Издательский дом
Выпуск 07 (19) • вкладка в БШ № 07 (91) • 1–15
апреля 2003
Час тихого чтения
Я
ИДУ НА УРОК БИОЛОГИИ: Зоология: Беспозвоночные.
Книга
для учителя. Редактор-составитель А.Я.Щелкунова.
Издательство «Первое сентября», Москва, 2000
Сборник составлен на основе
материалов, опубликованных в еженедельнике
«Биология» (приложение к газете «Первое
сентября»), и включает в себя лучшие разработки
уроков, дидактические материалы,
научно-популярные статьи, вопросы олимпиад и
сценарии биологических вечеров и руководства по
содержанию «Живых уголков».
Научно-популярные статьи, помещенные в
сборнике, содержат интересные, в том числе
малоизвестные, сведения об основных группах
беспозвоночных животных. Статьи об
инфузориях-убийцах, моллюсках, мидиях, паучьих
сетях, поющих муравьях, термитах, бортовых пчелах
и бабочках (всего в этом разделе 16 статей)
послужат хорошей иллюстрацией изучаемых в
школьном курсе понятий и явлений, сделают уроки
более содержательными и интересными.
Раздел «Открытый урок» – это девять
разработок и сценариев уроков, среди которых
есть уроки-спектакли «Ползет амеба по
субстрату», «Паучьи сказки – детские рассказки»
и урок-исследование «Планктон», уроки-викторины
«Тип Членистоногие», «Класс Ракообразные»,
«Бабочки» и урок-конференция «Многообразие и
значение насекомых». Сценарии уроков составлены
так, что контрольные задания и вопросы викторин
перемежаются с изложением нового материала, –
все это сделает уроки живыми и запоминающимися.
«Дидактические материалы» сборника
представляют собой несколько групп
познавательных задач, задания и вопросы (в том
числе и задачи повышенной трудности). Особый
интерес вызывают методические рекомендации по
использованию опорных сигналов при изучении
зоологии беспозвоночных и 230 идеографических
изображений с комментариями, раскрывающими
закодированную в идеограммах информацию.
Без опытов и наблюдений в «Живом
уголке» уроки биологии немыслимы. В сборнике
приводятся рекомендации по содержанию
беспозвоночных животных (амебы, гидры, дафнии,
циклопы, водяные ослики и пауки, речные раки) в
школьном живом уголке; описания опытов,
наблюдений («Зоопарк на подоконнике»,
«Содержание палочника в террариуме», «Личинки
насекомых» и «Чему можно научить насекомых»),
которые можно провести и на уроке, и на занятиях
кружка, и в домашних условиях.
Сборник может быть полезен учителю при
подготовке к урокам, школьникам – к выпускным и
вступительным экзаменам, в работе биологических
кружков, а также студентам-биологам.
Я
ИДУ НА УРОК БИОЛОГИИ. Зоология. Пресмыкающиеся.
Книга
для учителя. Редактор-составитель
Н.Ю.Феоктистова.
Издательство «Первое сентября», Москва, 2000
Сборник включает разработки и
сценарии уроков, дидактические материалы и
викторины, научно-популярные статьи, а также
материалы, посвященные содержанию животных в
живом уголке.
В первой части сборника – «Копилка
опыта» – содержатся сценарии уроков-спектаклей
«Капля тайны в чаше яда» и «Исчезнувший мир
динозавров», урока-игры «Экспедиция в затерянный
мир», в которые наряду с программным материалом
включены исторические и географические
сведения, расширяющие кругозор школьников, а
викторина на тему «Пресмыкающиеся» насыщена
надолго запоминающимися вопросами и ответами.
Следующая часть, «За страницами
учебника», состоит из 14 научно-популярных статей
о представителях класса пресмыкающихся:
динозаврах, змеях, ящерицах, черепахах –
говорят сами за себя: «Змеиный яд – опасность и
лекарство», «Клинок и яд, и легкие доспехи»,
«Лесной дракон» – об уникальном семействе
агамовых, «Самые-самые пресмыкающиеся», о
гигантских черепахах, нильских крокодилах, самых
опасных для человека змеях и, конечно, о
динозаврах.
