Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №6/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Библиография

Татьяна Рудишина

Кто на кого похож?

Социологические исследования в детских, юношеских и школьных библиотеках на страницах профессиональной печати*

Рудишина Татьяна Валерьевна – главный библиотекарь методического отдела ЦГДБ им. А.П.Гайдара Москва

Когда-нибудь рубеж ХХ и ХХI веков войдет в историю библиотечного дела как время региональных исследований. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации на страницах профессиональных изданий. Россия велика, социокультурная ситуация с библиотекой, книгой, другими источниками информации в разных регионах складывается по-разному. Тем интересней проследить тенденции, наметившиеся в чтении или «нечтении» детей и подростков.

Организация подобных анализов или участие в них – полезное занятие как для опытного библиотекаря, так и для новичка. Оно позволяет отрефлексировать свою профессиональную деятельность. Изучение читателей, чтения и библиотеки развеивает разнообразные мифы от «Они ничего не знают, не читают и знать не хотят» до «У нас все прекрасно, все дети читают, как и раньше, а читальные залы ломятся от читателей».

Отдел социологических исследований работает в РГДБ, РГЮБ, в ряде областных и городских библиотек. В их штате имеется социолог. При этом диапазон исследований очень широк, а масштабы охвата очень разные. В ряде случаев библиотека заказывает исследование независимым экспертам, очень часто использует готовые методики специалистов. Но нередко проводит самостоятельные изучения, в которых цифры говорят сами за себя.

РГДБ выпустила сборник «Чтение детей и подростков в конце ХХ века: По материалам региональных исследований библиотек» (М.: РГДБ, 1999), а также очень ценное библиографическое пособие «Чтение детей и подростков: библиографический указатель литературы на русском языке за 1994–2000 годы». Это издание охарактеризовано создателями как «попытка информации о литературе, освещающей проблемы чтения детей и подростков в разных аспектах: с точки зрения философии и культурологии, литературоведения и книгоиздания, психологии, педагогики (семейной, школьной, библиотечной)». Авторы пособия разработали подробный рубрикатор в предметной области «Детское чтение».

Отделом социологических и психологических исследований РГЮБ выпущено 4 сборника «Социолог и психолог в библиотеке».

Особый профессиональный интерес у работников школьных библиотек вызовут публикации:

Пичугина Т., Полещук М. Информационные потребности учащихся 5–8 классов//Социолог и психолог в библиотеке. Вып. III. – М., 2002. – С. 69–104.

Обстоятельный отчет об исследовании, проведенном в Удмуртской республиканской библиотеке для детей и юношества (2000–2001 гг.)

Самохина М. Школьная библиотека и школьный библиотекарь сегодня (Отчет об исследовании) // Социолог и психолог в библиотеке. Вып. II. – М., 2001. – С. 45–79.

В регионах регулярно проходят семинары, совещания, конференции, посвященные проблемам социологических исследований в библиотеках. Данный список готовился к городского семинару детских библиотек Москвы «Социологические исследования в детских библиотеках. Теория и практика» (апрель 2002).

Несколько исследований проводились непосредственно в школьной библиотеке:

Кортунова Л. Несколько вопросов о нас самих: Школьная библиотека глазами читателей // «Первое сентября» (вкладка ШБ). – 1999. – № 15. – С. 5.

Минигалевская Н. Мальчишки и девчонки нового тысячелетия о главном // Библиотека. – 2001. – № 1. – С. 27–28.

Норильские гимназисты размышляют о Пушкине, о жизни, о себе.

Пищалева О. Что читают сегодняшние ученики // Библиотека. – 1998. – № 7. – С. 49–50.

Изучение чтения старшеклассников в школьной библиотеке г. Иркутска.

Тихонова И., Жильцова В. Читай, и ты полетишь: Первые городские школьные библиотечные чтения в Екатеринбурге // Библиотека. – 2002. – № 7. – С. 14–17.

Рассказ о первых екатеринбургских чтениях в журнале сопровождают
3 таблицы с результатами социологических исследований: «Читательский интерес подростков в сравнении с тем, что думают о нем родители и учителя»; «Основные факторы, побуждающие подростков читать разные книги»; «Мнение о причинах невысокого интереса подростков к чтению».

