Совместный проект с журналом
«Школьное обозрение»
Параграфы, страницы
Павел Скворцов
Ведение природы и
знание естества
Обзор учебников по естествознанию для
основной школы
ВОЗВРАЩАЙСЯ, СДЕЛАВ КРУГ?
|
Павел Михайлович Скворцов
–
кандидат педагогических наук
Москва |
Впервые естествознание как предмет
появилось в программах народных училищ России в
1786 году по указу императрицы Екатерины Великой.
Это был ответ на все более возрастающую
потребность государства в образованных,
разбирающихся в естественных науках людях. Тогда
же был написан первый учебник «Начертания
естественной истории» академика Василия
Федоровича Зуева. Подобная историческая
тенденция сохранится и далее: если в государстве
наблюдается бурный экономический подъем, в
преподавании естествознания происходит такой
же, только методический.
Так, почти через 100 лет, во времена
Александра II, первой российской оттепели,
связанной с отменой крепостного права,
талантливый русский педагог – Александр
Яковлевич Герд – предложил положить в основу
естествознания учение Дарвина – эволюционное
учение, а сам курс разделить на предметы, оставив
естествознание лишь в начальной школе.
В XX веке самый бурный рост
естествознания как школьного предмета
наблюдался в 20-е годы и был связан с
революционными преобразованиями всей тогдашней
жизни.
Однако необходимость индустриализации в
скором времени потребовала не универсалов, а
специалистов. Курс естествознания постепенно
перестал отвечать все возраставшим требованиям
к знаниям и умениям выпускников в области
естественных наук. Поэтому к 60-м годам
естествознание было окончательно разделено на
предметы, его составляющие: биологию, географию,
химию, физику, астрономию.
Но время шло, и глобальные проблемы,
вставшие перед обществом в последней четверти XX
века, потребовали для своего решения
нетривиальных подходов. В первую очередь –
умения системно мыслить, воспринимать проблему
целиком, видеть взаимные связи и отношения
разных частей единой проблемы, – то, что было
названо системным подходом. Одновременно
многократно возросли количество и объем
информации, которые нужно было усвоить
школьнику, и не просто усвоить, а уметь
использовать.
Тогда-то и появился на свет проект
«Естествознание», который предлагал интеграцию
сведений из всех школьных естественно-научных
предметов: биологии, географии, химии, физики и
астрономии в 5–6-х и даже в 7-х классах
общеобразовательных школ. Сегодня Концепция
12-летнего образования предполагает введение
естествознания в 5-м и 6-м классе, да и Базисный
учебный план, рассчитанный еще на 11-летку, тоже
закладывает такую возможность.
СПАСИБО, У НАС УЖЕ ЕСТЬ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС
Надо сказать, что до сегодняшнего дня
единственным интегрированным курсом в средней
школе в области естественных дисциплин было
«Природоведение» в 5-м классе, готовившее
учеников к изучению систематических курсов
биологии и географии, а также физики и химии.
Интересна история его появления.
Дело в том, что изначально, со времен
А.Я.Герда (напомним, именно он в XIX веке ввел
систематическое изучение естественных
предметов в российскую школу) природоведение
(под разными названиями) изучалось в начальной
школе. Так было и в советской школе, пока
существовала четырехлетняя начальная школа.
Обосновывалось это особенностями развития
детской психики: младшему школьнику легче
усваивать конкретный, а не абстрактный материал.
Изучение многообразия живой и неживой природы
предоставляло младшим школьникам богатый
фактический материал. Этот материал затем и
использовался уже в средней школе, при изучении
систематических курсов: сначала биологии и
географии, затем – физики и, наконец, химии. Таким
образом, предназначение курса «Природоведение»
было в подготовке к восприятию научных теорий, на
которых базируются систематические курсы.
Однако в 70-х годах прошлого века было
решено сократить обучение в начальной школе на
один год. В результате программа 4-го класса
начальной школы перекочевала в среднюю. Так в
средней десятилетней школе, а именно в 4-м классе,
оказался курс, для нее совсем не предназначенный
– «Природоведение». Затем советская школа стала
одиннадцатилетней, начальная школа опять
четырехлетней, а курс природоведения повзрослел
еще на год: уже пятиклассники стали изучать
материал, предназначенный для начальной школы.
Сегодня изучение уже обсуждаемого
«Естествознания» (на этот раз в преддверии
введения 12-летки) предлагается проводить в 5–6-х
классах. Таким образом, начальное
естественно-научное образование предлагается
распространить вплоть до подросткового
возраста!
