В шестом номере «БШ» (2003) было
опубликовано интервью с директором Катунинской
средней школы Приморского района Архангельской
области Альбертом Михайловичем Ручьевым «Ищу
закон. Или хотя бы логику». Сегодня мы печатаем
три отклика – эксперта Московской городской
думы по вопросам образовательного права Дмитрия
Растимешина, заведующей школьной библиотекой
Натальи Скляренко и методиста по библиотечным
фондам Натальи Звездиной.
Кассационная коллегия Верховного Суда
Российской Федерации <...>
установила:
<...> Заявительница обратилась в
Верховный Суд РФ с жалобой, в которой просила
признать незаконными постановление
Министерства труда Российской Федерации от 01
февраля 1995 г. № 8 «О согласовании разрядов оплаты
труда и тарифно-квалификационных характеристик
(требований) по должностям работников культуры
Российской Федерации», письмо Министерства
образования Российской Федерации от 04 августа 1995
года № 58-М «О разрядах оплаты труда по ЕТС
работников культурно-просветительных
учреждений». <...>
В соответствии со ст. 116 ГПК РСФСР
Верховный Суд Российской Федерации
рассматривает дела по первой инстанции, в т.ч. об
оспаривании нормативных актов министерств и
ведомств, касающихся прав и свобод граждан.
Согласно Указу Президента Российской
Федерации от 21 января 1993 года № 104 «О нормативных
актах центральных органов государственного
управления Российской Федерации»,
действовавшему во время издания оспариваемых
актов, нормативные правовые акты министерств и
ведомств Российской Федерации, затрагивающие
права, свободы и законные интересы граждан, не
прошедшие государственную регистрацию, не
влекут правовых последствий как не вступившие в
силу и не могут служить основанием для
регулирования соответствующих правоотношений,
применения санкций к гражданам, должностным
лицам и организациям за невыполнение
содержащихся в них предписаний. На указанные
акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Установив, что оспариваемые
заявительницей правовые акты в Министерстве
юстиции РФ не были зарегистрированы и официально
не опубликованы, судья пришел к правильному
выводу о том, что указанные выше акты не попадают
под действие статьи 116 ГПК РСФСР по смыслу данной
статьи и с учетом требований, предъявляемых к
нормативным актам, содержащихся в Правилах
подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их
государственной регистрации, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997
года.
Председательствующий: Н.К.Толчеев
Члены коллеги: В.Д.Анохин, Ю.Г.Кеба |
Директорская папка
Дмитрий Растимешин
Неизбежен компромисс
|
Дмитрий Владимирович
Растимешин –
эксперт Московской городской думы
по вопросам
образовательного права |
Нам понятна обеспокоенность
директора Катунинской средней школы Альберта
Михайловича Ручьева по поводу возникшего
фактически трудового спора с работниками
школьной библиотеки. Из контекста интервью
следует, что в школе не существует письменных
трудовых договоров с работниками библиотеки.
Данный конфликт произрастает из трех проблем,
неразрешенных в действующем законодательстве:
Во-первых, несмотря на тот факт, что
в соответствии с требованиями Трудового кодекса
РФ работодателем для школьных библиотекарей
является директор школы, фактически права и
обязанности библиотекарей по трудовому договору
должны быть урегулированы федеральным
законодательством –
Тарифно-квалификационными характеристиками по
должностям работников культуры, определяющими
трудовую функцию библиотекарей, и требованиями
ЕТС, определяющими размер оплаты их труда.
Во-вторых, Тарифно-квалификационных
характеристик библиотекарей не существует. Верховный
суд РФ судебным постановлением вступившим в
законную силу, признал их неправовым актом,
который соответственно не может применяться на
практике.
В-третьих, никем пока не отмененные
Типовые штаты школ, утвержденные приказом
Минпроса уже несуществующего СССР в 1986 году
прошлого века, могут носить лишь
рекомендательный характер при формировании
штатного расписания образовательных
учреждений(этот факт признало даже Министерство
образования в п.6 письма от 19.05.93 № 91-М). Однако они
являются для финансовых органов –
распорядителей бюджетов священной коровой, а для
директоров – веригами на ногах, не дающими
реализовать право на автономию в кадровых
вопросах, установленное 10 лет назад статьей 32
Закона РФ «Об образовании». Жалоба по поводу
признания незаконными, не подлежащими
применению и не порождающими правовых
последствий указанных Типовых штатов в
настоящее время находится в производстве
Верховного cуда РФ.
В этом типичном конфликте между
фактически неправоспособным и финансово
несамостоятельным руководителем бюджетного ОУ и
его работниками, как в зеркале, отражается
бедственное положение российского образования.
Что касается возможных рекомендаций
по поводу поисков частного выхода из сложившейся
ситуации в конкретной школе, то, на наш взгляд, в
данном случае неизбежен компромиссный вариант.
Директору, пользуясь своим авторитетом, а также
властью фактического работодателя, необходимо
убедить библиотекарей добровольно выполнять
обязанности по работе со школьными учебниками.
Ведь сам директор находится в таком же ужасно
неопределенном состоянии, как и его работники.
Тарифно-квалификационные характеристики
работников образовательных учреждений также
признаны Верховным cудом РФ неправовым актом и не
могут порождать никаких последствий, связанных с
возложением на него каких бы то ни было
обязанностей.
Мы,
так же как и уважаемый А.М.Ручьев, хотели бы
законодательной ясности в образовательной
отрасли. Однако, на наш взгляд, в обозримом
будущем ожидать ее не приходится, и только лишь в
связи с тем, что государство не желает брать на
себя финансовую ответственность за образование.
|