Что было
Конференция по детскому чтению
10 апреля 2003 года в Центральном
окружном научно-методическом центре (Москва)
состоялась конференция школьных библиотек
Центрального административного округа,
посвященная проблемам активизации детского
чтения. Круг поднятых проблем оказался
обширным, а пути выхода из ситуации с кризисом
детского чтения каждый выступающий видел в
чем-то своем. Все были едины во мнении, что
изменился и характер, и круг чтения, а новые
технологии – это не просто новые носители
информации, но и новая ментальность. Большой
интерес и противоречивые эмоции аудитории
вызвало выступление О.В.Кельмишкейт, зав.
библиотекой школы № 1284, «Внедрение
медиаобразования в деятельность школьной
библиотеки». Заметим, что внедрение новых
технологий в школьные библиотеки ЦАО происходит
гораздо медленнее, чем в реальную жизнь
школьников в этом регионе. Ощущение, что мы
отстаем от своих читателей, не покидает многих
библиотекарей Москвы.
Залог успеха работы библиотеки в школе
– взаимопонимание и координация в
педагогическом коллективе. Этим вопросам были
посвящены выступления Г.Н.Шагановой, зам. по
воспитательной работе, зав. библиотекой школы №
1258, и Т.В.Гориной, руководителя лаборатории
методики воспитания ОНМЦ, чье сообщение
называлось «Поиск путей взаимодействия
заместителей директоров школы по воспитательной
работе и заведующих библиотеками».
О взаимоподдержке, взаимообогащении,
возможностях и необходимости координации работы
говорили представители детских библиотек ЦАО –
В.Л.Киселева, зам. директора по работе с детьми
ЦДБ № 13 им. Н.К.Крупской, Н.Ф.Мартыненко, зав.
читальным залом ЦДБ № 24 ЦБС «Пресненская».
Многих поразила глубина и несуетливость, с
которой ведет занятия факультатива «Культура
работы с книгой» Н.Е.Кузякина, зав. библиотекой
УВК № 1842 (школы православной ориентации),
приобщая учащихся начальной школы к традициям
старославянской рукописной книги.
В.С.Кутузова, руководитель лаборатории
информационно-библиотечного обеспечения ЦАО,
подвела некоторые итоги работы библиотек
образовательных учреждений округа за год по
активизации детского чтения, ознакомила с
результатами локальных социологических
исследований чтения в школах, а также с итогами
первого окружного конкурса на лучший читающий
класс.
С наиболее интересным опытом работы
библиотек школ ЦАО мы предполагаем вас
познакомить в дальнейшем.
Татьяна Рудишина
Конференция «Право на детство»
24–25 апреля 2003 года в Нижнем
Новгороде состоялась международная
конференция «Право на детство: профилактика
насилия и правонарушений среди детей и
подростков».
Конференция «Право на детство» была
организована для специалистов и организаций,
работающих в области профилактики детских и
подростковых правонарушений. Цель конференции –
обобщение опыта работы специалистов в области
предотвращения правонарушений среди детей и
подростков Нижегородского региона, выявление
эффективных форм сотрудничества различных
организаций и специалистов, работающих в данном
направлении.
В ходе конференции будут обсуждаться
следующие темы: деятельность организаций по
предупреждению детских и подростковых
правонарушений; содержание и методы работы с
детьми и подростками по профилактике
асоциального поведения; психологические
предпосылки детских и подростковых
правонарушений; развитие психологической службы
образования и задачи профилактики детской и
подростковой преступности; развитие сети
междисциплинарных команд по предотвращению
насилия в Нижегородской области; международный
опыт профилактики детской и подростковой
преступности; развитие системы защиты прав детей
в Нижегородской области. Об этом сообщает
пресс-служба Центра поддержки НКО «Служение».
Елена Реброва
Исследование
Шведские четвероклассники читают
лучше всех своих сверстников в мире, юные
россияне находятся на 16-м месте.
Таков вывод глобального
исследования, охватившего 150 тысяч детей в 35
странах. Оно было проведено Международной
ассоциацией исследования достижений в области
образования, базирующейся в Нидерландах.
Доклад опубликован Бостонским
колледжем, который занимался практическим
осуществлением проекта «Прогресс в чтении и
грамотности». Хорошие результаты показали
школьники в возрасте 9–10 лет из Нидерландов,
Англии, Болгарии. Из бывших советских республик в
первую десятку вошли Латвия и Литва, опередившие
даже Соединенные Штаты, оказавшиеся на 9-м месте.
