Конкурс
Павел Лернер, Татьяна Рудишина
До финиша еще далеко
Итоги конкурса «Лицо-загадка»
|
Татьяна Валерьевна
Рудишина –
главный библиотекарь ЦГДБ
им. А.П.Гайдара, редактор газеты «Библиотека в
школе»
Москва |
|
Павел Семенович Лернер –
ведущий научный сотрудник Центра
социально-профессионального самоопределения
молодежи ИОСО РАО, канд. технических наук, доцент,
член-корр. Академии педагогических и социальных
наук, член Союза журналистов, ответственный
редактор журнала «ИСОТ: инструменты, станки,
оборудование, технологии»
Москва |
Когда мы замышляли
интеллектуальную игру «Лицо-загадка», мы
рассчитывали на то, что наши юные читатели, с
нашей подачи, узнают, откроют для себя творчество
замечательных людей отечественной литературы и
поэзии.
Портреты «Инкогнито» сами написаны в
жанре эссе. Их автору – Павлу Семеновичу Лернеру
– хотелось рассказать о своих любимых русских
писателях и поэтах в основном
ХХ века, тома которых в последние годы стоят на
библиотечных полках, дожидаясь своего
несуетливого читателя. Отлежавшись на полках
библиотек и лишившись налета актуальности и
злободневности, они сегодня воспринимаются
иначе. Мало кто из портретов «Инкогнито» входит в
школьную программу. тем лучше. У свободного
чтения есть свои неоспоримые преимущества.
Если оценивать коллективные
результаты школьников, принявших правила нашей
игры, то именно так и получилось: поискали,
открыли, поразмышляли, заинтересовались. Кто
больше, кто меньше, но открытия были сделаны. А
вот со второй частью игры – конкурсом эссе –
получилось не все и не у всех. Ведь чего мы ждали?
Мы ждали отнюдь не пересказа биографии того или
иного вчера еще неизвестного вам человека и не
пересказа того или иного произведения.
Эссе – жанр, предлагающий
самостоятельную исследовательскую работу.
Предметом исследования в нашем случае были
судьбы и творчество писателей, которых вы
разгадывали под маской. «Эссе» (еssai) в переводе с
французского – «проба», «опыт». Согласно
трактовке «Словаря иностранных слов» (М., 1988), это прозаический
этюд, представляющий общие или предварительные
соображения о каком-либо предмете или по
какому-либо поводу, нередко случайному. В
отличие от академичного сочинения, эссе
предполагает выплеск на бумагу своих чувств,
эмоций, размышлений над текстами, ассоциаций,
аллюзий. Эссе предполагает выражение
индивидуального, собственного впечатления,
субъективно окрашенного. Нас интересовал сам
процесс открытия, с подробностями, философскими
и публицистическими рассуждениями.
Не беремся анализировать каждую
присланную на конкурс работу. И не объявляем
победителей: у каждой работы есть свои
достоинства и недостатки. Чего не хватало?
Авторской смелости, эмоциональности,
индивидуального стиля. Подчас авторам мешала их
«литературоведческая осведомленность». Но в
присланных вами работах оказались фрагменты,
написанные, что называется, «как нужно». Именно
эти фрагменты мы решили опубликовать,
обнародовать. И поздравить вас с удачей! Что
будет дальше?
Вы будете продолжать делать для себя
открытия – узнавать новые произведения, новые
персоналии. И... писать нам эссе о своих открытиях.
Мы будем иногда продолжать публиковать
лица-загадки, придумывать новые конкурсы,
изредка будем обращаться к вам, как к добрым
знакомым, с разными разностями. И конечно, в нашей
газете будут появляться материалы, которые мы
будем адресовать вам. Следите внимательно.
Наше желание познакомить вас со своими
литературными привязанностями вполне понятно,
мы щедро делимся своими духовными богатствами, а
накапливаются эти богатства по большей части в
юности. У вас наверняка есть свои литературные
кумиры, ваши современники, не всегда близкие
старшему поколению, а может быть, кто-то из вас
неожиданно открыл для себя писателя прошлого.
Пишите свои портреты-загадки. Самые достойные
будут опубликованы.
