Инга Кириллова
Нормативов нет. А позиция есть?
Второй московский марафон
С 31 марта по 25 апреля в Московском городском
доме учителя проходил Второй московский
педагогический марафон учебных предметов. Его
организаторами стали Издательский дом «Первое
сентября», Департамент образования города
Москвы и Московский институт открытого
образования.
Как и в прошлом году, каждый день
Марафона был посвящен отдельному школьному
предмету. Неизменным остался и режим свободного
самоопределения участников. Люди могли в любой
момент покинуть зал, где проходило одно
мероприятие, и перейти в другой.
Но было и новое. Каждый день в фойе Дома
учителя работала выставка-продажа литературы по
тому предмету, которому был отдан этот день.
Сегодня мы подробно остановимся на тех
событиях проходившего 4 апреля Дня школьного
библиотекаря, которые вызвали у собравшихся
наибольший интерес и максимальное количество
вопросов и комментариев.
ПРОГРАММА ДНЯ
Организаторы Марафона постарались
сделать программу Дня школьного библиотекаря
разнообразной, интересной и для библиотекарей, и
для педагогов, и для директоров школ.
Главным событием должна была стать
лекция-семинар «Разработка нового пакета
документов для школьных библиотек: первые итоги
работы». Стала ли, об этом речь впереди. Кроме
того, в трех залах Московского дома учителя
состоялись семинары «Учебное книгоиздание
сегодня: основные направления и проблемы»,
«Разработка плана воспитательной работы школы
на основе работы библиотеки и газеты «Библиотека
в школе», «Что такое Библиотечная школа “ПС”»,
«Интернет в учебном процессе и роль библиотекаря
в новых условиях».
Обзор «Современная детская
литература» был посвящен лучшим книгам, вышедшим
в последнее время.
Прошли встречи участников Марафона с
работниками издательств «Просвещение» и
«Дрофа».
Многие захотели принять участие в
заседании круглого стола для руководителей школ
и библиотекарей на тему «Создание
медиаинформационного центра как этап общей
модернизации школы» и в семинаре-практикуме
«Развитие критического мышления через чтение и
письмо – педагогическая технология для
библиотекаря».
Москвичам и жителям Подмосковья было
интересно познакомиться с
информационно-поисковой системой Торгового дома
«Библио-Глобус».
А МЫ ТАК ЖДАЛИ!
Пакет документов, который должен
регламентировать деятельность школьных
библиотек и их работников, с нетерпением и
надеждой школа ждет уже не первый год. Статус
школьного библиотекаря по сравнению со статусом
других работников образовательных учреждений
самый неопределенный. А ведомственные акты,
которые все же существуют и регулируют работу
школьного библиотекаря, Верховным судом РФ
признаны недействительными.
В то же
время реформа среднего образования, которая
проходит в стране, требует от школьных
библиотекарей не просто высокой
профессиональной квалификации. Их знания и
навыки должны соответствовать нововведениям
учебного процесса. Все это сделало необходимость
принятия документов, регламентирующих статус
школьной библиотеки и библиотекаря, еще более
острой и настоятельной. А сегодня – еще и
неотложной, потому что на школьные библиотеки
ложится обязанность внедрения в учебный процесс
новых информационных технологий. Именно
библиотеки должны стать не только центрами,
которые обеспечивают учителей и учеников
средней школы широким набором информации на
печатных и электронных носителях, но и активными
участниками учебного процесса.
О том, как идет работа над пакетом
нормативных документов для школьных библиотек,
участникам Марафона рассказали главный редактор
газеты «Библиотека в школе» О.Громова и
председатель секции школьных библиотек
Российской библиотечной ассоциации,
председатель секции школьных библиотек
Центральной библиотечно-информационной
комиссии Министерства образования РФ О.Козлова.
Хотим напомнить нашим читателям, что
разработка пакета документов началась после
многочисленных публикаций в ряде изданий и
обращения Российской библиотечной ассоциации к
Министерству образования РФ. В свою очередь
Министерство обратилось в Национальный фонд
подготовки кадров (НФПК) с просьбой выделить
грант на эту работу. Деньги были получены.
В проекте «Проблемы функционирования
школьных библиотек и создания мультимедийных
центров в условиях модернизации образования»
работники Министерства образования
сформулировали для специалистов техническое
задание. Но сами они в создании документов не
участвуют.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе
разработки находятся документы не
законодательные, а нормативные.
Те, кто выписывает и регулярно читает
нашу газету, скорее всего помнят, что в октябре
прошлого года редакция задала школьным
библиотекарям вопрос: какие нормативные
документы нужны в первую очередь и какие
должности необходимы в школьной библиотеке?
Опрос читателей редакция провела по просьбе
НФПК.
