Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №8/2003

Надо что-то новое, да где ж его взять?

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Елена Иванова

Надо что-то новое,
да где ж его взять?

Школьные библиотеки и модернизация образования: попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития

Часть 10. Школьная
библиотека завтра.
Мнение директора школы

Предыдущий материал был посвящен отношениям библиотеки и руководства школы. Открывая новую главу нашей «эпопеи» (надеюсь, заключительную!), мне не хотелось бы нарушать логику повествования. Предоставим ответное слово директорам школы. Точнее, одному, из Денвера.

Из выступления Кэтлин Смит, директора школы в Денвере, штат Колорадо, на конференции школьных библиотек (Белый дом, США, июнь 2002 года):

«Школьные библиотечные медиацентры в XXI веке могут и должны играть особую роль в обучении. Эти структуры концентрируют позитивный опыт школьного развития, способствуют росту ученических достижений. В стенах такой библиотеки происходит интеграция всех ресурсов, информация превращается в знания. Эти «окна в мир» служат местом непрерывной исследовательской деятельности каждого ученика и педагога, здесь проводится анализ идей, выстраиваются концепции.

Программа развития библиотеки уже сегодня должна занять центральное место в школе в буквальном и фигуральном смысле.

Принимая во внимание постоянно возрастающие требования школы, я утверждаю: библиотечные медиацентры способны предложить эффективные и реальные пути для увеличения достижений школьников, формирования у них потребности в обучении» [1].

Что же это за силы, которые кроются в недрах школьной библиотеки? Кэтлин Смит перечисляет их.

Доступность

Г-жа Смит убеждена, что ученики и педагоги должны иметь доступ к информации в любое время. Библиотека не должна закрываться в течение дня для проведения встреч, совещаний и других видов административных мероприятий. Школьная библиотека – это открытое, доступное, уютное, гостеприимное место.

Базы данных

Школьная библиотека должна использовать различные базы данных, максимально дополняющие и обогащающие образовательный процесс.

(Позвольте небольшое отступление для важного акцента на последних словах. Библиотека должна наполнять именно образовательный процесс. Говоря об обучении, мы имеем в виду формирование конкретных знаний и навыков. «Образование», если его трактовать достаточно широко, подразумевает развитие прежде всего личности в целом и ее творческих способностей.

Я углубилась в эти терминологические «дебри» совсем не случайно. Выбирая то или иное направление движения, школа определяет приоритеты своего развития. Выработанная политика оказывает влияние на стратегию отбора информации и формирования фондов библиотеки. Обслуживание и поддержка
образовательного
процесса потребуют от библиотеки содержательных, регулярно пополняемых информационных ресурсов.)

Предлагаемые материалы и уровень обслуживания школьной библиотеки должны отвечать потребностям именно данного образовательного сообщества.

Технологии в библиотеке

Развитие и распространение технологий неумолимо. Значительная часть информационных ресурсов доступна через сетевое пространство. Библиотечными вэб-страницами могут пользоваться все желающие. Страницы имеют ссылки на базы данных, включая специализированные предметные полнотекстовые журналы, газеты, энциклопедии. Также имеются ссылки на местные каталоги, в том числе аудио- и видеоматериалов. Интересны и вэб-страницы, которые созданы для определенных школьных проектов.

Кроме того, ученики и педагоги могут использовать межбиблиотечный абонемент, одалживая необходимые ресурсы у других школ и библиотек.

Такая доступность материалов, несомненно, поддерживает содержание обучения и поощряет новые формы и методы работы в школе. Отсюда вытекает и следующий фактор силы и значимости современной школьной библиотеки.

Библиотечная программа

Процесс преподавания/обучения проявляется через модель учебной библиотеки. Школьная библиотека простирается за свои стены и является неотъемлемой частью всех классных занятий. Поддержка библиотечных медиапрограмм и повсеместная их интеграция в образовательный процесс – насущная потребность школы. Ученики не могут и не должны полагаться только на учебники в поисках информации.

Цели школы должны быть переплетены с библиотечной медиапрограммой, которая обучает детей сбору и эффективному использованию информации, оценке идей. В документах такой школы указано, что обучение информационной грамотности является частью всех курсов и предметов. Очевидно, что столь последовательное повышение информационной грамотности способствует возрастанию культурного уровня и учеников и учителей. Такая позиция поощряет совместную работу педагогов и библиотекаря, в ходе которой создаются планы совместной деятельности. Занятия в библиотеке – это уроки, на которых школьники, используя разнообразные информационные ресурсы, учатся вести исследования с применением новых технологий. Нельзя не разделить эти взгляды американских коллег. Но вернемся к отечественным реалиям.