Двенадцать познавательных задач и
заданий (в части «Дидактические материалы»)
помогут лучше закрепить полученные знания,
поддержать интерес учащихся к этому классу
животных и, что очень важно, по возможности
изменить негативное отношение к отдельным его
представителям.
Рекомендации по содержанию
разнообразных пресмыкающихся (гекконов,
эублефаров, водяных черепах), по изготовлению
наиболее удобных террариумов и выбору растений
для них, а также советы по проведению наблюдений
и постановке простых опытов обычно рассеяны по
различным книгам. В сборнике они собраны в одном
разделе – «Живой уголок».
Сборник составлен на основе
материалов, опубликованных в еженедельнике
«Биология» (газета Издательского дома «Первое
сентября»). Он может быть использован учителями
средних школ, в работе биологических кружков, а
также школьниками, готовящимися к выпускным и
вступительным экзаменам.
Я
ИДУ НА УРОК БИОЛОГИИ. Зоология. Рыбы и
земноводные.
Книга для учителя. Редактор-составитель
Н.Ю.Феоктистова.
Издательство «Первое сентября», Москва, 2000
Книга «Я иду на урок биологии.
Зоология. Рыбы и земноводные» представляет собой
тематический сборник избранных материалов,
опубликованных в еженедельнике «Биология»
(газета Издательского дома «Первое сентября») в
разные годы.
Книга состоит из двух крупных разделов
«Рыбы» и «Земноводные», посвященных отдельным
классам позвоночных животных. В свою очередь,
каждый раздел включает в себя четыре части:
«Копилка опыта», «За страницами учебника»,
«Дидактические материалы» и «Живой уголок».
В разделе «Рыбы» представлены
сценарии уроков, конкурсов, викторин,
урока-зачета «Особенности строения и значение
рыб» и урока-обобщения «Своя игра». Восемь
научно-популярных статей в этом разделе содержат
очень интересные и увлекательные сведения,
почерпнутые из новейшей научной и популярной
литературы.
Дидактические материалы раздела
содержат 14 познавательных заданий и вопросов с
развернутыми ответами на них. В часть «Живой
уголок» вошли не только советы по содержанию
разнообразных рыб («Аквариум», «Золотые рыбки»,
«Рыбы-бабочки», «Барбусы»), но и рекомендации по
проведению наблюдений и постановке опытов,
которые можно провести как на уроках, так и на
занятиях биологического кружка.
В разделе «Земноводные» представлены
сценарии урока-спектакля «Царевна-Лягушка»,
урока-видеоканала «Земноводные» (с репортажами,
викториной, фотохроникой, интервью) и
программированная работа по теме «Среда
обитания и особенности строения земноводных». В
серии очерков этого раздела рассказывается о
мире земноводных России, их развитии, заботе о
потомстве, о самых крупных, плодовитых, ядовитых,
заботливых представителях этого класса.
«Дидактические материалы» содержат девять
заданий по теме «Зоология позвоночных» с
подробными комментариями, а часть «Живой уголок»
– рекомендации по содержанию тритонов,
аксолотлей и шпорцевых лягушек и по наблюдениям
за ними.
Книга будет интересна и полезна всем,
кто интересуется удивительной наукой –
биологией.
Я
ИДУ НА УРОК БИОЛОГИИ. Зоология. Птицы.
Книга для учителя. Редактор-составитель
Н.Ю.Феоктистова.
Издательство «Первое сентября», Москва, 2001
Книга «Я иду на урок биологии.
Зоология. Птицы» представляет собой
тематический сборник избранных
научно-популярных статей, сценариев уроков и
дидактических материалов, опубликованных в
газете «Биология» Издательского дома «Первое
сентября» в разные годы.
