Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2003


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Детское чтение

Ольга Мяэотс

Премия Астрид Линдгрен

18 марта были объявлены имена лауреатов Международной премии имени Астрид Линдгрен. Первыми этой почетной награды удостоились австрийская писательница Кристине Нёстлингер и американский художник Морис Сендак.

Премия Астрид Линдгрен была учреждена Правительством Швеции сразу после смерти всемирно известной писательницы – как дань ее памяти и как желание поддержать тот высокий стандарт детской книги, который она утверждала своим творчеством.

Премьер-министр Швеции Йоран Перссон так оценил значение новой важной международной премии: « Я надеюсь, что премия будет выполнять двойную роль – служить нам напоминанием об Астрид и деле ее жизни, а также будет способствовать популяризации хорошей детской литературы и содействовать ее развитию».

Премия призвана привлекать внимание мировой общественности как к литературе для детей и подростков, так и к правам детей, защите которых так много внимания и сил уделяла сама Астрид Линдгрен.

Премия в размере 5 миллионов шведских крон (около 553 000 долларов США) по решению учредителей может быть присуждена писателю или художнику за исключительный вклад в развитие детской книги, а также ею может быть отмечена любая деятельность по пропаганде чтения и защите прав ребенка.

Премию присуждает жюри, в состав которого входят 12 человек – писатели, иллюстраторы, библиотекари, литературные критики. В будущем предполагается, что выдвигать кандидатов на премию смогут различные международные организации.

Объявление лауреатов будет проходить ежегодно в марте в родном городе Астрид Линдгрен – Виммербю. Церемония вручения первой премии состоится 4 июня сего года в Стокгольме.

Кристине Нёстлингер, знаменитая австрийская писательница, по праву может считаться одним из наиболее интересных и оригинальных авторов мировой детской литературы. «Ее разностороннее творчество характеризует дерзкий юмор, проницательность, деликатность и теплота. Она всегда последовательно отстаивает интересы детей и всех отверженных» – это строки из заключения жюри. Нёстлингер пишет для детей разного возраста, а также для взрослых. Диапазон ее творчества необычайно широк: от волшебных сказок – до реалистических историй из современной жизни, стихи и проза, радиопьесы и… кулинарные книги.

Герои книг Кристине Нёстлингер – обычные современные дети. Они живут не в изолированном литературном мире, а по соседству с нами, и, если постараться, их наверняка можно повстречать.
В персонажах Нёстлингер читатели узнают самих себя: несовершенных, ошибающихся, ищущих выхода, живущих нормальной жизнью с радостями и невзгодами.

Притягательность книг Кристине
Нёстлингер в том, что она учит читателей, как выжить в сложном, постоянно меняющемся мире. Учит не сдаваться, не пасовать перед трудностями, верить в свои силы, думать своей головой, отличать истину от фальши.

«В 1968 году я надеялась и верила, что дети будут жить в другом мире, лучше, чем их родители, – призналась Кристине Нёстлингер в одном из интервью. – Я полагала, что могу им помочь, подготовить их к взрослой жизни, чтобы они не сдавались и умели постоять за себя, отстоять свои убеждения. Сегодня я уже не осмеливаюсь призывать детей бунтовать. Я могу лишь поддержать их в трудную минуту, могу утешить, внушить надежду, сказать: «Погоди, еще пара лет – и ты вырастешь, надо держаться».

Кристине Нёстлингер удостоена более 30 различных литературных премий, в том числе – медали Ханса Кристиана Андерсена.

Морис Сендак – одна из центральных фигур современной детской книжной иллюстрации, создатель оригинальных книжек-картинок. Его самая известная книга «Там, где живут чудовища» была издана в десятках стран. Морис Сендак произвел настоящий переворот в детской иллюстрированной книге, не только расширив тематику, но и изменив эстетические и психологические критерии, предъявляемые к этому жанру детской литературы. Из развлекательной книжки с картинками современная книга превратилась в сложное многоплановое явление, где через слово и художественный образ решаются глубокие философские и психологические проблемы. Книги Мориса Сендака отличает новизна отношения к ребенку, они лишены слащавости и умиления, они легки, но
не беспечны, наоборот, в них ощущается внутренний трагизм: маленькие герои один на один встречаются с неустроенностью взрослого мира, они лишены поддержки старших, единственная опора ребенка – фантазия. «Слишком многие родители и слишком многие детские писатели не считаются с тем фактом, что дети часто страдают. Мои дети очень веселые, но подчас и беззащитные тоже. Беззащитность – вот отличительная черта детства. И я часто пытаюсь нарисовать, что дети чувствуют или, скорее, как я себе представляю их чувства, т.е. то как я ощущал себя, когда был ребенком», – признавался художник.

Несмотря на то что новаторство Мориса Сендака вызывало подчас резкую критику «специалистов» – педагогов, библиотекарей и даже родителей, его книги стали подлинной классикой детской литературы и были удостоены многочисленных премий, в том числе медали Кальдекотта и медали Ханса Кристиана Андерсена.