Валентина Бородина
«Акме» – значит вершина
Практикум по читательскому развитию
для взрослых и детей. Третье занятие*
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТЕКСТА
Цель: освоение технологии
акмеологического чтения.
Задачи:
– знакомство с методикой анализа
художественного текста;
– воспитание внимательности в
восприятии текста;
– актуализация культурологического
опыта;
– формирование литературоведческих
знаний;
– расширение лексического опыта.
Это занятие посвящено одной из методик
анализа художественного текста. Мир литературы
велик. Существуют и многочисленные методы,
методики, приемы восприятия и анализа
художественных текстов. На нашем первом занятии
состоялось знакомство с основными подходами к
восприятию и анализу литературного текста на
примере сказки-притчи «Спящая книга».
Продолжим работу.
Предлагаемая в формализованном виде
методика анализа текста опирается на
определенные теоретические подходы. Суть их в
следующем:
1. Чтение любого художественного
текста многофункционально и осуществляется в
трех фазах (мотивационно-потребностной,
процессуально-результативной,
результативно-оценочной и прикладной).
2. Содержание текста представляет
собой взаимосвязь нескольких уровней (слоев),
отражающих разные уровни эстетически-образного
и эмоционального осмысления бытия человечества.
3. Главное отличие художественного
текста от других – система выразительных
средств, определяющих его
художественно-эстетическую уникальность.
4. Форма и содержание текста влияют на
систему нравственных и эстетических ценностей
читателя.
5. Универсальность формализации в
восприятии художественного текста создает
условия для творческого постижения конкретного
текста, обеспечивая ассоциативность психической
деятельности личности в определенном
культурологическом пространстве.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
1. Вначале прочтем небольшой рассказ.
На нем проведем диагностику уровня восприятия.
Познакомимся с подходами в постижении
содержания и формы художественного текста.
О бренности
(Масленичная тема для проповеди)
Надворный советник Семен Петрович
Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой
и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента,
когда начнут подавать блины... Перед ним, как
перед полководцем, осматривающим поле битвы,
расстилалась целая картина... Посреди стола,
вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки.
Тут были три сорта водок, киевская наливка,
шатолароз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с
произведением отцов бенедиктинцев. Вокруг
напитков в художественном беспорядке теснились
сельди с горчичным соусом, кильки, сметана,
зернистая икра (3 руб. 40 коп. за фунт), свежая семга
и проч. Подтыкин глядел на все это и жадно глотал
слюнки... Глаза его подернулись маслом, лицо
покривило сладострастьем...
– Ну, можно ли так долго? – поморщился
он, обращаясь к жене. – Скорее, Катя!
Но вот наконец показалась кухарка с
блинами... Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы,
схватил два верхних, самых горячих блина и
аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были
поджаристые, пористые, пухлые, как плечо
купеческой дочки... Подтыкин приятно улыбнулся,
икнул от восторга и облил их горячим маслом.
Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь
предвкушением, он медленно, с расстановкой
обмазал их икрой. Места, на которые не попала
икра, он облил сметаной... Оставалось теперь
только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин
взглянул на дела рук своих и не удовлетворился...
Подумав немного, он положил на блины самый жирный
кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и
задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством
выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот...
Но тут его хватил апоплексический
удар.
Объем текста – 260 сл.
2. Закройте прочитанный текст. Изложите
основное содержание и собственные впечатления
от прочитанного в свободной форме. Эти
впечатления так или иначе отражают ваш
теоретический и методический опыт по работе с
художественным текстом.
3. Выполните задания и ответьте на
вопросы к тексту:
1) Сформулируйте смысл рассказа.
2) Кто, по вашему мнению, автор рассказа?
3) Назовите действующих лиц рассказа.
4) К какому типу можно отнести главный
персонаж (героя) рассказа? Охарактеризуйте его
одним-двумя словами.
5) Какие средства художественной
выразительности использованы автором? Назовите
их и приведите примеры из текста.
6) Какие другие рассказы напоминает
этот рассказ?
7) Возникали ли у вас образные
представления в процессе чтения? Если возникали,
опишите их (устно, письменно).
8) Какие чувства вы испытывали в
процессе чтения?