И здесь возникают серьезные опасения. Именно в
этом возрасте, когда ценностные ориентации
ребенка претерпевают кардинальные изменения,
появляется потребность в самоутверждении и
самоуважении. И в этот момент предлагать только
фактический материал, не предоставляя
инструментов для осмысления фактов, не формируя
систему научных понятий и не формируя умения
оперировать ими – прямой путь к потере уважения
ученика к процессу получения знаний. Не говоря
уже о том, что такой неоправданно затянувшийся
этап пропедевтики скажется на уровне подготовки
и способностях к дальнейшему обучению.
Итак, интегрированное (по сути,
пропедевтическое) изучение природы – два года
или один? Надо сказать, что обе эти альтернативы,
заложенные в Базисном учебном плане, обеспечены
учебниками.
О ВЕДЕНИИ ПРИРОДЫ
Очевидно, что легализованный сегодня
на всех уровнях двухлетний предмет
«Естествознание» ждет конкуренция со стороны
годичного «Природоведения». А учебных
комплектов по природоведению для 5-го класса в
федеральном перечне учебной литературы на
сегодняшний момент – четыре.
На смену старому советскому учебнику
М.Н.Скаткина «Природоведение. 5 класс», по
которому начинали учиться еще в 40-е годы XX века,
пришла целая плеяда весьма интересных учебных
комплектов по природоведению для
пятиклассников. Эти комплекты рассчитаны как на
традиционное начальное образование, так и на
концепции развивающего обучения, что очень важно
для современного младшего школьника, поскольку
смягчает переход из начальной школы в среднюю.
Самым первым появился и сразу привлек
к себе внимание комплект «Природоведение. 5
класс» А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. Альбомные
размеры, красочность рисунков, методическое и
дидактическое оснащение (помимо учебника сразу
же появились рабочие тетради для учеников и
дидактические материалы к проведению уроков)
позволили комплекту в короткие сроки занять
место учебника М.Н.Скаткина. При этом
последовательность изучения тем по сравнению со
скаткинским учебником претерпела минимальные
изменения: увеличился объем материала и
изменилась структура его подачи. Основные же
темы остались. В настоящее время это наиболее
оснащенный из всех комплектов по природоведению
для 5-го класса, и учителю, особенно начинающему,
проще всего иметь дело с данным комплектом.
Кроме того, комплект А.А.Плешакова и
Н.И.Сонина позволяет при использовании всех его
составляющих успешно работать с
пятиклассниками, которые в начальной школе
обучались по методике развивающего обучения
(Эльконина–Давыдова или Занкова). Проблема
перехода таких детей из начальной школы в
среднюю встала совсем недавно: школьники,
обучавшиеся четыре года в рамках развивающего
обучения, доросли до средней школы. А она и не
думала менять традиционную методику. Дети в
результате оказались в очень сложном положении.
Мало того, что число учителей резко возросло, так
и требования круто изменились. Предыдущие годы
детей учили совсем не так, требования были иными.
В результате мы имеем потери в качестве обучения
и резко ухудшившуюся стрессовую ситуацию.
Комплект А.А.Плешакова–Н.И.Сонина
позволяет вводить элементы той методики, к
которой дети привыкли в начальной школе. Почти
одновременно, но с несколько меньшим эффектом, на
рынке учебной литературы возник комплект
«Природа и человек» В.И.Сивоглазова и
А.А.Плешакова. Структура подачи материала
отличается от других комплектов. Предлагается
изучать природоведение, разделяя информацию по
областям знаний. Эти области именуются авторами
«мирами»: «Мир химии», «Мир физики», «Мир
биологии» и т.д. Таким образом, по мнению авторов,
осуществляется подготовка школьников к
последующему разделению предмета на несколько
учебных дисциплин. Такая точка зрения вполне
имеет право на существование. Достаточно
вспомнить, что курс математики, начиная с 7-го
класса, разделяется на две дисциплины: алгебру и
геометрию. Программа же 6-го класса построена
таким образом, что материал алгебраический и
материал геометрический рассматриваются в
разных темах, хотя предмет именуется
«Математика».
Комплект В.И.Сивоглазова–А.А.Плешакова
удобен для использования в работе со
школьниками, обучавшимися в начальной школе по
традиционной методике. Однако и в этом комплекте
имеются возможности для введения элементов
развивающего обучения.
Третьим по времени появления можно
считать комплект Т.С.Суховой и др. «Природа.
Введение в биологию и экологию». Отличает его от
прочих комплектов по природоведению яркая
экологическая направленность подачи материала.
Ориентирован комплект на пятиклассников,
которые в начальной школе обучались по
традиционной методике. В учебнике сохранена
привычная ребенку структура деления на
параграфы, но внутри параграф претерпел
изменения. Кроме того, после изучения
природоведения по Т.С.Суховой можно приступать к
изучению в 6-м классе не только биологии и
географии, но и экологии.
