Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ

Болевая точка

Письма о методистах. И что с ними делать? То ли устраивать «разборки», то ли оставлять в архиве? Поняли! Самые яркие и «проблемные» из них надо печатать вот так – чтобы никому обидно не было. У каждого своя правда. А увидеть чужую позицию и сверить со своей – это ли не замечательно?

Такой я человек

Вот сколько живу на белом свете, столько собой недовольна. Я не люблю быть на виду, выступать, учить или, как говорит методист – опыт передавать. Очень нервничаю, переживаю. На вопросы библиотекарей как-то сразу и не соображу, что ответить. А потом еще долго не могу в себя прийти.

Библиотека в нашей школе очень хорошая. Я здесь работаю уже 20 лет. Собрала фонд по крупиночке. Слава богу, на периодику директор выделяет деньги – не скупится. Расписываю все до мелочей, на всякий запрос найду материалы. И вот наш методист по учебным фондам, хороший в общем человек, приятная женщина, меня обязала провести семинар на базе моей библиотеки по теме «Отражение информации в справочно-библиографическом аппарате».

Я отказалась. У меня еще много недоработок, не бог весть какой комплект тематических картотек. А алфавитный и систематический каталоги и картотека статей теперь у всех есть. Так о чем говорить-то?

Методист мне набросала по порядку ход моего выступления и демонстрации справочного аппарата. Вроде, действительно, есть что сказать и показать. А как представлю, сколько библиотекарей будут меня слушать, делается страшно. Библиотекари – народ въедливый, дотошный. В фонд полезут, выставки начнут разбирать, вопросами закидают. Словом, сплошные нервы. И я отказывалась наотрез.

Методист еще потом несколько раз пыталась у меня семинары проводить, увещевала, что, мол, все проводят их по очереди. Но я-то вижу: кто слабо шевелится, того и не напрягают. Так почему я должна страдать? Есть люди, которых хлебом не корми, только дай себя показать, им это в радость. Пусть они и будут на виду. Мне же это тяжело.

Методист, конечно, особенно не показала своего недовольства, и я думала, что меня, наконец, оставили в покое. А она, оказывается, решила действовать через директора. Он меня вызывает и требует, чтобы провела семинар. Говорит: «Поможем, не тушуйтесь». Чем он мне поможет-то? Я уперлась, поделать с собой ничего не могу. Ругаться не ругалась, не такой я человек. И отступать некуда. Но к методисту свое отношение, конечно, поменяла. Ну зачем так давить-то? Что, на мне свет клином сошелся? Главное – не хочет она меня понять. Вот что неприятно.

Валентина Михайловна Р-ова, Краснодарский край

Обида

Начну с того, что методист по учебным фондам, которую нам назначили, мне сразу не понравилась. Ну просто не глянулась. Мне показалось неприятным, как и что она говорила, во что была одета, как иронично задавала вопросы.

А потом выяснилось, что она любит собирать с библиотекарей всякие бумаги. Мы поначалу документы очень исправно сдавали, вовремя. И главное, все в них было честно, без украшательства. А потом поняли, что можно нас так и не давить ради какой-то там эффектной фразы в отчете И стали некоторые библиотекари, и я в том числе, потихоньку бумаги заволынивать, «завтраками» методиста кормить. Благо библиотек у нее немерено – контролировать тяжело. Конечно, есть библиотекари очень спокойные и исполнительные. Они и стали ее друзьями. А таких же, как я, занозистых и «подвергающих все сомнению», она быстро запомнила.

Дальше началась наша большая «дружба». Самое уязвимое место в работе – учебники. В Москве с учебниками хорошо, да не совсем. Неприятности все равно случаются. От методиста зависит количество и, главное, перечень учебников для школ.

Мы уже давно по заказам работаем. Кажется, чего проще, собери заявки и потом по ним распредели книги. Но на практике не всегда так происходит. Оказывается, надо учителям не останавливаться на старых, а осваивать новые (не всегда лучшие) учебники. Мы, конечно, понимаем подоплеку издания этих «лоббированных» учебников. Издатели думают, что библиотекари ничего не видят и не понимают. Похоже, общественного мнения для тех, кто выпускает эти учебники, вообще не существует. А в итоге хороших учебников, заказанных учителями, оказывается, всем не хватает, а этого нового «добра» – пруд пруди. Вот наш новый методист мне и еще некоторым, особо нелюбимым библиотекарям, это «добро» сплавляет, да еще в два-три раза больше необходимого количества. Учителя ко мне с претензиями: почему-де всем хватило нужных (проверенных) учебников, а нашим классам – нет. Объяснений не слушают. Начинают коситься, мол, плохо работаете. А у меня все углы в библиотеке такими навязанными против воли учебниками заложены под самый потолок. А ведь присылают еще и издания некоторых фондов, организаций, которые не могут распространить свою литературу нормальным образом. Этой макулатуры мне обычно достается двойная порция. Ну, спрашивается, как здесь может сложиться положительное отношение к методисту? Я пыталась с ней выяснить отношения. Говорила, что неплохо бы эти новые учебники давать всем поровну. Ведь мы же, библиотекари, общаемся, узнаем, кому что дали и сколько. А она отвечает, что такое распределение повлечет за собой нездоровые отношения среди учителей в пределах школы, поэтому и распределяет разные учебники не «кусками», а «монолитом». Тогда я поняла, почему именно мне монолит этих новых учебников и достается. Конечно, обидно. Поделать, видно, ничего нельзя, ни конца такому отношению нет, ни краю. И мне, и методисту до пенсии еще далеко. Что делать, ума не приложу.

Татьяна М-ова, Москва