Без расписания
Газета для классных руководителей
Выпуск 03 (03) • вкладка в БШ № 08 (92) • 16–30
апреля 2003
Школа для родителей
Татьяна Рудишина
Каникулы – пора тревоги нашей
Скоро лето. На последнем родительском собрании
классный руководитель будет говорить с
родителями об опасностях, которые таит свобода.
Зло может подойти к подростку слишком близко.
Возьмите этот тест, вглядитесь в поведение
ребенка, все ли у него в порядке?

|
Татьяна Валерьевна Рудишина –
главный библиотекарь ЦГДБ
им. А.П.Гайдара, редактор газеты «Библиотека в
школе»
Москва |
Лето – это не только беспечные
каникулы, но еще и время родительской тревоги.
Где они, дорвавшиеся до свободы подростки? С кем?
Чем занимаются? А если экспериментируют на себе в
дурной компании? У родителя язык не
поворачивается произнести самое страшное – а
вдруг пробуют наркотики? Да минует нас чаша сия!
Но зло где-то рядом, и тревога не оставляет.
Недавно беда коснулась хороших знакомых. Семья –
внешне благополучная, дитя подает большие
надежды, доходы не баснословные, но и не «от
получки до получки», школа достаточно
престижная, окружение приличное… И вдруг слово,
не совместимое со статусом этой семьи, –
передозировка…
Болтаем с красавицей Машкой дочерью
близкой подруги. Пятнадцатилетняя «кандидатка
на золотую медаль», загруженная учебой, театром и
общественной работой. Обсуждаем летнюю (2002)
книжку газеты «БШ» «Выход из безвыходного
положения», главу о наркотиках.
Маша: У меня вообще такая точка
зрения: если человек что-то хочет попробовать, то,
как ты его ни отговаривай, он все равно попробует.
И наркотики тоже. Все зависит от самого человека.
Я: И если бы тебе предложили, ты бы
поставила на себе эксперимент с наркотиками?
Маша: Если бы предложили? Смотря
что… ЛСД и таблетки бы не стала, а травку
покурить можно... ну, в зависимости от человека, от
ситуации.
Я: То есть ты однозначно не можешь
сказать, «нет»?
Маша: Не могу. Все-таки любопытно…
Я продолжаю что-то говорить о цене
человеческой жизни, о том, как все легко можно
разрушить, об ошибках и заблуждениях… Но
внутренне чувствую почти беспомощность перед
Машкиной фразой: «Не могу. Все-таки любопытно…»
Что же все-таки мы можем, пока еще не поздно?
Обращение фонда «Россия без
наркотиков»
Дорогие родители, учителя!
Последнее время страшная статистика
распространения наркотиков в детской и
молодежной среде стала более доступной, наконец
эту проблему начали обсуждать в средствах
массовой информации.
30% школьников уже попробовали
наркотики, в стране более 10 млн наркоманов,
большинство из них не достигли 21 года. За
этими цифрами стоят изломанные, искалеченные
судьбы сотен тысяч наших детей. Мы по долгу
службы ежедневно сталкиваемся с теми, кто уже
стали жертвами этой страшной беды.
И каждый раз мы задаем себе вопрос:
почему так невнимательны и легкомысленны
взрослые, почему так поздно обращаются за
помощью, а порой не успевают обратиться вовсе?
Мы знаем, что большинство взрослых
(около 90%) обнаруживают наркотическую
зависимость своих детей слишком поздно – спустя
1,5–2 года после того, как был попробован первый
наркотик, 85% родителей испытывают от этого шок,
растерянность, чувство беспомощности.
Мы не хотим, чтобы вы внезапно
столкнулись с этой проблемой и остались с ней
один на один. Поэтому предлагаем этот тест. Он
содержит вопросы, ответы на которые помогут вам
сориентироваться в проблемах ваших
взаимоотношений с детьми и определить, имеют ли
они опыт употребления наркотиков. Мы будем очень
рады, если результаты не дадут вам повода для
тревоги. В обратном случае помните, что жизнь и
здоровье вашего ребенка как никогда зависят от
вас, спешите помочь ему
Внимание!
Тест предусматривает только поиск
путей оказания помощи и не будет использован для
учета, регистрации или иных действий, могущих
ущемить ваши интересы.