Положительным моментом этого
комплекта следует считать его логическую связь с
начальным природоведением. К информации,
полученной ребенком в начальной школе на уроках
природоведения («Окружающий мир»), постоянно
обращается автор и на страницах своего учебника.
В результате – целенаправленно развиваются
природоведческие понятия, на базе которых
впоследствии будут выстроены понятия
биологические, экологические и др.
Последним из включенных в рекомендуемый
для использования перечень комплектов по
природоведению для 5-го класса стал учебник
В.М.Пакуловой и Н.И.Ивановой «Природа неживая и
живая», в котором были сохранены стиль и
структура главного советского учебника по
природоведению, лишь слегка видоизмененные в
соответствии со временем. Это как бы учебник
М.Н.Скаткина в современном изложении. Подобный
подход заметен даже в названии. Дело в том, что до
середины 60-х годов учебник Скаткина назывался
«Неживая природа», а лишь впоследствии стал
«Природоведением». Для учебника В.М.Пакуловой и
Н.И.Ивановой характерна строгая направленность
на ученика, обучавшегося в начальной школе по
традиционной методике. Кроме того, до сих пор
слабо разработана методическая и дидактическая
база для этого учебника. В принципе комплект
ограничен только учебником, что не позволяет
разнообразить работу на уроке.
Хотелось бы отметить, что авторы
комплектов хорошо знают не только среднюю, но и
начальную школу. А.А.Плешаков написал для
начальной школы несколько учебных комплектов по
природоведению для 1–4-х классов, В.М.Пакулова
знакома учителям начальных классов благодаря
вузовскому учебнику «Методика преподавания
природоведения в начальной школе». Грамотность
авторов, таким образом, не вызывает сомнений.
Именно поэтому у учителей среднего звена при
изучении природоведения в 5-м классе возникает
мало проблем, связанных с переходом детей из
начальной в среднюю школу. Преемственность
начального и среднего образования, о котором все
время напоминает Министерство образования,
осуществляется очень эффективно.
Помимо перечисленных комплектов на
книжных развалах можно встретить много другой
природоведческой литературы для пятиклассников.
Например, учебник «Экология. 5 (6) класс»
А.И.Никишова, В.Н.Кузнецова, Д.Л.Теплова и многие
другие. Кроме того, в географических линиях
появляются учебники по естествознанию для 5-го
класса, имеющие пропедевтический характер не
только к географии, но и к биологии (например,
«Земля и люди. Учебник по естествознанию. 5 класс»
К.Ю.Еськова и др., выпущенный издательством
«Баласс»).
В целом можно сделать вывод, что ниша
природоведческой литературы для изучения в 5-м
классе заполнена весьма плотно (причем
большинство авторов, довольно успешно реализуют
экологический подход, актуальный для нашего
времени). Поэтому причины, по которым следует
отказаться от природоведения в пользу
естествознания в 5-м классе, должны быть весьма
хорошо обоснованы. Комплекты по естествознанию
должны быть на голову выше, чем уже имеющиеся по
природоведению. В противном случае будут все
основания считать продвижение «Естествознания»
ангажированным, вызванным отнюдь не желанием
улучшить ситуацию с преподаванием естественных
предметов в школе.
ИТАК, ЗНАНИЕ ЕСТЕСТВА
В настоящее время имеется три основных
комплекта учебников по курсу естествознания для
учащихся среднего звена, созданных московскими и
петербуржскими авторскими коллективами. Два из
них «биологизированы», то есть стержнем
естествознания считается биология, точнее, ее
часть – экология. Первый комплект создан
коллективом авторов под руководством Антонины
Георгиевны Хрипковой и вначале был рассчитан на 3
года изучения – в 5, 6 и 7-х классах, а затем по
требованию экспертов был переработан на 2 года –
в 5-х и 6-х классах. Второй комплект написан
коллективом авторов под руководством Ирины
Трофимовны Суравегиной и изучается в течение 2
лет – в 5-х и 6-х классах. Третий комплект
разработан петербуржскими авторами под
руководством Ирины Юрьевны Алексашиной, в его
основе – физика, химия и география, рассчитан он
на изучение в течение 2 лет – в 5-х и 6-х классах.
Анализ содержания учебников, учебных и
методических пособий двух первых комплектов
позволяет сделать вывод о том, что авторы искали
и нашли объединяющее начало в курсе, который
состоит из столь разнородных дисциплин. Если для
курса биологии таким началом служит
эволюционная теория, для химиков –
атомно-молекулярное учение и периодический
закон, для физиков – закон сохранения вещества и
энергии и ньютоновская механика, то в основу
курса естествознания была положена экология. При
этом экология рассматривается только в
биологическом понимании. Особенно ярко
экологическая направленность проявилась в
комплекте И.Т.Суравегиной.