Современные пути обучения школьников и школьная библиотека. Место встречи изменить нельзя?..

Знак вопроса, завершающий данный тезис, весьма условен. Сегодня содержание этой фразы, в основном, утвердительно. Причем утверждено оно в ключевых документах государства. Речь идет о концепции модернизации российского образования, в которой, наряду с перечислением первостепенных задач реконструкции образования, определена и главная ее цель, если можно так выразиться – сверхзадача. Читаем: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом»[2].

Базовым инструментом, позволяющим воспитывать столь гармоничных членов общества, является развитие активного, проблемно-ориентированного обучения.

В предлагаемых условиях роль учебной библиотеки (в нашем случае – школьной) становится крайне важной. В составе команды, разрабатывающей новую образовательную среду, библиотекари выступают в роли педагога, консультанта. Они помогают школьникам разобраться в организации материала по какому-либо предмету или направлению, знакомят с разнообразными информационными ресурсами, объясняют методику тематического поиска. Кроме того, сотрудники библиотеки работают над созданием средств навигации к печатным и электронным ресурсам из ее фонда или из Интернета (т.е. указывают адреса документов).

Если пристально взглянуть на происходящие изменения и предполагаемую в связи с этим сферу деятельности учебной библиотеки, можно увидеть замечательную вещь. Ее сотрудники владеют уникальным искусством поддержки инноваций в образовательном процессе и могут успешно его развивать, у них есть все возможности экспериментировать и искать необходимые модели учебной деятельности. Работа в условиях модернизации образования позволяет школьной библиотеке продемонстрировать свой потенциал во всей красе. Подчас – неожиданной даже для самих библиотекарей. Все то, в чем ранее упрекали школьную библиотеку, теперь может стать ее преимуществом. Судите сами.

Педагогическая деятельность: обучение и воспитание

Мы не педагоги – в том смысле, что в дипломе у нас это не написано (пока!). И этот факт, еще недавно бывший недостатком, сегодня можно рассматривать как неоспоримый козырь. Школьный библиотекарь в состоянии избежать привычных педагогических штампов, легче идет на эксперимент. Его уроки могут быть не менее интересны и насыщены, чем занятия, проводимые учителями.

Библиотекарь знает каждого ученика, часто – лучше, чем классные руководители. Каждый день школьники делятся с ним своими радостями, огорчениями и обидами. Сотруднику библиотеки проще установить дружеские, доверительные отношения с детьми. Он знает интеллектуальные и психологические особенности каждого ребенка.

Новые методические решения

Учителя, загруженные повседневной работой, не всегда успевают отслеживать нужные им методические материалы.

Библиотекари, в силу профессиональных обязанностей, регулярно знакомятся с педагогическими нововведениями. Школьный библиотекарь занят информационным сопровождением учебного процесса и потому внимательно изучает различные идеи и эксперименты, рассматривает методики, ищет дополнительную информацию. Библиотекари умеют и могут разрабатывать различного рода справочные материалы.

Специфика работы обязывает школьного библиотекаря знать не только требования одного предмета, но и особенности всех учебных программ. Проводя анализ образовательных требований, библиотекарь помогает педагогам в подборе того или иного материала. Таким образом, сотрудники библиотеки оказываются более осведомленными обо всей «педагогической кухне», и это преимущество стоит использовать. Подобная информационная компетентность позволяет ему выступать в роли консультанта и координатора. Это позволяет ему обратить внимание коллег и руководства школы на имеющуюся иногда технологическую и психологическую несовместимость программ, выбранных педагогами разных предметов, работающих в одном классе. Такие несовпадения могут приводить к серьезному психологическому дискомфорту учащихся, вплоть до резкого снижения эффективности применения прогрессивных методик обучения.

 

Политика образования/официальная информация

Школьные библиотекари часто первыми знакомятся с официальной информацией и государственными концепциями развития. Это позволяет им знать не только особенности настоящего периода, но и видеть перспективы образовательного движения. В том числе и те направления развития, которые касаются библиотеки.

Есть у нас и еще некоторые «козыри», возможно пока неиспользованные. Назовем их факторами успеха, или просто факторами.