Традиционно больше всего исследований посвящено кругу чтения и месту чтения в структуре свободного времени современного ребенка и подростка:

Базилевич О. Возрождаем духовные традиции народа: Чтение в структуре свободного времени // Библиотека. – 1999. – № 1. – С. 46–47.

О чтении молодежи от 13 до 20 лет по материалам социологического исследования Пермской обл. б-ки им М.Горького.

Белиловская М. Что сегодня читают подростки // Первое сентября. – 1999. – 13 июля. – С. 20.

Исследование чтения подростков 11–15 лет в РГДБ.

Бондаренко В., Ефремова Н. Память о подвиге: Какую литературу о Великой Отечественной читает молодежь сегодня // Библиотека. – 2001. – № 1. – С. 72–74.

Исследование приводили в юношеских библиотеках Москвы, Смоленской, Рязанской области и в Икшанской трудовой колонии. Авторы приводят вопросы, анализируют ответы, даны списки наиболее читаемых и наименее известных произведений о Великой Отечественной войне.

Бочарова О. Старшеклассник на досуге // Библиотека. – 1998. – № 11. – С. 56–58.

Некоторые итоги локального исследования, проведенного в Республиканской библиотеке для детей и юношества Республики Удмуртия.

Бубекина Н. Деловые интересы современных старшеклассников // Библиотека. – 1998. – № 9. – C. 48–49.

Быкадорова Н. Строка поэта в душе ребенка // Библиотека. – 2000. – № 1. – С. 39–40.

«Пушкин в чтении подростков 14–15 лет» – исследование Белгородской областной детской библиотеки.

Виноградова Г. Штрихи к портрету юного читателя (результаты исследования) // Библиотековедение. – 1998. – № 1. – С. 91–96.

Исследование Белгородской ОДБ и Белгородского университета им. М.Ольминского «Культурные ориентиры детей и подростков 5–9-х классов» (1995–1996).

Гурова Л. «Пегас ворвался в класс», или Какие книги выбирают дети // Библиотека. – 1997. – № 7. – С.53.

Приоритеты читателей Красноярской областной библиотеки в 1996 году.

Диканенко Л., Олейников А. Не ребенок, но еще и не взрослый // Библиотека. – 1999. – № 10. – С. 42–43.

«Подросток и детская библиотека» – исследование, проведенное в Ярославле.

Дьяконова В. Ключ к взаимопониманию, или Школа информационного комфорта // Библиотека. – 1999. – № 10. – С. 55–56.

«Что читают наши дети» – исследование Тамбовской ОДБ.

Зверева Е. Трудно жить в деревне без журналов: социологический портрет читателей деревни Баранниково // Библиотека. – 2002. – № 6. – C. 6–8.

Большое внимание в анализе уделено детскому, подростковому чтению.

Ильина В. Читают ли дети в читающей стране? // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября». – 2001. – № 5. – С. 4.

Просалкова Ю. Итоги столетия. Что читает подрастающее поколение в конце ХХ века // Библиотека. – 2000. – № 2. – С. 36–39.

Рудишина Т. Золотая полка. Лучшие детские книги уходящего века. Итоги анкетирования // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября». – 2000. – № 12. – С. 4–5.

Рудишина Т. Золотой фонд детской литературы. Что мы возьмем в ХХI век // «Первое сентября» (вкладка ШБ). – 1999. – № 15. – С. 5.

Рудишина Т. Фавориты и аутсайдеры глазами профессионалов. Анализ популярности периодических изданий для детей и подростков // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября». – 2002. – № 5. – С. 12–15.

Самохина М. Кто и что сегодня читает, и зачем им это нужно // Новое литературное обозрение. – 2001. – № 51. – С. 327–340.

Чтение – это вместо жизни? Чтобы от нее отдохнуть? Чтобы о ней побольше узнать? Чтобы ее построить, улучшить? Или это просто удовольствие, и все тут?

Самохина М. Читающая молодежь Москвы (по результатам двух исследований 1997–1998 годов) // Библиотековедение. – 1999. – № 1. С. 42–49.

Соловьева И. Периодические издания: Что читают наши дети // Библиотека. – 1997. – № 9. – С. 54–56.