Откройте текст.
9) Выпишите из рассказа слова, значения
которых не знаете.
10) Дайте толкование следующим словам:
бренность, надворный советник,
проповедь,
бенедиктинцы, засим, фунт,
апоплексический удар. Проверьте объяснения по
словарям.
11) Попытайтесь дать собственный
вариант названия рассказа.
12) Определите и запишите скорость
чтения текста V = ____ сл/мин.
Постарайтесь оценить свои ответы на
вопросы к тексту по пятибалльной шкале.
Ознакомьтесь внимательно с
содержанием методики анализа художественного
текста (МАХТ), представленной на рис. 1.
1. Потребности, мотивы,
установки, интересы, цели |
2. Ориентировочное чтение |
Автор. Название. Выходные
данные.
Аннотация. Предисловие. Послесловие.
Чтение литературы об авторе, его
творчестве |
3. Эмоционально-эстетическое,
смысловое восприятие |
А – Сюжетно-фабульный
уровень
о чем говорится, как развиваются
события
Н – Конкретно-исторический уровень
где, когда, с кем, зачем, какие и в
каких условиях происходили события
А – Идейно-смысловой уровень
основные идеи, образы, смыслы,
персонажи
Л – на философском, социальном
и психологическом уровнях;
ценностные, духовные, нравственные,
эстетические проблемы;
И – авторское «я»
Уровень художественных достоинств
З – средства художественной
выразительности;
эстетика и образность языка,
поэтичность
|
4. Оценка и рефлексия
Оценка по критериям
проблемности, образности,
эмоциональности, эстетичности.
Рефлексия
Осознание мыслей, чувств и переживаний
в соответствии с собственным внутренним миром. |
Изменения в
интеллектуальном, эстетическом, нравственном
«Я».
Воздействие на читательское и
духовное развитие личности.
Перенос в жизнедеятельность и
общение. |
Рис. 1. Методика анализа
художественного текста (МАХТ)
В соответствии с предложенной
методикой проанализируйте текст. Вполне
вероятно, что правильно определили автора
рассказа по стилю, художественным особенностям,
лаконичности. Это действительно один из ранних
рассказов А.П.Чехова, не включенный им в первое
собрание сочинений. Индивидуальность автора
отчетливо проявилась уже на ранних этапах
творчества. Читатель, хорошо знакомый с
произведениями А.П.Чехова, без труда соотнесет
рассказ с его творческой манерой.
Реализация первого этапа методики в
читательской практике определяется содержанием
читательской направленности личности. Она
уникальна, как уникальна и сама личность.
Универсальна лишь структура читательской
направленности, но не ее содержание.
Читательская направленность определяет и
характер ориентировочного чтения, выбор круга
чтения художественной литературы.
Вспомним высказывание Ги де Мопассана:
«В сущности, публика состоит из множества групп,
которые кричат нам:
– Утешьте меня.
– Позабавьте меня.
– Дайте мне погрустить.
– Растрогайте меня.
– Дайте мне помечтать.
– Рассмешите меня.
– Заставьте меня содрогнуться.
– Заставьте меня плакать.
– Заставьте меня размышлять.
И только немногие избранные умы просят
художника: создайте нам что-нибудь прекрасное, в
той форме, которая всего более присуща вашему
темпераменту».
Содержанием читательской
направленности регулируется восприятие
художественного текста, степень глубины
постижения всех уровней и художественной формы.
Но и читательская квалификация
определяет степень восприятия художественного
текста. Сложности в работе с художественным
текстом возникают на третьем и четвертом этапах
методики анализа, особенно при осознании
идейно-смыслового уровня текста в трех ипостасях
(философском, социальном, психологическом –
общечеловеческом) и выявлении особенностей
художественно-эстетической формы. Однако
учиться этому можно и нужно. Специальный анализ
по определенной методике значительно повышает
читательскую квалификацию, совершенствует
творческие способности любого читателя.
Предлагаем один из вариантов анализа
рассказа «О бренности» по МАХТ (рис. 2). Сравните
данный вариант со своим.