Фактор № 1. Библиотека в едином образовательном информационном пространстве

Создание единого информационного образовательного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Для решения этой задачи во многих школах написаны проекты, предпринимаются первые шаги для достижения заданной цели.

Я уверена, что библиотека должна принимать участие в создании и управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы.

Крайне важен в этом процессе пресловутый «человеческий фактор»: объединение усилий всех представителей школьного сообщества. Тщетны и, что самое главное, непродуктивны попытки перещеголять друг друга оригинальностью идеи. Только общая работа в команде единомышленников приведет к необходимой интеграции: от разрозненных планов – к единой программе.

Ключевым фактором успеха можно назвать и активное использование в библиотеке новых информационных технологий. Движение в этом направлении изменит многое: учебные программы наполнятся новым содержанием, возникнут новые формы и методы проведения занятий. Такая активность школьной библиотеки способна повлиять на взгляды директора и вышестоящих организаций. Позвольте им увидеть новые смыслы обучения в контексте модернизации работы школьной библиотеки.

В наиболее «продвинутых» библиотеках может быть не только опробована методика использования электронных ресурсов, но и отрегулированы механизмы и административные структуры, которые будут обеспечивать инновационное развитие библиотеки, внутренней школьной сети, а возможно, и сети школьных библиотек района, города. (Кстати, под выполнение подобной работы можно создать проект и попробовать получить грант.)

Фактор № 2. Сотрудничество: кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнерами и институтами

Для библиотек сегодня (как и для других общественных институтов) характерен сдвиг от вертикальных управленческих схем к горизонтальному корпоративному сотрудничеству. Такое взаимодействие позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширять круг профессиональных связей. Смысл корпоративных проектов и сотрудничества сводится к единению технологических, технических, информационных и других средств партнеров в целях создания новых и эффективного использования уже имеющихся информационных ресурсов.

Кто же они, наши потенциальные партнеры?

Школьная библиотека + педагоги

Такой тандем – абсолютная необходимость в деятельности современной школы. Этот «плюсик» одинаково важен как для библиотекарей, так и для учителей, директоров школ.

Работа библиотекарей и педагогов над созданием и использованием предметных модулей может обогатить учебный процесс. Общие идеи по развитию работы кружков и студий окажут влияние на внеклассную деятельность. Подобное слияние станет основой для успешного внедрения всех инноваций и творческих идей в школе.

И даже если эти самые инновации в школе отсутствуют, а творчеством и не пахнет, библиотекарю все равно нужно поддерживать процесс обучения и развивать партнерские, деловые отношения с преподавательским составом. Нужно беседовать с учителями, выяснять наиболее удобные и эффективные с их точки зрения технологии образования; можно постепенно выдвигать и развивать свои идеи и взгляды на образовательный процесс в тесном взаимодействии с педагогами.

Школьная библиотека + школьная библиотека

Про этот вид партнерства мы говорим давно. Не один год взывают к объединению библиотеки инновационных школ, которые почти на ощупь пытаются найти новые пути развития, соответствующие требованиям школы. Почти каждая встреча школьных библиотекарей сопровождается словами: «Надо налаживать регулярное профессиональное взаимодействие, которое позволит работать успешно и эффективно». При этом подразумевается не только обмен учебниками. Знания и инициативность одних способны поддержать других, помочь им. Совместные проекты могли бы облегчить рутинную работу, сэкономить те небольшие средства, которые выделяются библиотеке.

Почему этого не происходит, что заставляет всех нас, по образному выражению Я.Л.Шрайберга, «толкаться на одном информационном поле», – это вопрос отдельный. Более рационально и дальновидно – объединяться и кооперировать усилия.

Тем более что подобное объединение имеет ряд объективных предпосылок. Они вытекают из особенностей работы школьных библиотекарей: это специфика деятельности – мы библиотекари-педагоги, специфика обслуживания – образовательный процесс, специфика информационного запроса – связь с учебными программами.

И потому пространства для сотрудничества у школьных библиотекарей более чем достаточно. Это могут быть следующие направления деятельности:

1. Корпоративная каталогизация и ведение сводных каталогов.

2. Сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными, создание единого тезауруса по педагогике.

3. Интеграция фондов: использование МБА (межбиблиотечного абонемента) и обменно-резервного фонда учебных материалов.

4. Координация в комплектовании и организации подписки на периодические издания.

5. Координация работы по использованию новых технологий в образовании. Реализация совместных проектов развития.

6. Реклама новых возможностей школьных библиотек в поисках потенциальных инвесторов и партнеров.