На основе ответов был составлен
перечень необходимых нормативных актов. А
документы в нем мы расположили по степени их
значимости так, как их позиционировали сами
работники школьных библиотек.
Документы,
которые хотели бы иметь школьные библиотекари
1. О статусе сотрудников школьной
библиотеки как квалифицированных специалистов
системы образования, с введением должностей,
соответствующих потребностям именно этих
библиотек (библиотекарь-педагог, организатор
детского чтения, организатор массовой работы в
библиотеке, библиограф и т.д.) с четко прописанной
системой оплаты труда, аттестации.
2. О выделении отдельной защищенной
статьи в бюджете школы на комплектование
основного фонда научно-популярной и
художественной литературы.
3. Примерное штатное расписание ШБ,
опирающееся не на количество классов-комплектов,
а на количество работы, исходя из должностных
инструкций и межотраслевых норм времени на
библиотечные работы, включая работу с
учебниками.
4. Об обязательном введении должности
библиотекаря и создании библиотеки в сельских
малокомплектных школах, независимо от числа
учеников.
5. Должностные инструкции по всем видам
должностей с учетом типа школы.
6. Документ о частичной материальной
ответственности библиотекаря.
7. Санитарные требования к школьным
библиотекам: площадь, количество книг на м2,
освещенность, вентиляция, уборка, обязательный
ежемесячный санитарный день и т.д.
8. Положение о медиатеке как части
библиотечно-информационного центра школы.
9. Отнесение работы библиотекаря к
категории вредных, как было раньше, с сокращением
рабочего дня и доплатой за вредные условия труда.
Кстати, по новым санитарным нормам,
вводимых с сентября этого года, в библиотеке на
одного ученика должно приходиться 0,6 м2. Эта
цифра, названная на семинаре, вызвала в зале
оживление. Ведь очень мало в стране школьных
библиотек, где этот норматив соблюдается хотя бы
наполовину.
Недавно редакции стал известен
перечень документов, которые находятся в стадии
разработки фактически. Давайте сравним эти два
перечня, как и было сделано на семинаре.
Тематика документов,
которые готовятся под эгидой НФПК
1. Положение о медиатеке.
2. Положение о школьной библиотеке.
3. Положение об
информационно-библиотечном центре.
4. Должностные инструкции, в том числе
для педагога-библиотекаря.
5. Положение о платных услугах.
6. Примерное штатное расписание.
Нетрудно заметить, насколько
отличаются нормативные документы, которые нужны
школьным библиотекарям, от того перечня, который
находится в стадии разработки. НФПК передал
подготовленные документы на экспертизу
специалистам. А тех уровень подготовки не
удовлетворил, и они вернули документы на
доработку. Кроме того, было предложено
объединить первые три документа в общее
положение о школьной библиотеке. Поэтому, к
сожалению, к началу учебного года документы
готовы не будут. Но осенью планируется провести
совещание, на котором проекты документов будут
обсуждены. Затем состоится заседание коллегии
Министерства образования РФ, посвященное этому
вопросу.
Чтобы закончить разговор о документах,
необходимо отметить, что участники Марафона
предложили включить в перечень еще ряд
необходимых им нормативов. Эти пожелания мы
передали в НФПК.
Все, с кем мне пришлось говорить в
кулуарах, были недовольны тем, что документы
разрабатывают так медленно. Да и готовят для
школьных библиотек «совсем не то и не так, как нам
надо». Библиотекарей можно понять. Люди ехали на
Марафон в надежде услышать, что хоть какие-то
нормативы утверждены или, по крайней мере,
разработаны. А получили снова сплошную
неопределенность.
КРУГЛЫЙ СТОЛ. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Место библиотеки в школьном строю
Для работников школ не секрет, что
далеко не всегда школьный библиотекарь и
администрация работают в полном согласии. А
начать рассказ о том, что происходило на круглом
столе «Создание медиаинформационного центра
как этап общей модернизации школы», хотелось
бы с рассказа одного библиотекаря, имени
которого мы не называем по вполне понятным
причинам.
«...Появились и новые веяния. В школе не
хватает помещений, и некоторые директора
превращают библиотеки в дополнительную
раздевалку для учителей.
И вот в восемь утра открывается
библиотека, и учителя приходят к нам
переодеваться. Заходит ученик за книгой, а
учитель ему: «Выйди вон! Я переодеваюсь!» Разве
это может вызвать у ученика уважение к
библиотеке? А мы по поводу дополнительной
раздевалки в библиотеке ни сделать, ни сказать
ничего не можем – приказ директора! Не нравится
– увольняйся. И сколько уже ушло хороших
специалистов из-за такого отношения руководства!
Десятки!»