Россия по итогам исследования вошла во вторую
десятку, сообщает ИТАР-ТАСС.
Елена Иванова
Создан Совет по информатизации образования
8 апреля 2003 года приказом министра
образования РФ В.М.Филиппова создан Федеральный
совет по информатизации общего и начального
профессионального образования, сообщает iOne.ru.
Совет является
государственно-общественным органом. В его
состав вошли представители Министерства
образования РФ, государственных, общественных и
коммерческих организаций, российских,
зарубежных и международных структур,
принимающих участие в информатизации
российского образования. В соответствии с
положением о Федеральном совете, представители
негосударственных организаций составляют не
менее половины его состава. К компетенции нового
органа, в частности, относятся:
– согласование проектов и программ
информатизации, отчетов о ходе их реализации и
выполнении;
– согласование ежегодных планов
информатизации;
– разработка предложений по объемам
финансирования проектов и программ
информатизации.
Председателем Совета стал министр
образования Владимир Филиппов. В состав
президиума в числе прочих вошли председатель
правления нефтяной компании ЮКОС Михаил
Ходорковский, ответственный секретарь Федерации
интернет-образования Сергей Монахов, который
стал заместителем председателя, и еще два
представителя СИО – директор образовательных
программ Светлана Авдеева и директор
интернет-программ Семен Мушер.
Елена Иванова
Презентация программы «Истоки»
Рисунок
Елены Суховерховой
23 апреля 2003 года в конференц-зале
Торгового дома «Библио-Глобус» (Москва) в рамках
Всемирного дня книги прошла встреча
представителей образовательных учреждений и
представителей СМИ с авторами созданной в
Вологодской области социокультурной
образовательной программы «Истоки» – Игорем
Алексеевичем Кузьминым и Александром
Васильевичем Камкиным.
«Истоки» – уникальный
учебно-методический комплекс, развивающий
социокультурные приоритеты образования и
общества в целом, задачи которого – научить
ребенка почувствовать и осознать свои корни,
родство с землей, приобщить его к коренным устоям
российской цивилизации. Темы учебного курса: Имя
и Род, Дом и Семья, Вера, Храм, Любовь и Милосердие,
Труд и Традиции.
Программа оформилась на волне
педагогических, философских и духовных поисков
нашего времени, когда все более очевидной
становится потребность в возвращении
образования к его первоначальному смыслу.
ОБРАЗовывать – значит, как
говорили наши предки, помочь человеку
восстановить в себе «образ Божий», личность, для
которой духовно-нравственные приоритеты
бесспорны.
Программа успешно развивается и
внедряется в различных регионах России – в
Вологодской, Ивановской, Владимирской,
Ярославской, Архангельской, Тульской областях,
республике Саха (Якутия), в отдельных
образовательных учреждениях Москвы,
Санкт-Петербурга и ряда других регионов России.
Так, министерство общего и профессионального
образования Свердловской области утвердило
проект «Человек. Урал. Истоки».
Разработан учебный курс для 1–11-х
классов, изданы учебники, хрестоматии, рабочие
тетради, учебно-методические пособия,
подготовлены видеоматериалы. Апробированы новые
педагогические технологии. Сердцевиной урока
становятся диалоги. Идет не запоминание, а
совместное размышление. Каждый урок
ориентирован на положительный жизненный опыт
ребенка, его семьи и близких – так «Истоки»
превращаются в уроки жизни, побуждая детей и
взрослых к добрым делам и поступкам. Дети
создают свои рукотворные «Первые книги».
Программа «Истоки» включает большую
издательскую деятельность. Помимо учебной
литературы, полным ходом идет выпуск серии книг
«Истоки в классике», житийной литературы, газеты
«Истоки».
Истоковедение – открытая
организационная система, способствующая
развитию единого образовательного пространства.
Истоковедение может быть успешно адаптировано к
условиям системы дополнительного образования.
Составной частью «Истоков» является
воспитательная программа «Северная Фиваида»
(Северной Фиваидой называли жемчужину Русского
Севера – Ферапонтов монастырь, в котором
сохранились росписи Дионисия). Программа
предполагает погружение в историко-культурное
пространство историко-архитектурных памятников
и святынь.
Программа «Истоки» нашла серьезную
поддержку в отделе библиотек и информационного
обеспечения Министерства образования РФ и в
дальнейшем будет освещаться на страницах
журнала «Школьная библиотека».
Татьяна Рудишина
|