I. Потребности, мотивы,
установки, интересы, цели |
Что побудило к чтению? |
Текст предложен в качестве учебного для
освоения МАХТ |
II. Ориентировочное
чтение |
АвторНазваниеВыходные данныеСведения
об авторе и его произведении |
Чехов А.П.О бренности (Масленичная тема
для проповеди).// Чехов А.П. Собр. соч. в 8 т. – Т. 2. –
С. 516–517.Русский писатель, мастер короткого
рассказа.Из произведений, не включенных
А.П.Чеховым в собрание сочинений. Впервые
опубликовано в журнале «Осколки», 1886, № 8. |
III.
Эмоционально-эстетическое и смысловое
восприятие |
1. Сюжетно-фабульный уровень |
Ожидание масленичной трапезы и
приготовление к ней надворного советника. |
2. Kонкретно-исторический уровень |
Эпизод из жизни надворного советника в
России конца XIX в. |
3. Идейно-смысловой уровень |
В философском понимании – сатирический
образ мещанства. В социальном – знаковая
характеристика представителя определенного
социального слоя в соблюдении православных
традиций в России. В психологическом – поведение
человека с почти патологическим нетерпением в
чревоугодных желаниях. |
4. Уровень художествен-ных достоинств |
Использование лексических единиц и
конструкций, обладающих своеобразной смысловой
и стилистической окраской, а также метафор,
эпитетов, сравнений создает образ «героя
масленичного застолья».Сочетание понятий,
относящихся к религиозно-обрядовому обиходу
(проповедь, масленица, бренность), к обиходу
канцелярскому (надворный советник, 3 руб. 40 коп. за
фунт) и военному (поле биты, вытянувшись во фронт),
создает юмористический эффект, который
усиливается употреблением просторечных слов и
выражений (покривило сладострастием, шлепнул на
тарелку, икнул от восторга, хватил удар).Таким
образом, авторская ирония становится очевидной. |
5. Целостное всех слоев |
Осуществляется через восприятие
картины застолья в эмоционально-чувственном. |
IV. Оценка и рефлексия |
Оценка и рефлексия |
Яркость и сочность образов, вызывающих
палитру чувств. Эстетичность языка. Изложение
серьезной проблемы в лаконичной форме.Истинное
удовольствие от художественного мастерства
автора. Размышления о смысле жизни. |
Рис. 2. Методика анализа
художественного текста (МАХТ).
В дальнейшем можете использовать его
как пример. (Возможны иные варианты анализа,
более развернутые и в другом словесном
исполнении.)
Ни одна методика не может учесть все
грани анализа содержания и формы, описать всю
гамму чувств, возникающих в процессе восприятия.
Следовательно, письменное или устное описание
восприятия художественного текста беднее его
реального представления в психике человека. Но
постоянная практика специального осмысления и
описания особенностей восприятия
художественного текста будет развивать
психические способности читателя и
совершенствовать читательскую квалификацию в
целом.
Вполне очевидно, что знание слов, их
понимание в контексте во многом влияет на
восприятие художественного текста как
целостного литературно-культурологического и
философски-психологического явления, определяет
уровень постижения художественного текста в
единстве содержания и формы.
Необходима специальная работа по
освоению лексики художественного текста, а также
совершенствование литературоведческой
составляющей читательской квалификации. Для
этого можно использовать самые разнообразные
способы и приемы.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕКИЙ ПРАКТИКУМ
Выполните задания, направленные на
активизацию литературоведческого знания,
формирующие навыки информационной грамотности и
развивающие психологические качества личности.
1. Найдите соответствия между
терминами и их определениями
Смотри рис. 3.
1. Антонимы |
Слова, одинаковые по звучанию и
написанию, но различные по значению. (1) |
2. Оксюмороны |
Слова, сходные по строению, образованные
от одного корня с помощью разных аффиксов, но
имеющие разный смысл (2) |
3. Омонимы |
Слова, близкие или одинаковые по своему
значению. (3) |
4. Паронимы |
Слова, противоположные по значению. (4) |
5. Синонимы |
Сочетание контрастных по значению слов,
создающих новое понятие или представление.(4) |
Рис. 3
2. Поиск определений по словарям
Выполнение этого задания не только
повышает уровень литературоведческой
квалификации, но и формирует навыки
ориентировочного и выборочного чтения в
процессе работы со словарями.
