Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2003


КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

Директорская папка

Инга Кириллова

Ищу закон.
Или хотя бы логику

Этот диалог состоялся в методическом кабинете одной из архангельских библиотек. Моим собеседником был директор Катунинской муниципальной общеобразовательной средней школы Приморского района Архангельской области Альберт Михайлович Ручьев.
А вопрос, который мы с ним обсуждали, не первый месяц является камнем преткновения во взаимоотношениях директора с работниками школьной библиотеки.

С первых же слов Альберта Михайловича мне стало ясно, что человек он энергичный, педагог и директор школы – квалифицированный, болеющий за свое дело.
И когда уже после нашей беседы я узнала, что Ручьев считается в области одним из лучших директоров сельских школ, это не удивило.

Корни проблемы

– Начну немного издалека, – говорит Ручьев, – чтобы обнажить корни проблемы, которая у нас возникла.

В нашей школе за последнее время уменьшилось количество учащихся. Во-первых, это объясняется общим демографическим спадом в стране. А во-вторых, тем, что школа гарнизонная. У нас расформировали полк. Часть семей военнослужащих уехала вместе с детьми. Вот и учеников в школе стало меньше.

Раньше, когда было более 30 классов-комплектов, по штатному расписанию в школьной библиотеке было две ставки: заведующий библиотекой и библиотекарь. А в этом году у нас осталось всего 26 классов-комплектов.

– Стандартное число учеников в классе-комплекте, насколько я помню, – 25. Значит, в вашей школе сейчас осталось 600 учеников?

– Примерно так. Число учащихся уменьшилось с 703 до 583 человек. Некоторые классы мы слили. Средняя наполняемость классов сейчас 22–23 человека.

Уменьшение числа учащихся привело и к штатным изменениям. Чтобы дальнейшие мои аргументы были понятны и неспециалистам, хочу напомнить, что расчет ставок в школьном штатном расписании идет только от количества классов-комплектов.

И вообще хочу сказать, что школьное штатное расписание давно устарело. Все расчеты идут только от классов-комплектов. А это не соответствует потребностям современной школы, учебного процесса и вообще всей – и учебной, и хозяйственной работы в школе.

Но вернемся к нашей проблеме. При 26 классах-комплектах по типовому штатному расписанию с 1 сентября текущего учебного года школьной библиотеке полагается не две, а полторы ставки библиотекарей. Полставки пришлось сокращать. А работают в нашей школьной библиотеке специалисты с высшим образованием. Кого и как сокращать?

У меня как директора школы возникла еще одна проблема. Заведующая библиотекой является руководителем структурного подразделения. Она получает заработную плату по 13 разряду, потому что школа отнесена к первой группе оплаты труда. А у библиотекаря, который работает вместе с заведующей, разряд 7 или 8. Разница в зарплате у заведующей и библиотекаря составляет около полутора тысяч рублей. Я, конечно, понимаю, что должности и ответственность у них разные, но ведь именно на библиотекаря ложится основная часть повседневной работы. Так правомерен ли такой разрыв?

В связи с тем, что у меня в школе уменьшился тарифный фонд, стал меньше на 25% и надтарифный фонд, который расходуется на различного рода доплаты, надбавки. Уменьшение доплат и надбавок коллектив воспринял очень болезненно.

Суть проблемы

– И тут,продолжает Альберт Михайлович, – мы подходим к сути моего конфликта с библиотекарями. Нет, даже не конфликта, а разногласий и взаимного непонимания, которые мешают нам работать. Ссылаясь на какое-то постановление 70-х годов прошлого, ХХ века, библиотекари заявили, что в должностные обязанности школьного библиотекаря входит работа с основным фондом библиотеки и не входит работа с учебниками.

Тогда у меня, директора школы, возникает резонный вопрос: а кто же должен работать с учебниками? Ведь в штатном расписании школы нет должности специалиста, работающего только с учебниками. Конечно, сейчас нет, вернее, почти нет бесплатных учебников. Их покупают родители. Так что, на них свалить всю работу с учебниками?

А как быть с той небольшой частью учебников, которые все-таки остались бесплатными для школьников? У нас в районе их 25% от общего количества. Предназначены они для детей из малообеспеченных семей. Ими-то кто должен заниматься? Если этим не должны заниматься библиотекари, то для этой работы в школьном тарифном расписании должна быть отдельная ставка, отдельная должность. Если учебниками все-таки должны заниматься школьные библиотекари, то я не должен им за эту работу доплачивать. А если доплачивать, то из каких денег? Из мизерного надтарифного фонда? А как же тогда учителя? Им-то ведь тоже полагаются надбавки.