На заседании круглого стола
директоров, подобных тем, о которых рассказал
библиотекарь, не было. На Марафон приехали
другие. Те, что понимают роль школьной
библиотеки, всемерно ей помогают, стремятся ее
осовременить, усилить и активно включить в
учебно-воспитательный процесс. Поэтому в
обсуждении проблемы сразу наметилось несколько
тем: как должен измениться учебный процесс и
какую роль в этих преобразованиях должна играть
школьная библиотека? Как превратить школьную
библиотеку в информационно-библиотечный центр?
Медиатека – часть центра или отдельная
структура?
Начнем с первой проблемы. Как же видят
директора и библиотекари модернизацию школы и с
чего она должна начинаться?
Начать хотелось бы с выступления
директора Ульяновской средней школы из
московской области Жанны Николаевны Абрамовой.
Она говорила о том, каким учителя хотят видеть
своего выпускника. По мнению педагогов этой
школы, выпускник прежде всего должен быть
востребован на рынке труда. Из этого
обязательного условия вытекают все изменения и в
деятельности педагогов, и в воспитательном
процессе, и в работе школьной библиотеки.
Говорила Жанна Николаевна и о том, что
информационный поток, который обрушивается в
наши дни на ребенка, значительно мощнее и шире,
чем дает ему учебный процесс. И поэтому
преподаватель должен научить детей
самостоятельно не только добывать, но и
анализировать, сортировать информацию, работать
с ней. Участие в этом процессе школьного
библиотекаря совершенно необходимо.
Приведу фрагмент выступления
заведующей библиотекой гимназии из
Ростова-на-Дону Лидии Сергеевны Пыженко: «Наша
гимназия имеет связи с Шотландией. И моя коллега,
библиотекарь, вместе с ребятами побывала в
обыкновенной дневной школе. Там первые два года
обучения один час в неделю отдан уроку в
библиотеке. С детьми говорят о книге, о
библиотеке. Очень интересный и полезный для нас
опыт! Ведь еженедельный библиотечный урок –
это не просто единица в сетке часов. На этом уроке
ребята учатся учиться, осваивают курс
информационной грамотности».
«Модернизация школы, – сказал
директор московской “школы завтрашнего дня”
Леонид Витальевич Столярчук, – не станет
эффективной, если ее будут насаждать только
сверху. Прежде всего необходимость превращения
школьной библиотеки в
информационно-аналитический и методический
центр школы, который соединит в себе
информационные, образовательные и
воспитательные функции, должны осознать и
принять сами педагоги, а поддержать –
администрация».
«Но для успеха дела статус
библиотекаря – руководителя центра должен быть
достаточно высок, не ниже заместителя директора
школы по информационным ресурсам». И, заметьте,
это мнение не наше и не библиотекаря, а
заместителя директора по научно-методической
работе сергиевопосадской гимназии № 5 Наталии
Юрьевны Балашовой.
Возможно, наши читатели знают, что
информационно-библиотечные центры, о которых
идет речь, практически уже существуют. Например,
в сергиевопосадской гимназии № 5.
И пусть пока это только «классическая» школьная
библиотека, в которой нет компьютера. Главное – и
библиотекарь, и директор школы создали
структуру, которая стала неотъемлемой и
эффективной составляющей учебного процесса.
Медиатека
Очень много говорилось на круглом столе о
необходимости компьютеризации учебного
процесса и медиатеке. Конечно, медиатека в каждой
школьной библиотеке пока еще дело будущего. Но
готовить взрослых и детей к работе в новой среде
необходимо уже сегодня. Поэтому мы приведем
здесь еще один фрагмент выступления заведующей
библиотекой из Ростова-на-Дону. «Вот мы сейчас
говорим, компьютеры то, компьютеры это. А ведь
компьютер такой же инструмент, как ручка. В
шотландской школе работа с ним начинается с
самого главного библиотечного “инструмента” –
книги. Сначала библиотекарь говорит школьнику:
“вот тебе, деточка, энциклопедия, давай будем
учиться с ней работать”. И пока “деточка” не
сможет самостоятельно находить в энциклопедии
ответ на любой вопрос, его (или ее) никто за
компьютер не посадит. А когда посадят, то скажут:
“вот тебе диск, а на нем все, что ты нашел в этой
энциклопедии. Помнишь ключевые слова, по которым
искал ответ в книге? Так здесь поиск отличается
только тем, что нужно набрать ключевые слова на
клавиатуре”».
На
заседании было еще немало интересных
выступлений. К сожалению, рамки обзора не дают
нам возможности рассказать обо всех. А вот итог
заседания подвести стоит. Каждый участник
круглого стола смог познакомиться с наработками
коллег, высказать свое мнение, сопоставить его с
другими, оценить сделанное и наметить для себя
перспективы, исходя из коллективного опыта и
собственных возможностей. И это особенно важно,
потому что и школа, и школьные библиотеки
вступили в полосу реформ и модернизации.
