Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №9/2003

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 09 (21) • вкладка в БШ № 09 (93) • 1–15 мая 2003

Час тихого чтения

Я ИДУ НА УРОК
В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ.
РУССКИЙ ЯЗЫК.

Книги 1, 2.  Книга для учителя. Редактор-составитель М.А.Козлова.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

 

Я ИДУ НА УРОК
В НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ.

1–4 классы.
Тесты по русскому языку.

Составитель Е.И.Николаенкова.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2001

В первую и вторую книги «Я иду на урок в начальную школу. Русский язык» вошли оригинальные разработки уроков русского языка в начальной школе, дидактические материалы, контрольные задания, викторины, кроссворды и многое другое, что облегчит учителю подготовку к уроку, поможет сделать его более содержательным, современным и интересным. Помещенные в книгах разработки уроков предполагают возможность использования любого учебника или дополнительного материала по усмотрению самого учителя.

Книги содержат материалы, которые печатались в еженедельнике «Начальная школа» (приложение к газете «Первое сентября»). Вторая книга является дополнением первой: в ней публикуются материалы по темам, не вошедшим в первую книгу. Некоторые разработки подготовлены специально для этого издания.

Материалы в книгах распределены по разделам «Фонетика», «Морфемика», «Орфография», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация» и «Лексика». Уроки распределены от простого к сложному, а некоторые темы представлены двумя разными уроками. Это сделано для того, чтобы учитель мог сравнить подачу материалов и выбрать то, что больше подходит для его учеников.

Дополнительный материал к некоторым разделам включает в себя грамматические сказки, орфографические пятиминутки, игры, кроссворды, загадки и задания по лексике, – все это поможет учителю сделать уроки более познавательными и интересными.

В сборнике тестов по русскому языку представлены материалы по основным темам программы общеобразовательной начальной школы. Тестирование проводится самостоятельно каждым учащимся. Тесты в сборнике размещены так, чтобы каждый из них можно было скопировать на карточку, надписав только имя ученика и класс.

В качестве заданий в тестах используются упражнения: по распознаванию орфограмм, по разбору слов и предложений, по составлению мини-сочинений и многие другие. Эти упражнения позволяют учителю получить данные об уровне знаний, умений, навыков каждого ученика и всего класса в целом, выявить пробелы в знаниях, с тем чтобы своевременно оказать помощь и устранить недостатки. В сборнике приводится образец таблицы-карточки, которую полезно составить для каждого ученика. В таблице-карточке собираются все сведения о знаниях ученика: оценки по заданиям, общая оценка, рекомендации учителя.

Сборники разработок уроков можно порекомендовать и родителям, которые хотят помочь детям в учебе (особенно если ребенок по какой-либо причине временно не посещает школу). А с помощью сборника тестов родители смогут определить объем знаний своих детей.

Я ИДУ НА УРОК. РУССКИЙ ЯЗЫК.
5 класс.

Книга для учителя. Редактор-составитель Л.А.Гончар.

Серия
«Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2003

В сборник «Я иду на урок. Русский язык. 5 класс» включено 30 сценариев уроков по русскому языку для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы. Это лучшие разработки уроков (по итогам конкурса «Я иду на урок русского языка») по темам, слабо представленным в учебной литературе.

Все материалы в сборнике разделены на три части: уроки по основному курсу русского языка, уроки развития речи, итоговое повторение. Представлены разные типы уроков – от уроков получения новых знаний до уроков закрепления, обобщения и контроля.

Среди них есть модульные уроки по темам «Состав слова и орфография» и «Синтаксис и пунктуация», урок-открытие «Мягкий знак в конце существительных». Некоторые сценарии уроков (например, сценарий «Имя существительное как часть речи») включают исполнение музыкальных произведений, демонстрацию репродукций живописных полотен.

Особенно интересен урок-исследование «Лингвистический анализ текста» по рассказу И.С.Тургенева «Льгов», на котором (по методике К.Д.Ушинского) используется универсальный способ формирования у детей языкового мышления. Наблюдение над явлениями, органически сосуществующими в тексте, позволяет научиться мыслить не формально, не отстраненно, а системно, исходя из содержания, из контекста.

