Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №7/2003


КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Проблема

Инга Кириллова

У кошки четыре ноги

Пушистые книжки с картинками для слепых1

А ЧТО СКАЖУТ УЧЕНЫЕ?

Ясно, что для того чтобы познание внешнего мира у слепого ребенка шло постепенно и правильно, не травмировало его психику, в этом процессе должны участвовать не только педагоги, но и ученые.

В Москве, в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования существует лаборатория содержания и методов обучения детей с нарушениями зрения. Ее возглавляет доктор психологических наук, профессор Любовь Ивановна Плаксина.

Первый вопрос, который я задала Плаксиной, был о том, почему вообще были сделаны такие книжки для слепых малышей, которые вызывают у них слезы.

Ответ был короток и прост: «Потому, что с нами не посоветовались. Такие книги нельзя делать без участия специалистов. А вот сделали, и ничего хорошего не получилось».

А дальше наш разговор пошел о том, какие книжки необходимы тотально слепым малышам, как их нужно делать, кто должен этим заниматься и т.д.

«Наша задача, – сказала Любовь Ивановна, – научить тотально слепых и слабовидящих детей общаться с окружающим миром. Научить их правильно пользоваться осязанием, правильно реагировать на звуки окружающего мира.

Изначально надо понимать, что слепой ребенок мира не знает, не понимает, предметных представлений зрячего сверстника не имеет. И поэтому не знает, как ему реагировать на тот или иной звук, что он обозначает и что он ему несет. А когда ему даешь в руки незнакомый предмет, без учета особенностей его восприятия, он его пугается, отторгает, отбрасывает. Он боится этих контактов. Поэтому ребенка со значительными дефектами зрения надо учить тем контактам, которые давали бы ему возможность получать в первую очередь тактильное удовольствие от них. А чтобы дать удовольствие, нужно знать особенности осязательного восприятия.

Надо сказать, что рука и глаз контактируют с предметом по-разному. Осязательную реакцию у ребенка надо формировать, воспитывать. Неверное формирование образов ведет к неконтактности с миром. При неверных действиях родителей и педагогов у слепого ребенка эти «неконтакты» наслаиваются один на другой. Ребенок не понимает, что происходит вокруг него, какие объекты его окружают. Поэтому книга для незрячего ребенка должна быть совсем иной, чем для зрячего, в том числе и для слабовидящего. Ведь у нее совершенно иная функция. Она должна очень постепенно ввести ребенка в мир. Она должна быть объемной. По структуре очень комфортной для осязания. Поэтому глянцевая бумага для маленького ребенка часто холодна, неприятна. И большие, пустые для него глянцевые поверхности могут вызывать отторжение.

А объемные книги из натуральных материалов, которые он знает по своей одежде, игрушкам, ближе и понятнее ребенку. Книжка, сделанная из мягкой ткани, не вызывает отторжения. Ткань ребенок в самом раннем возрасте узнает по своему платьицу, рубашке. Поэтому и контакт с мягкой книжкой из знакомого материала для малыша привычен, не страшен. Отсюда следует вывод, что пособия, игры, дидактические материалы для маленьких слепых детей весьма специфичны. Сначала нужна добрая, мягкая книжка из знакомого материала, а уже потом, значительно позднее – жесткая, с брайлевским текстом для слепых».

– А есть ли уже узаконенные требования, установленные нормы для изготовления таких книжек?

На конференции тифлологов, которая прошла недавно в Москве, мы обсуждали и проблемы создания книг для маленьких слепых детей.

К сожалению, нормативы и требования к такой книжке отечественными учеными пока не отработаны, потому, что для этого нужно проводить специальные и подробные исследования. А их мы еще не проводили. Необходимо точно знать, что для слепого и слабовидящего ребенка лучше, комфортнее в восприятии, через какой материал, образ, контакт он быстрее, лучше адаптируется в среде своего обитания. Есть еще сотни и сотни других вопросов, на которые необходимо ответить, прежде чем дать тем, кто делает книжки для слепых детей, квалифицированные рекомендации.

