Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2003


Методический день

Выпуск 04 (06) • вкладка в БШ № 07 (91) • 1–15 апреля 2003

 

Колонка редактора

С надеждой на осень

Ну вот, в очередной раз напрасно питали мы надежды на заседание коллегии Министерства образования по работе библиотек отрасли. Заседание перенесли на октябрь. Ощущение лишь одно: в Министерстве не знают, что следует решить, чтобы выглядело перспективно, инновационно, но без лишних хлопот. Надежда, как всегда, на проверенный способ лечения болезни – рассосется как-нибудь житейским самотеком.

В этой связи часто приходится слышать вопрос библиотекарей-практиков: была ли польза от паспортизации, проведенной отделом библиотек Управления книгоиздания в 2001–2002 годах? Была только в одном: директора школ увидели, что об их богом забытых библиотеках вдруг вспомнило родное министерство, значит, могут спросить за состояние. Следовательно, надо произвести некоторые телодвижения в их сторону.

А в остальном …Паспорт выглядел редкостным симбиозом строгой отчетности и социологического опроса, не претендующего на достоверность. Он породил у библиотекарей, думается, не только растерянность. Для ответа на некоторые позиции паспорта, по которым учет никогда не велся, добросовестным библиотекарям пришлось желаемое снять с потолка.

В так называемый паспорт заложены параметры, которые, очевидно, необходимы специалистам институтов культуры для более успешного использования школьных библиотекарей как объектов неусыпного обучения.

Повеселились, я думаю, библиотекари при вырисовывании ответов на такие вопросы: «обеспеченность педагогической литературой ___ названий на 1 ученика», «Кто является основным спонсором Вашей библиотеки», «Количество отказов», «Формы работы с отказами». В этой связи вспоминается расхожий вопрос фотографа: «Вам как сделать: похоже или красиво?» Сочинителям паспорта надо, конечно, красиво.

Видимо, авторы паспорта мыслили провести некую инвентаризацию библиотечного хозяйства школ. К сожалению, не удалось собрать и половины информации. Очевидно, что по фотографии щеки составить представление о целом лице практически невозможно.

А если сказать, что при разработке паспорта не была предусмотрена автоматизированная обработка полученных данных и неизвестно, как это все мыслилось обсчитать, становится очевидным: пользы от паспортизации ноль целых, ноль десятых…

Где-то глубоко в недрах неких комиссий готовятся новые документы для школьных библиотек. Никаких проектов на суд заинтересованной публики вынесено еще не было. Оказывается, на сегодняшний день договорились только о подходах к написанию этих документов. Вот здесь нам бы желательно сфотографировать похоже.

И все же вернемся к несостоявшемуся заседанию коллегии по работе библиотек. Наверное, нужно быть благодарными за то, что не провели формального мероприятия, которое не дало бы ничего ни уму, ни сердцу, ни кошельку. Организаторы не отписались, как частенько бывает (ведь это было бы легче), а просто признались: документы не готовы и вообще не знаем, как можно без денег что-нибудь для ваших библиотек и для вас, библиотечные работники отрасли, сделать.

Искренно благодарим за честность.

Ольга Козлова