Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

С миру по нитке

Татьяна Клоновец

Сервис по-рыбински

Организация библиотечно-методического обслуживания

Татьяна Михайловна Клоновец –
методист по библиотечным фондам Рыбинского муниципального округа
Рыбинск, Ярославская обл.

В департаменте по делам образования и молодежи Рыбинского муниципального округа я работаю методистом по библиотечным фондам более 10 лет. Опыт работы убедил меня в том, что необходимо организовать систему информационно-педагогической службы. Она нужна педагогам для получения новой научной информации и в каждой школьной библиотеке, и в библиотеке методического кабинета.

В Рыбинском муниципальном округе 69 образовательных учреждений, не считая средних профессиональных и вузов. В школьных библиотеках работают 84 человека. Фонды школьных библиотек составляет около 1 млн 500 тыс. экземпляров. Из них более половины – учебники. Средняя обеспеченность на одного человека – 19,4 книги. Анализ обеспеченности учебниками дал хороший результат: в целом по округу – 98%. Из них бесплатными – 79%, платными – 19%.

Движущей силой в организации библиотечно-методического сервиса в округе выступают школьные библиотекари во главе с заведующим библиотекой методического кабинета. Я считаю, что только скоординированная работа школьных библиотек, методического кабинета, и в том числе методиста по библиотечным фондам (как посредника между библиотеками и комплектующими, издающими организациями – бибколлекторами, издательствами, полиграфкомбинатами, библиотеками, книжными магазинами и т.д.), является залогом успеха организации полноценного библиотечно-методического сервиса.

Библиотека изучает образовательную инфраструктуру региона, собирает сведения об учебных заведениях и помещает информацию в фактографические базы данных. Работники библиотеки анализируют образовательные программы и информационные запросы преподавателей для их эффективного информационного обеспечения. В помощь образовательным программам библиотекари комплектуют фонды учебной, справочной литературой, аудиовизуальными материалами; приобретают издания по различным отраслям знаний, способствующих самообразованию и развитию творческих способностей потребителей. Библиотека обеспечивает педагогов всеми видами печатной информации.

Каждый год мы делаем подписку на периодические издания более чем на 100 тыс. рублей. Желающим предоставляются услуги по ксерокопированию, а также проводится работа с педагогическим составом.

Книга пока все еще остается основным средством обучения. А библиотечный фонд – это важнейший информационный ресурс. К сожалению, сегодня он не вполне соответствует целям и задачам современной школы. Если во всем мире идут процессы превращения школьных библиотек в информационные центры, обеспечивающие потребности учащихся и учителей, в медиатеки, активно работающие со всеми видами информации, как на традиционных, так и на новых носителях, то у нас остро стоит проблема элементарного комплектования книгами и учебниками.

Все упирается в экономическую ситуацию.

Распоряжением правительства в 1997 году была определена новая политика в области учебного книгоиздания. Субъектам РФ дано право самостоятельно определять порядок обеспечения учебной литературой государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, находящихся в их ведении. Документ предоставляет возможность создавать и использовать собственные, местные схемы обеспечения образовательных учреждений учебной литературой. К сожалению, состоялся и переход от федерального финансирования издания и доставки учебной литературы к региональному и родительско-спонсорскому.

В стране растет количество издательств, выпускающих учебную литературу. Кроме самих учебников, в так называемый учебно-методический комплект входят: методические пособия для учителей, справочники, атласы, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради на печатной основе и т.д. Нетрудно представить, каким объемом информации должен владеть руководитель школы, учитель и, прежде всего, библиотекарь для квалифицированной работы со всей этой печатной продукцией. От них требуется знание всего ассортимента выпускаемых учебников, они должны учитывать тип и профиль своего учебного заведения, иметь точные данные об ориентации каждого из учебников на определенные педагогические технологии. Получить эти знания можно, лишь систематически получая опережающую информацию о подготовке и выпуске учебников и новинках, вводимых в учебный процесс школы. Задача методистов – дать библиотекам такую информацию. В марте этого года методический кабинет провел в округе консультацию-выставку используемых учебно-методических комплектов. По основным УК были даны оценочные характеристики, собрана полная информация (банк данных) по их использованию, рекомендации по преемственности линий, сделаны паспорта на все учебные комплекты (см. приложения). Самое главное, что и администратор, и учитель-предметник смогли увидеть на выставке учебник, познакомиться с ним и методическими материалами. Ведь только поработав с книгой, можно ее оценить и дать методические рекомендации по использованию.

Здесь возникают самые главные трудности. Это отсутствие финансирования на эти цели. Отдаленность издательств от города (нужны дополнительные средства для доставки этих изданий). Ограниченные возможности библиотекарей посещать книжные и образовательные семинары, проводимые издательствами.

Сегодня учреждения испытывают огромную потребность в разнообразной учебной литературе. Есть предложение уже сложившегося рынка, но нет эффективного механизма, регулирующего спрос и предложение.

Управленческий подход к деятельности специалиста или методиста по библиотечному фонду в каждом регионе осуществляется по-разному. В нашем округе работа ведется по двум направлениям:

1. Обеспечение общеобразовательных учреждений всех типов учебниками (в том числе пробными и экспериментальными), учебно-методической и художественной литературой.

2. Методическая и консультационная работа по библиотечно-информационному обслуживанию учащихся, педагогов, родителей в библиотеках общеобразовательных учреждений всех типов.