– А смысловая, познавательная сторона книги? Есть ли здесь специфика восприятия? Например, в Санкт-Петербурге я видела в мягком исполнении те же книжки, что бывают первыми и для зрячих детей. Например, сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
И ряд обучающих книг типа «Веселый счет», «Моя дача». Выбор книг в этом случае был за практиками. А что на этот счет полагают ученые?

– Смысловая сторона книжки для тотально слепых детей тоже имеет специфику. Объемная, рельефная картинка должна нести ребенку очень точно выверенный эталонный образ данного предмета или живого существа. И это предъявляет к создателю книги жесткие требования. У собаки, например, независимо от того, в фас она изображена или в профиль, обязательно должно быть четыре ноги, хвост, который можно тактильно ощутить, уши и т.д. Все очень точно и четко, максимально приближенно к пропорциям живой собаки.

Кроме того, основной принцип создания книг для маленьких слепых детей – это очень постепенное, расчлененное введение информации в его сознание. И пока не накопится в его памяти сумма образов, созданных тактильными ощущениями: это собака стоит, это собака сидит, это собака бежит, – он будет отторгать непонятное изображение.

Да что говорить о тактильных книжках, сделанных без консультации со специалистами и потому не воспринимаемых детьми, если даже в процессе обучения слепых детей в школе столько пробелов, что непосвященному человеку и поверить трудно. Например, вообще не существует единой принятой методики обучения детей чтению по системе Брайля. До сих пор ученые не ответили на вопрос, что нужно сначала формировать у слепого школьника – чтение или письмо. Так что по сравнению с этими пробелами просто мелочами кажутся ошибки специалистов. Вот, например, азбука для слепых. И там на букву «с» картинка – «сом». Для незрячего ребенка сом ничем не отличается от любой другой рыбы, даже если он знает, что такое рыба. И поэтому словарный состав такой азбуки нужно отбирать очень тщательно, помня о том, какими словами чаще всего пользуется ребенок в обычной рядовой семье.

Каждый предмет в его представлении должен быть привязан к определенному слову, а ощущение – к понятию – холодно, тепло, мягко, жестко и т.д.

В книжках для малышей любой предмет они должны не только познать тактильно, но и отдиференцировать, т.е. узнать среди других предметов, каких бы размеров он ни был и из чего бы ни был сделан. И чем о большем количестве предметов в детстве у ребенка сложится четкое представление, чем шире будут его познания, тем легче он потом адаптируется и в школе, и во взрослом мире.

– Понятно, что маленький незрячий ребенок принимает узнаваемый материал. Но, показывая мягкие книжки слепым детям, работники библиотеки для слепых столкнулись с еще одной особенностью. Не всякий даже знакомый материал приятен. Например, слепые дети не любят шелк.

Тут дело в том, что у зрячего ребенка движение формируется под контролем зрения. А у незрячего малыша рука «зажата», менее подвижна. Под влиянием материала она должна расслабиться, распрямиться. Этому способствует только комфортный для тактильного восприятия материал.

Положительные тактильные эмоции способствуют в свою очередь развитию моторики, и дают стимул для дальнейшего познания окружающих предметов.
А шелк холодный, гладкий. Рука по нему скользит, и восприятие рельефа или барельефа предмета затрудняется.

Кстати, хочу сказать, что мягкие, приятные, объемные книжки нужны и зрячим детям. Любой ребенок ощутит их приятность. Он будет контактировать с комфортной книжкой не только глазами, но и телом. Может прижаться к ней лицом, заснуть, как на подушке, может уложить такую книжку, как любимого мишку, с собой в постель.

ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКИЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ

Любовь Ивановна Плаксина совершенно справедливо утверждает, что нужно создать научно обоснованную и выверенную методику для тех, кто будет делать книжки для маленьких слепых детей, книжки, которые любой слепой ребенок примет с радостью. Но пока на это найдутся средства, российские библиотекари и педагоги успешно пользуются мировым опытом.

У сотрудников Санкт-Петербургской библиотеки для слепых есть уже пусть небольшой, но собственный опыт. Уже сегодня они вполне квалифицированно могут консультировать тех, кто заинтересуется этой публикацией и захочет сделать для слепых ребятишек своего города так нужные им тактильные книжки.