Уроки по основному курсу, посвященные фонетике, морфологии, орфографии, выполняют и общеобразовательные задачи. Так, на уроке «Самоцветы в слове» дети попутно получают очень интересные сведения о драгоценных и полудрагоценных камнях, а урок-игра «Обсудим словари, или Вселенная в алфавитном порядке» превращен в занимательную дискуссию, во время которой дети знакомятся с основными словарями (толковым, синонимов, антонимов, иностранных слов и фразеологическим), учатся работать с ними.

В части «Уроки развития речи» помещены разработки уроков, на которых учащиеся готовятся к письменным работам: изложению, сочинению-описанию, сочинению по картине. В этом же разделе есть разработки интегрированных уроков по темам: «Правила написания писем», «Типы речи». Здесь же представлены интегрированные уроки, посвященные осмысленному и выразительному чтению образцов высокой поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

В «Итоговое повторение» вошли 33 тестовых задания по всему материалу курса, интеллектуальная лингвистическая игра, а также комплекс занимательных заданий и упражнений по всем темам уроков.

Представленные в сборнике разработки уроков предполагают работу по разным учебникам, помогут провести интересный урок, подскажут нестандартные способы его проведения.

 

Я ИДУ НА УРОК.
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Сценарии школьных праздников
и постановок.

Книга для учителя.
Редактор-составитель Е.В.Громушкина.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2003

Эта книга содержит материалы для внеклассной работы и предназначена для учителей общеобразовательных школ, а также для школ с углубленным изучением английского языка. Сборник состоит из двух частей. В первую часть вошли сценарии школьных праздников и тематических вечеров на английском языке. Во второй части представлены сценарии постановок для школьного театра.

Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка, помогают преодолеть «языковой барьер». Во время работы над сценарием, репетициями привычные роли учителя и учеников преобразуются в иную модель отношений: режиссеров и актеров, коллег.

Использовать предложенные сценарии можно по-разному. Можно в точности повторять авторские сценарии (которые содержат подробные ремарки и комментарии), а можно взять их за основу и, учитывая возраст и уровень языковой подготовки учащихся, сократить или добавить текст.

В сценариях праздников «Christmas Party», «St. Valentine’s Day», «Halloween Party» подробно расписаны роли «актеров», моменты исполнения музыкальных произведений старинных и современных композиторов, помещены стихотворения на русском, английском и даже немецком языке, даются советы режиссеру-осветителю.

Сценарии постановок для школьного театра составлены по мотивам пьес В.Шекспира «Бесплодные усилия любви» и «Сон в летнюю ночь», рассказам Р.Киплинга «Холодное железо» и «Меч Виланда», Э.По «Маска красной смерти» и Ф.Фицжеральда «Волосы Вероники», по мотивам мюзикла «Вестсайдская история», сказкам К.С.Льюиса, Х.К.Андерсена, Ш.Перро, А.Милна. В некоторых сценариях предусмотрено чтение стихов по строфам на русском и английском языках.

Особый интерес может вызвать сценарий «The Rain is Handsome Animal» по мотивам произведений Э.Каммингса – американского поэта, драматурга, художника. Здесь в сложном сочетании музыки Армстронга, пантомимы, чтения стихов и прозы, высказываний на нью-йоркском сленге говорится о судьбе Художника в мире.

Подготовка школьного вечера или постановка спектакля превратит изучение английского языка из обязательной повинности в радостный, интересный и созидательный процесс. Сценарии праздников и театральных постановок можно использовать и в учреждениях дополнительного образования, в кружках, для групповых и частных занятий.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Школы горят, дети в них гибнут. № 26–2003, с. 1.

На трагические события в Сыдыйбыле и Махачкале правительство ответило инвентаризацией школ.

Лебедев С. Строить школу на минном поле? № 26–2003, с. 1.

Президент призвал губернаторов вкладывать деньги в восстановление образования Чечни.

Иштрикова Н. Налоговых льгот школе не будет. № 27–2003, с. 1.

Проправительственные фракции в очередной раз провалили законопроекты, которые должны были изменить налогообложение системы образования.