Обязательно надо взаимодействовать, поддерживать и помогать друг другу. Во всем.

Школьная библиотека + библиотека иного профиля

Замечательно, что, комментируя данный вид сотрудничества, можно ссылаться на уже реализуемые проекты. Мы писали об Озерском опыте, о работе Томской муниципальной библиотечной системы со школьными библиотеками. Уверена, этот список в ближайшие годы будет пополняться.

Партнером и помощником для школьной библиотеки может быть публичная, вузовская и любая другая библиотека. Сфера совместной деятельности здесь не менее обширна, чем в предыдущем варианте.

1. Приобщение детей к чтению. Создание и реализация совместной программы, которая прививает школьникам осознание важности чтения в настоящей и последующей жизни. Интересной могла бы быть разработка и реализация программы библиотек-партнеров по развитию семейного и летнего чтения, например программа «Родители и библиотека». Такой проект поможет выстроить регулярное сотрудничество библиотек с родителями, в том числе с родителями-учителями.

2. Развитие навыков информационной грамотности через реализацию совместных проектов и интеграцию ресурсов.

3. Использование новых информационных технологий для совершенствования школьных библиотек. Ресурсное обогащение библиотек-партнеров благодаря расширению образовательной компоненты взаимодействующих фондов. Продолжая работать над электронным каталогом, можно переходить к следующему уровню совместного технологического взаимодействия: предоставление CD-ROM, использование имеющихся и разработка собственных вэб-ресурсов.

Уверяю вас, что перечисление направлений совместной деятельности может занять не одну страницу. При реализации любого из пунктов яркое и продолжительное общение партнеров сможет продемонстрировать главную идею корпоративной деятельности – более эффективное и сильное воздействие на обучение и жизнь школьников.

Хотелось бы заметить, что подобное сотрудничество позволяет сильным библиотекам стать помощниками, кураторами школьных библиотек.

В медиатеке школы № 7, г. Якутск.
фото Татьяны Седых

Школьная библиотека + некоммерческое объединение

Данное сотрудничество может существенно активизировать столь важную и необходимую сегодня социальную направленность работы библиотеки.

Партнерство библиотеки и некоммерческих организаций позволит расширить работу по проведению например, специальных фестивалей, конференций, творческих встреч и т.д. с социально незащищенными слоями населения: пенсионерами, инвалидами, трудными подростками.

Это одна сторона совместной работы, называемая массовой, публичной.

Другая сторона – информационная, если хотите – просветительская. Откликаясь на потребности местного сообщества, библиотеки могут оказывать консультационные услуги, разрабатывать собственные тематические базы данных, использовать информационные продукты различных организаций (в том числе некоммерческих), Интернета.

Это же направление работы может быть представлено в расширенном варианте. Если библиотека примет в качестве перспективной разработки идею социального партнерства с некоммерческими организациями, то можно говорить о совместном проекте создания информационного центра. Это может быть центр профориентации и развития карьерного роста, правовой центр, центр социальной информации.

Надо отметить, что практика работы по определенному профилю крайне популярна среди публичных библиотек. Мы уже слышали о досуговых центрах для молодежи, библиотеках семейного чтения, библиотеках-музеях и даже библиотеках – центрах провинциальной культуры (последние два направления развиваются в рамках краеведческой работы).

Имея достаточный ресурсный потенциал и стремясь к дальнейшему развитию, школьные библиотеки могут творчески осмыслить эту практику. Не стоит замыкаться только лишь на обслуживании образовательного процесса (хотя это – безусловный приоритет в работе). Можно подумать о выборе для школьной библиотеки особой формы деятельности и наполнении ее уникальным содержанием. Может быть, это будет краеведческое направление работы. Эксклюзивность краеведческой информации придает ей сегодня особую ценность и статус. Или вас заинтересует другое тематическое поле. Было бы желание!

Значимую поддержку в такой работе могут оказать не только некоммерческие объединения, но и местные власти.

И еще два направления возможного сотрудничества, которые пока используются не в должной мере:

– Активное взаимодействие с профессиональными ассоциациями и членство в них. Российская библиотечная ассоциация радушно принимает в свои ряды школьных библиотекарей. Ежегодно собираются конференции РБА, на которых уже несколько лет работает секция школьных библиотек. Нахождение в библиотечном сообществе неоценимо с точки зрения текущего профессионального развития и возможных перспектив.

