Библиография
Татьяна Рудишина
Кто на кого похож?
Социологические исследования в детских,
юношеских и школьных библиотеках на страницах
профессиональной печати*
Рудишина Татьяна Валерьевна
– главный библиотекарь методического отдела
ЦГДБ им. А.П.Гайдара Москва |
Когда-нибудь рубеж ХХ и ХХI веков
войдет в историю библиотечного дела как время
региональных исследований. Об этом
свидетельствуют многочисленные публикации на
страницах профессиональных изданий. Россия
велика, социокультурная ситуация с библиотекой,
книгой, другими источниками информации в разных
регионах складывается по-разному. Тем интересней
проследить тенденции, наметившиеся в чтении или
«нечтении» детей и подростков.
Организация подобных анализов или
участие в них – полезное занятие как для
опытного библиотекаря, так и для новичка. Оно
позволяет отрефлексировать свою
профессиональную деятельность. Изучение
читателей, чтения и библиотеки развеивает
разнообразные мифы от «Они ничего не знают, не
читают и знать не хотят» до «У нас все прекрасно,
все дети читают, как и раньше, а читальные залы
ломятся от читателей».
Отдел социологических исследований
работает в РГДБ, РГЮБ, в ряде областных и
городских библиотек. В их штате имеется социолог.
При этом диапазон исследований очень широк, а
масштабы охвата очень разные. В ряде случаев
библиотека заказывает исследование независимым
экспертам, очень часто использует готовые
методики специалистов. Но нередко проводит
самостоятельные изучения, в которых цифры
говорят сами за себя.
РГДБ выпустила сборник «Чтение детей и
подростков в конце ХХ века: По материалам
региональных исследований библиотек» (М.: РГДБ,
1999), а также очень ценное библиографическое
пособие «Чтение детей и подростков:
библиографический указатель литературы на
русском языке за 1994–2000 годы». Это издание
охарактеризовано создателями как «попытка
информации о литературе, освещающей проблемы
чтения детей и подростков в разных аспектах: с
точки зрения философии и культурологии,
литературоведения и книгоиздания, психологии,
педагогики (семейной, школьной, библиотечной)».
Авторы пособия разработали подробный рубрикатор
в предметной области «Детское чтение».
Отделом социологических и
психологических исследований РГЮБ выпущено 4
сборника «Социолог и психолог в библиотеке».
Особый профессиональный интерес у
работников школьных библиотек вызовут
публикации:
Пичугина Т., Полещук М. Информационные
потребности учащихся 5–8 классов//Социолог и
психолог в библиотеке. Вып. III. – М., 2002. – С. 69–104.
Обстоятельный отчет об исследовании,
проведенном в Удмуртской республиканской
библиотеке для детей и юношества (2000–2001 гг.)
Самохина М. Школьная библиотека и
школьный библиотекарь сегодня (Отчет об
исследовании) // Социолог и психолог в библиотеке.
Вып. II. – М., 2001. – С. 45–79.
В регионах регулярно проходят
семинары, совещания, конференции, посвященные
проблемам социологических исследований в
библиотеках. Данный список готовился к
городского семинару детских библиотек Москвы
«Социологические исследования в детских
библиотеках. Теория и практика» (апрель 2002).
Несколько исследований проводились
непосредственно в школьной библиотеке:
Кортунова Л. Несколько вопросов о нас
самих: Школьная библиотека глазами читателей //
«Первое сентября» (вкладка ШБ). – 1999. – № 15. – С. 5.
Минигалевская Н. Мальчишки и девчонки
нового тысячелетия о главном // Библиотека. – 2001.
– № 1. – С. 27–28.
Норильские гимназисты размышляют о
Пушкине, о жизни, о себе.
Пищалева О. Что читают сегодняшние
ученики // Библиотека. – 1998. – № 7. – С. 49–50.
Изучение чтения старшеклассников в
школьной библиотеке г. Иркутска.
Тихонова И., Жильцова В. Читай, и ты
полетишь: Первые городские школьные
библиотечные чтения в Екатеринбурге //
Библиотека. – 2002. – № 7. – С. 14–17.
Рассказ о первых екатеринбургских
чтениях в журнале сопровождают
3 таблицы с результатами социологических
исследований: «Читательский интерес подростков
в сравнении с тем, что думают о нем родители и
учителя»; «Основные факторы, побуждающие
подростков читать разные книги»; «Мнение о
причинах невысокого интереса подростков к
чтению».