Если вы нашли более чем 10 признаков, а
суммарная оценка превышает 2000 баллов, то
существует необходимость обратиться за
консультацией. Мы готовы ответить на любой ваш
вопрос, касающийся проблемы употребления
подростком наркотиков.
Наш телефон: (095) 458-74-58.
Тест разработан фондом «Россия без
наркотиков», который возглавляет Владимир
Иванович Иванов, кандидат медицинских наук,
подполковник внутренней службы, участник
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС.
Адрес фонда: Москва, ул. Смольная, д. 47.
Тел.: (095) 458-74-58, 591-02-41, 291-53-14, 202-77-75.
№ |
Обнаруживали ли вы у ребенка |
Баллы |
1 |
Снижение успеваемости в школе в течение
последнего года |
50 |
2 |
Резкое снижение успеваемости |
100 |
3 |
Неспособность ребенка рассказать
родителям о том, как протекает общественная
жизнь в школе |
50 |
4 |
Утаивание вызовов родителей в школу |
50 |
5 |
Потерю интереса к спортивным и другим
внеклассным занятиям |
50 |
6 |
Сообщения педагогов или соучеников о
прогулах уроков, драках, воровстве |
50 |
7 |
Задержание в связи с вождением
автомототранспорта в состоянии опьянения |
100 |
8 |
Задержание в связи с употреблением
опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.п. |
100 |
9 |
Арест в связи с хранением, перевозкой,
приобретением или сбытом наркотиков |
300 |
10 |
Другие противоправные действия,
совершенные в состоянии опьянения, включая
алкогольное |
100 |
11 |
Совершение краж |
100 |
12 |
Пропажу из дома денег, ценностей, книг,
одежды и т.д. |
100 |
13 |
Частое выпрашивание денег у родителей и
родственников |
50 |
14 |
Продажу одежды, пластинок, кассет и т.д. |
50 |
15 |
Наличие значительных сумм денег из
непонятного источника |
300 |
16 |
Частую непредсказуемую, резкую смену
настроения |
50 |
17 |
Снижение настроения, негативизм,
критическое отношение к обычным вещам и событиям |
50 |
18 |
Самоизоляцию, уход от участия в семейных
событиях |
50 |
19 |
Скрытность, уединенность, задумчивость,
длительное прослушивание магнитофонных записей |
50 |
20 |
Нарастающую лживость |
100 |
21 |
Позицию самозащиты в разговоре об
особенностях поведения |
50 |
22 |
Избегание общения с домашним окружением |
50 |
23 |
Гневливость, агрессивность,
вспыльчивость, потерю энтузиазма |
50 |
24 |
Нарастающее безразличие,
безынициативность, потерю энтузиазма |
100 |
25 |
Высказывания о бессмысленности жизни |
100 |
26 |
Общие психологические изменения:
нарушение памяти, неспособность мыслить
логически |
100 |
27 |
Частые простудные заболевания |
50 |
28 |
Потерю аппетита, похудание |
50 |
29 |
Отказ от утреннего туалета,
незаинтересованность в смене одежды |
100 |
30 |
Внешний вид нездорового человека,
бледность, отечность, покраснение глазных яблок,
коричневый налет на языке, следы от уколов |
300 |
31 |
Частые синяки, порезы, не находящие
удовлетворительного объяснения – «Просто упал» |
50 |
32 |
Появление татуировок, следов от ожогов
сигаретой, порезов на предплечьях |
100 |
33 |
Бессонницу, повышенную утомляемость,
сменяющуюся необъяснимой энергичностью |
100 |
34 |
Утверждение подростком своего права на
употребление спиртного, наркотиков |
300 |
35 |
Частый запах спиртного или появление
запаха гашиша на одежде |
300 |
36 |
Чрезмерно расширенные или суженые
зрачки |
200 |
37 |
Потерю памяти на события, происходившие
в период опьянения |
300 |
38 |
Наличие шприца, игл, флаконов,
закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты,
ацетона, растворителей |
300 |
39 |
Наличие неизвестных таблеток, порошков,
смолы, травы и т.п., в особенности когда эти вещи
скрываются |
300 |
40 |
Пренебрежение к домашним правилам |
50 |
41 |
Незаинтересованность в домашних делах |
50 |
42 |
Безучастность к семейным торжествам |
50 |
43 |
Нарастающую напряженность в семейных
взаимоотношениях |
50 |
44 |
Стремление не ночевать дома |
100 |
45 |
Скрытность |
50 |
|
Итого |
|
|