И еще один парадокс. Учебники ведь находятся на хранении в школьной библиотеке у того же библиотекаря. Он их выдает. Я рассуждаю только с точки зрения директора. Для меня нет разницы, что выдает библиотекарь, – экземпляр художественного произведения или справочник, учебник. Думаю, что я прав.

– Но по закону у вас есть относительная свобода в рамках школьного расписания. Может быть, выход найдется именно в этом?

– Вопрос о том, кто должен заниматься учебниками, – частный. Но он выводит нас на другой вопрос – уже общий и очень важный. Мы в школе пользуемся примерным штатным расписанием.
И мне могут сказать, что руководитель может делать свое штатное расписание. Да, может. Но ведь только в рамках тех средств, которые мне определяют. Я не могу ввести новые ставки и должности, когда деньги мне выделяют по старым нормативам. Поэтому работу с учебниками, чтобы я мог за нее доплачивать, следует ввести в обязательные нормативы, как, например, доплаты и надбавки за классное руководство. Или в ту категорию доплат, которые не съедают надтарифный фонд.

– И вы получаете этот надтарифный фонд полностью?

– Да, процента 22–23 из положенных мне 25. И то только потому, что у нашей школы есть собственный расчетный счет. А школы, которые такого счета не имеют, фактически получают 13–17% от этого фонда. Куда уходят остальные деньги, не знаю. Да это и совсем другая проблема.

– Обратимся непосредственно к надтарифному фонду. Как он распределяется?

– Из 25% обязательные надбавки составляют 15%, а необязательные – 10%. Причем обязательные надбавки по закону могут превышать 15%, а стимулирующие надбавки за работу с учебниками не входят в перечень обязательных доплат. Значит, входят в 10%, которые опять же по закону не могут быть превышены. На практике 10% надбавок – очень маленькие и совсем не стимулирующие работника деньги.

Мало того, по закону, если по итогам года образуется экономия фонда оплаты труда, то нам полагается премия. Я возглавляю школу уже 12 лет, и фонд оплаты труда мы экономили неоднократно, а вот премии за это школа не получила ни разу.

– Давайте все же вернемся к вашим разногласиям с библиотекарями.

– За то, что библиотекарь собирает деньги с родителей за учебники и делает централизованный заказ, доплаты ему идут, потому что это привлечение внебюджетных средств и дополнительная работа. Но вот купленный учебник поступил в школу.

Ну, не вижу я разницы! Что купили мы художественную литературу, что учебник. И ту, и другую книгу надо поставить на учет, внести в каталог, расставить по полкам. Я считаю, что это – работа библиотекаря. А меня убеждают, что нет. Но если работа с учебниками не входит в обязанности школьного библиотекаря и он ей не будет заниматься, то что тогда он будет делать?

– Заниматься чисто библиотечной работой – организацией фонда, каталогов, разработкой выставок, составлением картотек…

– А чем тогда школьная библиотека будет отличаться от обычной поселковой? И зачем школе нужная такая школьная библиотека, которая не занимается учебниками? Сейчас из-за отказа моих школьных библиотекарей заниматься учебниками они вообще оказались бесхозными. Поймите меня правильно. Я вовсе не против доплат школьным библиотекарям.
Я очень ценю их труд. Я хочу только ясности и хочу, чтобы эта ясность основывалась на законе.

Что же получается? Специальной должности и ставки или хотя бы полставки для работника, который должен заниматься учебниками, в штатном расписании школы нет. А школьному библиотекарю эту большую и кропотливую работу делать приходится, хотя это не входит в его должностные обязанности. И делать за копеечную оплату. Проблема, которую поставил директор Катунинской муниципальной общеобразовательной средней школы Приморского района Архангельской области Альберт Михайлович Ручьев, действительно существует и касается тысяч и тысяч школьных библиотекарей. Возможно, где-то с ней справились, у кого-то есть уже позитивный опыт решения.

Архангельск – Москва

Дорогие читатели!
Если в вашей школе этот вопрос сумели решить к обоюдному согласию, сообщите, пожалуйста, нам в редакцию, расскажите – как именно. Ваш опыт поможет не только А.М.Ручьеву, но и тысячам директоров школ и работников школьных библиотек. Надеемся также на отклики специалистов разных рангов – методистов, юристов, руководителей РУО.