Точка зрения
Галина Хомякова
Такое творчество
Анализ работы за год методиста по библиотечным
фондам
В апреле-мае в большинстве методических
центров и школ готовится отчетно-плановая
документация. Любителей этого вида работы не так
много, как хотелось бы. Нередко бумажные планы
живут жизнью совсем непохожей на реальность.
Прекрасно, когда планы, отчеты, анализы
становятся удобным инструментом работы, а не
самоцелью. Трудно, но необходимо один раз
кропотливо все прикинуть, соразмерить
и документально зафиксировать. Потом
обязательно будут вноситься коррективы. И
конечно, отчет получится (по определению должен
быть) раза в полтора толще плана, поскольку
творчество (я не боюсь этого слова) методиста и
школьного библиотекаря находится в теснейшей
взаимосвязи с многомерным миром школы.
Хочется заложить в традицию вкладки
«Методический день» публикацию в эти месяцы
планов, отчетов, анализов. Изобретение
велосипеда на каждой отдельно взятой
методической коленке – не лучший способ
существования в нашей профессии. У многих из вас
есть интереснейший опыт. Так давайте помогать
друг другу. Сегодня мы публикуем материалы
методиста по библиотечным фондам города Вологды
Галины Михайловны Хомяковой.
ЗАДАЧИ НА 2000/2001 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Обеспечение учебной литературой по
заказам и заявкам.
2. Проведение городского
смотра-конкурса школьных библиотек по
экологическому просвещению учащихся (участие в
смотре-конкурсе).
3. Проведение городского
смотра-конкурса школьных библиотек,
посвященного 65-летию Н.М.Рубцова.
4. Разработка творческой группой
школьных библиотекарей социокультурных
тренингов по программе «Истоки».
5. Обобщение опыта работы библиотек
школ № 4, 20, 30 по экологическому просвещению
читателей.
6. Обобщение опыта работы школьных
библиотекарей по литературному краеведению.
7. Подготовка списка методической
литературы, выпущенной методистами, для
городского банка данных и сайта в Интернете.
8. Руководство методическим
объединением школьных библиотекарей, школой
профессионального мастерства, молодого
библиотекаря.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКАМИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ВОЛОГДЫ
1998: средний процент обеспеченности – 98,5;
в личном пользовании – 12%, ветхих – 33%.
1999: средний процент обеспеченности –
89,6; в личном пользовании – 2,3%, ветхих 2,6%.
2000 год: средний процент обеспеченности
– 92,6.
Ежегодно на новый учебный год каждой
школой составлялся перечень учебников школьного
комплекта, на основе федерального и
регионального комплектов, с учетом
библиотечного фонда и заказа школы. Перечень
учебников школьного комплекта рассматривался на
методическом объединении учителей-предметников
и на педсовете и утверждался директором школы.
Затем перечни рассматривали в Центре
повышения квалификации педагогических
работников образовательной системы г. Вологды.
Они были обобщены в сборнике «Комплект учебников
муниципальных общеобразовательных учреждений г.
Вологды на 2001/2002 учебный год». Сборник необходим
методистам ЦПК для оказания помощи работникам
общеобразовательных учреждений, заведующим
школьными библиотеками и самой школе.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ
РАБОТНИКОВ
Школа профессионального мастерства
(участвовали библиотекари школ
№ 2, 4, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 25, 29, 37, 41, 13, 23, 39, гимназии
«Гармония») – руководитель Г.М.Хомякова.
Школа молодого библиотекаря (школы
№ 2, 9, 10, 13, 17, 24, 26, 32, 5, 19, 20, 27, 31, 38 с/к школа, 107
д/с-школа) – руководитель И.Ф.Калининская
На всех семинарах школ администрация
предоставляла информацию о школе и ее
библиотеке. Открывала семинар и подводила итоги
методист. На проведенных семинарах по итогам
проводились тренинги «Ресурсный круг», которые
давали возможность присутствующим высказаться о
работе семинара.
В школах № 15, 13, 25 для участия в работе
семинара привлекались школьные психологи. Ими
проводились психологические тренинги.
На научно-практической конференции в
Вологде 29–30 ноября 2000 года профессором РАЕН
И.А.Кузьминым было предложено провести заседание
секции школьных библиотекарей области на тему:
«Обеспечение социокультурным инструментарием
образовательной области “Истоковедение”» (план
прилагается).
Для подготовки заседания секции была
создана творческая группа школьных
библиотекарей г. Вологды школ № 3, 15, 13, 22, 33, 39,
которые разработали социокультурные тренинги.
Библиотекари представили свои разработки на
заседании секции и получили высокую оценку
присутствующих.
По итогам работы секции выпущен
сборник «Обеспечение социокультурным
инструментарием образовательной области
“Истоковедение”». Тренинги, разработанные
творческой группой библиотекарей, вошли в этот
сборник.
С 14 по 26 мая запланировано проведение
областных курсов школьных библиотекарей. На базе
школ № 37,13, 3 подготовлены семинары. Темы:
1. Ведение документации в ШБ.
2. Планирование работы ШБ.