Начнем с опыта зарубежного

Вот стандарты тактильных книг для маленьких слепых детей, принятые и действующие в Финляндии уже 10 лет.

Делают эти книги волонтеры (или добровольцы), сотрудники библиотек, студенты художественных училищ.

Сюжеты. На основе обычных детских книг или специально разработанные.

Деление по возрасту. До 1 года – без текста. 2–4 года – могут быть с текстом, использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов. 5–6 лет – книги-задания. Больше подробностей в изображении предметов.

Материалы. дерево, пластик, различные ткани, мех, кожа, молнии, пуговицы, липучки, крупа, настоящие предметы – свистки, кошельки и т.д.

Предметы на страницы можно пришить, привинтить, приклеить.

Главное требование к материалам. Безопасность для ребенка. Используются только экологически чистые материалы и клей.

 

Техника изготовления. Контрастные на ощупь материалы: контраст фона и предмета. Особо нужно подчеркнуть, что для слабовидящих необходимы еще и яркие, контрастные цвета.

Малое количество предметов на одной странице.

Не очень большой формат страниц, чтобы ребенку было удобно взять книгу в руки.

Для обозначения низа страницы по его краю пришивается шнурок.

Предметы можно прикрепить на шнурки, кнопки, липучки.

Переплет. это либо страницы, сшитые различными способами из мягких материалов, либо связанные мягкой веревкой или шнурком.

Очень важно сохранять точные пропорции деталей в каждом предмете, животном.

Обязательны в книге игровые моменты, например открывание и закрывание карманов для развития мелкой моторики.

Лучше всего, чтобы при использовании книги было задействовано не только осязание, но и обоняние, слух.

Книги могут сопровождаться крупным контрастным текстом (для слабовидящих).

Можно увеличить или уменьшить количество мелких деталей, например пятнышек на спинке божьей коровки.

Важно изображать предмет со всех сторон – спереди, сбоку, сзади (три изображения).

Основные требования. прочность и безопасность книги для ребенка.

А вот отечественный опыт

Методические указания для изготовления книг для тотально слепых детей, разработанные в Санкт-Петербургской библиотеке для слепых, основаны на рекомендациях их финских коллег. И поэтому у них много общего, хотя есть и некоторые уточнения и дополнения.

Тематика книг. Русские народные сказки («Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»), обучающие книги – счет, форма предметов и т.д.

Основные требования к тактильной книге:

– Книга не должна быть тяжелой.

– Страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь.

– Цвета в изображении людей, животных, предметов должны соответствовать натуральным, несмотря на то что книжка адресована слепым.

– Четкий контраст фона и предмета и по цвету, и на ощупь.

– Предельно широко использовать карманы, клапаны, мешочки, которые можно открывать и закрывать, что-то в них класть для развития мелкой моторики.

Методы изготовления. различные аппликации. Материалы: ткань, дерево, мех, бумага и т.д., а также мягкая игрушка.

Если один и тот же предмет повторяется на нескольких страницах, необходимо сохранять его единый размер, конфигурацию, чтобы ребенок не перепутал его с другими.

Книга может сопровождаться брайлевским (для уже умеющих читать) или крупнокегельным текстом (для слабовидящих). Текст может располагаться либо внизу страницы, либо в виде отдельной книжки.

Если в книге много предметов, прикрепленных на шнурках, липучках и т.д., то лучше, чтобы книга закрывалась на завязки, липучки или кнопки.

На обратной стороне книги должен быть карман с выходными данными издания.

Мы хотели бы только напомнить тем, кто будет делать эти книги, что внутрь каждой шитой страницы лучше бы вложить слой ткани, чтобы страница была пухлой. Это, как сказали на практики, делает книжку для слепого ребенка тактильно более комфортной, а аппликации более выпуклыми и удобными для восприятия. И еще одно наблюдение практиков, которое следовало бы учесть. Приятнее всего для детских пальчиков материалы, которые тифлологи называют «мягкой наждачкой». Из тканей это вельвет, бархат, плюш. Дети очень любят байку и фланель, потому что она им знакома по их одежде. Но здесь есть и опасность. Ребенок может и не принять, например, фланелевую кошку, потому что «кошка не может быть платьицем».