Кстати, скольких людей вы лично
познакомили с конкурсом, лицами-загадками? Знают
ли ваши родители, друзья и товарищи, учителя
литературы об этой интеллектуальной игре? Ведь
еще не поздно их познакомить. И все-таки вы
сделали интересное творческое дело. Мы искренне
поздравляем вас с удачным стартом. До финиша еще
далеко, и это хорошо!
Наибольшее количество обстоятельных
работ направила москвичка одиннадцатиклассница Ирина
Минакова:
С творчеством Всеволода Михайловича Гаршина
я познакомилась довольно рано. Правда, все
знакомство свелось к чтению сказки «О жабе и
розе», которая показалась мне очень грустной,
трогательной, вызвала много слез... Но мне тогда
еще и десяти лет не было. <...>
Имя этого автора было на слуху в нашей
семье, где всегда очень любили читать, но так
получилось, что к шестнадцати годам я почти
ничего у него не знала, кроме вышеупомянутой
сказки. Было стыдно и даже обидно, и я решила
восполнить пробелы в своем литературном
самообразовании. Открытие, сделанное мной по
прочтении некоторых рассказов Гаршина,
оказалось неожиданным. Никакой новизны в выборе
тем! Все они сложные, философские, но такие
обыденные, хоть и наболевшие! Однако само
раскрытие этих тем необычно и даже в чем-то
оригинально. <...>
Однако что же поразило меня больше
всего? Нет, все-таки не выбор тем и даже не
особенности сюжета, а то странное сочетание
правды жизни и мистики, которое я сначала и не
заметила. У Гаршина своя философия жизни и
смерти, свое видение мира, и мне показалось, что в
его рассказах судьба – это некое
предзнаменование, злой рок. Судьба – не размытое
понятие, заключенное в одном слове, но особый
герой. <...> Это можно оспорить, но я вижу это
именно так.
К.Р. ...Всего две буквы. Такой
псевдоним взял себе поэт, чьи стихотворения
неизменно пронизаны тонким и грустным лиризмом,
Его Императорское Высочество Великий Князь
Константин Константинович Романов, внук Николая
I и племянник Александра II. <...>
С поэзией К.Р. я познакомилась
случайно, и темы его стихотворений явились для
меня полной неожиданностью. Он пишет о судьбах и
страданиях людей, с которыми в жизни никогда не
мог пересекаться, он замечает мельчайшие
подробности их быта, и кажется странным, что
человек из высшего общества мог не только знать о
этом, не только об этом думать... <...>
Мое любимое стихотворение у К.Р.
называется «Летом».
Мы дождались средины лета,
Но вешних дней мне было жаль,
И в этой радостью расцвета
Прокралась в душу мне печаль.
Как просто и вместе с тем как емко и глубоко!
Корней Иванович Чуковский
принадлежит к тем детским писателям, на книгах
которых выросло не одно поколение. Писал он и
литературоведческие труды, и мемуары, и еще много
разных замечательных вещей, в числе которых
можно назвать и такую книгу, как «Серебряный
герб».
Я впервые познакомилась с этой книгой,
когда мне было десять лет. <...> Вся ценность
книги заключалась для меня в том, что в ней можно
было прочитать о таких вещах, которые в обычной
жизни почти не встречаются. Реальная жизнь – она
и есть реальная жизнь, так зачем же читать о ней в
книгах?
«Серебряный герб» меня разочаровал. А
ведь само название вначале показалось мне таким
многообещающим! <...>
И вот через шесть с половиной лет
«Серебряный герб» совершенно случайно снова
попал в мои руки. Открыла, полистала,
порассматривала давно забытые картинки и как-то
незаметно для себя начала читать отдельные
места. Невероятно! <...> Странно, что когда-то
сюжет казался мне несколько затянутым, а
персонажи – ничем не примечательными, похожими
друг на друга.
Несколько работ пришло из
Червишевской средней школы Тюменской области.
Одиннадцатиклассница Наташа Матаева
размышляла об Эренбурге:
У моих бабушки и дедушки я нашла
старую книгу «Что человеку надо», написанную в 1937
году. <...> Мне бабушка сказала, что было очень
модно тогда говорить слова Долорес Ибаррури:
«Лучше умереть стоя, чем жить на коленях».
