Картотека опыта
Елена Реброва
Особенным детям – особенные книги
«Мир кончиками пальцев»
Незрячие дети – особенные. Только слух
и осязание даны маленькому человечку для
постижения такого разного, пестрого мира. На
помощь спешат родители, и мамы терпеливо
объясняют форму каждого предмета и его
назначение. Какой он – зайчик?
Будем объективными – материалов в
помощь развитию таких детей очень и очень
немного. Есть, конечно, специальные библиотеки,
где собраны книги с особенным шрифтом – по
Брайлю. А что делать дошкольникам, тем, кто еще не
умеет читать эти книжки?
Несомненно, должны быть специальные
детские пособия для незрячих дошкольников. Наши
соседи в Западной Европе уже давно выпускают
такие издания. Картинки в этих книжках не
нарисованы. Они составлены из материалов разной
фактуры – меха, кожи, ткани и даже перышка или
кусочка коры. Такие аппликации подсказывают
детям, на что может быть похожа шерстка
медвежонка или зайчика, шубка лисички.
Три года назад на семинаре в Москве в
Республиканской государственной библиотеке для
слепых были показаны образцы этих необычных
книжек. И конечно же, нашлись люди, кому эта идея
понравилась настолько, что подвигла к активным и
решительным действиям.
Руководитель Нижегородской
региональной общественной организации
родителей детей-инвалидов по зрению
«Перспектива» незрячий педагог Ирина Сумарокова
разработала проект. За его красивым названием
«Мир кончиками пальцев» лежит идея создания
тактильных пособий. Ирина поясняет цель своего
проекта: «Мы хотим обеспечить малолетних
незрячих детей нашего региона
высококачественными рукотворными тактильными
детскими книжками и развивающими настольными
играми». Кроме того, в рамках проекта решено
создать условия для изготовления таких пособий в
других регионах РФ. Замечательная идея остро
нуждалась в финансовой поддержке. Авторы проекта
обратились за помощью в региональный центр
содействия некоммерческим организациям
«Служение». Кроме того, были тщательно
исследованы ресурсы Интернета. Общими усилиями
была найдена программа малых грантов посольства
Королевства Нидерландов MATRA/HAP. Программа
поддерживает небольшие региональные проекты,
которые способствуют демократизации общества и
защищают интересы всех его граждан. Идея
создания пособий для незрячих детей вполне
соответствовала всем требованиям этой
грантодающей организации, которая решила
финансировать проект.
В чем уникальность и ценность пособий?
С их помощью ребенок получает знания не только о
форме предмета, но и о его фактуре. Материалы,
которые используются в создании
картинки-аппликации, передадут шелковистость
цветочного лепестка, прохладную шероховатость
камня, теплые изгибы ствола дерева. Автор проекта
уверена, что эти книги помогут сформировать у
ребенка правильное представление об окружающем
мире. Развитие навыков осязательного восприятия
подготовит детей к освоению чтения по системе
Брайля.
Проект стартовал 1 октября 2002 года и
продлился 6 месяцев. За это время было создано 40
книг, по 10 экземпляров четырех лучших детских
произведений. Сказки «Лиса и заяц», «Колобок»,
«Пузырь, соломинка и лапоть» и сборник стихов
А.Барто «Мои игрушки» теперь будут согреты
теплыми ручками маленьких читателей (они ведь
самые настоящие читатели!). В помощь развитию
детей выполнены настольные домино и кубики для
складывания картинок. Завершена работа над
пособием «Учись одеваться сам». Оно поможет
освоить пуговицы, крючки и другие, сложные для
любого маленького ребенка атрибуты.
Учимся делать
волков и зайцев
Как происходит создание столь
необычных пособий? Сначала выбирается сказка и
те ее герои, чьи образы надо воплотить на бумаге.
Затем приходит время кропотливой и очень важной
работы художника. Он придумывает, какие
материалы могут лучше передать характер
сказочного волка и зайца, морозность зимы и
уютность жилища. Сложно? Еще как! Учесть надо
очень много. Например, Волк в сказке «Колобок»
должен ощущаться злым, щетинистым. Колючесть
этого персонажа передаст материал: морда, лапы и
хвост будут из меха, а вот туловище сделали из
жесткого войлока, чтобы пальчики покалывало. В
аналогичных английских книгах волка вообще из
наждачной бумаги делают. Задача художника в
данном случае создать не столько естественный
образ животного, сколько эмоциональный. Зверюшки
должны предстать не в биологическом своем
обличье, а в сказочном виде. С такой весьма
непростой задачей прекрасно справилась
Е.К.Зимина, сотрудник Дома творчества юных.
Следующий этап работы – изготовление эскизов
картинок. Готовые детали склеиваются, сшиваются,
крепятся.
Отметим, что создание необычных книг
не требует специального дорогостоящего
оборудования. В Финляндии, например, к
изготовлению таких пособий привлекают
волонтеров – студентов педагогических и
художественных колледжей. Нижегородская
организация «Перспектива» тоже нашла
единомышленников. В проекте участвовали
специалисты областной детской библиотеки для
слепых и Дома творчества юных. «Такая
взаимосвязь, – считает Ирина Сумарокова,
педагог-валеолог по образованию, – позволит
видящим и незрячим детям лучше понимать друг
друга».