Результаты маркетингового исследования «Изучение эффективности использования периодических изданий в ЦБС г. Ижевска». В исследовании выявлены газеты и журналы наиболее популярные у читателей разных возрастных групп. Определены мотивы чтения. Интересны результаты ответов на вопрос: «Наша библиотека приглашает тебя на разные мероприятия, посвященные журналам и газетам. Что ты выберешь?»

Тимофеева Н. Чем ты занят, подросток?... // Библиотека. – 2001. – № 2. – С. 53–54.

Результаты анкетирования, проведенного в Караганском районе и г. Соликамске Пермской области.

Чернецкая О., Олейникова А. Что читают наши дети // Библиотека. – 1999. – № 8. – С. 45–46.

По результатам исследования «Что читают дети в Крыму». Приведены списки самых популярных книг по возрастным группам: 1–4 кл., 5–6 кл., 7–9 кл.

Чудинова В. Чтение детей России в 1990 годы. По материалам исследований в регионах // Библиотековедение. – 2000. – № 1. – С. 75–81; № 2. – С. 62–66.

Ряд исследований широко ставил вопрос – социокультурный портрет поколения:

Вылегжанина Т. Какие времена – такие нравы... // Библиотека. – 2001. – № 10. – С. 32–33.

Опыт исследования по теме «Социокультурный портрет подростка» в Кировской области. Респондентам пришлось ответить на очень непростые вопросы: «Откуда берется нищета?», «Страшно ли тебе жить?», «Можно ли для благополучия и счастья пожертвовать хотя бы одним человеком?» и т.д.

Красновский Л. Меняются ли вечные истины? // Библиотека. – 2001. – № 2. – С. 39–42.

Смирнова Н., Паклин А., Ерошина Т. Что нужно изменить, чтобы каждый захотел быть честным?: Такой вопрос задали серпуховской молодежи библиотекари города // Библиотека. – 2002. – № 7. – С. 42–44.

Пытаясь воссоздать портрет поколения, авторы исследования подготовили вопросы анкеты, выявляющие социально-нравственный статус личности:

Можно ли спорить со взрослыми?

Можно ли принимать людей такими, какие они есть?

Почему в настоящее время так остро встала проблема досуга молодежи?

Чем привлечь молодежь, чтобы она не тратила попусту время?

Что нужно изменить в жизни, чтобы каждый захотел быть честным и мог быть честным до конца?

В чем, по вашему мнению, состоит суть творческой личности?

Почему мы так неуважительно относимся к нашей истории и нашему культурному наследию?

Где вы ищете полноценную пищу для души?

В чем видите смысл жизни?

Что значит для вас понятие «Родина»?

С кого бы вы хотели брать пример?

Чем человек может гордиться?

Что бы вы хотели пожелать своим сверстникам?

Что бы вы пожелали взрослым?

Суслова Н. Мы ответим, что нужнее детям // Библиотека. – 2001. – № 3. –  С. 42–45.

Исследование Кировской областной детской библиотеки им. А.Грина среди читателей 12–15 лет, первая часть которого называлась «Я и современность», а вторая «Ребенок и книга» (приведены вопросы и ответы читателей, как типичные, так и очень индивидуальные).

Шумилова Н. Все зависит от вопроса – считает молодежь // Библиотека. – 1999. – № 10. – С. 44–46.

Портрет современного молодого человека, составленный в городе Зеленодольске Калининградской области.

Современный ребенок и новые информационные технологии, в т.ч. Интернет – проблема, остро вставшая в ряде библиотек. Проблема, с которой столкнулся Запад.

Кабачек О. Интернет в оценках подростков и библиотекарей // Библиотековедение. – 2002. – № 5. – С. 51–56.

В работе рассмотрены возрастные особенности восприятия интернет-культуры и традиционной книжной культуры детьми и подростками. Проанализирована зависимость между частотой пользования компьютером и созданием «образа» Интернета у детей и библиотекарей.

Кабачек О. Между Интернетом и печатной страницей: По материалам исследований о детском чтении // «ПС» Библиотека в школе. – 2000. – № 19. – С. 5.

Чудинова В. Дети и Интернет в библиотеке // Библиотековедение. – 2000. – № 5. – С.51–64.

