Сценарии
Валентина Клочкова
Буквы из нашей книжки
Ко дню славянской письменности и культуры
|
Валентина Васильевна Клочкова –
зав. библиотекой школы № 1004
Москва |
Ведущий. Здравствуйте ребята!
Мы знаем с вами немало праздников. Но
среди них есть один особенный, он посвящен
славянской письменности и культуре. Отмечая этот
праздник, мы вспоминаем создателей славянской
азбуки – кириллицы.
Кирилл и Мефодий – уроженцы
греческого города Фессалоники. Они жили в IX веке,
были просветителями, проповедовали христианство
среди славян. Они-то и создали славянскую азбуку
на основе греческой.
Хотя с тех пор написание букв сильно
изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа
осталась. И сегодня редко можно встретить
человека, который ни разу не держал в руках книгу,
поэтому на сегодняшнем празднике главной и
уважаемой гостьей будет книга. Давайте
приготовимся как следует встретить ее, ведь я
знаю, что многие из вас большие книголюбы
Но что это? Что за шум?
(На сцену вбегают буквы.)
Ведущий. Что это такое? Буквы должны
быть в книге! Сейчас она сама явится к нам на
праздник. А вы создаете шум и беспорядок.
Буквы. Так мы тоже на праздник
пришли. Ведь если бы не было нас, не было бы и
никаких книг.
Ведущий. Ну это всем и так понятно.
Книги бы не было не только без вас, но и без людей,
которые трудятся над ее созданием. Спросите сами
у ребят: кто необходим для того, чтобы книга
появилась на свет?
Буквы. Ребята, вы знаете?
Ребята. Конечно, знаем. У книги
должен быть автор – один или несколько. Они
сочиняют для нас художественные произведения и
научные.
Буквы. А каких авторов вы можете
нам назвать?
(Ребята перечисляют знаменитые
фамилии.)
Ведущий. Ну молодцы, ребята. Вот и
буквы поняли, что не зря их придумали Кирилл и
Мефодий. А еще кто работает над созданием книги, и
особенно книги детской?
Ребята. Художники. Нам очень
нравятся книги с картинками.
Буквы. Замечательно. А художников
вы знаете так же много, как и писателей? Назовите
нам, пожалуйста, кого из художников вы знаете?
(Дети называют. Если будет заминка, то на
сцене может оказаться художник и рассказать
немножко о своей работе, а также назвать имена
известных детских художников, например Елисеева,
Чарушина и др.)
Ведущий. Хорошо, ребята. Вы назвали
людей так называемых творческих профессий, но
ведь над созданием книги работают люди и других
профессий, например наборщики. Вы знаете, кто
такие наборщики?
(В идеале – даже если ребята не знают,
что это за профессия, хорошо бы подтолкнуть их к
ответу, предложив поразмышлять над самим словом.
Что они могут набирать? Как это может выглядеть?
Если дети уж очень затрудняются с ответом, на
этот вопрос также могут ответить буквы.)
Буква. Ребята, я буква Н, а вот для
того чтобы напечатать текст на наборной машине,
нужна не просто буква, а литера.
Что такое литера?
Литера – это прямоугольный брусок,
который изготавливается из металла, дерева или
пластмассы. на одном из его торцов – рельефное
(выпуклое) изображение буквы, цифры или знака.
Изображение это называется очко. При
печатании очко покрывается краской и дает оттиск
на бумаге. Вот тех людей, которые собирают литеры
в слова и строчки в специальной наборной линейке,
и называют наборщиками.
Буква П. Ну а сейчас каждый из вас,
работая на компьютере, тоже может набрать любой
текст. Правда, это еще будет не книга, а отдельные
листы. А вот для того чтобы книга стала такой,
какой мы ее все привыкли видеть, нужны люди еще
одной профессии. Попробуйте догадаться, кто?
Ребята. Переплетчик.
Ведущий. Молодцы, ребята. Я вот
здесь рядом с буквами стою и слышу, что они вами
очень довольны.
Я на праздник книгу свою любимую
принес. Вот она. Кто мне может сказать, если уж
речь зашла о переплетчиках, где в книге переплет,
крышка, страница. (Ребята отвечают.) Ну хорошо,
пожалуй, на сегодня сведений достаточно для вас,
а вот в другой раз мы обязательно поговорим с
вами более подробно о строении книги.
А сейчас давайте с вами устроим
большую книжную выставку из ваших любимых книг. (Все,
кто хочет, выставляют на стенд принесенные
любимые книжки.) Ну вот видите, какая
замечательная выставка у нас получилась. Может,
кто-то пожелает рассказать о своей любимой книге?