Открывают сборник разнообразные
сценарии: модульного урока «Особенности
строения птиц в связи с приспособленностью к
полету», урока – лабораторной работы
«Амниотическое яйцо как модель космического
корабля», командного урока-игры «Мир птиц»,
уроков-викторин о птицах разных материков и
птицах России, а также заключительного
орнитологического урока-семинара с задачами,
загадками, играми и кроссвордами.
Новые интересные сведения о строении
яйца, о разных представителях класса птиц
(страусах, клушицах, коршунах, воронах и грачах,
дятлах, журавлях и многих других), об их пении, о
птичьих базарах, о поведении птиц в городе, о
рекордах птичьего мира можно найти в 16
научно-популярных статьях. Написанные
специалистами-орнитологами ярким живым языком,
эти статьи читаются и запоминаются как
«классная» художественная литература.
Раздел «Дидактические материалы»
включает 20 задач по теме «Зоология позвоночных.
Класс Птицы». Задачи и развернутые ответы на них
помогут ученикам лучше закрепить полученные на
уроках знания.
Завершает сборник руководство по
содержанию птиц в неволе, советы по уходу и
наблюдениям за пернатыми как во время занятий,
так и в домашней обстановке, а также статья о
волнистых попугайчиках, об уходе за ними и
обучении их произносить слова человеческой речи.
Сборник поможет учителям при
подготовке уроков и внеклассных занятий, он
может быть интересен и родителям, помогающим
своим детям познакомиться и бережно обращаться с
миром птиц, пригодится для подготовки к
выпускным и вступительным экзаменам, а также в
работе биологических кружков.
Обозреватель Владимир Севрюгин
На стенд в учительскую
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные за последние две
недели
ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Дашковская О. Бюджетное место под
солнцем. № 18–2003, с. 1.
Какое количество бесплатного
образования придется на душу населения в этом
году?
Адамский А. «Эврика» передает из
Лондона. № 19–2003, с. 1.
Как устроено гражданское управление
школой в Англии.
Иштрикова Н. ...В условиях
стабильного финансирования. № 21–2003, с. 1.
Вузы смогут более свободно
распоряжаться бюджетными средствами и
рассчитывать на независимую аттестационную
комиссию. А пока таких условий нет, все живут кто
как может.
Дашковская О., Поздин Д. Можно ли
влияние улицы обратить на пользу ребенка? №
21–2003, с. 1.
В Тюмени разработана программа
«дворовых вожатых».
ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
Виноградова Н., Беспалова Г. Когда
ваш класс под огнем контрольных... № 19–2003, с. 2.
Монолог завуча.
Виноградова Н., Беспалова Г. Каникулы
лишними не бывают! № 19–2003, с. 2.
Ведь на самом деле они тоже часть
учебного года. Особенно для подростков.
Литвяк Е. Весна – время года, когда
нужно не спешить за программой. № 19–2003, с. 2.
Интервью с директором Института
возрастной физиологии РАО, доктором
биологических наук
М.М.Безруких.
Филиппова Н. Разгрузили или
добавили? № 21–2003, с. 2.
Чтобы освоить обязательный минимум,
предусмотренный новым проектом стандартов,
необходимо значительно увеличить количество
учебных часов.
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Кирилова С. «Сколько будет стоить
реструктуризация, мы пока не знаем». № 18–2003, с.
1–2.
Беседа с руководителем эксперимента
по реструктуризации сельской школы Т.Абанкиной,
начальником отдела Института развития
образования Высшей школы экономики.
Кириллова С. Шесть рискованных
шагов к новым возможностям. № 18–2003, с. 2.
Как будет внедряться профильное
обучение в сельских школах?
Кириллова С. Памятник неизвестному
учителю. № 18–2003, с. 2.
Дети получают образование в сельской
школе, чтобы больше никогда не возвращаться в
село.
ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
Логинова О. Проекты лучше обычных
уроков, но... № 18–2003, с. 3.