Традиционно больше всего исследований
посвящено кругу чтения и месту чтения в
структуре свободного времени современного
ребенка и подростка:
Базилевич О. Возрождаем духовные
традиции народа: Чтение в структуре свободного
времени // Библиотека. – 1999. – № 1. – С. 46–47.
О чтении молодежи от 13 до 20 лет по
материалам социологического исследования
Пермской обл. б-ки им М.Горького.
Белиловская М. Что сегодня читают
подростки // Первое сентября. – 1999. – 13 июля. –
С. 20.
Исследование чтения подростков 11–15
лет в РГДБ.
Бондаренко В., Ефремова Н. Память о
подвиге: Какую литературу о Великой
Отечественной читает молодежь сегодня //
Библиотека. – 2001. – № 1. – С. 72–74.
Исследование приводили в юношеских
библиотеках Москвы, Смоленской, Рязанской
области и в Икшанской трудовой колонии. Авторы
приводят вопросы, анализируют ответы, даны
списки наиболее читаемых и наименее известных
произведений о Великой Отечественной войне.
Бочарова О. Старшеклассник на досуге //
Библиотека. – 1998. – № 11. – С. 56–58.
Некоторые итоги локального
исследования, проведенного в Республиканской
библиотеке для детей и юношества Республики
Удмуртия.
Бубекина Н. Деловые интересы
современных старшеклассников // Библиотека. – 1998.
– № 9. – C. 48–49.
Быкадорова Н. Строка поэта в душе
ребенка // Библиотека. – 2000. – № 1. – С. 39–40.
«Пушкин в чтении подростков 14–15 лет»
– исследование Белгородской областной детской
библиотеки.
Виноградова Г. Штрихи к портрету юного
читателя (результаты исследования) //
Библиотековедение. – 1998. – № 1. – С. 91–96.
Исследование Белгородской ОДБ и
Белгородского университета им. М.Ольминского
«Культурные ориентиры детей и подростков 5–9-х
классов» (1995–1996).
Гурова Л. «Пегас ворвался в класс», или
Какие книги выбирают дети // Библиотека. – 1997. – №
7. – С.53.
Приоритеты читателей Красноярской
областной библиотеки в 1996 году.
Диканенко Л., Олейников А. Не ребенок,
но еще и не взрослый // Библиотека. – 1999. – № 10. –
С. 42–43.
«Подросток и детская библиотека» –
исследование, проведенное в Ярославле.
Дьяконова В. Ключ к взаимопониманию,
или Школа информационного комфорта // Библиотека.
– 1999. – № 10. – С. 55–56.
«Что читают наши дети» –
исследование Тамбовской ОДБ.
Зверева Е. Трудно жить в деревне без
журналов: социологический портрет читателей
деревни Баранниково // Библиотека. – 2002. – № 6. – C.
6–8.
Большое внимание в анализе уделено
детскому, подростковому чтению.
Ильина В. Читают ли дети в читающей
стране? // Библиотека в школе: Газета
издательского дома «Первое сентября». – 2001. – №
5. – С. 4.
Просалкова Ю. Итоги столетия. Что
читает подрастающее поколение в конце ХХ века //
Библиотека. – 2000. – № 2. – С. 36–39.
Рудишина Т. Золотая полка. Лучшие
детские книги уходящего века. Итоги
анкетирования // Библиотека в школе: Газета
издательского дома «Первое сентября». – 2000. – №
12. – С. 4–5.
Рудишина Т. Золотой фонд детской
литературы. Что мы возьмем в ХХI век // «Первое
сентября» (вкладка ШБ). – 1999. – № 15. – С. 5.
Рудишина Т. Фавориты и аутсайдеры
глазами профессионалов. Анализ популярности
периодических изданий для детей и подростков //
Библиотека в школе: Газета издательского дома
«Первое сентября». – 2002. – № 5. – С. 12–15.
Самохина М. Кто и что сегодня читает, и
зачем им это нужно // Новое литературное
обозрение. – 2001. – № 51. – С. 327–340.
Чтение – это вместо жизни? Чтобы от
нее отдохнуть? Чтобы о ней побольше узнать? Чтобы
ее построить, улучшить? Или это просто
удовольствие, и все тут?
Самохина М. Читающая молодежь Москвы
(по результатам двух исследований 1997–1998 годов) //
Библиотековедение. – 1999. – № 1. С. 42–49.