Чудинова В. Дети, библиотеки и новые информационные технологии // Библиотековедение. – 2002. – № 5. –
С. 40–50.

По материалам комплексного исследования «Детские библиотеки и Интернет». В частности, рассмотрены вопросы: «Отношение подростков к Интернету», «Посетители детских библиотек: реальные и виртуальные». Приведены мнения библиотекарей-новаторов об изменениях в читательской среде.

Какой видят читатели библиотеку, решили выяснить в ряде регионов:

Олзоева Г. На кого похож библиотекарь? // Библиотека. – 1998. – № 6. – С. 68–69.

Учащиеся 6–10-х классов из Улан-Удэ размышляли о библиотеке и библиотекаре. «Особенность эмоционального восприятия образа библиотекаря можно проследить, проанализировав сравнение этой профессии с цветком. В ответах респондентов на первом месте оказалась ромашка (25%). На наш взгляд, цветок хороший, но чаще всего употребляется с эпитетом “скромная”. На втором месте – кактус (23%), самый распространенный эпитет которого – “колючий”, с ним трудно войти в эмоциональный контакт».

Романова Н. Какая библиотека нам нужна: мнение детей и родителей // Библиотековедение. – 1997. – № 1. – С. 65–68.

Исследования Пермской ОДБ «Детская библиотека глазами читателя-подростка» (1994), «Библиотека. Книга. Семья» (1995).

Яцкова Е. Дано ли нам предугадать... по результатам исследований // Библиотека. – 2001. – № 4. – С. 75–77.

Результаты мониторинга «Библиотека глазами детей» в Липецкой областной детской библиотеке. Особенности методики исследования младшего возраста заключались в том, что оно проходило в форме игры. Большой интерес представляет анкета эмоционально-лингвистического характера с вопросами:

1. Как ты думаешь, какой цвет подходит к этим понятиям [и чувствам. –Ред.]?

А. Детская библиотека

Б. Библиотекарь

В. Абонемент

Г. Читальный зал

Д. Чтение для подготовки к урокам

Е. Чтение для собственного удовольствия

Ж. Что ты чувствуешь, когда участвуешь в мероприятии

З. Что ты чувствуешь, когда мероприятие закончилось

2. Какое выражение лица соответствует твоему настроению, когда ты приходишь в библиотеку? Нужное отметить в пустом квадратике:

3. Какое выражение лица бывает у библиотекаря, когда ты приходишь в библиотеку?

4. Нарисуй, пожалуйста, несуществующее животное, на которое похожа наша библиотека.

Личность библиотекаря во многом определяет вкус, стиль общения в библиотеке, волей-неволей влияет и на политику комплектования, и на работу с читателями:

Кабачек О. Попытка культурологического подхода // Библиотека. – 1998. – № 7. – С. 28.

Детский библиотекарь в зеркале социологии.

Киселева Н. Анализ общественного мнения показал: «Больше всего читают меланхолики» // Библиотека. – 1997. – № 7. – С. 23–24.

Отдел прогнозирования Национальной библиотеки Удмуртии изучал мнение читателей о культуре обслуживания и социально-психологические особенности общения библиотекаря и читателя.

Щетинина Л., Пахорукова В. Библиотекарь читающий… Каков он? // Библиотека. – 1998. – № 1. – С. 39–40.

По результатам исследования, проведенного в Курганской области, библиотекарь консервативен в своих вкусах.

Библиотека и родители – редкая проблема, заинтересовавшая исследователя:

Малахова Н., Крюкова В. Кто поможет нам понять друг друга? // Библиотека. – 2002. – № 2. – С. 44–46.

Психологи и социологи РГДБ анализируют вопросы и проблемы, с которыми обращаются родители в службу психологической помощи библиотеки.

Не менее важно суметь проанализировать свою работу:

Кирш В. Анкетирование как способ анализа востребованности // Библиотека. – 2000. – № 11. – С. 43–44.

Методический отдел Тамбовской ОДБ изучает эффективность своей деятельности.

_______________

* По материалам журналов «Библиотека», «Библиотековедение», «Школьная библиотека», газеты «Библиотека в школе» (публикации 1997–2002 годов).