А так видит творчество этого же
писателя девятиклассник Максим Берковский:
Читая И.Эренбурга, я могу сказать
его же словами: «Надо быть начеку – победу можно
упустить и в дни мира».
В романе «Буря» он говорит словами
героя: «искусство не только смотрит назад, у него
не только хорошая память, у него и предвидение».
<...>
В 1921 году И.Эренбург уехал из России в
творческую командировку. В этом же году он
написал первый роман, принесший ему мировую
славу «Необычайные похождения Хулио Хуренито и
его учеников». Многие романы мне понравились и
жаль, что И.Эренбурга не изучают в школьной
программе, его не знают дети моего поколения. А
как жаль! Я бы тоже не знал, если бы случайно не
наткнулся на томик, перебирая библиотеку,
собранную моими бабушкой и дедушкой...
А Наташина сестра – девятиклассница Надя
Матаева – очень искренне пишет о Куприне:
Особенно мне нравится у Куприна
тема любви. Когда я прочитала его повесть
«Олеся», я плакала, слезы лились сами по себе.
<...> Эта повесть запомнилась мне навсегда. В
конце повести Куприн написал: «Это была нитка
дешевых красных бус, известных в Полесье под
названием «кораллов», – единственная вещь,
которая осталась мне на память об Олесе и об ее
нежной, великодушной любви».
Девятиклассницу Иру Заболотную
заинтересовало творчество В.Гаршина:
Мне нравится, как пишет Гаршин. И
когда я читала сказку, мне было очень жаль розу,
потому что роза была слабая, беззащитная. Хоть
это только сказка, это очень похоже на быль,
а все остальные произведения ничуть не хуже этой
сказки.
Эссе на тему цены человеческой жизни
написала Юлия Борисова, ученица 11-го класса
гимназии № 5 из Сергиева Посада. Хотелось бы
только узнать, творчество какого писателя
навеяло подобные мысли:
Человек рождается, живет и умирает.
Иначе быть не может. Когда говорят о жизни и
смерти другого человека, мы не можем ни судить
его, ни понять до конца.
К своей же жизни мы относимся
осторожно, бережем ее. И часто забываем, что мы не
одни здесь. Свои чувства и мысли всегда дороже,
потому что человек – личность. И у него есть свои
права. Когда человеку наплевать на свою жизнь,
общество объявляет его ненормальным. А если кто
кончает жизнь самоубийством, его жалеют. И еще
осуждают, потому что это неправильно. А что люди
скажут о молодом, красивом человеке, который
бросался под поезд, пробовал застрелиться,
зарезаться?
Наверное, псих.
«Смысл, смысл жизни... где он? Бога я не
прииму... а искать, страдать для искания и
страдания без надежды на ответ, на завершение –
нелепо. «А ответа нет, всякий ответ – ложь».
О чем думал этот человек?
«О цели и смысле бытия, о Боге, о жизни и
смерти»...
Разве не об этих «проклятых» вопросах
думает любой человек в течение всей своей жизни?
А легко ли найти на них ответы? Наверняка Л.А.
искал эти ответы, когда писал свои рассказы.
Самым молодым участником конкурса
стал семиклассник Федор Иванович Исаев
(станица Раевская Краснодарского края).
В школьной библиотеке я познакомился
с вашей газетой, и мне очень захотелось научиться
писать эссе. Ваш конкурс мне очень нравится, для
меня он, конечно, очень труден.
Вспомним всем известное стихотворение
«Вот какой рассеянный». Каждая строчка, каждая
фраза – это очередная шутка! «Сел он утром на
кровать, стал рубашку надевать, в рукава просунул
руки – оказалось, это брюки!» А вот «шутками»
возмущен сам герой: «Закричал он: – Что за шутки!
Еду я вторые сутки, а приехал я назад, а приехал в
Ленинград!» <...>
А вот и загадка, которую загадывает нам
Самуил Яковлевич Маршак:
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
А кто из нас не засыпал под читаемую
нам родителями «Сказку о глупом мышонке». Мы
сонно улыбались каждый раз, как приходила к
мышонку новая нянька, но старались заснуть до
прихода последней...