Соловьева И. Периодические издания:
Что читают наши дети // Библиотека. – 1997. – № 9. –
С. 54–56.
Результаты маркетингового
исследования «Изучение эффективности
использования периодических изданий в ЦБС г.
Ижевска». В исследовании выявлены газеты и
журналы наиболее популярные у читателей разных
возрастных групп. Определены мотивы чтения.
Интересны результаты ответов на вопрос: «Наша
библиотека приглашает тебя на разные
мероприятия, посвященные журналам и газетам. Что
ты выберешь?»
Тимофеева Н. Чем ты занят, подросток?...
// Библиотека. – 2001. – № 2. – С. 53–54.
Результаты анкетирования,
проведенного в Караганском районе и г.
Соликамске Пермской области.
Чернецкая О., Олейникова А. Что читают
наши дети // Библиотека. – 1999. – № 8. – С. 45–46.
По результатам исследования «Что
читают дети в Крыму». Приведены списки самых
популярных книг по возрастным группам: 1–4 кл., 5–6
кл., 7–9 кл.
Чудинова В. Чтение детей России в 1990
годы. По материалам исследований в регионах //
Библиотековедение. – 2000. – № 1. – С. 75–81; № 2. – С.
62–66.
Ряд исследований широко ставил вопрос
– социокультурный портрет поколения:
Вылегжанина Т. Какие времена – такие
нравы... // Библиотека. – 2001. – № 10. – С. 32–33.
Опыт исследования по теме
«Социокультурный портрет подростка» в Кировской
области. Респондентам пришлось ответить на очень
непростые вопросы: «Откуда берется нищета?»,
«Страшно ли тебе жить?», «Можно ли для
благополучия и счастья пожертвовать хотя бы
одним человеком?» и т.д.
Красновский Л. Меняются ли вечные
истины? // Библиотека. – 2001. – № 2. – С. 39–42.
Смирнова Н., Паклин А., Ерошина Т. Что
нужно изменить, чтобы каждый захотел быть
честным?: Такой вопрос задали серпуховской
молодежи библиотекари города // Библиотека. – 2002.
– № 7. – С. 42–44.
Пытаясь воссоздать портрет
поколения, авторы исследования подготовили
вопросы анкеты, выявляющие
социально-нравственный статус личности:
Можно ли спорить со взрослыми?
Можно ли принимать людей такими, какие
они есть?
Почему в настоящее время так остро
встала проблема досуга молодежи?
Чем привлечь молодежь, чтобы она не
тратила попусту время?
Что нужно изменить в жизни, чтобы
каждый захотел быть честным и мог быть честным до
конца?
В чем, по вашему мнению, состоит суть
творческой личности?
Почему мы так неуважительно относимся
к нашей истории и нашему культурному наследию?
Где вы ищете полноценную пищу для души?
В чем видите смысл жизни?
Что значит для вас понятие «Родина»?
С кого бы вы хотели брать пример?
Чем человек может гордиться?
Что бы вы хотели пожелать своим
сверстникам?
Что бы вы пожелали взрослым?
Суслова Н. Мы ответим, что нужнее детям
// Библиотека. – 2001. – № 3. – С. 42–45.
Исследование Кировской областной
детской библиотеки им. А.Грина среди читателей
12–15 лет, первая часть которого называлась «Я и
современность», а вторая «Ребенок и книга»
(приведены вопросы и ответы читателей, как
типичные, так и очень индивидуальные).
Шумилова Н. Все зависит от вопроса –
считает молодежь // Библиотека. – 1999. – № 10. – С.
44–46.
Портрет современного молодого
человека, составленный в городе Зеленодольске
Калининградской области.
Современный ребенок и новые
информационные технологии, в т.ч. Интернет –
проблема, остро вставшая в ряде библиотек.
Проблема, с которой столкнулся Запад.
Кабачек О. Интернет в оценках
подростков и библиотекарей // Библиотековедение.
– 2002. – № 5. – С. 51–56.
В работе рассмотрены возрастные
особенности восприятия интернет-культуры и
традиционной книжной культуры детьми и
подростками. Проанализирована зависимость между
частотой пользования компьютером и созданием
«образа» Интернета у детей и библиотекарей.
Кабачек О. Между Интернетом и печатной
страницей: По материалам исследований о детском
чтении // «ПС» Библиотека в школе. – 2000. – № 19. – С.
5.