Адамский А. Система образования стремится к равновесию. № 28–2003, с. 1.

Сколько проблем решено – столько и создано.

Дашковская О. Начальное профессиональное... № 28–2003, с. 1.

Дорастут ли стандарты нового поколения до завтрашнего рынка труда?

Иштрикова Н. Здесь не решают. Здесь спорят. № 28–2003, с. 1.

Ни депутаты, ни министерство, ни профсоюз за последние годы не сумели ничего сделать для школы самостоятельно.

Адамский А. К заветным целям по ступеням циркуляра. № 29–2003, с. 1.

Можно ли создать общественное управление школой по приказу сверху?

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Полонский А. Перспектива для лидеров и надежда для всех. № 26–2003, с. 2.

Радикальные заметки об элитном образовании.

Эпштейн М. Готова ли школа к метаморфозам? № 26–2003, с. 3.

Об особенностях подростков и о том, что из этого следует для педагогов.

Авдеева С., Рожкова Н. Компьютер включен, но... № 26–2003, с. 4.

Он не включается в учебный процесс. Почему?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Адамский А. «Эврика» берет уроки голландского. № 26–2003, с. 1.

Зарубежные стажировки участников программы подготовки консультантов общественного управления продолжаются.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Серебряков А., Кириллова С. Что представляет собой образовательное тестирование? Отличаются ли его российские технологии от тех, что применяются в других странах? № 28–2003, с. 2.

Серебряков А., Кононов О. Самоучитель тестирования. № 28–2003, с. 2.

Краткая экскурсия на кухню тестологии.

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Дубин Б. Мы имеем такое телевидение, какое заслуживаем. № 26–2003, с. 5.

Не телевидение создает нашу жизнь, а общество создает телевидение – какое может, такое и создает.

Дондурей Д. Великая виртуальная революция. № 26–2003, с. 5.

Вся страна, за очень малым исключением, живет в реальности, изготовленной на телевидении.

Я ИДУ С УРОКА

Ганькина М. Детей не проведешь – они за версту чуют наши истинные мотивы. № 28–2003, с. 3.

Из разговоров в учительской.

ЗАБЫТЫЕ ДЕТИ

Катаргина С. Чей это ребенок? № 26–2003, с. 7.

Чтобы ответить на такой вопрос, надо перестать быть директором, учителем, воспитателем и остаться тем, кто обнаружится после.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Тандит С. Домашняя копилка звуков. № 27–2003, с. 4.

Можно ли научить ребенка любить музыку.

Шейнина А. Мобильное поколение или поколение с мобильным? № 29–2003, с. 4.

Проблему «ребенок и мобильный телефон» обсуждали психологи и социологи на семинаре «Когда подросток звонит», организованном Школой родителей и одним из французских институтов.

Растимешин Д.В. Советы от советника. № 29–2003, с. 4.

О том, как будет проходить в этом году итоговая аттестация учеников 9-х и 11-х классов.

Тандит С. Рецепт детского праздника. № 29–2003, с. 4.

Стандартная квартира располагает всеми необходимыми ресурсами для веселья. Но надо научиться ими пользоваться.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладки)

Документы. № 93. № 27–2003, с. 1–8.

Учебники. № 63. № 29–2003, с. 1–8.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Рудницкая В.Н. Математика. Контрольные работы. № 14–2003, с. 2–13.

Комплект контрольных работ предлагается в помощь учителям, работающим в 1–4-х классах по учебникам математики (авт. М.И.Моро и др.), изданным в 1998–2002 гг. издательством «Просвещение».

Цель работ – изучение учителем уровня математической подготовки младших школьников на конец учебного года. Каждая работа представлена в четырех вариантах. Первые два соответствуют стандартным требованиям к учащимся и предназначены для средне- и слабоуспевающих детей; третий и четвертый варианты рассчитаны на учащихся, имеющих более высокий уровень математических способностей.

Игнатьева Т.В. Чтение. Контрольные работы. № 14–2003, с. 14–34.

Предлагаемые контрольные работы для 1–4-х классов являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.

Тикунова Л.И. Русский язык. Контрольные работы. № 14–2003, с. 37–46.