Обратного пути нет. Есть много проблем и
неясностей. Круглый стол, как говорили его
участники, «нам был нужен и помог кое в чем
разобраться».
Редакция уже решила, что по итогам
работы круглого стола будет подготовлен ряд
материалов на тему модернизации работы школьных
библиотек.
А мы вернемся на Марафон.
АХ КАКИЕ КНИЖКИ!
Я вошла в зал и заслушалась.
Библиотекарь Центральной городской детской
библиотеки Москвы Т. Рудишина и обозреватель
детской литературы, ведущая полосы «Детлит»
газеты «Книжное обозрение» К. Молдавская
рассказывали о лучших новинках современной
детской литературы. И как рассказывали! Если бы
издатели так представляли свои книги, то тиражи
расходились бы максимум за неделю. Представляли
они, в основном, книги малоизвестных талантливых
молодых авторов. Оценкам, данным в обзоре, можно
вполне доверять, потому что литературу для
обзора отбирали очень тщательно. Однако книг
этих многие школьные библиотекари, к сожалению,
не знают. Во-первых, они не имеют полной
информации о детской литературе, которая выходит
в стране. А во-вторых, и это главное, – от
библиотекарей далеко не всегда зависит
формирование книжного фонда его школьной
библиотеки.
Но, несмотря на трудности с
формированием фондов, школьные библиотекари
интересуются современной детской литературой.
Нам показалось интересным познакомить читателей
с вопросами, которые задали слушатели после
обзора.
1. Как вы относитесь к повести Альберта
Лиханова «Сломанная кукла»?
2. Какого вы мнения о так называемых
культовых авторах: Максе Фрае, Харуки Мураками,
Пауло Коэлья, Сергее Лукьяненко?
3. По каким книгам современных авторов
стоит провести обсуждения?
4. Какого вы мнения об иллюстрациях к
Гете в книге издательства «Синергия»?
И литераторы, и книги, и иллюстрации, о
которых идет речь, не бесспорны. А как бы вы
ответили на эти вопросы, уважаемые наши читатели?
Ждем ваших отзывов.
ВЗРОСЛЫЕ УЧЕНИКИ
Все в этом зале происходило наоборот.
Международный тренер-сертификатор технологии
РКМЧП Алла Фонтанова была учителем. А участники
семинара «Развитие критического мышления через
чтение и письмо – педагогическая технология для
библиотекаря» – ее учениками.
Всем был роздан текст с небольшим
рассказом И. Бунина «Красавица», отрывки
которого были напечатаны на некотором
расстоянии друг от друга. Сначала собравшимся
было предложено прочитать только первую часть, а
затем проанализировать ее с точки зрения
характеров героев и предположить, как в рассказе
будут дальше развиваться события.
«Педагог» въедливо, но весьма
доброжелательно (как это делают на уроке
настоящие учителя) просила каждого, кто хотел
ответить, не только четко сформулировать свое
мнение, но и постараться его аргументировать,
воссоздать логическую цепь, которая привела
человека к данному выводу. И так отрывок за
отрывком до конца рассказа.
Учителя и библиотекари, поставленные в
роль учеников, в какой-то момент действительно
ими себя почувствовали. После «урока» я
поинтересовалась у завуча школы, какое все это на
нее произвело впечатление.
«Знаете, – сказала она, – на таком
практикуме я впервые. Поначалу немного
растерялась. Но потом понравилось. Я уже и забыла
то время, когда была школьницей, и свои ощущения,
когда меня вызывал учитель. А теперь вот
вспомнила и задумалась о том, правильно ли
разговариваю с ребятами? Умею ли точно
сформулировать вопрос, чтобы заставить своего
ученика задуматься? Это очень важно, чтобы ребята
умели думать, анализировать, сами делать выводы».
НАДО УЧАСТВОВАТЬ!
Было
видно, что организаторы Дня школьного
библиотекаря старались так построить каждое
мероприятие, чтобы заставить его участников быть
как можно активнее. Жаль, что не всегда удавалось.
Потому что голос директора школы, преподавателя,
голос школьного библиотекаря должен звучать так
громко, чтобы его услышали все, от РОНО до
Госдумы, и чтобы мнение «шкрабов» было веским и с
ним считались.
Мы хотим изменить ситуацию? Но тогда нам,
дорогие коллеги, нужно активно участвовать в
обсуждении наших собственных проблем. Собирать
круглые столы и совещания. Закидывать
будоражащими письмами министерство. По более
узкой проблеме очень точные «указания» коллегам
дал на Марафоне один директор школы. Он сказал:
«Надо сейчас понимать, зачем Интернет в школе.
Получите – размышлять будет поздно». Так вот,
чтобы и Интернет, и документы, и должности, и
фонды были такие, какие нужны нам, активными
нужно быть сейчас. Пока не поздно. |