Окликнем друг друга
Людмила Воронова
Союз рыжих хмурым утром
Утреннее мурлыканье под кофе при чтении «БШ» №
6 и замечательного письма Людмилы Александровны
Прокопенко – моей однокашницы из первой
Библиотечной школы. Мурлыкала собака Такса
Люська
– Нас мало, нас адски мало,
и самое страшное, что мы врозь...
А. Вознесенский
22 марта, когда я получила газету
«Библиотека в школе», было как раз солнечным. И
это после дикого вчерашнего ветра и неожиданного
весеннего холода! А сейчас я пью кофе. У меня две
радости – наша газета и письма однокашников Веры
Викторовны Репиной и Людмилы Александровны
Прокопенко.
...Мурлыканье достигает басовых
регистров – от удовольствия мурлычу все громче...
Как маленький трактор. Сейчас... Заговорю... Ну что
вы гоните – «По делу! По делу! Почему так длинно?
Это газета все же!» А мне на это «гав-гав!» пять
раз... Газета у меня на кухне – сколь хочу, столь и
мурлычу. То-ле-ра-н-т-н-ее надо быть,
господа «из газеты», к читательским ощущениям!
Сегодня суббота. Спешить некуда.
А вот рецензии на газету от меня не
дождетесь... Тут Людмила Александровна
Прокопенко мне запальчивую рецензию на какую-то
мелочевку Люды Вороновой прислала... (Воронова, в
принципе, не пишет. Вы же знаете... Так, вякнет
изредка глупство какое-то). А змейку нарисовать я
вообще не могу. Что я – судья по фигурному
катанию?
У-у-у, какие они серьезные люди в нашей
газете! Обратную связь им подавай... Хотите кофе? А
то – «Змейка в конверте»… У собаки плохо с
абстракциями. Я же понимаю все буквально и сразу
вижу. Да-с! Доложу вам я... Умопомрачительная
картина... Ползут-с… Хотя идея – замечательная!
Не зря в первую Библиотечную школу Наталья
Маршева ходила... Вот – змейку оттуда вынесла.
Вернее, принесла... А я и вовсе собакой стала...
Видите: совершенно неоценимые вещи случаются с
«Библиотекой в школе» и ее Школой. А «Змейка» –
поразительно наглядна и очень радует всю
редакцию газеты. Сразу все видно! Но мне в письме
присылают не ваших змеек. Мне вот «валентинки»
очаровательные Людмила Александровна прислала.
Я пищала и гавкала от удовольствия.
В отличие от «Библиотеки в школе» –
меня покритиковали!!! Со мной не согласились! А
вас все хвалят да хвалят – даже скучно как-то...
Впрочем, и вам досталось. Слушайте мнения ученицы
первой Библиотечной школы Людмилы
Прокопенко…
Мне кажется, что ее письмо интересно
всем нам и может послужить темой для большого
совместного разговора. ПОГОВОРИМ?
Людочка, здравствуй, дорогая!
Очень хочется «общнуться», поэтому,
пересилив в себе все «нет» и «не хочу», попытаюсь
сегодня написать тебе большое письмо.
Жалею, что на «БШ» не получилось
ближе «увидеть» друг друга. Я там вообще была как
в тумане: после операции, с открытой раной в
животе… А режим работы, как ты помнишь, был
о-го-го! В каждой анкете, которую нам давали в
конце дня, я писала: нарушать КЗоТ нельзя. Я
честно подписывала свою фамилию.
Помню, просто обалдела, узнав, что та
самая Воронова, чьи статьи я выделила из прочих и
с удовольствием читала, оказалась молодой,
энергичной дамой, такой «кошкой, которая гуляет
сама по себе». Ну очень ты выделялась из всех.
Что мне нравится в твоих работах?
Пожалуй, хороший язык, ясность мысли, эрудиция. А
какой юмор! А ирония и самоирония! У тебя, дорогая,
определенно есть литературный дар. Полагаю, что
об этом ты прекрасно знаешь сама. Очень
огорчаюсь, когда в очередном номере «БШ» не вижу
твоей фамилии.
Хочу верить, что ты человек
трезвомыслящий и на все мои «думки», которые не
совпадут с твоими, не будет никаких обид.
Задела меня твоя давнишняя статья
«Мы – не прилагательное! Мы – библиотека!»1 . Отчего же, тезка, так сурово?!
Библиотека, и без прилагательного? Уж
больно звучит одиноко, строго, официально и даже
холодно.
Прилагательное уже есть – школьная,
а значит: нужная, безотказная, родная, уютная (как
домашний халат!). Какой-то симпатичный живой
организм получается.
Открыла толковый словарь, чтобы
уточнить, что же такое «прилагательное».