Предлагаемые контрольные работы по русскому языку для 1–4-х классов (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам на конец учебного года.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Проверочные и контрольные работы для 1–4-го классов по системе Л.В.Занкова. № 15–2003.

Годовые контрольные работы по обучению грамоте, русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, экономике разработаны авторами программ и учебников с учетом требований к анализу и оценке результатов учебно-воспитательного процесса, предложенных МО РФ в методическом письме «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (155/14 от 19.11.98).

Это примерное содержание, которое учитель (администрация школы) может изменить с учетом «соблюдения уровня трудности» предлагаемого содержания и объема контрольной работы для конкретного класса.

Полякова А. Русский язык. С. 1–10.

Малаховская О. Литературное чтение. С. 10–15.

Аргинская И. Математика. С. 15–17.

Дмитриева Н., Казаков А. Мы и окружающий мир. С. 18–21.

Товпинец И. Окружающий мир. С. 21–25.

Цирульник Н. Трудовое обучение. С. 25–28.

I Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев. № 15–2003, с. 28–32.

Финалисты и победители первых двух туров марафона. Задания третьего тура Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. Иммунная система. № 7–2003, с. 4–5; № 8–2003, с. 4–5.

Как улучшить иммунитет ребенка?

Якушева Е. Диагноз: рак щитовидной железы. № 7–2003, с. 9.

Признаки, причины, течение и лечение заболевания.

Якушева Е. Диагноз: синдром раздраженной толстой кишки. № 8–2003, с. 9.

Признаки, причины, течение и лечение заболевания.

АСТМА-ШКОЛА

Лекманов А. Аллергический ринит. № 7–2003, с. 8–9.

Окончание. Начало см. № 6–2003.

Лекманов А. Как аллергический ринит связан с болезнями дыхательных путей. № 8–2003, с. 8–9.

Анатомические и физиологические особенности заболеваний дыхательных путей и их лечение.

СКАЖИТЕ, ДОКТОР

Стрельцова В. Травма. № 7–2003, с. 12–13.

Продолжение. Начало см. № 5–2003.

Матвеева М. Ломается голос. № 7–2003, с. 15.

Что происходит с мальчиками, когда у них ломается голос.

Матвеева М. Инстинкт материнства требует... № 7–2003, с. 16–17.

Обсуждение проблемы суррогатного материнства.

Степанова М. Школьная зрелость. № 7–2003, с. 20.

Взгляд гигиениста.

Ветров В. Ребенка лихорадит – что принимать? № 8–2003, с. 14–15.

Рациональное использование жаропонижающих средств.

Матвеева М. Ах, эти глазки! № 8–2003, с. 15.

Почему необходимо исправлять косоглазие?

СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ

Шишова Т. Проблемы поздних детей. № 8–2003, с. 12–13.

«Поздние дети – это группа риска».

УЧЕНЫЕ ВЕСТИ

Мельников Н. Как надо питаться в условиях радиационного загрязнения. № 7–2003, с. 14.

Как можно при помощи пищи защитить свой организм, построив диету на растениях и продуктах с противорадиационным эффектом.

Чечилова С. Компьютер и человек: мы с тобой одной крови? № 8–2003, с. 11.

Насколько компьютерные вирусы похожи на своих биологических родственников, и как это можно использовать для борьбы с ними?

Лекманов А. Дефицита витаминов можно избежать. № 8–2003, с. 18.

С чем может быть связана нехватка витаминов и как ее предупредить?

УРОК ЗДОРОВЬЯ

Родионов В., Ступницкая М. Полезные привычки. № 7–2003, с. 22.

Занятие для начального и среднего звена по личной гигиене.

Курегова С.А. и др. Поговорим о правильном питании. № 8–2003, с. 19–22.

Методические разработки уроков.

ДОКУМЕНТ

Кирина М. Мечта о светлом будущем, или Комментарий родителя к новым школьным СанПиНам. № 7–2003, с. 10–11.

Как гигиенические требования согласуются с реальностью?

Лекманов А. Зачем нам СанПиНы? № 7–2003, с. 11.

Размышления врача.

