Мастерство
Галина Калинина
Современная методика составления
библиографической записи*
3. Сведения, относящиеся к заглавию
Сведения, относящиеся к заглавию, –
это сведения, поясняющие, уточняющие и
дополняющие основное заглавие.
К ним относятся:
· иное заглавие произведения, данное
автором или издательством;
· пояснение содержания издания,
конкретизирующее основное заглавие;
· характеристика вида издания,
литературного жанра;
· указание читательского назначения;
· сведения о том, что издание является
переводом с другого языка (при отсутствии
фамилии переводчика);
· сведения об утверждении и введении в
действие и т. п.;
· музыкальная форма или жанр,
тональность, средства исполнения, номер
сочинения и др. (в нотных изданиях);
· даты
административно-территориального деления,
территориальный охват (в картографических
изданиях) и др. сведения.
Сведения, относящиеся к заглавию,
приводят после основного (или параллельного)
заглавия.
Сведениям, относящимся к заглавию,
предшествует знак «двоеточие», который ставят
перед каждой группой сведений.
Малые голландцы : Поэзия
повседневности
Сочинения : 100 лучших соч. по рус. лит.
Word 2002 : Эффектив. самоучитель : Быстро…
просто… наглядно…
Физика. Электромагнитные явления : 8-й
кл. : Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений
Как любить ребенка : [Пер. с пол.]
Федеральный закон об охране
окружающей среды : Офиц. текст : Действующая ред. :
[Принят Гос. Думой 20 дек. 2001 г. : Одобр. Советом
Федерации 26 дек. 2001 г. ]
Легкая соната : До маж. : KV 545 : Для фп.
Вологодская область :
[Общегеографическая карта] : Адм.-территор.
деление – на янв.1995 г. : Состояние местности – на
1986–1989 гг.
Однородные сведения, относящиеся к
заглавию, разделяют теми знаками, которые
имеются в издании; при их отсутствии – точками.
Начальная школа : Трудовое обучение :
Поделки, модели, игрушки : [Кн. для учителя]
Биология : Растения. Бактерии. Грибы.
Лишайники : Учеб. для 6–7 кл. общеобразоват.
учреждений
Русский язык : Сб. упражнений :
Упражнения. Диктанты. Памятки : 2-й (1–4), 1-й (1–3) кл.
Хронологические и географические
данные, связанные по смыслу со сведениями,
относящимися к заглавию, приводят в описании
после этих сведений и отделяют от них запятой.
Если эти данные грамматически связаны со
сведениями, относящимися к заглавию, или указаны
в издании в круглых скобках, то они приводятся в
описании без запятой.
Школьный учебник русского языка:
проблемы и решения : Материалы III Ушаков. чтений,
Иваново, 28–29 нояб. 2000 г.
А. С. Пушкин. Москва, Арбат : Летопись
жизни
А. С. Пушкина с 5 дек. 1830 г. по 15 мая 1831 г.
Проблемы коллектива и воспитания
коллективизма : Тез. заоч. науч.-практ. конф.
педагогов (дек. 2001 – янв. 2002)
Сведения, относящиеся к заглавию,
приводят в форме и последовательности, указанной
на титульном листе.
Если сведения заимствуют из различных
источников, их записывают в следующей
последовательности:
1. иное заглавие произведения, данное
автором или издательством (его приводят без
сокращения слов):
И дольше века длится день : (Буранный
полустанок)
Кола Брюньон : «Жив курилка»
2. пояснение содержания издания:
В. В. Маяковский. Лирика. Поэмы : Анализ
текста. Сочинения
Праздники в начальной школе – 2 :
[Сценарии. Капустники. Развлечения. Турниры. Игры]
Математика без репетитора : 800 задач с
ответами и решениями для абитуриентов
3. характеристика вида издания, формы
материала или литературного жанра:
Тематические и итоговые контрольные
работы по математике в начальной школе : Метод.
пособие
Английский язык : Лексика к разговор.
темам : Карман. справ.
Евгений Онегин : Роман в стихах
4. указание читательского назначения,
читательского адреса.
Эти сведения обязательно указывают
при составлении описания учебных изданий:
Астрономия : 11-й кл. : Учеб. для
общеобразоват. учеб. заведений
Естествознание : Учеб. пособие для 11-х
кл. шк. гуманитар. профиля
Математика : Рабочая тетр. : 1-й кл.
четырехлет. нач. шк.
Педагогические ситуации : Пособие для
преподавателей педвузов и кл. руководителей
сред. шк.