Как найти такие технологические
решения, чтобы их можно было использовать в
массовой практике?
Калмановская О. В переводе с
латинского – «брошенный вперед». № 18–2003, с. 3.
Проект – это деятельность, в которой
находят свое выражение личностные интересы
ученика.
Береговая И. Арбитр, эксперт,
консультант. № 18–2003, с. 3.
Эксперимент, в котором учитель
обретает новую профессию.
БИЛЕТ НА ЭКЗАМЕН
Корсунова О. ЕГЭ: разрез по
вертикали. № 20–2003, с. 3.
Чтобы единый экзамен заработал, к нему
сегодня приходится всерьез готовиться
решительно всем – от чиновников
Минобразования до учителей и школьников.
Корсунова О. Эксперимент только
начался, но опыт уже есть. № 20–2003, с. 3.
Как подготовиться к единому экзамену?
Лучше всего это знают те, кому уже довелось через
него пройти.
Корсунова О. Тест на ошибки. №
20–2003, с. 3.
С чем труднее всего было справляться
ученикам на едином экзамене 2002 года.
ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Капелюшников Р. Спасительный
формализм хорошего бюрократа. № 18–2003, с. 5.
Признак цивилизованного современного
общества – чиновник, тщательно соблюдающий все
законы и инструкции и не дающий нарушать их
другим. Только за ним надо следить, чтобы свои
групповые интересы чиновник не поставил выше
общественных.
Назаров И. Две ипостаси чиновника.
№ 18–2003, с. 5.
Государство постоянно нарушает наши
права; оно же нас и защищает от подобных
нарушений. Все это может делать один и тот же
чиновник.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Тандит С. Не бойся быть смешным! №
19–2003, с. 8.
Принцип, конечно, хороший, правильный,
помогающий во многих ситуациях. Но как убедить в
этом ребенка, которого дразнят сверстники,
потому что он рыжий, или маленький, или имя у него
необычное?
Хоменко И. Копуша – это навсегда? №
19–2003, с. 8.
Какие черты характера перевоспитать
практически невозможно? А какие можно изменить,
хотя обычно считают, что они уж точно врожденные?
Никашина Е. Национальные
особенности психологического сервиса. № 21–2003, с.
4.
В школах появилась дверь, в которую
можно хотя бы постучать и задать свой
мучительный вопрос. Но сначала лучше бы узнать,
кто скрывается за табличкой с надписью:
«Психолог».
ИМЯ БЕДЫ НАРКОТИКИ
Мейлахс П. На тропе героиновой
войны. № 20–2003, с. 7.
Бездумная и слепая борьба с
наркотиками только способствует их
распространению в молодежной субкультуре.
Предигер Ю. Скажи «нет»...
запугиванию. № 20–2003, с. 7.
В процессе профилактики наркомании в
немецких школах были сделаны два неожиданных
вывода.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
(Вкладка)
Учебники. № 62. № 19–2003, с. 3–6.
Школа для учителя. № 25. № 21–2003, с.
1–4.
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)
Минобразования РФ. Перечень
учебных изданий для общеобразовательных
учреждений на 2003/2004 учебный год. № 10–2003, с. 1–8.
Галета Е. и др. Уроки развития речи.
№ 11–2003, с. 1–16.
Конспекты уроков, предлагаемые вашему
вниманию, содержат интересный, разнообразный
материал для активизации мышления и речевой
деятельности. На этих уроках дети учатся
правильно строить фразы, подбирать точные
сравнения, и, что немаловажно, данные занятия
обладают большим воспитательным потенциалом.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
Темы, предложенные в данной рубрике,
найдут свое отражение и продолжение во время
проведения Московского марафона учебных
предметов на Дне учителя начальной школы.
Колисниченко И. Мониторинг и его
результаты. № 10–2003, с. 2.
Илюхина В.А. Письмо с Секретом. №
10–2003, с. 3.
Савенков А. Одаренные дети в
массовой школе. № 10–2003, с. 3–4.