Максимова В. В здоровой школе – здоровый ученик. № 8–2003, с. 10–11.

Воздушно-тепловой и световой режимы школы, требования к школьной мебели.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Липунова О. Сценарий тренинга по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста. № 14–2003, с. 5–12.

Высокий уровень творческих достижений у детей может ожидаться только при совпадении трех факторов: творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. Именно поэтому становится особенно актуальной задача развития у детей творческой и исследовательской мотивации.

Осухова Н. Скульптура семьи. Еще о техниках Вирджинии Сатир. № 15–2003, с. 8–9.

Техника «Скульптура семьи» представляет собой метафорическое отражение позиций членов семьи по отношению друг к другу, а также дистанции между ними и динамики их взаимоотношений.

МЭТРЫ

Степанов С. Вольфганг Кёлер (1887—1967). № 15–2003, с. 4–5.

В последние десятилетия его работы не переиздавались и лишь иногда фрагментарно публикуются в хрестоматиях по истории психологии. Однако ни один серьезный учебник по психологии не обходится без упоминания его имени и его идей.

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Решетникова О. Портрет, исполненный врачом. № 15–2003, с. 12–13.

Беседа с Г.М.Назлояном, врачом-психотерапевтом, создателем и научным руководителем московского Института маскотерапии, в которой он рассказывает о необычной истории создания метода скульптурного портретирования, его особенностях и возможностях использования.

НАШИ ДЕТИ

Степанова М. Скажи мне, кто твой друг. № 14–2003, с. 4.

Характер общения детей друг с другом, симпатии и антипатии, выбор партнера по играм выступают хотя и косвенным, но надежным показателем состояния их эмоционально-личностной сферы.

Кравцова М. Дети наоборот. № 15–2003, с. 6–7.

Таких детей педагоги обычно не любят, считают злостными хулиганами или недостаточно развитыми. Сверстники начинают их дразнить, никто не воспринимает таких ребят всерьез, над ними смеются.

ГИЛЬДИЯ

Вачков И. Почему психология не может быть точной наукой. № 15–2003, с. 14.

Суть вопроса даже не в самой психологии, а в сомнительной состоятельности тех важнейших принципов, на которые опирались научно-ориентированные ее направления — и бихевиоризм прежде всего.

РЕПОРТАЖ

Сартан М. Семинар в двух частях с поворотами, сомнениями и страстями. № 14–2003, с. 2–3.

5—6 марта на турбазе «Салют» под Самарой состоялся проектировочный семинар «Развитие психологической службы в условиях новой организационно-управленческой структуры Департамента образования и науки Самарской области».

ИГРОТЕКА

Вачков И. Чары злобного Крокса. № 14–2003, с. 16.

Игра для детей восьми-девяти лет, которая может быть использована как в системе тренинговых занятий, так и автономно.

Продолжение. Начало см. № 13–2003.

Захарова Е. Семейная гостиная. № 15–2003, с. 16.

Методика тренинга детско-родительских отношений из цикла занятий родительского клуба. Занятие проводилось с детьми девятого класса и родителями. Предварительно классный руководитель попросил учащихся написать сочинения-миниатюры на темы детских воспоминаний, истории семейных фотографий.

Вместе с классом

Рудишина Т. Идеи и вдохновение для будущего года: Обзор литературных и памятных дат на 2003/2004 учебный год. «Библиотека в школе», № 8–2003, с. 8–14, 51–53.

Материл поможет классному руководителю написать план работы на новый учебный год.

Знаменская Ю. Предостеречь перед расставанием: Классный час за 15 минут. «Библиотека в школе», № 8–2003, с. 21–22, 43.

О правах, обязанностях, административной и уголовной ответственности. Выдержки из кодексов.

Знаменская Ю. Счастливого пути! «Библиотека в школе», № 8–2003, с. 43.

Диктант-маршрут, который стоит написать с учениками перед каждой экскурсией.

Дранишникова Л. Флаги на башнях: Внеклассное мероприятие. «Химия», № 12–2003, с. 14–16.

Игра для 10–11-х кл. раскрывает межпредметные связи химии с математикой, биологией, литературой.