5. сведения о том, что издание является
переводом (при отсутствии фамилии переводчика).
Если в издании указана фамилия переводчика, то
все данные о переводе приводят в сведениях об
ответственности:
Как сказать ребенку о… : Как помочь
вашему ребенку решить проблемы, утешить его и
развить в нем хорошие качества : [Пер. с англ.]
Большая энциклопедия школьника :
[Перевод]
Планета Земля : Энциклопедия : [Учеб.
пособие для доп. образования : Для сред. шк.
возраста] : Пер. с англ.
6. сведения
об утверждении, введении в действие и т. п.
(указывают при составлении описания
законодательных, официальных,
инструктивно-нормативных материалов):
Конституция Российской Федерации :
Принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : [Офиц.
текст по состоянию на март 1999 г.]
Об образовании : Закон Рос. Федерации :
[от 10 июля 1992 г. : С изм. и доп.]
Правила дорожного движения : Введ. в
действие с 01.04.01
Положение о золотых медалях и премиях
имени выдающихся ученых, присуждаемых
Российской академией наук : Утв. президиумом РАН
08.06.93
Если сведения, относящиеся к заглавию,
содержат одно слово (например: учебник, сборник,
справочник, перевод), его приводят в описании,
как правило, без сокращения.
Библиотеки России : Справочник
Русский язык : 2-й кл. : [Учебник]
Сведения, необходимые для раскрытия
или пояснения основного заглавия, жанра
произведения, вида издания, могут быть
сформулированы на основе анализа издания. В этих
случаях их заключают в квадратные скобки.
Задания и упражнения : Рабочая тетр. :
1-й кл. : [Математика. Рус. яз. Чтение]
«Я открою вам сердце мое» : [О М. И.
Глинке]
Великие мюзиклы мира : [Попул. энцикл.]
4. Сведения об ответственности
Сведения об ответственности
содержат информацию о лицах и организациях
(учреждениях), участвовавших в создании и
подготовке произведения к публикации. В
сведениях об ответственности приводят имена
авторов, составителей, редакторов, переводчиков,
художников и других лиц, внесших
интеллектуальный вклад в создание издания,
наименования организаций (учреждений), от имени
или при участии которых издание опубликовано.
Кроме авторов, для всех других лиц необходимо
указывать их роль в создании и подготовке
произведения к публикации.
Сведения об ответственности могут
содержать только слова или фразы, несущие
информацию о проделанной работе, если в издании
не указаны имена лиц или наименования
организаций, например: коллектив авторов,
иллюстрировано группой художников и т.п.
Имена авторов или наименования
организаций, от имени которых опубликовано
издание (если оно не имеет авторов), приводят в
качестве первых сведений об ответственности.
Первые сведения об ответственности являются
обязательным элементом описания. В качестве
последующих сведений об ответственности
указывают сведения о других лицах и
организациях, принимавших участие в выпуске
издания.
Сведениям об ответственности
предшествует знак «косая черта». Внутри сведений
об ответственности употребляются следующие
разделительные знаки:
· точка с запятой – для отделения
разных групп сведений (например, сведений об
авторах от сведений о редакторах);
· запятая – для отделения однородных
сведений внутри каждой группы сведений об
ответственности (например, нескольких фамилий
авторов, редакторов);
· точка – для отделения наименования
организации от наименований его структурных
подразделений или возглавляющих учреждений
(например, институт и кафедра, министерство
образования и вуз).
Сведения об ответственности приводят
в форме, данной на титульном листе (или другом
источнике информации). Личные имена, как правило,
сокращают до инициалов, кроме имен авторов,
приведенных на титульном листе.
/ Януш Корчак ; [Послесл. С. Соловейчика ;
Авт. примеч. Е. Рубенчик]
Сведения об ученой степени, ученом,
почетном или воинском звании, специальности и
должности лиц в описании не приводят.
Если имя автора или наименование
организации, участвовавших в создании и
подготовке издания к публикации, приведено в
основном заглавии или в сведениях, относящихся к
заглавию, то в сведениях об ответственности его
не повторяют.
Сведения об ответственности,
грамматически связанные между собой в источнике
информации, приводят в описании как единую
группу сведений в том же виде и
последовательности, как в источнике.
/ Анна и Сергей Литвиновы
/ В обраб. К. Ушинского с рис. И. и А.
Чукавиных и др.
Продолжение читайте, пожалуйста, в
следующем номере
___________-
* Продолжение.
Начало читайте, пожалуйста, в № 6–2003. |