Соловейчик М. Время отдавать. №
10–2003, с. 4.
Чуракова Р. Практики о
перспективах развития дидактической системы
Л.В.Занкова. № 10–2003, с. 5.
Безруких М. Проблемы обучения и
возрастные особенности детей младшего школьного
возраста.
№ 10–2003, с. 5.
Хайруллина Ф., Галяутдинова Н. Как
проверить орфограмму слабых позиций без словаря?
№ 10–2003, с. 6.
Иншакова О. Трудности обучения
левшей. № 10–2003, с. 11.
Мухина Е. Творческая мастерская. №
10–2003, с. 12.
Сапожникова Т. Художник и зрелище.
№ 10–2003, с. 13–14.
Свободина Н. Еще есть время… №
10–2003, с. 15
ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
Штукарева М. Что такое аршин и пуд?
№ 11–2003, с. 3–4.
Урок в 4-м классе по теме «Старинные
единицы измерений».
Каранец Л. Книжку нам найти помог
алфавитный каталог. № 11–2003, с. 16.
Сценарий библиотечного урока во 2-м
классе.
СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА
Наумова О. У Белки появился
конкурент. № 11–2003, с. 4–13.
Урок экономики в 3-м классе.
УЧИМСЯ ИГРАЯ
Рик Т. и др. Мы начинаем КВН. № 11–2003,
с. 14–15.
Сценарии КВНов, предложенные
учителями младших классов.
ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ
Таточенко В. Паразитарные болезни.
№ 5–2003, с. 4–5; № 6–2003, с. 4–5.
Почему нам не удается полностью
избавиться от паразитов, хотя против каждого из
них есть эффективные средства? Дело в том, что в
большинстве случаев развитие заболевания
связано с тем или иным образом жизни, питания,
поведения человека.
Якушева Е. Диагноз:
гиперпаратиреоз. № 5–2003, с. 9.
Заболевание, связанное с избыточной
выработкой гормона околощитовидных желез.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Степанова М. Дошкольное
образование: взгляд гигиениста. № 5–2003, с. 8–9.
Главный критерий того, что программа
отвечает требованиям образовательного
стандарта, – ее соответствие возрастно-половым
особенностям дошкольников.
Хахалин Л. Часто болеющие дети. №
5–2003, с. 14–15.
Человек приобретает устойчивость к
тотально враждебному биологическому миру только
через инфекционные болезни.
АСТМА-ШКОЛА
Матвеева М. Аллергия: как
предупредить? № 5–2003, с. 18–19.
Как предупредить аллергию и что нужно
делать, если появились первые признаки
заболевания у младенца, рассказывает доктор
медицинских наук, профессор, заведующая
аллергологическим диспансерным отделением НЦЗД
РАМН В.А.Ревякина.
Лекманов А. Аллергический ринит. №
6–2003, с. 8, 17.
Основные положения программы, в
которой согласованы мнения педиатров,
аллергологов, отоларингологов, иммунологов о
современных подходах к диагностике, лечению и
профилактике этого заболевания.
СКАЖИТЕ, ДОКТОР
Стрельцова В. Травма. № 5–2003, с.
12–13.
Интервью с главным детским хирургом
Москвы профессором В.П.Немсадзе о проблемах
травматизма среди детей.
СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ
Брагинский В. Что с памятью моей?..
№ 5–2003, с. 10.
У детей активное внимание формируется
по мере их «взросления», иногда для его развития
требуются длительные усилия и специальные
упражнения.
УРОК ЗДОРОВЬЯ
Родионов В., Ступницкая М. Здоровое
питание. № 6–2003, с. 22.
Сценарный план занятия для учащихся
3–5-х классов.
HOMO VALENS
Степанова М. Каникулы – с пользой!
№ 6–2003, с. 18.
Советы о том, как лучше организовать
отдых ребенка в каникулы.
ПОДРОСТОК
Шишова Т. Борьба с наркоманией
подлинная и мнимая. № 5–2003, с. 16–18.