(По желанию детей можно послушать 2–3 небольших
рассказа о книге.)
Ведущий. Ребята, наш праздник был
бы неполным без героев любимых книг, поэтому они,
конечно, явились. Встречайте!
(Входят Иван-царевич, Балда, Принц,
Старуха, Спящая царевна, Мальчик и Девочка.)
Один из героев. На праздник не
принято приходить без подарков, но прежде чем их
получить, вы должны угадать наши загадки.
Иван-царевич. У меня в сумке такая
вещь непредсказуемая. То ли в цель попадет, то ль
куда-то упадет. (Стрела)
Балда. А теперь моя загадка: «С нею
будешь сыт всегда, если есть к тому ж еда». (Ложка)
Старуха. А что у меня, угадайте: «Он
пригожий, с пылу, с жару, у него румяный бок. То
конечно...» (Колобок)
Спящая царевна. А у меня совсем
неприятная вещь. Об него я укололась, слишком
долго я спала, чуть совсем не умерла. (Веретено)
Мальчик и Девочка. Было кислое оно,
но нам однажды помогло. (Яблоко)
Ведущий. А о какой сказке идет речь?
(Гуси-лебеди.)
Ведущий. Посмотрите, какие у нас
получились хорошие подарки. Я думаю, деревянную
ложку Балды, стрелу Ивана-царевича и веретено мы
отдадим в музей сказок. А яблоко и колобок
отдадим самому хорошему читателю. Мы спросим о
нем в конце праздника у библиотекаря.
Ведущий. А у меня зазвонил телефон.
На связи наш собственный корреспондент со
сказочной цветочной поляны. Что же происходит на
цветочной поляне?
Да, друзья, наш корреспондент сегодня
тоже решил говорить загадками. Вот, послушайте,
что он передает.
Собственный корреспондент. Тут
вокруг меня все летает, кружится, жужжит и шуршит
так, что я иногда забываю слова. Ребята, я надеюсь
вы мне поможете и подскажете. Итак, слушайте:
1. С цветка на цветок
Разлетался... (Мотылек)
2. У поляны вырос хмель
На него уселся... (Шмель)
3. А вот сейчас около меня крутится очень
неприятное насекомое. Я думаю, вам не составит
труда угадать, кто это?
Он с тех пор пустился в пляс
Как Муху-Цокотуху спас. (Комар)
Ведущий. Ну вот, связь оборвалась.
наверное, нашего корреспондента укусила
какая-нибудь букашка. А наш праздник
продолжается.
К нам на праздник приплыла золотая
рыбка.
Рыбка золотая, ты можешь угадать
желание ребят?
Золотая рыбка. Без особого труда! Я
думаю всем ребятам хочется посмотреть
какую-нибудь сказку. Мультфильм, например.
(Далее детям предлагается какая-либо
сказка или небольшая сценка, подготовленная
ребятами.)
Ведущий. Ну и здорово мы сегодня
повеселились! Чего же не было на нашем празднике
или кого? Ах, да, вспомнил, не было лучшего
читателя. А о нем нам скажет, как мы и
договаривались библиотекарь.
Библиотекарь. Ребята, целый год в
нашей библиотеке росло чудо-дерево. Вы знаете,
что у Чуковского было чудо-дерево с башмаками и
носками. А какое дерево у нас? Тот, кто часто ходит
к нам, тот знает. Ну а для тех, кто в библиотеку еще
не записался, так и быть, расскажу. На нашем
дереве одновременно растут яблоки и шишки, и
желуди, и просто листья. Но листья не простые, а с
именами детей. Прочитал десять книг – и вот на
дереве листочек с твоим именем, прочитал
двадцать книг – и вырастет твое собственное
яблоко. А шишки и хвоя почему? Это для тех, кто
читает много, но не совсем внимательно, не умеет
пока анализировать, отвечать на вопросы и т.д.
Поэтому таким детям еще необходимо поработать с
книгой, чтобы стать лучшим читателем. Итак,
лучшим читателем в этом году среди ваших классов
стал...
(Лучший читатель выходит на сцену и
получает на память или сувенир, или диплом, или
грамоту – на ваше усмотрение. Потом на сцену
снова выбегают буквы.)
Буквы. Мы получили сегодня на
празднике большое удовольствие. И мы благодарны
Кириллу и Мефодию за то, что они нас придумали, и
вам, ребята, за то, что вы любите книги.
До свидания!
|