3 Библиотека – центр информации в
школе.
4. Активные формы работы с читателями
(социокультурные тренинги).
К курсам подготовлены лекции
методиста на темы:
1. Нормативно-правовые документы,
обеспечивающие деятельность школьных библиотек.
2. Учебное книгообеспечение в условиях
вариативности образования.
Тематика совещаний с заведующими
школьными библиотеками в текущем году:
Новые инструктивные документы об
учете библиотечного фонда.
Анализ работы, задачи на новый учебный
год.
Обеспечение учебниками Федерального
комплекта на 2002/2002 уч. год.
Информационное совещание школьных
библиотекарей по обеспечению учебниками
регионального комплекта.
Всего проведено:
cеминаров – 11 (3 областных);
cовещаний – 4;
дней информации на базе библиотеки ЦПК
– 5;
индивидуальных консультаций для
библиотекарей, руководителей ОУ в течение года –
17.
Школы № 5, 9, 10, 17, 19, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33, 35, 41,
107, 8 ШРМ, 1 ШРМ.
В течение учебного года были посещены
библиотеки 12 школ: № 8, 9, 14, 18, 31, 15, 22, 26, 39, 20, 24, 33.
Цель: ведение документации в
школьной библиотеке согласно новой инструкции
об учете библиотечного фонда (приказ МОРФ от
24.08.2000 года № 2488).
Оказание методической помощи
начинающим зав. библиотеками. Посещены
библиотеки школ № 9, 26, 24, 33.
По итогам посещения составлены
аналитические справки, которые обсуждены с
администрациями школ.
Подготовлены сборники материалов из
опыта работы:
1. Библиотека – центр школьной
информации и культуры (обобщение опыта работы
школ № 4, 20, 30).
2. Обеспечение социокультурным
инструментарием образовательной области
«Истоковедение». В сборник вошли
социокультурные тренинги (активные формы работы
с читателями), разработанные библиотекарями школ
№ 15, 13, 39, 33, 3, 22.
3. Выпущен сборник «Бродят строчки его
по Руси…»(сценарии литературно-музыкальных
композиций по творчеству Н.М.Рубцова).
4. Готовится к изданию сборник
«Комплект учебников МОУ г. Вологды на 2001/2002
учебный год».
Подготовлен список методической
литературы, выпущенной УПК в помощь
руководителям общебразовательных учреждений,
педагогам, методистам, библиотекарям.
По итогам работы за год составлен алгоритм
собеседования с заведующими школьными
библиотеками, которое состоится с 4 по 19 июня. По
итогам алгоритма будет составлен план работы на
новый учебный год.
Разработаны по предложению методиста
следующие концепции и программы развития:
библиотеки средней школы № 22 по
обеспечению социокультурного системного
подхода к истокам в образовании (зав. библиотекой
О.И.Смирнова);
библиотеки школы № 4 по модели
«Экология и диалектика» на 2000/2007 учебный год.
(зав. библиотекой А.В.Смирнова);
библиотеки школы № 13 на 2000–2012 годы
(зав. библиотекой Л.М.Дубова);
библиотеки школы № 20 на 2000–2005 годы
(зав. библиотекой Н.А.Ананьева);
Разработана циклограмма деятельности
для общеобразовательных учреждений по
обеспечению учащихся учебной литературой на
2000/2001 учебный год, которая поможет педагогам,
классным руководителям, библиотекарям,
руководителям в обеспечении учебниками в
течение всего учебного года.
Итоги городского смотра-конкурса по
экологическому просвещению учащихся будут
проводиться в июне. Лучшие материалы будут
представлены на областной смотр-конкурс
школьных библиотек по экологическому
просвещению.
Опыт лучших библиотекарей по
экологическому воспитанию обобщен в сборнике
«Библиотека – центр информации и культуры» (опыт
школ № 4, 20, 30).
В течение года проведены 2 городских
смотра-конкурса школьных библиотек:
1. Городской смотр-конкурс, посвященный
65-летию Н.М.Рубцова.
2. Городской смотр-конкурс по
экологическому просвещению учащихся.
Оргкомитет подвел итоги
смотра-конкурса, посвященного 65-летию
Н.М.Рубцова. Отмечена работа по теме библиотек в
школах № 15, 3, 25, 30, 14, 41, 16, 37.
Дипломы по итогам смотра-конкурса
будут вручаться в международный день школьных
библиотек.
Разработана диагностическая анкета
для анализа работы методиста и МО за год. С 14 по 19
июня она будет проведена с заведующими школьными
библиотеками. Итоги будут учитываться при
планировании работы на следующий учебный год.
Результаты:
· В 2000 году улучшился процент
обеспеченности учебниками общеобразовательных
учреждений (92,6%) по сравнению с 1999 годом (89,6).
· Качественно изменились заказы
общеобразовательных учреждений на федеральный и
региональный комплекты.
· Повысилась заинтересованность
администраций школ в проводимых семинарах для
школьных библиотекарей. Итоги семинаров для
обобщения опыта в печатном виде представляются в
ЦПК.