Беседа с главным детским наркологом
Минздрава РФ А.В.Надеждиным.
ДОКУМЕНТ
Безруких М.М., Сонькин В.Д. Аналитическая
записка. № 5–2003, с. 20–21.
Сравнительный анализ состояния
здоровья, режима дня и учебной нагрузки учащихся
1-х и 10-х классов школ, участвующих в
широкомасштабном эксперименте по модернизации
структуры и содержания общего образования, по
результатам двух этапов 2001/2002 учебного года.
Постановление главного
государственного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44. №
6–2003, с. 8–16.
О введении в действие
санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПин 2.4.2 1178-02.
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Громова Т. Царство-государство. №
11–2003, с. 8–9.
Методика как средство диагностики и
коррекции межличностных отношений.
ПСИХОЛОГ У ДОСКИ
Аржакаева Т. Девчонки + мальчишки = ?
№ 11–2003, с. 6–7.
Психологическое занятие для
третьеклассников нацелено на оптимизацию
межполовых отношений младших школьников. Оно
может быть проведено в рамках урока, занятия по
психологии или составить содержание классного
часа.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Кравцова Е. Девятиклассники. №
11–2003, с. 12–13.
Материал для проведения родительского
собрания.
ТЕЗАУРУС
Степанов С. Толкование поступков.
№ 10–2003, с. 5.
Что такое каузальная атрибуция?
Степанов С. Разум в поисках
целостности. № 11–2003, с. 5.
Сегодня понятие гештальта не только
сохранилось в психологии, но и приобрело
огромную популярность.
ГИЛЬДИЯ
Вачков И. О пользе и вреде
методологии. № 10–2003, с. 14; № 11–2003, с. 14.
Осуществляя взаимодействие с
ребенком, психолог должен отчетливо осознавать,
на каких принципах он организует свою работу,
почему именно эти, а не другие приемы использует
и каковы механизмы изменений, происходящих с его
клиентом.
НАШИ ДЕТИ
Кравцова М. Правдолюб или ябеда? №
10–2003, с. 6.
Если ваш ребенок прослыл жалобщиком и
нытиком, понаблюдайте за собой — не слишком ли
часто вы сами жалуетесь всем окружающим на свою
жизнь? Может быть, он просто берет с вас пример?
ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
Битянова М. Чего психолог ждет от
педагога? № 10–2003, с. 12.
Психологи должны очень хорошо
понимать свои профессиональные запросы к другим
участникам образовательного процесса. Понимать
и формулировать. Тогда их скорее услышат и
поддержат.
РЕПОРТАЖ
Решетникова О. Лечение душой. №
10–2003, с. 4.
Рассказ о Московском институте
маскотерапии.
ТЕТ-А-ТЕТ
Чибисова М. Со стороны ребенка. №
10–2003, с. 8–9.
Консультирование подростков по
проблемам отношений с родителями.
Шадура А. Глубина надежды. № 10–2003,
с. 13.
Помощь в отыскании сил и обретении
уверенности — одна из важнейших задач
консультанта в рамках модели выбора.
ИГРОТЕКА
Битянова М. Широко закрытые глаза.
№ 10–2003, с. 16.
В практике психологического тренинга,
групповой психотерапевтической или
коррекционной работы можно успешно использовать
разнообразные техники, которые объединяет один
общий методический прием — наличие на глазах
участников (а то и самого тренера) непрозрачной
повязки.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ВКЛАДКА
Печатное слово № 7. № 10–2003, с. 1–8.
Вместе с классом
Мы начинаем КВН... «Начальная
школа», № 11–2003, с. 14–15.
Вы решили провести со своими ребятами
КВН? Несколько советов и подборка сценариев.
Каранец Л. Книжку нам найти помог
алфавитный каталог. «Начальная школа», № 11–2003, с.
16.
Сценарий библиотечного урока поможет
провести и классный час, и целый праздник.