«Прилагательное – это часть речи, обозначающая
признак (качество, свойство) предмета».
Видишь, дорогая, «часть речи». И мы
тоже часть очень важного и нужного
учебно-воспитательного процесса в школе. А уж
коли «часть», то разве не прилагаемся к этой
доминанте? Или я не права?
А может быть, это не «школьная» –
прилагательное, а мы, библиотекари, и есть
основное прилагательное и к библиотеке, и к
учебно-воспитательному процессу? Как ты думаешь?
Ведь от каждого из нас зависит,
какого качества будет это прилагательное.
Библиотека может быть необходимой, важной,
удобной, а может – чужой, закрытой, злой…
Я согласна с тобой, у нас все не по
плану. Приходишь утром и не знаешь, что вдруг
свалится тебе на голову.
И чаще всего срочно и немедленно приходится
работать с целым классом, занимать ребятишек
делом, пользуясь случаем (когда-то до них еще
доберешься?!), читать интересное, проводить
обзоры новых журналов и книг, знакомить со
справочным аппаратом библиотеки и т.п.
Согласна с тобой, что нет никому дела
до наших отчетов, списаний, плохого самочувствия,
санитарного дня… Кому это, милая, интересно?
Объясняется это просто. Когда мы
забегаем в магазин, чтобы на ходу купить хлеб и
молоко, разве нас не раздражает отсутствие
продавца? И что нам за дело, сдает ли она деньги,
получает ли продукты или у нее заболел живот?..
Нам – вынь да положь. У нас свои планы. И так
везде.
Поэтому я против того, чтобы ученики,
учителя или кто другой, прежде чем зайти в
библиотеку школьную, думали, а не заняты ли мы
своими очень нужными делами, не помешают ли они
нам, таким сильно занятым тетям?
Ведь фокус нашей работы, я думаю,
заключается в необходимости сиюминутной. Какое
чудное прилагательное! Очень надеюсь, что тебе,
человеку творческому и расторопному, оно тоже
симпатично. Или ты думаешь не так?
Всегда охотно (или с пониманием)
заменяю заболевшего учителя. Такая сумасшедшая
жизнь научила меня иметь под рукой несколько
тематических папок с материалами для таких
случаев. В школьной же библиотеке каждую минуту
как на пороховой бочке. Порой неделя пролетает…
и все «не по плану».
В штате школы сколько библиотекарей?
«Одын, совсем одын». В больших школах – два. Вот и
крутимся. Периодику (а мы, слава богу, выписываем
больше сотни названий) расписываю дома, сценарии
пишу дома, карточки вливаю в каталоги после
рабочего дня…
Вот такие мы «прилагательные»,
дорогая. Хорошо бы только, чтобы прилагательное
это было еще и качественным. Но это уж очень
индивидуально, кто как прилагается…
Мне кажется, что ты, дружище, как-то
очень серьезно относишься к тому, что мы –
хранители книг. Это, конечно, правда. Коль уж
библиотека – хранилище книг, то библиотекари –
хранители. Но не собаки же мы на сене, не рычим на
куче книг. Думаю, что это ужасно скучно – быть
просто хранителем.
Какая динамика в других словах:
«приручатель к книге», «влюблятель в книгу»…
Здорово, правда!
Чего хранить-то?! Уж лучше все-таки
влюблять в Чехова и Довлатова, Успенского и
Чижикова… И еще… и еще…
А еще я ворчала на тебя по поводу
твоего отношения к проверяльщикам
«эффективности привития любви»… Что ты так
серьезно к этому относишься?! Мало ли дураков на
белом свете… Или тебя до сих пор достают этой
«эффективностью»? Времена вроде бы уже совсем
другие.
Ну, дорогая, а какой у меня был
восторг по поводу описания походов за учебниками
с кошелками-сумками в другие школы – не передать!
Нахохоталась от души. Похоже-то как! Везде одно и
то же разгильдяйство «от Москвы до самых до
окраин».
Вот тебе и «твоя роль на земле».
Пиши, Людочка, очень жду твои статьи.
Читаю всегда с удовольствием: восхищаюсь,
удивляюсь, спорю, ворчу по-стариковски…
До свидания. С обожанием. Старая,
больная женщина – Людмила Александровна.
Сны в унисон
Разговор в дверях на тему «Что же
есть истина» с однокашниками из первой
библиотечной школы
Мама сетует:
– Сколько бездомных кошек на улице!
Куда ни глянь – одни кошки.
Маленькая девочка задумчиво:
– Одни – кошки, а другие – нет.
Из детского

На лестнице, как у нас обычно все и
бывает – в дверях, обернувшись, ты и произносишь
самое главное... А мы говорили про СОЮЗ РЫЖИХ...
