703 до 583 человек. Некоторые классы
мы слили. Средняя наполняемость классов сейчас
22–23 человека.
Уменьшение числа учащихся привело и к
штатным изменениям. Чтобы дальнейшие мои
аргументы были понятны и неспециалистам, хочу
напомнить, что расчет ставок в школьном штатном
расписании идет только от количества
классов-комплектов.
И вообще хочу сказать, что школьное
штатное расписание давно устарело. Все расчеты
идут только от классов-комплектов. А это не
соответствует потребностям современной школы,
учебного процесса и вообще всей – и учебной, и
хозяйственной работы в школе.
Но вернемся к нашей проблеме. При 26
классах-комплектах по типовому штатному
расписанию с 1 сентября текущего учебного года
школьной библиотеке полагается не две, а полторы
ставки библиотекарей. Полставки пришлось
сокращать. А работают в нашей школьной
библиотеке специалисты с высшим образованием.
Кого и как сокращать?
У меня как директора школы возникла
еще одна проблема. Заведующая библиотекой
является руководителем структурного
подразделения. Она получает заработную плату по
13 разряду, потому что школа отнесена к первой
группе оплаты труда. А у библиотекаря, который
работает вместе с заведующей, разряд 7 или 8.
Разница в зарплате у заведующей и библиотекаря
составляет около полутора тысяч рублей. Я,
конечно, понимаю, что должности и
ответственность у них разные, но ведь именно на
библиотекаря ложится основная часть
повседневной работы. Так правомерен ли такой
разрыв?
В связи с тем, что у меня в школе
уменьшился тарифный фонд, стал меньше на 25% и
надтарифный фонд, который расходуется на
различного рода доплаты, надбавки. Уменьшение
доплат и надбавок коллектив воспринял очень
болезненно.
Суть проблемы
– И тут, – продолжает Альберт
Михайлович, – мы подходим к сути моего конфликта
с библиотекарями. Нет, даже не конфликта, а
разногласий и взаимного непонимания, которые
мешают нам работать. Ссылаясь на какое-то
постановление 70-х годов прошлого, ХХ века, библиотекари
заявили, что в должностные обязанности школьного
библиотекаря входит работа с основным фондом
библиотеки и не входит работа с учебниками.
Тогда у меня, директора школы,
возникает резонный вопрос: а кто же должен
работать с учебниками? Ведь в штатном расписании
школы нет должности специалиста, работающего
только с учебниками. Конечно, сейчас нет, вернее,
почти нет бесплатных учебников. Их покупают
родители. Так что, на них свалить всю работу с
учебниками?
А как быть с той небольшой частью
учебников, которые все-таки остались бесплатными
для школьников? У нас в районе их 25% от общего
количества. Предназначены они для детей из
малообеспеченных семей. Ими-то кто должен
заниматься? Если этим не должны заниматься
библиотекари, то для этой работы в школьном
тарифном расписании должна быть отдельная
ставка, отдельная должность. Если учебниками
все-таки должны заниматься школьные
библиотекари, то я не должен им за эту работу
доплачивать. А если доплачивать, то из каких
денег? Из мизерного надтарифного фонда? А как же
тогда учителя? Им-то ведь тоже полагаются
надбавки.
И еще один парадокс. Учебники ведь
находятся на хранении в школьной библиотеке у
того же библиотекаря. Он их выдает. Я рассуждаю
только с точки зрения директора. Для меня нет
разницы, что выдает библиотекарь, – экземпляр
художественного произведения или справочник,
учебник. Думаю, что я прав.
– Но по закону у вас есть
относительная свобода в рамках школьного
расписания. Может быть, выход найдется именно в
этом?
– Вопрос о том, кто должен заниматься
учебниками, – частный. Но он выводит нас на
другой вопрос – уже общий и очень важный. Мы в
школе пользуемся примерным штатным
расписанием.
И мне могут сказать, что руководитель может
делать свое штатное расписание. Да, может. Но ведь
только в рамках тех средств, которые мне
определяют. Я не могу ввести новые ставки и
должности, когда деньги мне выделяют по старым
нормативам. Поэтому работу с учебниками, чтобы я
мог за нее доплачивать, следует ввести в
обязательные нормативы, как, например, доплаты и
надбавки за классное руководство. Или в ту
категорию доплат, которые не съедают надтарифный
фонд.
– И вы получаете этот надтарифный
фонд полностью?
– Да, процента 22–23 из положенных мне 25.
И то только потому, что у нашей школы есть
собственный расчетный счет. А школы, которые
такого счета не имеют, фактически получают 13–17%
от этого фонда. Куда уходят остальные деньги, не
знаю. Да это и совсем другая проблема.
– Обратимся непосредственно к
надтарифному фонду. Как он распределяется?
– Из 25% обязательные надбавки
составляют 15%, а необязательные – 10%. Причем
обязательные надбавки по закону могут превышать
15%, а стимулирующие надбавки за работу с
учебниками не входят в перечень обязательных
доплат. Значит, входят в 10%, которые опять же по
закону не могут быть превышены. На практике 10%
надбавок – очень маленькие и совсем не
стимулирующие работника деньги.
Мало того, по закону, если по итогам
года образуется экономия фонда оплаты труда, то
нам полагается премия. Я возглавляю школу уже 12
лет, и фонд оплаты труда мы экономили
неоднократно, а вот премии за это школа не
получила ни разу.
– Давайте все же вернемся к вашим
разногласиям с библиотекарями.
– За то, что библиотекарь собирает
деньги с родителей за учебники и делает
централизованный заказ, доплаты ему идут, потому
что это привлечение внебюджетных средств и
дополнительная работа. Но вот купленный учебник
поступил в школу.
Ну, не вижу я разницы! Что купили мы
художественную литературу, что учебник. И ту, и
другую книгу надо поставить на учет, внести в
каталог, расставить по полкам. Я считаю, что это –
работа библиотекаря. А меня убеждают, что нет. Но
если работа с учебниками не входит в обязанности
школьного библиотекаря и он ей не будет
заниматься, то что тогда он будет делать?
– Заниматься чисто библиотечной
работой – организацией фонда, каталогов,
разработкой выставок, составлением картотек…
– А чем тогда школьная библиотека
будет отличаться от обычной поселковой? И зачем
школе нужная такая школьная библиотека, которая
не занимается учебниками? Сейчас из-за отказа
моих школьных библиотекарей заниматься
учебниками они вообще оказались бесхозными.
Поймите меня правильно. Я вовсе не против доплат
школьным библиотекарям.
Я очень ценю их труд. Я хочу только ясности и хочу,
чтобы эта ясность основывалась на законе.
Что же получается? Специальной
должности и ставки или хотя бы полставки для
работника, который должен заниматься учебниками,
в штатном расписании школы нет. А школьному
библиотекарю эту большую и кропотливую работу
делать приходится, хотя это не входит в его
должностные обязанности. И делать за копеечную
оплату. Проблема, которую поставил директор
Катунинской муниципальной общеобразовательной
средней школы Приморского района Архангельской
области Альберт Михайлович Ручьев,
действительно существует и касается тысяч и
тысяч школьных библиотекарей. Возможно, где-то с
ней справились, у кого-то есть уже позитивный
опыт решения.
Архангельск – Москва
Дорогие читатели!
Если в вашей школе этот вопрос сумели решить к
обоюдному согласию, сообщите, пожалуйста, нам в
редакцию, расскажите – как именно. Ваш опыт
поможет не только А.М.Ручьеву, но и тысячам
директоров школ и работников школьных библиотек.
Надеемся также на отклики специалистов разных
рангов – методистов, юристов, руководителей РУО.
|