Чудинова В. Дети и Интернет в
библиотеке // Библиотековедение. – 2000. – № 5. –
С.51–64.
Чудинова В. Дети, библиотеки и новые
информационные технологии // Библиотековедение.
– 2002. – № 5. –
С. 40–50.
По материалам комплексного
исследования «Детские библиотеки и Интернет». В
частности, рассмотрены вопросы: «Отношение
подростков к Интернету», «Посетители детских
библиотек: реальные и виртуальные». Приведены
мнения библиотекарей-новаторов об изменениях в
читательской среде.
Какой видят читатели библиотеку,
решили выяснить в ряде регионов:
Олзоева Г. На кого похож библиотекарь?
// Библиотека. – 1998. – № 6. – С. 68–69.
Учащиеся 6–10-х классов из Улан-Удэ
размышляли о библиотеке и библиотекаре.
«Особенность эмоционального восприятия образа
библиотекаря можно проследить, проанализировав
сравнение этой профессии с цветком. В ответах
респондентов на первом месте оказалась ромашка
(25%). На наш взгляд, цветок хороший, но чаще всего
употребляется с эпитетом “скромная”. На втором
месте – кактус (23%), самый распространенный
эпитет которого – “колючий”, с ним трудно войти
в эмоциональный контакт».
Романова Н. Какая библиотека нам нужна:
мнение детей и родителей // Библиотековедение. –
1997. – № 1. – С. 65–68.
Исследования Пермской ОДБ «Детская
библиотека глазами читателя-подростка» (1994),
«Библиотека. Книга. Семья» (1995).
Яцкова Е. Дано ли нам предугадать... по
результатам исследований // Библиотека. – 2001. – №
4. – С. 75–77.
Результаты мониторинга «Библиотека
глазами детей» в Липецкой областной детской
библиотеке. Особенности методики исследования
младшего возраста заключались в том, что оно
проходило в форме игры. Большой интерес
представляет анкета
эмоционально-лингвистического характера с
вопросами:
1. Как ты думаешь, какой цвет подходит к
этим понятиям [и чувствам. –Ред.]?
А. Детская библиотека
Б. Библиотекарь
В. Абонемент
Г. Читальный зал
Д. Чтение для подготовки к урокам
Е. Чтение для собственного
удовольствия
Ж. Что ты чувствуешь, когда участвуешь
в мероприятии
З. Что ты чувствуешь, когда мероприятие
закончилось
2. Какое выражение лица соответствует
твоему настроению, когда ты приходишь в
библиотеку? Нужное отметить в пустом квадратике:
3. Какое выражение лица бывает у
библиотекаря, когда ты приходишь в библиотеку?
4. Нарисуй, пожалуйста, несуществующее
животное, на которое похожа наша библиотека.
Личность библиотекаря во многом
определяет вкус, стиль общения в библиотеке,
волей-неволей влияет и на политику
комплектования, и на работу с читателями:
Кабачек О. Попытка
культурологического подхода // Библиотека. – 1998.
– № 7. – С. 28.
Детский библиотекарь в зеркале
социологии.
Киселева Н. Анализ общественного
мнения показал: «Больше всего читают
меланхолики» // Библиотека. – 1997. – № 7. – С. 23–24.
Отдел прогнозирования Национальной
библиотеки Удмуртии изучал мнение читателей о
культуре обслуживания и
социально-психологические особенности общения
библиотекаря и читателя.
Щетинина Л., Пахорукова В. Библиотекарь
читающий… Каков он? // Библиотека. – 1998. – № 1. – С.
39–40.
По результатам исследования,
проведенного в Курганской области, библиотекарь
консервативен в своих вкусах.
Библиотека и родители – редкая
проблема, заинтересовавшая исследователя:
Малахова Н., Крюкова В. Кто поможет нам
понять друг друга? // Библиотека. – 2002. – № 2. – С.
44–46.
Психологи и социологи РГДБ
анализируют вопросы и проблемы, с которыми
обращаются родители в службу психологической
помощи библиотеки.
Не менее важно суметь проанализировать
свою работу:
Кирш В. Анкетирование как способ
анализа востребованности // Библиотека. – 2000. – №
11. – С. 43–44.
Методический отдел Тамбовской ОДБ изучает
эффективность своей деятельности.
_______________
* По материалам журналов
«Библиотека», «Библиотековедение», «Школьная
библиотека», газеты «Библиотека в школе»
(публикации 1997–2002 годов). |