Союз выпускников Библиотечных школ при нашей
газете. Про хмурое утро, которое мы можем
превратить в светлое и доброе. «И тогда никакое
утро уже не покажется вам хмурым»2 .
Но хочется все же и «гавкнуть» в свое
оправдание для Людмилы Александровны.
Когда я называю библиотекаря
Хранителем Книг, то вовсе не имею в виду
кастеляншу из «Республики Шкид» с каким-то
немыслимым прозвищем типа «американская
вонючка»... Нет!
Это «метафизика... возносящая мета», по
определению Льва Карсавина... Это то, что «выходит
за пределы естества».
КНИГА – это культура и память. Я
настаиваю на хранении традиций несмотря на любые
электронные новшества, суть чтения все та же –
человеческое братство.
Мне очень не хватает БИБЛИОТЕКИ в
нашей школьной библиотечке.
С тишиной, точностью,
профессионализмом в библиографии и
каталогизации... Некой, подчас непонятной прочим
людям, щепетильностью: где ставить тире в
описании книги – до или после... На это ведь нет у
нас времени... Мы чаще с детьми, чем с фондом… Но
фонд – он живой... Разве вы этого не чувствуете?
Я радуюсь успехам коллег, их блестящим
урокам и обзорам. Как они артистичны и
заразительны! Людмила Александровна Прокопенко
просто покоряла на первой Школе своей радостной
талантливостью буквально всех!
Никто не поверит, что она дважды в день
ходила на перевязки после операции. И при этом с
ходу сочиняла стихи, частушки, была неотразима!
Для меня это просто колоссальный человеческий
урок…
Я радуюсь ее запальчивому: «Чего
хранить-то?! ...Уж лучше влюблять в Чехова и
Довлатова»... Радуюсь.
Но не понимаю, как специально можно
«влюбить». Только любя, конечно, того же Сергея
Донатовича. Ведь он так снисходителен к нашим
слабостям и так слаб, почти как мы сами... Только
не скрывает этого. Вечный блудный сын Довлатов...
Как его не хранить? Хотя бы в сердце... Сын на пути
к Отцу... И многие книги – живые... А библиотека –
их дом, но не тюрьма, конечно... ПРИСТАНИЩЕ. Маяк…
А мы при нем... Хранителями...
Хотя многие библиотекари и капитаны –
будь здоров! Вот и Вера Викторовна Репина пишет
мне в своем весеннем письме: «Ты знаешь, я снова
возобновила свой литературно-театральный
кружок. Пока проводим театрализованные
библиотечные уроки. В данный момент мы готовимся
принять в библиотеку новых
читателей-первоклашек. Готовим сказочную
программу. В основном мои коллеги – школьные
библиотекари говорят, что это очень трудоемко. А
мне нравится!»
И я рада и горда за моих однокашников…
А Любовь Ананьева! А Ольга Степанькова! А Вера
Репина! А Ирина Коткина! И!.. А также… Мои
уважаемые коллеги и друзья. Как здорово они умеют
это – устраивать общий праздник.
А я – нет... Но суть моей (возможно, что
не только моей) проблемы заключается в том, что
именно ЭТОГО от библиотекаря в школе как раз и
хотят – «займи», «почитай», «замени заболевшего
учителя». ВЫСТУПИ, ПОКАЖИ.
Утренник, елку, неделю, месячник,
смотр... и несть этому конца.
А кто же за библиотеку-то заступится?
Честь и слава коллегам, что это
мастерски делают...
НО НЕЛЬЗЯ ЭТО ДЕЛАТЬ ОБЯЗАННОСТЬЮ
БИБЛИОТЕКАРЯ...
А хотят. Очень часто именно этого и
хотят в школе.
А я, Люда Воронова, не хочу... Я мечтаю, в
первую очередь, о библиотечном фонде,
организованном и укомплектованном так, что он
может ответить на любой вопрос читателя.
Я хочу разговора, пускай с глазу на
глаз, с ОДНИМ читателем про книгу. Для меня это
важней, нежели потрясающий ВСЕШКОЛЬНЫЙ праздник,
который запомнится надолго многим.
Я видела
такие удивительные вещи! Люди, умеющие это
делать, меня и воспитали по большому счету. Но
отнюдь не вдохновили делать что-то подобное. Я не
Антон Макаренко с его педагогическими
технологиями массового воспитания. Я – ключница
Пелагея с индивидуальным аленьким цветочком для
каждого отдельно взятого Аксакова. Дети у меня
почему-то не пляшут, а сказки пишут в библиотеке.