Существует три рода литературы,
включающие разные жанры.
Это эпос, лирика, драма.
К эпосу, например, относят романы,
новеллы, сказки, былины, поэмы.
К лирике: стихи, оды, элегии, эпиграммы,
песни.
К драме: трагедии, комедии, драмы,
мелодрамы.
Найдите в словарях определения разных
жанров.
3. Расстановка понятий в алфавитном
порядке
Один из самых необходимых навыков
библиотечно-библиографической грамотности –
умение быстро ориентироваться в каталогах,
словарях и справочниках, сформированных по
алфавитному принципу. Предлагаем тренировочное
задание – расставить в алфавитном порядке
названия фольклорных жанров.
Песни. Сказки. Былины. Прибаутки.
Загадки. Частушки. Причитания. Пословицы.
Небылицы. Присловья. Пестушки. Считалки. Потешки.
Скороговорки. Величания. Былички. Предания.
Бывальщины. Поговорки.
Дополнительное задание: дать
определение и краткую характеристику того или
иного жанра (устно).
4. Восстановление пропущенных слов
Это одно из упражнений на формирование
смысловой догадки и эмоционального
прогнозирования. Вы уже знакомы с упражнениями
подобного рода. Они не только тренируют память,
но и повышают уровень читательской культуры.
Пропускать следует те небольшие фрагменты
(слова, словосочетания), отсутствие которых
препятствовало бы глубокому проникновению в
содержание рассказа, постижению текста и
подтекста.
5. Характеристика деталей
В целях более углубленного изучения
художественных произведений целесообразно
использовать методику характеристики деталей.
Лучше всего анализировать слова и
словосочетания, необходимые для понимания
смысла и формы произведения. В рассказе «О
бренности» большую роль играет подтекст, глубину
которого можно понять, проанализировав детали
описания. Как соотносится содержимое стола со
статусом персонажа? Случайно или нет А.П.Чехов
выставляет на стол «пузатый сосуд с
произведением отцов бенедиктинцев»? Как это
характеризует главного персонажа рассказа?
Внимание к деталям, на первый взгляд
малосущественным, позволяет понять смысл
художественного произведения. Важно научиться
видеть текст, контекст, подтекст в целостной
конструкции содержания и формы.
6. Выбор названий художественных
произведений,
в которых использован прием антитезы
(противопоставления)
Пример: «Война и мир». Время на задание
– две-три минуты. Его выполнение тренирует
память, активизирует мыслительную деятельность,
обогащает лексический опыт и свидетельствует о
начитанности ученика. Можно продолжить
тренировку, используя другие приемы. Например,
осуществлять поиск по Книжной летописи или
картотеке названий художественных произведений.
Аналогичным образом можно предлагать читателям
задания на воспроизведение и поиск названий, в
которых использованы синонимы или оксюмороны.
7. Сравнительный анализ художественных
текстов,
посвященных одной теме, но написанных разными
авторами
Выбирать надо небольшие по объему
литературные произведения, вначале
ограничившись двумя-тремя. Например, тема жизни и
смерти волновала многих писателей. Закономерно.
что каждый из них выбирал собственный путь
художественного осмысления. Прочтите рассказы
И.А.Бунина «Легкое дыхание» и «На хуторе»;
В.М.Шукшина «Как помирал старик»; сравните их. Для
сопоставления используйте МАХТ. Такая работа
способствует развитию
художественно-эстетических и идейно-смысловых
ассоциаций, существенно повышает уровень
культуры чтения художественной литературы.
Как видите, имеются практически
неограниченные возможности читательского
развития личности. Наш заочный практикум по
освоению технологии развития читателя
продолжится в следующих выпусках.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Выберите небольшой по объему
художественный текст. Составьте систему заданий
и вопросов к нему на основе МАХТ.
2. Подготовьте упражнения для
активизации литературоведческого и
лексического опыта, используя уже предложенные
варианты или находя самостоятельно другие
приемы.
Удачи и до следующего занятия!
_____________
* Первое занятие было
напечатано в № 20–2002, а ответы
на домашнее задание к нему в №
22–2002; второе занятие – № 23–2002. |