Я иду на урок
Валентина Клочкова
Творите сами сказку
Библиотечный урок по индийской сказке
«Не давай совета глупому»
Урок проводит библиотекарь или
ученик-старшеклассник, одетый в восточный костюм
волшебника. Он должен хорошо владеть речью, уметь
рисовать, находить контакт с аудиторией, делать
выводы и умозаключения. Одним словом, он должен
быть волшебником.
Цели и задачи урока:
– активизировать знания о культуре
Индии;
– пробудить интерес к ее изучению;
– развивать навыки вдумчивого чтения
и творческие способности школьников.
Итак, ход урока.
Волшебник. Не удивляйтесь. Я
индийский маг и волшебник. Но сегодня я не буду
показывать фокусы и демонстрировать свою
волшебную силу. Я буду наставлять вас в мудрости.
Не пугайтесь – с помощью сказки. Не желаете
наставлений? Ну что ж, тогда сейчас вы все
превратитесь в волшебников и будете сами творить
сказку, а я буду лишь слегка направлять вас.
Творить сказку вы будете на основе моей.
Волшебником стать непросто, надо
многое знать и многое уметь, нужно много учиться.
Знаете, где больше всего волшебников? Ну конечно
же, в Индии. А что вы знаете об Индии?
Рисует на доске очертания
полуострова Индостан и предлагает внутри него
рисовать и писать все, что они знают об Индии.
Вначале дети, которые еще ни на каких уроках не
изучали Индию, ответили: «А мы ничего не знаем!»
Волшебник. Не может быть! А вы
разделитесь на группы, подумайте хорошенько,
посовещайтесь! На то вы и волшебники. У вас есть
пять минут и немного волшебства.
И дети за 5 минут вспомнили не так уж и
мало. Они отметили, что в Индии жаркий климат,
богатая растительность. назвали известные им
растения, много редких животных. Интересные
обряды и богатая культура тоже не были забыты.
Еще вспомнили, что в Индии большие города и много
маленьких деревушек, что ее омывает самый теплый
океан (Индийский), что раньше там жили племенами.
Мальчики, конечно же, вспомнили о боевых
действиях на слонах. Одним словом, волшебник
остался вполне доволен. Пока группы докладывали,
он все названное быстро рисовал или писал внутри
полуострова.
Волшебник. Ну и порадовали вы меня.
Слушая вас, я как бы побывал в моей родной Индии.
Мое следующее задание аналогично первому. Что вы
знаете о птицах и об обезьянах? Ведь именно о них
пойдет речь в нашей сказке. Я даю вам 5 минут на
обсуждение в группах.
Но вот и прошло 5 минут.
Я слушаю ваши сообщения и на каждое
буду рисовать на доске какую-то часть птицы:
туловище, лапу, крыло, клюв и т.д. Таким образом из
отдельных ваших высказываний у нас сложилось
единое целое – птица, а потом обезьяна. Ну а
теперь обещанная сказка. Я буду рассказывать ее
частями, а вы, разбившись на группы, будете после
каждой части предполагать, что же там может
произойти дальше.
Возможно, что некоторые ваши варианты
совпадут с моим, а это ли не волшебство! Вполне
вероятно, что у вас получится более интересная
сказка, чем моя, а это уже сверх волшебства.
Услышать от вас сказку интересней, чем моя, – да
для меня это будет высочайшее наслаждение. Это
будет значить, что сегодня я справился со своей
задачей и вы стали на этот час настоящими
волшебниками. А может, и не только на час. Сказка
называется «Не давай совета глупому».
На берегу реки Нарбада росло большое
дерево, в ветвях которого птицы свили себе гнезда
и счастливо жили долгие годы. Однажды, во время
сильного ливня, они сидели в своих гнездах и
вдруг увидели, что под деревом пытаются укрыться
от дождя обезьяны. Они уже промокли насквозь и
дрожали от холода.
Посмотрев на доску, вы без особого
труда скажете мне, что птицы и обезьяны
совершенно не похожи друг на друга, но в отрывке,
который я вам рассказал, есть нечто, что
объединяет их. На раздумье ровно одна минута.
Дети, после обсуждения в группах,
дают ответ. Это дерево (место действия) и условия,
в которых происходит действие (идет сильный
дождь). Волшебник на доске рисует дерево с
гнездами (наверное, гнезда должны быть закрытыми,
а не такими, как у ворон? – Ред.), под ним
обезьян и сверху дождь. Обращается к классу с
вопросом: «Каким вы видите продолжение моей
сказки?» На раздумье – 3 минуты.

Варианты детей. 1. И птицы подумали:
интересно, какие они, эти обезьяны, стоит укрыть
их от дождя или нет? И сказали обезьянам: «Может
быть, вы у нас переждете дождь?»
2. Обезьяны подумали, что вверху дождь
идет меньше, если птицы сидят в своих гнездах так
спокойно, и решили взобраться наверх.