У праздничной, яркой массовой работы в
библиотеке (а как же без нее?) всегда много
помощников и сочувствующих. ЕЕ ВИДНО!!! А
собственно библиотечной работы в школе обычно не
знают, да и знать не хотят. На первых порах моей
работы в школьной библиотеке я пыталась вести
методическую тетрадь. Завуч, увидев это, долго
смеялась:
– Так вот на что у тебя рабочее время
уходит! На эту глупость…
БИБЛИОТЕКА! Библиотека, а потом уж
школьная... Буду настаивать я.
Я провожу эту межу с упорством
раненого солдата, я сражаюсь за БИБЛИОТЕКУ в
школе. Ведь школа часто подминает библиотеку под
свои сиюминутные нужды. Например, такие: «Пускай
у тебя маляры раздеваются и кисточки свои
оставят, ладно?»
И я очень хочу эту межу сохранить...
Костьми ложусь:
Я – библиотекарь, а не вожатая и не
организатор воспитательной работы. Я – «другое
дерево», я – «малэ-э-энькая, но гордая птичка» –
отстаиваю свой суверенитет.
И то обстоятельство, что Людмила
Александровна меня на первой Библиотечной школе
увидела «кошкой, гуляющей сама по себе», – для
меня колоссальное достижение, итог моей
девятнадцатилетней работы в школьной
библиотеке. Не собираюсь я быть Марсианином Рэя
Бредбери, который был для каждого и погибшим
сыном, и потерянной дочкой. Помните, он погиб в
результате от подобной «доброты» собственной...
Так и лежал – рука от девочки, пол-лица от
любимого сына. А сам – мертвый… Никто из землян
не помилосердствовал и не задал вопроса
пришельцу, а кто он сам и кем хотел бы быть?.. Может
быть – он библиотекарем хотел быть... Да кто же
его слушать станет, марсианина?.. Иди на замену
урока или на продленку – сказочку почитай...
Можно и спеть, конечно.
Мы, библиотека в школе, конечно же, и
друг, и брат, и сестра, и помощник каждому
читателю... Но для этого себя надо сохранить как
достойную библиотеку, куда будут читатели идти и
за книгой, и за советом, и за сочувствием, и чтобы
поиграть в занятную библиотечную игру, которую
вы вместе придумаете.
Но стихотворной заповедью моей
навсегда останется эта:
ДАРУЙ МНЕ ТИШЬ СВОИХ БИБЛИОТЕК...
«Тишь» – это мечта, конечно, для
школьной библиотеки. ...Но это тоже мое право и
право тех ребят, которые затем и приходят в
библиотеку.
– У вас здесь тихо… Я посижу?
«Посижу в тишине» – совсем не убедит
ваше школьное начальство. «Тишиной» не
отчитаешься, ее не запланируешь.
...Совместное с читателем молчание и
каждый при своем деле – не это ли лучшее
воспитание и наибольшее доверие? Не надо слов...
Давайте почитаем просто так… А потом поговорим,
если захочется. А за спиной – фонд. И я
–Хранитель книг. Библиотекарь.
ХРАНИТЕЛИ – так называется одна из
книг «Властелина колец»... А хранили они кольцо
ВСЕВЛАСТИЯ – власти над миром. И оно не должно
было стать достоянием зла...
Хранители – так называют Божьих
ангелов...
И никогда они не спорят из-за статуса. Я
– не слышала.
«С обожанием. Старая, больная женщина
– Людмила Александровна» – заканчивает
теплое письмо из города Зеленогорска, что в
Красноярском крае, школьный библиотекарь
Прокопенко.
Конечно... Это – болезнь… Школьный
библиотекарь – это диагноз, ибо рационального
объяснения не имеет. Ни тебе денег, ни ратной
славы, ни статуса, ни выслуги педагогической…
Одно слово – инфекция… Ибо поражены
уже многие…
«Вас уже много, 68 человек», – сказала
главред «Библиотеки в школе» Ольга Громова про
выпускников первых трех Библиотечных школ. «И
даст бог, будут новые группы», – добавила она. «Мы
мечтаем перезнакомить всех, очно или заочно,
чтобы всех наших читателей объединял пароль – газета
“Библиотека в школе”».
Так. Пароль мы уже знаем... Дело – за
читателями. За нами…
И начнем с пожелания Людмилы
Александровны Прокопенко организаторам
замечательных наших Библиотечных школ:
«Нарушать КЗОТ нельзя».
Присоединяюсь.
Люда Воронова. Школа номер РАЗ.
Но все-таки – нас адски мало... Поэт
прав, как всегда...
Поэтому – окликнем друг друга...
______________
1 Воронова Л. Мы –
не прилагательное! Мы – библиотека! // Библиотека
в школе. № 3–2001. – С. 15.
2 Громова О. Здравствуйте! //
Библиотека в школе. – 2003. – № 6. – С. 1 |