Приятное удивление, радость от
знакомства с колоритными рассказами испытал я,
прочитав «Солдатские сказки» Саши Черного.
<...> Почему-то чтение сказок навеяло мне
воспоминание о гоголевских «Вечерах на хуторе
близ Диканьки», хотя в сказках и не присутствует
лиричность, свойственная произведению Гоголя.
Обычаи, жизнь в армии в
дореволюционной России правдоподобно описаны в
рассказе Александра Ивановича Куприна
«Дознание». Тяжелая, нелегкая служба солдат той
поры открывается перед нами: «он пришел на
службу, наслышавшись еще дома про нее всяких
ужасов, уже заранее готовый к строгости и
несправедливости...»
Сколько чувства вложила в свою работу
одиннадцатиклассница Валентина Гридасова из
поселка Тучково Рузского района Московской
области. Валя занимается в театральной студии, в
ее работе чувствуется артистическая натура:
Почти случайно в школьной библиотеке
я наткнулась на условия конкурса «Лицо-загадка»,
стала читать дальше. Кому же не интересно узнать,
что за загадочные лица смотрят на тебя со страниц
газеты? Признаться, я не сразу узнала в портрете
инкогнито 2 Александра Ивановича Куприна. Но
взгляд скользнул ниже и... (о, спасительные
строчки!): «Кем только ни был этот человек –
цирковым артистом, писателем, грузчиком...» <...>
Первым, что я прочитала у Куприна, были
повести «Олеся» и «Гранатовый браслет». <...>
«...Разве бывает несчастная любовь?
Разве самая скорбная в мире музыка не дает
счастья?» – эти слова скажет устами своей
героини другой замечательный писатель, ровесник
Куприна – Иван Алексеевич Бунин. <...>
Любовь проходит практически через все
произведения А.И.Куприна. Это страстное чувство
царя Соломона и юной красавицы Суламифи: «крепка,
как смерть, любовь и жестока, как ад, ревность».
<...>
Повесть «Поединок», признаюсь честно,
показалось мне менее красивой. Здесь нет ни
«коралловых» бус, повешенных девушкой из Полесья
на угол оконной рамы, ни гранатового браслета с
кроваво-красными камнями, ни красивой стройной
девочки, прыгающей через обруч, ни письма с
зашифрованным посланием «подержи над огнем». Но
я могу в то же самое время, даже с удовольствием,
вступить в полемику с собой. Почему? Да потому что
суровая действительность всегда кажется скучнее
красивого, светлого мира любви. <...>
Я не ожидала чего-то особенного от
рассказа с названием «Штабс-капитан Рыбников».
Ну что, казалось бы, интересного может быть в
рассказе с таким прозаическим названием, но... и
здесь появляется герой совершенно другой, новый.
Кто бы мог подумать, что штабс-капитан Рыбников –
это японский шпион. У Куприна – и вдруг шпион?! Я,
признаюсь, удивилась. <...>
У Куприна замечательные произведения!
Только жаль, что грустные....
А Валин одноклассник Амаяк Григорян обстоятельно
повествует об Эренбурге:
Есть писатели, сама жизнь которых
похожа на захватывающий роман. Судьба щедро
одарила его встречами с известнейшими людьми
эпохи, он был в центре драматических мировых
событий, знал литературную славу и общественное
признание. При этом ему посчастливилось избежать
репрессий, от которых погибли многие его
современники и собратья по перу. <...>
В последние годы главной работой
Эренбурга стали воспоминания «Люди, годы, жизнь»
(1961–1966). Для советских читателей, живших
десятилетия за «железным занавесом», эти
мемуары, насыщенные философскими раздумьями и
живыми деталями, стали настоящим открытием
культуры и истории ХХ века. Благодаря Эренбургу
молодое поколение впервые узнало имена поэтов
Мандельштама, Бальмонта и Цветаевой, художников
Фалька и Модильяни, эсера Савенкова и многих
других знаменитых современников, с которыми
сводила автора судьба. |