Эти направления работы затрагивает программа «Информационные системы по учебному книгоизданию». Она ставит задачу сформировать комплекс услуг библиотечно-методического сервиса.

В Рыбинском муниципальном округе стало традицией представлять новинки учебно-методической литературы различных издательств на августовской конференции, где специалисты могут не только познакомиться с литературой, но и сделать на нее заказ. Четвертый год ведется картотека заказов. Анализ работы с ней показал, что запросы учебных заведений удовлетворяются на 88%.

Работает постоянно действующая выставка «Новые поступления». С ней может познакомиться любой специалист образования и сделать заказ. Но самое главное – с новой учебной литературой постоянно работают школьные библиотекари. Они доводят до педагогов информационные списки и представляют издания с выставки у себя в школе. Это весьма ценно для отдаленных от города сельских школ. Особое внимание мы уделяем администрации школ. Заключили прямой договор с издательствами «Педагогический поиск», «Педагогическое общество России» и др. Новинки систематически представляем на совещаниях руководителей школ, завучей. Делаем тематические подборки и обзоры литературы на заседаниях методических объединений учителей, курирующих предметы.

Взаимодействие методиста по библиотечным фондам с методистами по предметам оказывает благотворное влияние не только на деятельность педагогов, но и способствует эффективности работы самих методистов.

Сегодня многое зависит от изменения самосознания, профессионализма школьного библиотекаря, его умения работать с руководством и педагогическим коллективом школы, с родительским активом, с библиотекарями других ведомств. Встает вопрос об обучении библиотекарей методам фандрайзинга, основам юридических, экономических знаний, современного маркетинга, менеджмента, компьютерных технологий.

Накопленный опыт привел нас к выводам:

– только представители системы образования заинтересованы в низкой цене учебно-методической литературы;

– необходимо создать при департаменте образования отдел по комплектованию, занимающийся маркетингом необходимой продукции, сбором заказов, рекламой, заключением прямых договоров с издательствами;

– библиотека МК должна изменить свой статус, играть роль информационного центра;

– необходима информатизация образования и автоматизация библиотечных процессов.

Эти задачи мы считаем главными для повышения уровня библиотечно-методического сервиса.

Приложения

Паспорт учебно-методического комплекта

Предмет

Программа (автор, кем утверждена)

Автор учебника

Год издания

Статус учебника

Краткая аннотация к учебнику.

Состав учебно-методического комплекта

Преемственные линии

Методическое обеспечение в педагогической периодике

Опорные школы в РМО

Адреса передового педагогического опыта в округе

 

Оценка УМК

Блок оценки

Уровни оценивания, баллы

УМK 1

УМK 2

УМK 3

1. Нормативная оценка

1.1. Соответствие обязательному минимуму содержания

Полное – 10; частичное – от 1 до 9 (в зависимости от процентного содержания рассматриваемых тем учебника)

a a a

1.2. Требования к уровню математической подготовки

От 1 до 10 баллов (в зависимости от процентного содержания)

a a a

1.3. Наличие учебно-методического комплекса к учебнику

Пособие для учителя – 10;пособие для ученика – 10

a a a

1.4. Соблюдение полиграфических норм

Использование различных шрифтов для выделения основного, дополнительного и пояснительного материала, рациональное расположение материала на странице – по 1

a a a

2. Педагогическая оценка. Отражение дидактических принципов

2.1. Научность

Соответствие современным взглядам на содержание образования – 10; соответствие современной педагогической теории – 5; отсутствие теоретических ошибок – 5; корректность формулировок – 5

a a a

2.2. Системный подход к содержанию

Учебник в целом – 10; отдельные темы – от 1 до 9

a a a

2.3. Реализация принципа историзма

Достаточно – 5; частично – от 1 до 4; отсутствие – 0

a a a

2.4. Доступность

Соответствие возрастному уровню интеллекта ученика – 5

a a a

Уважаемые коллеги!

Для анализа обеспеченности образовательного процесса школ учебно-методическими комплектами, определения уровня методического сопровождения их внедрения и выявления запроса на оказание методических услуг при введении УМК в педагогическую практику просим заполнить анкету.

Образовательное учреждение ______________________
Зам. директора по УВР ____________________________

1. Какие УМК в наличии в учебном процессе вашей школы?

По предметам инвариантной части БУП

полностью

частично

По предметам регионального компонента

полностью

частично

По предметам школьного компонента

полностью

частично

2. Каких УМК в школе недостаточно для полного обеспечения?

Образовательная область

Предмет

Часть БУП

Kакой УМK

       

3. Какие УМК введены в практику работы вашей школы за последние пять лет?

Образовательная область

Предмет

Часть БУП

Kакой УМK

       

4. Какие этапы введения нового учебно-методического комплекта проходят в вашей школе?

· ____________
· ____________
· ____________
· ____________
· ____________

5. Какую помощь при введении новых учебных комплектов получили педагоги школы?

УМК

Год введения

Методическое сопровождение

   

кем обеспечено, когда

содержание

6. Кто из педагогов прошел курсовую по УМК за последние пять лет?

Ф.И.О.

УМК

Тема курса

Где пройдены курсы

Kогда

         

7. По каким УМК педагогам школы необходима помощь?

Ф.И.О.

УМК

Содержание методической помощи

     

Сводная информация по использованию учебных
комплектов в образовательных учреждениях РМО

Предмет __________________
Методист _________________

Режим функциони-рования

Учебный комплект

География распростра-нения

Методическое сопровождение