Родионов В., Ступницкая М. Здоровое
питание: Сценарный план занятий для учащихся
3–5-х классов. «Здоровье детей», № 6–2003, с. 22.
По сценарному плану можно провести не
только урок, но и классный час в рамках
проведения Всероссийского дня здоровья детей.
Приведен небольшой список литературы.
Чаурина Р. Знаете ли вы, что...
[Александр Иванович Куприн (1870–1938) был не только
замечательным русским писателем, но и пионером
русского спорта, создателем киевского
атлетического общества.] «Спорт в школе», № 6–2003,
с. 22–23.
Пригласите на классный час учителей
литературы и физкультуры... Предложите ученикам
самим провести цикл классных часов и встреч
«Знаете ли вы, что...».
Вачков И. Заколдованные звери
(игра). «Школьный психолог», № 11–2003, с. 16.
Игра предназначена для пятиклассников
(при некотором упрощении содержания может быть
проведена и с младшими школьниками). Она
направлена на тренировку наблюдательности,
развитие навыков эффективного взаимодействия со
сверстниками.
Детская площадка. Когда взрослеем
вместе. (Заголовок тематической полосы). «Первое
сентября», № 18–2003, с. 7.
Подборка материалов о школьной прессе,
молодежных газетах и журналах.
Суворина Е. Полифония Масленицы.
«Управление школой», № 9–2003, с. 12–13.
Масленица занимает особый период в
календарном круге. Традицию праздника в школе
нужно и можно создать!
Маркуша А. «На работу можно и без
завтрака»: Доктор Амосов о здоровье и счастье.
«Библиотека в школе», № 6–2003, с. 43–44. Здоровье
своими руками – тема классного часа и
родительского собрания.
Малинина Е. Очень полезная корова.
«Библиотека в школе», № 6–2003, с. 45.
Игра поможет выявить некоторые
особенности взаимодействия в группе, умение
ребят изобразить мимикой и жестами слова или
фразы, умение принимать групповое решение.
Возраст игроков от 10 лет и старше.
Вместе с родителями
Степанова М. Каникулы – с пользой!
«Здоровье детей», № 6–2003, с. 18.
Несколько советов родителям, что нужно
и чего не нужно делать в каникулы.
Кравцова Е. Девятиклассники:
Материал для проведения родительского собрания.
«Школьный психолог», № 11–2003, с. 12–13.
Вопрос самоопределения становится
важнейшим для учащихся девятых классов и их
родителей.
Вместе с психологом
Кравцова М. Правдолюб или ябеда?
«Школьный психолог», № 10–2003, с. 6–7.
Почему некоторые дети все время
жалуются на других детей? Зачем они рассказывают
все о своих товарищах, даже когда их никто об этом
не просит?
Что на самом деле скрывается за
детскими жалобами?
Как реагировать на жалобы:
рекомендации для родителей.
Как реагировать на жалобы:
рекомендации для учителей.
Чибисова М. Со стороны ребенка:
Консультирование подростков по проблемам
отношений с родителями. «Школьный психолог», №
10–2003, с. 8–9.
Аржакаева Т. Девчонки + мальчишки =
?: Психологическое занятие для третьеклассников.
«Школьный психолог», № 11–2003, с. 6–7.
Занятие нацелено на оптимизацию
межполовых отношений младших школьников. Оно
может быть проведено в рамках урока, занятия по
психологии или составить содержание классного
часа.
Малинина Е. ...И добились изменений
сами: О критической грамотности, детской
площадке и классном руководстве. «Библиотека в
школе», № 6–2003, с. 21–22.
Как помочь детям проявить свои лучшие
личные качества? В какой форме проводить работу с
классом, группой детей? Технология развития
критического мышления через чтение и письмо в
работе классного руководителя.
Проблема
Дрошнева Н. Учат ли у нас «на
классного»?: И не то чтобы да, и не то чтобы нет.
«Библиотека
в школе», № 6–2003, с. 19–20.