– Библиотека в школе может рассчитывать на содействие попечительских советов. Эти структуры сегодня довольно энергично возрождаются в учебных заведениях. Попечительский совет позволит библиотеке не выживать, а развиваться, реализуя задуманные проекты. Все это возможно в том случае, если руководители школы и библиотеки сумеют обосновать перед советом необходимость регулярной финансовой поддержки библиотечно-информационного центра.

Далее мне бы хотелось предложить вам несколько необычный ход: материал в материале. Возможно, опыт коллег будет полезен в наших условиях. Хотя, заметим справедливости ради, речь идет о явно несопоставимых финансовых условиях. И все же позвольте изложить некоторые ключевые положения из статьи Барбары К.Стриплинг [3]. «Власть – библиотеке: модель преобразования школы».

Тихая революция в обучении и преподавании в США началась 10 лет назад. В это время в начальных и средних школах получила свое распространение программа школьных изменений под названием «Власть – библиотеке». По нашим меркам, инвестиции в данный проект одной из грантодающих организаций были огромны. Эти вложения позволили осуществить значительные изменения примерно в 700 школах, где прошла реорганизация библиотек в образовательные центры.

Теперь, по истечении времени, можно сказать, что большая часть задуманного успешно осуществлена. Участники отмечают существенное влияние программы «Власть – библиотеке» на обучение, преподавание, культуру школы, библиотеку, библиотечных специалистов и общество.

Обучение

«Власть – библиотеке» призывает учащихся становиться независимыми исследователями.

Обучение навыкам информационной грамотности включено в учебные программы. Школьники отрабатывают и совершенствуют эти навыки в библиотеке. Ученики ищут подробную информацию по интересующим их темам. Найдя необходимые материалы, учащиеся делятся своими знаниями с одноклассниками. Таким образом, в обучении всегда присутствует процесс открытия.

При этом школьники демонстрируют все большую независимость и самостоятельность в поиске информации. Значительно возрастает их чувство ответственности и мотивация к обучению.

Преподавание

Программа «Власть – библиотеке» построена на сотрудничестве. Учителя работают совместно друг с другом и с библиотечными специалистами. В ходе такой деятельности тщательно изучаются и развиваются предметные блоки, с помощью которых навыки информационной грамотности органично интегрируются в содержание того или иного курса.

Становится более гибкой система оценивания, содержание предметов успешно обогащается навыками поиска и анализа информации.

Часто проработка тем приводит к созданию междисциплинарных проектов.

Культура

Там, где программа «Власть – библиотеке» завоевывает все более значимые позиции, отмечаются изменения в культурном уровне школы. Библиотека признана образовательным центром, который аккумулирует и распределяет все интеллектуальные информационные потоки. В обучении возрастает исследовательская компонента, активно развивается сотрудничество.

Библиотека

Благодаря программе «Власть – библиотеке», развитие чтения и грамотности становятся приоритетными задачами всей школы. Библиотека выступает и ведущим звеном учебного процесса, и центром персонального чтения. Со своими материалами и разработанными программами информационного насыщения образовательного процесса, библиотека является ценным ресурсом всего школьного сообщества.

Специалисты библиотеки

«Власть – библиотеке» оказывает достаточное влияние на директоров школ и учителей. Но наиболее глубокое воздействие эта программа имеет на специалистов библиотек. Работники библиотек видят свою профессию во всей ее полноте и значимости, оценивают перспективы ее развития.

Общество

«Власть – библиотеке» способствует более тесному взаимодействию сообщества со школьными библиотеками. Активно сотрудничают с библиотекой родители, предлагая свою помощь. Программа «Власть – библиотеке» помогает развить в обществе стремление решать вопросы образования. Общество способно создать для этого благоприятные условия и предложить детям все лучшие образовательные возможности.

Изменения в школе – изменения в библиотеке.

Стратегия развития

Все члены школьного сообщества должны прийти к общему видению задач образовательного учреждения. При этом проводится анализ различных стратегий развития. На основании такой оценки при коллективном обсуждении педагогическим сообществом разрабатываются долгосрочные перспективы общешкольных изменений.

Среда изменений

Внешняя среда способна оказать существенное влияние на развитие школы,
а значит, и ее библиотеки. Родители, бизнесмены, местные образовательные, грантодающие и правовые организации, высшие учебные заведения – все эти институты могут оказать реальное воздействие на повышение достижений учащихся.