Волшебник. Хорошо. Но вы забыли, как
называется моя сказка. Никто из вас не предложил
никакого совета. Большинство ваших ответов
свелось к тому, что обезьяны решили взобраться
наверх. Сейчас мы им поможем туда взобраться.
Лапы у обезьян дрожат от холода, а сучки деревьев
мокрые. Без нашей помощи им будет трудно это
сделать.
Итак, следующее задание. Назовите
несколько отличий в образе жизни обезьян и птиц.
После каждого сообщения я буду поднимать обезьян
на вышерасположенный сучок. На задание – 3
минуты.
Выслушивает ответы, и на
нарисованном дереве с сучка на сучок поднимаются
обезьяны.
Волшебник. Как вы думаете? Помогло
это им укрыться от дождя?
Ответ детей. Нет. Вверху ветви
стали реже и обезьяны намокли еще сильнее.
Волшебник. А теперь послушаем,
какой же совет дали птицы обезьянам.
– Послушайте, обезьяны, – сказали
птицы, – почему бы вам не построить себе
какое-нибудь теплое жилье, как это сделали мы?
Тогда вам не придется каждый раз искать укрытие
от дождя и ветра!
Волшебник. Вот такой совет дали
птицы обезьянам. подберите определение к этому
совету. (Пишет на доске то, что с места говорят
дети.)
Ответ детей. Умный совет, полезный,
добрый, нужный, хороший, своевременный.
Волшебник. Хорошо. А теперь
подумайте и продолжите сказку. Как отнеслись к
этому совету обезьяны. На задание – 3 минуты.
Варианты детей
1. Птицы дали умный совет, но обезьяны
ленились. Строить дом было очень сложно.
2. Обезьяны воспользовались советом
птиц, спрыгнули с дерева, на котором они намокли
еще больше, и принялись за дело. Они собирали
тоненькие прутики, из каких были построены
птичьи гнезда, и складывали их в кучу. Но сильные
порывы ветра, которыми сопровождался ливень,
разбрасывал их в стороны. Обезьяны снова
принимались за дело, снова собирали и складывали
прутики. Наконец они устали.
3. Обезьяны отказались строить жилище
прямо сейчас и попросили птиц взять их к себе в
укрытие.
Выслушав все варианты развития
сюжета, волшебник рассказывает продолжение
своей сказки.
Обезьяны сначала задумались над
предложением птиц, а потом разозлились и стали
говорить между собой так:
– Какие эти птицы злые! Сами сидят в
своих теплых мягких гнездышках и еще издеваются
над нами!
И они стали кричать птицам:
– Вот пройдет дождь, мы вам покажем!
Для окончания сказки я отвожу три
минуты.
Варианты детей
1. Дождь кончился, но обезьяны не
уходили. В конце концов они выгнали птиц из своих
гнезд. И птицам был урок на всю жизнь: «Не давай
совета глупому!»
2. Разозлившись, обезьяны закидали птиц
палками и кожурой от бананов.
3. После того как дождь кончился, птицы
улетели из гнезд на охоту, а обезьяны взобрались
вверх и выбросили из гнезд все птичьи яйца.
4. Обезьяны, решив научиться у птиц
строить жилище, прутик за прутиком разобрали все
гнезда до основания.
5. Разозлившись на птиц, обезьяны
решили украсть у них гнезда, но так как
спускаться с дерева с ними было неудобно, то они
попадали и больно ушиблись.
6. Как только дождь кончился, птицы
вылетели из гнезд, а обезьяны живо вскарабкались
по дереву. Схватили птичьи гнезда и потащили их,
чтобы бросить в реку. Но только что прошедший
дождь размыл глинистые берега и обезьяны,
размахнувшись, чтобы кидать гнезда, не
удержались сами и полетели в реку.
7. Обезьяны решили украсть гнезда у
птиц, чтобы укрываться в них. Но когда снова
начался дождь, они не знали, что с ними делать.
Садились на них, ставили на голову, но это не
спасало их от дождя. Разозлившись, обезьяны
разбросали гнезда по всей округе. Вот почему у
некоторых птиц гнезда на земле.
Волшебник. Ну, ребята, вы меня
сегодня несказанно удивили и обрадовали. К концу
урока вы стали настоящими волшебниками, потому
что такие сказки могут сочинять только они.
Сейчас я вам прочитаю окончание моей сказки.
– И когда дождь кончился, обезьяны
взобрались на дерево и разорили птичьи гнезда.
Как видите, ваши окончания сказки
получились намного интереснее. Я думаю, что мое
волшебство не пропадет и вы сможете сочинить
свою сказку по традициям русских народных на
тему «Не давай совета глупому». Только – чур! –
не повторять сюжета. Ведь неинтересно, если в них
опять будут встречаться дождь, деревья, птицы. А я
ваши сказки увезу в далекую Индию и буду с
удовольствием рассказывать индийским детям.
Итак, понятно вам домашнее задание? Ну что ж, до
скорой встречи! |