На вопросы корреспондента отвечает
В.И.Блинов, заместитель заведующего кафедрой
педагогики МПГУ.
Сапелкина И. Как распознать
сектантов: Основные характерные черты
деятельности тоталитарных сект. «Управление
школой», № 11–2003, с. 9.
АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ
(Приложение)
Федеральный закон «О свободе
совести в религиозных объединениях». № 9–2003, с.
1–7.
Закон, принятый Государственной Думой
РФ 19 сентября 1997 года.
Проект программы стажировки
«Общественное управление школой» Нидерланды
(Амстердам, Вилтговен, Девентер, Утрехт) 6–13
апреля 2003 года. № 9–2003, с. 8; № 10–2003, с. 8.
Образовательные программы
мастерских Инновационного центра повышения
квалификации. № 10–2003, с. 1–7.
Пробные программы.
ВЗГЛЯД
Адамский А. Церковь и школа. № 9–2003,
с. 1.
Современная школа стремится дать
ребенку возможность выбора в многообразном мире,
в том числе и религиозном многообразии.
Адамский А. В Англии попечителей
тоже учат. № 10–2003, с. 1.
Самое главное, чему учат английских
попечителей, – определять стратегию и цели
школы.
ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА
Лескин Д. Религиозное образование
в светской школе: традиции и современность. №
9–2003, с. 2–3.
Рост бездуховности и элементарного
невежества, отсутствие духа патриотизма, понятий
чести и достоинства, осознания ценности
качественного образования – все эти черты, увы,
присущи современной российской школе.
ТЕОРИЯ ВЕРЫ
Журавский А. Проблема этничности в
религии. № 9–2003, с. 5.
Придет время, и религиозных партий –
не по названию, а по содержанию их политической и
деятельностной активности – в России появится
множество. В этом сомневаться не приходится.
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Вифлеемский А. Цель – социализация
будущих граждан. № 9–2003, с. 6.
Новые экономические механизмы
облегчения доступа к качественному образованию
детей-инвалидов.
Алейникова И. Экономисты занялись
политикой. Пока – образовательной. № 10–2003, с. 6.
Исследования показывают, что
недофинансирование образования вызывает...
перегрузку учащихся. Экономистов от образования
этот вывод поставил в тупик.
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ
Колонка С.Соловейчика публикуется по
материалам сборника «Воспитание школы».
Противоречия образования. № 9–2003,
с. 2.
Не пора ли нам понять, что школа и
вообще образование – узел неразрешимых
противоречий? Не пора ли нам подходить ко всем
школьным проблемам, понимая их принципиальную
неразрешимость?
Остров безопасности. № 10–2003, с. 3.
Отношение департамента образования и
школы – самый больной, самый острый вопрос в
сегодняшних образовательных делах.
ОФИС
Сапелкина И. Как распознать
сектантов. № 9–2003, с. 11.
Основные характерные черты
деятельности тоталитарных сект.
Институт образовательной политики
«Эврика». Современное законодательство о
благотворительности и попечительской
деятельности. № 9–2003, с. 11.
Законы и постановления, которые дают
возможность развивать благотворительность и
направлять ее на решение социально значимых
задач.
Окончание. Начало см. № 7, 8–2003.
Борисова И.П. Модернизация
материальной базы. № 10–2003, с. 11.
Задача оснащения учебных заведений и
пути ее решения.
LANGUAGE SKILLS
Writing. № 10–2003, p. 3.
3-2-1 Blast Off! Acid Rain. Writing Tools: Story Maps.
ASPECTS OF LANGUAGE
Vocabulary. № 10–2003, p. 4.
Enrich Your Vocabulary. Lunch. Weary Words.
TEACHERS FORUM
Федотова Н. Ещё раз о ЕГЭ, войне в
Ираке, или Кому интересно наше мнение? № 10–2003, p. 2.
«ЕГЭ – это как война в Ираке: все
понимают, что делать этого нельзя, но все уже
смирились, что так оно и будет».
|