Окончание. Нач. см. № 8, 9, 11 – 2003.

Подольская Т, Шарова Е. Экологическая игра «Бытовые отходы». «Биология», № 12–2003, с. 3.

Игра для 6–7-х классов.

Окулович М. Гастроли заморского мага: Сценарий праздника для 5–6-х классов. Курс «Естествознание». «Физика», № 14–2003, с. 3–4.

Малинина Е. Вместо читательской конференции: Комментарий психолога к сказке Кристиана Пино [«Как замерзла маленькая жена мясника»]. «Библиотека в школе», № 8–2003, с. 46.

Галнуллина А. Урок-инсценировка «Кулинарное путешествие». «Здоровье детей», № 8–2003, с. 20–21.

Инсценировка может использоваться для организации внеклассного мероприятия в рамках «Марафона здоровья» и при проведении уроков географии и биологии в 8–9-х и 5–6-х классах.

Лаптева Н. Сказка про Елену, ставшую прекрасной благодаря правильному питанию. «Здоровье детей», № 8–2003, с. 22–23.

Сценарий для учащихся 9-го кл. коррекционной школы и используется на уроках социально-бытовой ориентировки. Он может быть интересен и для учащихся 5–6-х, 8–9-х кл. обычной школы.

Яковлев В. Играя, дети учатся жить. «Спорт в школе», № 8–2003, с. 3.

Описание и правила игр «День и ночь», «Вызов», «Сохрани мечту», «Разорвать цепь» и др.

Борисенко Н. География с орфографией. Занимательные упражнения для 5–7-х классов. «География», № 15–2003, с. 23–26.

По разработке можно провести классный час с участием учителей русского языка, географии, литературы.

Последний звонок / Слова и музыка Е.Ольховской. – «Физика». № 16–2003, с. 32

Эту песню ребята из десятых классов могут спеть выпускникам на празднике «Последнего звонка» в конце учебного года.

Петров Г., Петров В. Тайна звука: Урок объяснения нового материала, 2 ч. 8-й класс. Базовый курс. «Физика», № 15–2003, с. 25.

По разработке урока физики можно провести и классный час, и праздник.

Вместе с родителями

Рудишина Т. Каникулы – пора тревоги нашей. «Библиотека в школе», № 8–2003, с. 19–20.

На последнем родительском собрании классный руководитель будет говорить с родителями об опасностях, которые таит свобода. Приведенный тест поможет родителям сориентироваться в проблемах взаимоотношений с детьми и определить, имеют ли они опыт употребления наркотиков.

Вместе с психологом

Общение. Тема номера. «Школьный психолог», № 16–2003, весь номер.

Захарова Е. Семейная гостиная. «Школьный психолог», № 15–2003, с. 16.

Методика тренинга детско-родительских отношений из цикла занятий родительского клуба.

Кравцова М. Дети наоборот. «Школьный психолог», № 15–2003, с. 6–7.

Есть несколько категорий проблемных детей. Памятки для психологов, учителей, родителей.

Степанова М. Скажи мне, кто твой друг. «Школьный психолог», № 14–2003, с. 4.

Характер общения детей друг с другом, симпатии и антипатии, выбор партнера по играм выступают хотя и косвенным, но надежным показателем состояния их эмоционально-личностной сферы.

Липунова О. Сценарий проекта по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста. «Школьный психолог», № 14 – 2003, с. 5–12.

Вачков И. Чары злобного Крокса. «Школьный психолог», № 14–2003, с. 16.

Игра для детей 8–9 лет. Эта игровая процедура из цикла «Превращение».

Окончание. Нач. см. в № 13–2003.

Проблема

Подростковая школа. О тех, кто моложе наших вопросов, но старше наших ответов. [Заголовок тематической полосы]. «Первое сентября», № 26–2003, с. 3

Чему и как учить подростков, чтобы не мешать, а содействовать их развитию? Подборка материалов.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Инновационный комплекс взросления. № 13–2003, с. 7–10.

Образовательная программа, направленная на педагогов, решивших работать с детьми в системе школы экспресс-обучения.

Педагог – участник и организатор совместной деятельности в школе. № 14–2003, с. 7–10.