· улучшилась материально-техническая
база школьных библиотек:
– проведен ремонт в библиотеках школ
№ 39, 14, 8 и оснащение оборудованием (новые
стеллажи, столы);
– библиотека школы № 14 переехала в
новое помещение;
– в библиотеке школы № 39 сделан
капитальный ремонт, выделено другое помещение
под библиотечный фонд;
– в библиотеке школы № 8 фонд
учебников перенесен на первый этаж (оборудовано
помещение библиотеки).
· Опыт работы школьных библиотек по
экологическому просвещению представлен на
областном смотре-конкурсе.
· Материалы информационного бюллетеня
отправлены в журнал «Школьная библиотека», где
обобщен опыт работы библиотек № 22, 15, 12.
· Подготовлен список методической
литературы, выпущенной методистом для
городского банка данных и сайта в Интернете.
· Обобщен опыт работы творческой
группы школьных библиотек по разработке
активных форм работы с читателями
(социокультурные тренинги), который вошел в
сборник «Обеспечение социокультурным
инструментарием образовательной области
“Истоковедение”».
· Второй год по предложению методиста
школы составляют перечень учебников школьного
комплекта на учебный год.
· Впервые разработан и использовался
алгоритм собеседования по итогам года с
заведующими школьными библиотеками.
· Третий год применяется
диагностическая карта школьных библиотек, с
помощью которой оценивается работа методиста и
вносятся предложения по планированию на новый
учебный год.
Проблемы, над которыми необходимо
работать в новом учебном году.
В течение 5 лет комплектование
школьных библиотек программной художественной и
научной литературой отсутствует. Решить вопрос о
выделении средств на комплектование библиотек. В
этих целях разработать схему потребностей (по
классам).
Задачи
· Составить картотеки учебников:
– по педагогическим системам (для
начальной школы);
– по общеобразовательным учреждениям;
– на новые поступления.
· Провести курсы повышения
квалификации в режиме стажировок (27 человек,
март).
· Активнее поработать с бухгалтериями
№ 1, 2 по учету библиотечного фонда (новая
инструкция) для выработки единого требования к
ведению учета.
· Добиваться компьютеризации школьных
библиотек через руководителей
общеобразовательных учреждений, а также
обучения на курсах по освоению новых
информационных технологий.
· Подготовить анализ заказов
учебников ОУ на 2002/2003 учебный год.
· Обобщить опыт работы по
литературному краеведению и представить
информацию в Интернет.
· Своевременно выполнять заказы
общеобразовательных учреждений на учебники
федерального и регионального комплектов (по
заказам).
РАБОТА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
Темы семинаров
– Место школьной библиотеки в
обеспечении образовательного процесса школы и
ее ресурсы.
– Конференция «Книга сегодня и
завтра» Из опыта работы библиотек № 4, 3, 15.
– Экологическая культура. Зав.
библиотекой школы № 20.
– Обобщение опыта работы.
– Активные формы работы с читателями.
Зав.библиотекой школы № 13.
– Роль школьных библиотек в
реализации программы социально-экологического
обучения и воспитания учащихся. Зав. библиотекой
школы № 21.
– Работа школьной библиотеки по
литературному краеведению. зав. библиотекой
школы № 14.
– Основные направления в работе
школьных библиотек по литературному
краеведению. Зав.библиотекой школы № 41.
Планы семинаров*
План семинара
«Работа школьной библиотеки
по литературному краеведению»
Место проведения: школа № 41.
Время проведения: 15.02.01 с 10.00.
10.00–10.10 – Открытие семинара. Хомякова
Г.М. – методист ЦПК.
10.10 –10.25 – Визитная карточка школы № 41.
Андреева М.Н. – зам. директора по УВР.
10.25–10.45 – Основные направления работы
библиотеки по краеведению. Логвиненко Г.А. – зав.
библиотекой.
10.45–11.05 – «Литературное краеведение»
(из опыта работы). Самойлова Л.А. – учитель
русского языка и литературы.
11.05–11.15 – Посещение школьного
этнографического музея. Байкова Н.Н. – учитель
истории.
11.15–12.05 – Литературно-музыкальная
композиция «Пусть душа останется чиста» по
творчеству Н.Рубцова (учащиеся 8-х классов).
12.05 – Ресурсный круг. Итоги.
* * *
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЫ МОЛОДОГО
БИБЛИОТЕКАРЯ
Руководитель И.Ф. Калининская.
1. Технология работы школьной
библиотеки.
Ноябрь, шк. № 15, Калининская И.Ф.
2. Работа библиотекаря с фондом
учебников.
Декабрь, шк. № 16, Малярова Н.В.
3. Совместная работа библиотеки с пед.
коллективом, методическим объединением
учителей.
Январь, шк. № 12, Грибанова Т.В.
4. Библиотека – центр информации в
школе.
Февраль, шк. № 25, Абрамова Л.В.
5. Работа школьного библиотекаря по
составлению заказа на учебники ФК.
Апрель, шк. № 7, Кошарина Р.Н.
_____________
* Все планы утверждаются
директором ЦПКПРО. |