Комплект учебников и пособий А.Г.Хрипковой
написан более конкретно с точки зрения
преподавания основных законов природы. В
учебниках же под редакцией И.Т.Суравегиной
собственно естественно-научная информация
зачастую размыта разного рода
культурологическими ссылками, что не позволяет
конкретизировать материал, не дает научной
основы, хотя, несомненно, снабжает ученика
информацией о различных течениях в живописи и
т.п. Однако может возникнуть вопрос, а нужно ли
при изучении основ физики света в 6-м классе
рассматривать на уроке естествознания отличия
импрессионизма от классической живописи? Не
слишком ли велико распыление при изучении
естественно-научной информации? Тем более что
двухвековая история преподавания
естествознания в нашем отечестве дает нам пример
подобных попыток, – увы, всегда неудачных.
Учебник по естествознанию Шиховского (середина XX
века) предлагал тогдашним школярам зубрить
помимо русских и латинских названий растений,
еще и французские, немецкие, польские – для
развития лингвистических способностей учащихся.
Впечатление, что авторский коллектив под
руководством И.Т.Суравегиной посчитал подобный
подход самым методически грамотным в
современных условиях.
Комплект учебников под редакцией
А.Г.Хрипковой на этом фоне смотрится более
приемлемо для обучения естествознанию, если мы
желаем формировать действительно
естественно-научные знания. Но лишь по сравнению
с предыдущим комплектом. Дело в том, что и в
первом, и во втором случаях экология в качестве
объединяющего начала курса работает не всегда,
поэтому курс критиковали и продолжают
критиковать за фрагментарность, отсутствие
преемственности между темами, излишне
формализованную логику. Например, в учебнике для
5-го класса под редакцией И.Т.Суравегиной
предлагается рассматривать последовательно
материал: водная оболочка Земли (география),
затем свойства воды, очистка воды (химия, физика),
растворитель и растворимое вещество с
рассмотрением пропорций (химия), после чего –
круговорот воды в природе (география).
Представляете «круговорот» в знаниях у
пятиклассников? А если вспомнить, что по
математическим программам пропорции проходят в
конце 5-го класса, картина становится еще более
плачевной.
Учебный комплект И.Ю.Алексашиной стоит
в этом ряду особняком. Дело в том, что структура
самого курса здесь иная. Основной материал
составляют отдельные разделы физики, химии и
географии. Материала биологии не так много по
сравнению с другими комплектами.
Рассматривается материал через призму
естественно-научного исследования. Много места
уделено изложению научного метода познания. В
целом комплект смотрится значительно
интереснее, чем два других. Очень четко
просматривается родство с советским
экспериментальным комплектом 1975 года «Неживая
природа» для 4-го класса, написанным
ленинградскими авторами во главе с Н.А.Рыковым.
Тогда это был очень интересный подготовительный
курс природоведения, но в силу ряда причин не
получивший распространения.
Главным недостатком комплекта
И.Ю.Алексашиной является плохое качество
полиграфии. К сожалению, цветными в учебниках
сделаны лишь обложка и вкладыш, что сильно
обедняет процесс обучения.
Комплекты по естествознанию могут
быть чуть лучше, чуть хуже, но многие учителя
отмечают, что интегрированный курс
естествознания в принципе не соответствует
задачам развития мыслительной деятельности
учащихся, темы курсов химии, физики, биологии,
географии неизбежно объединены механически.
Таким образом, общий смысл возражений по
возможностям преподавания в школе
интегрированного курса «Естествознание»
сводится к тому, что, несмотря на недостатки
нынешнего разделения естественных дисциплин на
пять школьных предметов, интеграция их в общий
курс лишь ухудшит ситуацию. А несовершенство
предложенных для изучения курса учебников – еще
одно подтверждение этому.
· В журнале «Школьное обозрение» (№ 6, 2002)
читайте также обзор учебников и проектов учебной
литературы по естествознанию для старшей школы,
полемику ведущих ученых и педагогов по поводу
нового школьного курса естествознания в средней
и в старшей школе.
· В этом же выпуске – материал об основных
проблемах организации профильного обучения,
обзор учебников информатики известного автора
Сергея Симоновича, рецензия на первые профильные
учебники по химии, на новейшую литературу по
управлению школой, методическую коррекционную
литературу.
· Как всегда, в журнале опубликован очередной
список учебной литературы, получившей гриф
Министерства образования РФ.
· С этого номера журнала начинается публикация
серии материалов «Русский язык: типология
двоечников».
· Опубликованы первые материалы из цикла:
«Проблемы чтения: история и современность».
|