Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Нелишнее знание

Анна Полканова

До и после профессионализма

Дайджест некоторых интересных книг

Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие/Т.А.Сергеева, Н.М. Уварова, С.Е. Назарова и др. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002. – 224 с.

Испытывая затруднения в своей работе, практики пытаются преодолеть их самостоятельно или обращаются к трудам ученых. Однако на деле многие научные разработки оказываются малодоступными для практиков. Язык монографий по педагогике, а тем более по психологии труден для восприятия и понимания. В результате складывается ситуация, при которой богатство отечественной педагогической и смежных с ней наук оказывается невостребованным практиками. С другой стороны, у практиков продолжают накапливаться проблемы. Их «критическая» масса увеличивается, а это ведет к застою.

Одной из причин, породивших такое ненормальное положение, является фактическое отсутствие между практикой и наукой «пространства», обусловливающего их взаимодействие. Это «пространство» должны занимать люди, обладающие способностями и знаниями, которые позволяют им профессионально работать и в «пространстве» практики, и в «пространстве» науки. Это своеобразные «переводчики» науки на язык практики.

Миссия методиста как раз и состоит в соединении двух «пространств» – науки и практики.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.

Человек становится профессионалом не сразу. На пути к профессионализму он проходит несколько этапов. В профессиональной жизни возможны повторы и возвращения (откаты) на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы.

Существуют такие уровни профессионализма:

1. Допрофессионализм. Человек осуществляет некоторые виды работ, не обладая качествами профессионала. Не овладев нормами и правилами профессии, он действует как новичок, дилетант, не достигает в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит каждый человек. К сожалению, отдельные работники задерживаются на уровне допрофессионализма надолго.

2. Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Человек последовательно усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции. Затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд. Такой человек сознательно выбирает цели, превращая работу в свободный самостоятельный творческий труд. Усвоив нормы профессии, добивается в ней достаточно высоких результатов, начинает самоутверждаться, осознавать себя профессионалом, развивает в себе профессионализм.

3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм). Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете, в самых высоких достижениях и успехах. Человек превращается в творца, новатора, в профессионала высокой квалификации, суперпрофессионала. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма работника наиболее существенно влияет на прогресс общества в целом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). На уровне псевдопрофессионализма человек обычно достаточно активно трудится. Но при этом мы видим определенную деформацию в становлении его как профессионала. Либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность, т.е. допускает брак в работе, либо внешне кипучая трудовая деятельность маскирует отсутствие профессионализма. Бывает, что человек заклинивается на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем искажая свое профессиональное и личное развитие. Случается, что работник исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели личного преуспевания в ущерб другим людям. Все это характеризует отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Через этот этап проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом», а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом достижений, ошибок и неудач. Этот уровень может человеку дать возможность обрести новые грани профессионализма, помощь и духовное обогащение других людей.

Таков общий, в целом характерный для большинства людей путь и ступени профессионализма.

Близко к профессионализму понятие «компетентность». Под этим понимается индивидуальное соответствие требованиям профессии. Иногда компетентность определяют как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Сегодня под компетентностью подразумевают профессиональную зрелость человека, который обладает способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Судить об уровне компетентности предлагается по характеру результата труда.

Компетентность следует отличать от компетенции – определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать. Иногда можно услышать: это в области моей компетентности (я умею, могу это решить), но не в моей компетенции (меня не уполномочили это решать).