Образовательная программа «Образование проектного содержания совместной деятельности педагога и ребенка».

ВЗГЛЯД

Адамский А. Партия и школа. № 13–2003, с. 1.

В современной России затушевывать образовательные интересы граждан – губительно и для экономики, и для морального климата в обществе, и для будущего страны.

Адамский А. Учитель и гражданин. № 14–2003, с. 1.

Пока мы не заручились полным согласием родителей на воспитательную стратегию, на введение любых инноваций, на формирование определенных ценностей, учителя не имеют права вести никакую воспитательную работу.

ФИНАНСЫ

Реморенко И. Кругом – рынок, в школе – социализм. № 13–2003, с. 6.

Логика и общие схемы финансовых потоков во многом определяют состояние современной школы.
И чем более они будут соответствовать схеме социалистического распределения, тем более будет увеличиваться разрыв между образованием и обществом.

Реморенко И. Традиции школьной экономики. № 14–2003, с. 6.

Разговор о нынешнем состоянии экономики образования с Н.Мосиным – работником образования
с 1957 года.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Никитина О. Не обо мне ли идет речь? № 14–2003, с. 4.

Курсы повышения квалификации глазами учителя.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Чужая тетя. № 13–2003, с. 3.

Работа учителя, хорошо это или плохо, принципиально не поддается контролю, особенно формализованному. Именно применение палки-контроля и убивает школу. Чем больше контроля, тем больше его требуется – пока вся школа не перестроится так, чтобы ее удобно было контролировать.

Вечера, которыми живет школа. № 14–2003, с. 3.

Среди стимулов, поддерживающих ребенка, помогающих ему справляться с нудными школьными заданиями и делами, школьный патриотизм занимает очень важное место, и все лучшие педагоги, все основатели авторских школ, все новаторские, альтернативные и инновационные школы – все стараются привить детям это дорогое чувство любви ко второму дому.

НАШЕ БУДУЩЕЕ

Алейникова И. От Макаренко к... Макаренко. № 14–2003, с. 5.

Безоглядно переносить идеи прошлого на почву XXI века никто, к счастью, не рискует – все равно не приживутся. Но адаптировать пытаются. Результаты есть.

Мальков А. Не обижайте крестьянских детей. № 14–2003, с. 5.

Для того чтобы сохранить села, нам нужно оглянуться на сельские школы. И окажется, что это и есть тот самый ключ, которым можно открыть дверь в будущее нашей деревни.

ОФИС

Кислов Д.В. Расходы на бухгалтерские и другие компьютерные программы. № 13–2003, с. 11.

Как учесть расходы на программное обеспечение, покупаемое у фирм, или на программистов, которые сами создают программы, отвечающие запросам конкретных пользователей, в бухучете и для целей налогообложения.

Свирская Л. Ищем спонсоров, или Как писать деловые письма. № 14–2003, с. 11.

Задача руководителя состоит в том, чтобы превратить поиски денег в хорошо продуманную технологическую деятельность.

LANGUAGE SKILLS

Writing. № 14–2003, p. 3.

Spring is the Time… Writing a Folktale. Mixed Marriages: Pros and Cons.

Listening. № 15–2003, p. 3.

Meet Betty. A Mad Tea Party. A Trip to Italy.

ASPECTS OF LANGUAGE

Vocabulary. № 14–2003, p. 4.

Easter. JKL Crossword. American English: a Colorful Language.

Spelling and Pronunciation. № 15–2003, p. 4.

Vowels with R: Air and Are. Short Vowels. Speech Sounds Representation.

CLASSROOM ACTIVITIES

Berg M. A Simulated Cattle Drive. № 15–2003, p. 7–10.

An educational Role play experience.

Sharifzyanova S., Nizametdinova S. Contest of Acting Abilities. № 15–2003, p. 16.

Конкурс с использованием приемов драматизации.

TOPICS

Kisunko E., Muzlanova E. Экзаменационные темы по английскому языку. 9-й класс. № 14–2003, p. 5; № 15–2003, p. 11–12.

Предлагаемые темы помогут учащимся подготовиться к проверке говорения во время