О чем спорим?
Татьяна Рудишина
От кого защищаем?
Наши дети делятся не только на бедных и
богатых, больных и здоровых, а еще на защищенных и
не защищенных любовью взрослых или безнадежно
обделенных ею... А 1 июня – День защиты детей... Как
защищать детей? От кого? От мира? От нас? От них
самих? перед вами – две попытки ответить на эти
вопросы.

Фото Георгия Кеймаха
День защиты детей был одним из множества
фальшивых советских праздников. Он официально
напоминал обществу о прекрасной и безоблачной
жизни социалистических детей, противопоставляя
ее ужасному существованию детей
капиталистических. Два мира – два детства: у нас
– красногалстучное счастье, дворцы и фонтаны, у
них – трущобы, безработица, преступность и
наркотики.
Сегодня те же самые люди с той же
страстью и гражданским негодованием говорят о
катастрофическом положении российских детей...
Что может сделать библиотека, чтобы
День защиты детей перестал быть днем массовых
политических спекуляций на детскую тему?
Наверное, главное – осознать, что библиотекарь
детской библиотеки в России сегодня может
выступать адвокатом детства, защитником прав
ребенка, и в первую очередь – права на
информацию. И – на любовь.
Карнавал! До рассвета пляски
И цветных конфетти сума.
Я стою в стороне без маски
И боюсь, что сойду с ума...
Александр Ананичев
В Москве возведен очень странный
памятник. От него холодеет внутри, рядом с ним
жутко находиться и невозможно
фотографироваться. В то же время его скрупулезно
рассматриваешь, вдумываясь в детали. Мысленно
задаешь вопросы скульптору: что он этим хотел
сказать, в чем сакральный смысл этих
полуживотных, полулюдей? Зло многолико, порок
привлекателен...
Я говорю о композиции Михаила Шемякина
«Дети – жертвы пороков взрослых». Его установили
в Москве в 2001 году в сквере на Болотной площади.
Место для памятника символично: именно на Болоте
в средневековой Москве совершались казни, а в
пору борьбы с ересями (ХVI–XVII века) жгли неугодные
Богу книги, а заодно дудки, гусли и прочие
скоморошьи инструменты – атрибуты, уходящие
корнями в древнее язычество.
Воспоминание – поминки – память –
памятник – напоминание…
Не восхваление героя или мыслителя,
художника или государственного мужа, а
напоминание, сколь беззащитно и слепо дитя в мире
жестокости, черствости и насилия.
Город сопротивлялся этому «памятнику
злу», как окрестили его обыватели. Возле
монумента и сейчас дежурит милицейский патруль
во избежание актов вандализма.
Полукольцо из двенадцати фигур –
мутантов, уродов, монстров. В позе угодливого
лакея со шприцем наготове застыла Наркомания.
Подле нее вульгарная, пышнотелая Проституция
с головой жабы тянет к вам руки, обвитые змеями.
За ней свиное рыло Воровства, демонстративно
позвякивающего краденой мошной. Раблезианского
вида отупевшее Пьянство, как на троне,
бесстыдно восседает на винной бочке. Отплясывает
лихой танец стоголовая Глупость с шутовским
жезлом. Лженауку олицетворяет
монах-инквизитор с марионетками в одной руке и
скрижалями в другой. На них начертаны слова
«Мирный атом: Чернобыль. Военный атом: Хиросима,
Нагасаки. Генная инженерия растений.
Клонирование человека». Пропаганда насилия
не расстается с томиком своего кумира – «Майн
кампф», из-под фрака – хвост, на ноге – копыто.
Отвратителен в своем похотливом жесте Садизм
с головой носорога. Эксплуатация детского
труда смахивает на Карабаса-Барабаса,
зазывающего в шарманку-фабрику свои жертвы.
Шагает с посохом изможденная старуха – Нищета,
единственная, пожалуй, не утратившая
человеческий облик. Рыцарь в латах и противогазе
– Война, словно младенца, пестует бомбу с
мордочкой Микки-Мауса. За спиной, подобно крыльям
чудовищных насекомых, косы – атрибут смерти. В
центре, на возвышении, – гробоподобное Равнодушие
– основа всех пороков. Оно отвернулось и
замкнуло руками уши, мы видим лишь маску, надетую
на затылок. И дополняет этот безумный карнавал
гильотина, напоминающая бритву, которой только
что перерезали вены.
В этот сжимающийся порочный круг
устремлены две золотистые фигурки мальчика и
девочки с завязанными глазами. Быть может, они
играют в жмурки, пытаясь поймать друг друга? Но
вектор движения нарушен, они слепо бегут в
объятия пороков. А рядом брошены «Сочинения
А.С.Пушкина» и «Русские народные сказки».
Боже мой, я это все уже где-то
встречала...
Воспоминание – поминки – память –
памятник – напоминание… |