Статья подготовлена при поддержке компании «Техпроммаркет». Для удобной и практичной работы компания «Техпроммаркет» изготовляет надежную и качественную трубопроводную арматуру. На сайте, расположенном по адресу www.TehpromMarket.Ru, вы сможете приобрести вентиль 15кч16п1, клапаны, электроприводы по оптимальным ценам. Компания «Техпроммаркет» имеет развитую логистическую базу, которая позволяет ей доставлять заказы в кратчайшие сроки.

Хорошо воспринимают дети мех, но только с коротким ворсом. Длинный ворс отвлекает внимание и мешает восприятию контуров предмета.

Из бумаг лучше всего воспринимаются бумаги с шершавой, бархатистой поверхностью, те, что используются в детском творчестве.

Любят многие дети и предметы из дерева, но оно должно быть самым тщательным образом отполировано или покрыто экологически чистым лаком, чтобы ребенок не занозил пальцы.

И еще. Конечно, в книжке нельзя изобразить в полную величину дом или собаку. Но если в одной книжке будет домик побольше, а в другой – такой же поменьше, то постепенно у ребенка можно сформировать понятие о пропорциях предметов.

И говорить о мягких книжках для маленьких слепых детей, и освещать опыт их создателей на страницах нашей газеты мы будем еще не раз. Но в заключение просто необходимо сделать первые, неотложные выводы.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, И НЕМЕДЛЕННО

Очень надо, чтобы в ближайшее время появилось некое издательство, которое наладило бы выпуск мягких книжек для маленьких тотально слепых детей в соответствии с теми требованиями и нормативами, которые будут разработаны и рекомендованы учеными.

Нужна отработанная и проверенная методика изготовления таких книг плюс подробные, понятные всем рекомендации. Может быть, даже примеры правильных и неправильных изображений. Разработка этой методики должна быть профинансирована государством, поскольку слепые дети – инвалиды. Их постепенная адаптация в процессе роста и развития во взрослом мире – проблема общегосударственная.

Конечно, деньги издательство может получить и от спонсоров. Главное, чтобы решающее слово в изготовлении этих книжек принадлежало специалистам, ученым. Только в этом случае книжки для маленьких слепых детей будут действительно ими приняты и принесут пользу.

Книги эти должны храниться в библиотеках для незрячих. Они могут быть только штучными. Делать их долго.
И потому пушистых книжек на всех маленьких слепых детей не хватит. А они должны быть доступны всем. Кроме того, вопросы хранения и реставрации этих книг – проблема достаточно сложная.

Для успешного решения проблемы нужна некая консолидация людей, которые будут теоретически и практически разрабатывать тематику и архитектонику книг для тотально слепых и слабовидящих детей, а затем изготавливать их.

Это конструкторы книги, художники, особенно художники-прикладники, аппликаторы, люди, которые знают, могут, умеют и понимают, насколько нужны мягкие, добрые и в то же время дающие знания книжки для любого, особенно слепого ребенка.

Фото из архива библиотеки

В создании пушистых книг могут принять самое активное участие школьники и их учителя. Книжки эти они могут делать на уроках труда. Нужно только им объяснить, что и как делать, изготовить трафареты, по которым можно и нужно работать. А это для учителей-трудовиков не так уж и сложно.
Материалы? Думаем, что небольшие и совсем маленькие ненужные обрезки тканей, которые текстильные и швейные производства сдают в утиль или выбрасывают на свалку, могли бы обеспечить школы всеми необходимыми материалами не то что для сотен, а для тысяч и тысяч книг.
Но для всего этого в каждом городе при отделе народного образования необходим штаб заинтересованных добровольцев. Откликнитесь, неравнодушные! Помогите слепым детям вашего города! Сделайте их мир богаче, добрее и интереснее!

______________

1 Окончание. Начало читайте, пожалуйста, в № 6–2003.