Кроме того, школьное пространство претерпевает естественные изменения. Гибкое расписание и открытый доступ в библиотеке являются теми необходимыми условиями, которые позволят превратить ее в образовательный центр всей школы. При этом важно, чтобы члены школьного сообщества были готовы к новым идеям и их реализации.

Сотрудничество

В программе «Власть – библиотеке» сотрудничество рассматривается как особенно важный фактор успеха. Члены школьного сообщества должны быть готовы работать с различными точками зрения, использовать все возможности. Стоит помнить о том, что сотрудничество налагает персональные обязательства на каждого члена сообщества.

Руководство изменениями

Программа «Власть – библиотеке» рассчитана на компетентное руководство.
В ходе проводимых изменений крайне важна поддержка администрации, особенно директора школы.

Она подразумевает, что каждая школа для достижения успеха проводимых изменений должна иметь библиотечного специалиста на полной ставке.

Сильное руководство позволит расширять поле профессионального взаимодействия – с другими школами, с библиотеками иного профиля, различными организациями. Современная школьная библиотека неизбежно выходит за рамки школьного сообщества, распространяется за пределы своих стен.

Новые роли

В процессе перемен его участники – директора, учителя, библиотекари, родители и даже школьники – осваивают новые роли. Новая роль библиотеки в школе требует от директора быть лидером во всех изменениях образовательного процесса. Библиотечные специалисты наравне с учителями принимают на себя ответственность за наполнение содержания школьного образования и развитие навыков информационной грамотности. Родители участвуют в оценке работ школьников.

Ресурсы

Приступая к изменениям, нельзя недооценивать значение дополнительных ресурсов. Грантовые организации позволяют школам пополнять свои фонды в том объеме, который необходим для успешного выполнения учебного плана, способствует глубине обучения. Новые возможности библиотеки приглашают школьников к разнообразному поиску информации, к открытиям. В таком процессе особое место занимает технологическое оснащение, которое будет более полным при регулярной поддержке спонсирующих организаций.

Время

Успех проекта зависит от того количества времени, которое выделено на его реализацию. Надо понимать, что любая акция требует значительных вложений, в том числе и временных. Приступая к выполнению любого задания, это необходимо учесть.

Информационное пространство XXI века сложное, изменчивое, крайне разнообразное. Жизнь в электронной среде требует перехода от накопления информации к созданию знания. Это не произойдет случайно. Для этого нужны великолепные информационные ресурсы в хорошо организованном физическом пространстве или развитие сетевых электронных информационных технологий. Дать информацию – не то же самое, что дать знания. И научить школьников превращать информацию в знания – наиболее сложная и востребованная сегодня задача образовательных учреждений, которую, несомненно, решают и школьные библиотеки.

Уважаемые директора!

Библиотеки играют ключевую роль в информационной среде школы, они должны пронизывать ее и быть гибкими учебно-образовательными центрами.

Необходимы основательные изменения представлений об управлении информационными ресурсами школы, об их движении, об использовании сетей, информационных навыках и информационной грамотности.

Уполномоченный для развития этих направлений уже есть – это школьная библиотека.

Взаимосвязь технических, организационных и управленческих инноваций позволит создать новую библиотеку. Гибкое руководство, открытый доступ и развитие новых услуг позволят сделать библиотеку настоящим центром информации. Центром, который будет обслуживать не только коллектив данной школы, но и широкое сообщество вне образовательного учреждения. Такая политика библиотеки формирует окружающую среду, которая, в свою очередь, способствует изменениям в школьной библиотеке, если ее сотрудники и руководство школы согласны идти на риск и открыты для новых идей.

Дорогие библиотекари!

Обращаясь к вам, уважаемые коллеги, я приведу страстные и искренние слова директора научно-технической библиотеки компании Хьюлетт–Паккард г-жи Эжени Прайм (Калифорния, США) – отрывок из ее доклада «Библиотека как центр коммуникаций» [4]:

«Вы добьетесь высокого качества работы, если будете думать стратегически, о перспективе, а не о мелочах. Например, нужно думать о вынесении обслуживания за стены библиотеки, нужно развивать технологии.

Нужно уметь высказывать свои мысли ясно и настойчиво; учитесь взаимодействовать с самыми различными людьми, учитесь ловить момент и рисковать, не бойтесь быть непохожими на других.

Не торопитесь получить все, что вы просили, – оставьте что-нибудь на потом, незавершенным! Сочетайте упрямство с терпением.

Не бойтесь перемен, ведь единственное, что можно предсказать с уверенностью – это то, что будущее непредсказуемо!