Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2003


БЕЗ РАСПИСАНИЯ

Маленький совет

Юлия Знаменская

Счастливого пути!

...До станции «Боровицкая»... садимся в первый вагон... выходим... автобус номер... собираемся вместе... Это не план высадки десанта. Это – диктант. Диктант, который мои ученики писали в 5–6-м классе перед каждой нашей экскурсией по Москве: вся предстоящая дорога с названиями станций метро, местами пересадок и номерами наземного транспорта. По ходу дела разбирали орфограммы – урок русского языка все-таки. Потом тетради закрывали, и несколько человек пересказывали текст, а класс следил и исправлял ошибки. Так и называли – «диктант-маршрут» (вот и словарное слово повторили).

На экскурсии мы ездим часто. Нелегко запомнить пятикласснику длинную дорогу, трудно не отвлекаться, когда около метро учителя напоминают, куда и как ехать. А диктант – это уже серьезно. И зрительная память поможет.

Для диктанта-маршрута я составляю максимально простой текст – много времени на уроке не занимает (если уж совсем некогда – пишем только ключевые словосочетания), а в памяти остается точно. Вот, например (курсивом выделены слова с орфограммами):

Сегодня мы едем в зоопарк. Встречаемся около метро «Тимирязевская» в 13.00. Готовим билетики. В 13.10 заходим в метро. Спускаемся по эскалатору и садимся в последний вагон, едем до станции «Менделеевская», переходим на станцию «Новослободская». <...>

Собираемся у первого вагона, поднимаемся наверх, идем к подземному переходу, переходим на другую сторону. Перед нами зоопарк. Счастливого пути! Словами «счастливого пути» заканчивается каждый подобный диктант. Это рекомендация психолога.

Но ведь предстоит еще дорога обратно! А это – домашнее задание. Пересказать маршрут в обратном порядке. Счастливого пути!