Детское чтение
Ольга Мяэотс
Премия Астрид Линдгрен
18 марта были объявлены имена лауреатов
Международной премии имени Астрид Линдгрен.
Первыми этой почетной награды удостоились
австрийская писательница Кристине Нёстлингер и
американский художник Морис Сендак.
Премия Астрид Линдгрен была учреждена
Правительством Швеции сразу после смерти
всемирно известной писательницы – как дань ее
памяти и как желание поддержать тот высокий
стандарт детской книги, который она утверждала
своим творчеством.
Премьер-министр Швеции Йоран Перссон
так оценил значение новой важной международной
премии: « Я надеюсь, что премия будет выполнять
двойную роль – служить нам напоминанием об
Астрид и деле ее жизни, а также будет
способствовать популяризации хорошей детской
литературы и содействовать ее развитию».
Премия призвана привлекать внимание
мировой общественности как к литературе для
детей и подростков, так и к правам детей, защите
которых так много внимания и сил уделяла сама
Астрид Линдгрен.
Премия в размере 5 миллионов шведских
крон (около 553 000 долларов США) по решению
учредителей может быть присуждена писателю или
художнику за исключительный вклад в развитие
детской книги, а также ею может быть отмечена
любая деятельность по пропаганде чтения и защите
прав ребенка.
Премию присуждает жюри, в состав
которого входят 12 человек – писатели,
иллюстраторы, библиотекари, литературные
критики. В будущем предполагается, что выдвигать
кандидатов на премию смогут различные
международные организации.
Объявление лауреатов будет проходить
ежегодно в марте в родном городе Астрид Линдгрен
– Виммербю. Церемония вручения первой премии
состоится 4 июня сего года в Стокгольме.
Кристине Нёстлингер, знаменитая
австрийская писательница, по праву может
считаться одним из наиболее интересных и
оригинальных авторов мировой детской
литературы. «Ее разностороннее творчество
характеризует дерзкий юмор, проницательность,
деликатность и теплота. Она всегда
последовательно отстаивает интересы детей и
всех отверженных» – это строки из заключения
жюри. Нёстлингер пишет для детей разного
возраста, а также для взрослых. Диапазон ее
творчества необычайно широк: от волшебных сказок
– до реалистических историй из современной
жизни, стихи и проза, радиопьесы и… кулинарные
книги.
Герои книг Кристине Нёстлингер –
обычные современные дети. Они живут не в
изолированном литературном мире, а по соседству
с нами, и, если постараться, их наверняка можно
повстречать.
В персонажах Нёстлингер читатели узнают самих
себя: несовершенных, ошибающихся, ищущих выхода,
живущих нормальной жизнью с радостями и
невзгодами.
Притягательность книг Кристине
Нёстлингер в том, что она учит читателей, как
выжить в сложном, постоянно меняющемся мире. Учит
не сдаваться, не пасовать перед трудностями,
верить в свои силы, думать своей головой,
отличать истину от фальши.
«В 1968 году я надеялась и верила, что
дети будут жить в другом мире, лучше, чем их
родители, – призналась Кристине Нёстлингер в
одном из интервью. – Я полагала, что могу им
помочь, подготовить их к взрослой жизни, чтобы
они не сдавались и умели постоять за себя,
отстоять свои убеждения. Сегодня я уже не
осмеливаюсь призывать детей бунтовать. Я могу
лишь поддержать их в трудную минуту, могу
утешить, внушить надежду, сказать: «Погоди, еще
пара лет – и ты вырастешь, надо держаться».
Кристине Нёстлингер удостоена более 30
различных литературных премий, в том числе –
медали Ханса Кристиана Андерсена.
Морис Сендак – одна из центральных
фигур современной детской книжной иллюстрации,
создатель оригинальных книжек-картинок. Его
самая известная книга «Там, где живут чудовища»
была издана в десятках стран. Морис Сендак
произвел настоящий переворот в детской
иллюстрированной книге, не только расширив
тематику, но и изменив эстетические и
психологические критерии, предъявляемые к этому
жанру детской литературы. Из развлекательной
книжки с картинками современная книга
превратилась в сложное многоплановое явление,
где через слово и художественный образ решаются
глубокие философские и психологические
проблемы. Книги Мориса Сендака отличает новизна
отношения к ребенку, они лишены слащавости и
умиления, они легки, но
не беспечны, наоборот, в них ощущается внутренний
трагизм: маленькие герои один на один
встречаются с неустроенностью взрослого мира,
они лишены поддержки старших, единственная опора
ребенка – фантазия. «Слишком многие родители и
слишком многие детские писатели не считаются с
тем фактом, что дети часто страдают. Мои дети
очень веселые, но подчас и беззащитные тоже.
Беззащитность – вот отличительная черта
детства. И я часто пытаюсь нарисовать, что дети
чувствуют или, скорее, как я себе представляю их
чувства, т.е. то как я ощущал себя, когда был
ребенком», – признавался художник.
Несмотря на то что новаторство Мориса
Сендака вызывало подчас резкую критику
«специалистов» – педагогов, библиотекарей и
даже родителей, его книги стали подлинной
классикой детской литературы и были удостоены
многочисленных премий, в том числе медали
Кальдекотта и медали Ханса Кристиана Андерсена. |