Дальние страны
Ольга Леонтьева
Школа, в которой нет классов
Ольга Милославовна
Леонтьева –
кандидат педагогических наук,
журналист газеты «Первое сентября»,
координатор парк-школ в России |
В начале этого учебного года в
Копенгагене была открыта школа, специально
спроектированная и построенная таким образом,
что в ней нет ни одной классной комнаты. Все в
этой школе просматривается насквозь: даже
лаборатории и офис администрации, которые
находятся за закрытыми дверями, потому что двери
и стены стеклянные. Лишь небольшие специальные
беседки, в которых могут усесться в круг двадцать
пять ребят, разбросаны по всему зданию.
На открытии школы было множество
гостей, но и в обычные дни лестница – одно из
самых любимых мест, чтобы посидеть или попрыгать
Библиотека тоже не имеет стен: книги
стоят на книжных полках в одном из холлов, и дети
сами выбирают нужную им литературу и
регистрируют ее у библиотекаря.
Датское правительство и муниципалитет
округа вложили огромные деньги в проект, назвав
эту школу «школой двадцать первого века». Все
продумано до мелочей: дизайн, особые
звукопоглощающие стены и полы…
Как же складывается жизнь
инновационной школы? Что происходит с 550
учениками, которые там учатся. Рады они или нет?
Тяжело им или легко? Какие трудности испытывают
учителя? Все ли так просто, как казалось на первый
взгляд? И действительно ли это школа без классов
или…
На самом деле классы в Хеллероп-школе
остались, от них не так просто избавиться. Дети
распределены по возрастам и причислены к
определенным постоянным группам примерно по 20–25
человек в каждой. Группы имеют своих классных
руководителей. Правда, классы часто работают
рядом друг с другом. На одном этаже с 0 по 3-й класс,
недалеко – 4–6-е и 7–9-е. 10-е классы расположились
на третьем, последнем этаже. Во вторую смену
открыты группы продленного дня, где встречаются
все младшие ученики школы.
Остались и уроки, хотя в соответствии с
первоначальной идеей, вся учеба в этой школе
должна проводиться проектным методом.
Предполагалось, что, выполняя проекты
индивидуально и в группах, дети не только освоят
необходимый объем школьной программы, но и
приобретут ценные навыки такой работы. Однако не
все оказалось так просто. Не укладывается, никак
не укладывается в проектную деятельность
подготовка к тестам и экзаменам в 9-х и 10-х
классах. А готовиться-то к ним нужно заранее.
Вот и все в общих чертах. Остальное
систематическому описанию поддается с трудом.
Происходящее в Хеллероп-школе не похоже на
театральное представление, где легко понять роль
каждого героя. Эту школу почти невозможно
«бегом» показывать многочисленным гостям. За два
дня я видела две экскурсионные группы. А
преподаватели школы по секрету говорили, что
иногда они ощущают себя обезьянками в зоопарке,
так много экскурсий проводится. Новую школу
можно понять только самому, пожив и поработав
рядом с учителями и детьми. И рассказ здесь
пойдет не обо всей школе, а о той ее небольшой
части, к которой мне удалось приблизиться. Однако
лично у меня сложилась довольно четкая картина
жизни школы и ее проблем. И очень захотелось там
поработать – так много нового, важного,
непознанного в ней есть. А именно это меня всегда
притягивало.
НАЧАЛЬНОЕ ЗВЕНО
В восемь утра начинаются занятия. Чуть
не опоздала на электричку, страшно переживала, а
когда оказалась на месте, поняла, что торопиться
было вовсе не нужно, что в этой школе все гораздо
проще.
И в библиотеке, и в классах-беседках
так бывает не только во время перемены.
Обратите внимание: задники у стеллажей
прозрачные, из сетки
Дети, стайками и поодиночке на своей
территории, лежали на полу, сидели за столами или
на ступеньках, и все что-то делали. Это не похоже
на обычную работу на уроке, даже на
самостоятельную и интересную для детей. Ребята
болтали тихонько, чтобы другим не мешать,
переходили с места на место. Я спросила, говорит
ли кто-нибудь из детей по-английски, и меня
познакомили с шестилетним белобрысым мальчиком,
который прожил с родителями три года в Индии.