Любой удачный проект открывает новые
горизонты не только для его непосредственных
участников. Распространение опыта неоценимо для
тех людей, которые всегда находятся рядом с
особенными детьми: это родители, педагоги
специального дошкольного и начального
образования, работники специальных библиотек. 14
марта 2003 года в Нижнем Новгороде состоялся
межрегиональный семинар, организованный
обществом «Перспектива». Познакомиться с
нижегородским проектом приехали специалисты из
Москвы и Санкт-Петербурга, Новосибирска и Самары,
Екатеринбурга, Орла, Перми, Рязани. Большую
заинтересованность проявило и местное
сообщество: на семинаре присутствовали
работники областных и городских учреждений
социальной защиты, сотрудники кафедры
коррекционной педагогики педагогического
университета, члены общественных организаций,
представители средств массовой информации.

Авторы нижегородского проекта
рассказали коллегам о своих идеях и достижениях,
о возникающих трудностях. Состоялись
презентации подготовленных пособий, прошел
тренинг по их практическому использованию. На
этом занятии сначала объяснили, как работать с
пособиями, а затем сформировали три экспертные
группы: детей, родителей, педагогов. Незрячие
дети работали с книгами и оценивали, насколько те
удобны, легки и интересны для изучения. Родители
обращали внимание на простоту использования
пособий, их крепость. Педагоги выясняли ценность
пособий с профессиональной точки зрения, на
соблюдение всех необходимых методических
требований. В ходе работы было сказано много
добрых слов в адрес создателей книг. Не обошлось
и без замечаний. Так, родители считают, что детали
картинок должны быть лучше закреплены. К
сожалению, не всегда используемый клей
выдерживает многократное использование пособий.
Все присутствующие были не только
ознакомлены с методикой составления
разнофактурных тактильных книг, но и получили
необходимые методические пособия. Нижегородцы
провели мастер-классы по изготовлению
настольных игр и книг.
Прекрасным продолжением семинара
стала акция под названием «Чтобы мир добрее
стал». Мероприятие состоялось 21 марта 2003 года в
Доме творчества юных и прошло под патронажем
администрации г. Нижнего Новгорода. В этот день
все созданные уникальные издания были переданы
родителям незрячих детей, в специальные школы и
детские сады. Символично и очень приятно, что
такое событие прошло в рамках Недели детской
книги.
Книжка про книжки
Материалы семинара были тщательно
обобщены и выпущены отдельным изданием тиражом 70
экземпляров. Сборник состоит из двух частей: в
первой помещены доклады участников конференции,
вторая часть – практическая. Здесь собраны
методические рекомендации по изготовлению
пособий: какие материалы необходимы, чем их лучше
клеить, как сделать шаблон, если совсем не умеешь
рисовать. В приложении помещены эскизы деталей
для книг. 45 экземпляров этого уникального
издания получили те, кто присутствовал на
семинаре. Остальные книги рассылаются в
библиотеки для слепых по всей стране. Есть такое
пособие и в редакции нашей газеты. Его нам
подарила И.Сумарокова, дав согласие на
публикацию некоторых материалов этой книги.
И вот в этом месте можно, казалось бы,
поставить точку. Но она здесь не к месту – и это
здорово. Цепная реакция добрых дел существует! В
этом уверены специалисты Областного управления
по социальной поддержке семьи, женщин и детей,
которые выступили с инициативой продолжения
проекта. К участию в благотворительной акции
приглашаются детские
социально-реабилитационные учреждения области.
В конце мая – начале июня (День защиты детей!)
педагоги таких учреждений смогут принять
участие в семинаре, который проведут участники
проекта «Мир кончиками пальцев»: педагог
И.Сумарокова, художник Е.Зимина, дефектолог
Л.Галкина. На занятии взрослые освоят технологии
изготовления специальных пособий. После чего они
научат своих подопечных создавать игрушки и
мозаики для незрячих детей. Все пособия будут
безвозмездно переданы в семьи и специальные
учреждения.
«Благотворительность нельзя объявить
приказом», – считает начальник областного
управления по социальной поддержке семьи, женщин
и детей Н.Т.Отделкина. И потому участвовать в
работе будут только желающие.
В некоторых российских городах уже
есть опыт изготовления тактильных
разнофактурных детских книжек. Теперь к ним
присоединился и Нижний Новгород, в котором
изготовление этих пособий станет не разовой
акцией, а регулярной деятельностью. В этом еще
одно подтверждение уникальности проекта «Мир
кончиками пальцев».
В добрый путь!
Нижний Новгород
P.S. Если Вас заинтересовала инициатива
управления по социальной поддержке семьи, женщин
и детей Нижегородской области и Вам не чужды идеи
благотворительности, редакция газеты
располагает контактным телефоном. Вам будут
рады!
|