– Филипп, Ольга хочет задать несколько
вопросов. Ты не мог бы помочь ей? Она не умеет
говорить по-датски.
Филипп молча кивнул. Он сидел за столом
вместе с другими ребятами, занимался языком. Я
устроилась рядом, но мальчик занервничал.
Оказалось, что для беседы нам лучше перейти
куда-нибудь, где мы не будем мешать остальным.
Да… А я об этом и не подумала.
– Филипп, а почему ты занимаешься
датским языком?
– Потому что учитель так сказал.
– Когда?
– Когда я пришел в школу и подошел
спросить, что мне делать.
– Значит, ты сам не выбирал себе
занятие?
– Нет.
– А что бы стал делать, если бы учителя
не было?
– То же самое. Я люблю работать с этой
книжкой. Учитель спросил, чем я хотел бы заняться?
Я ответил, тогда мне сказали…
Ах, вот оно что! В такую ситуацию
часто попадают гости в школах подобного типа.
Задавая вопросы детям, мы забываем, что они
редуцируют действия учителя до понятных им
простых ситуаций. Ведь, в конце концов,
действительно учитель сказал, чем будет
заниматься ребенок. Никакого подвоха, неправды
тут нет!
Здесь есть свобода выбора занятий, но
учителя обязательно обсуждают планы ребенка на
каждый день. Поэтому дети и думают, что решение
принимали не они, а взрослые. Пожалуй, палка о
двух концах.
Филипп: Мы приходим в школу в любое
время между 8 часами и 8.45. Те, кто пришел позже,
остаются еще после ланча, когда остальные могут
идти домой.
Вот почему мне не стоило так бежать к
началу занятий! А правда, откуда появилось это
точно зафиксированное время начала занятий, к
которому опаздывают очень многие ребятишки? Ну
бывает же – не успел на автобус, мама разбудила
не вовремя, да мало ли что. Давайте подумаем: к
чему приучают школы, где занятия начинаются
минута в минуту? А ведь их большинство во всем
мире. К порядку? А может быть, к тому, что ничего
страшного не произойдет, если опаздывать
регулярно на несколько минут? Ведь большинство
учителей впускают в класс опоздавших. Это,
конечно, лучше, чем оставлять учеников болтаться
без дела на улице, как было принято в одной из
известных мне школ, где первоклассники бродили
вокруг школьного здания в тридцатиградусный
мороз, если не успевали до звонка на урок
проникнуть в школу. А если ввести первыми уроками
такие вот открытые индивидуальные занятия?
Пожалуй, этот прием можно использовать в любой
школе, только легче станет работать.
Без четвери девять один из учителей
сел за фортепиано, начал играть и петь.
Постепенно дети подходили, подползали,
подбегали. Вскоре все собрались вокруг этого
учителя. Только один мальчик лет восьми,
нахмурившийся, в шапке, которая будто приросла к
голове, так и остался сидеть в стороне и
продолжал заниматься своим делом. Никто к нему не
подошел. Казалось, что кроме меня его никто не
замечает.
Все присутствующие, включая остальных
взрослых, воспитателей, родителей,
уселись-улеглись на полу вокруг поющего учителя
и подпевали ему. Одна песенка – медленная, тихая;
другая – чуть быстрее, чуть громче. Потом веселая
песня, под которую хочется танцевать, и все поют,
покачиваясь в такт музыке, а потом танцуют. Эх,
как они танцевали! А одинокий мальчик все сидел
за своим столом и почти беззвучно подпевал…
Мы тоже любим в своей школе проводить
подобные музыкальные прелюдии в начале учебного
дня. Особенно часто это практикуется в начальной
школе, и ничего необычного в этом нет. И мальчики,
не желающие петь и танцевать вместе с другими,
есть практически в каждом классе. Ситуация
обычная и для датской, и для русской школы, с
классами и стенами и без них. Но создание
непринужденной атмосферы очень важно в любой
школе. Ведь учеба – это и отдых, и развлечение, а
не только тяжкий труд. Те педагоги, которые это
понимают, стараются каждое утро начать с чего-то
подобного. Не всегда удается, конечно, добиться
желаемого результата, но попытки прекращать не
стоит.
Продолжение читайте, пожалуйста, в
следующем номере
|