Картотека опыта
Инга Кириллова
Бесконечное терпение и доброта
Здесь дают надежду, знания и уверенность
«Попал!», «Узнала!»
Малыш кинул мячик в мишень. Мягкий
мелодичный звук бубна подтвердил точность удара.
«Попал!» – мальчик засмеялся и снова потянул к
себе мячик, прикрепленный к его руке мягкой
петлей на длинной веревочке. Зачем нужен звук
бубна? Почему мячик на веревочке? Да потому, что
этот мальчик – слабовидящий от рождения. Зрение
у ребенка – всего несколько сотых. Он очень слабо
видит мишень на расстоянии нескольких метров. Но
слух у него нормальный. Звук бубна подтвердил
меткость маленького метателя.
В соседней комнате тотально слепая
пятилетняя девочка сосредоточенно водит
ладошкой по пластмассовой пластине с
барельефным изображением фруктов и тоже
радуется: «Я узнала! Это яблоко». Пальчики
застывают на барельефе груши. «Вспомни, у какого
фрукта такая форма и хвостик на верху. Ты же ее
знаешь. Держала в руках, пробовала», – говорит
педагог. «Груша, груша!» – победно кричит
малышка. «Умница, правильно!» и урок-игра
продолжается.
Вот так, день за днем, год за годом, с
первых месяцев жизни вводят слабовидящих и
тотально слепых малышей в мир зрячих работники Консультационно-практического
центра абилитации детей с патологией зрения.
Единственный и уникальный
Единственный в стране Абилитационный
центр для детей с патологией зрения был создан в
Санкт-Петербурге
12 лет назад. Это лечебное учреждение нового типа,
которое отрабатывает для всей страны структуру
специального дошкольного учреждения, которое
должно соответствовать требованиям
современного общества и жизни. Только здесь
практикуется патронажное и консультативное
обслуживание детей, обучение родителей.
Впервые пришедший ребенок проходит
полный комплекс медико-социологического
обследования. На этой основе для каждого малыша
создается конкретная индивидуальная схема
абилитации, которая пересматривается и
обновляется ежегодно.
Вся помощь и детям, и родителям
оказывается здесь бесплатно. Сейчас в Центре
занимаются 120 тотально слепых и слабовидящих
малышей в возрасте от нескольких месяцев до 7 лет.
Абилитационный центр занимает
несколько небольших комнат, в которых
расположены специализированные кабинеты и
спортивный зал. Конечно, для создания
полноценной развивающей среды для детей –
инвалидов по зрению нужны площади и кабинеты в
десятки раз больше. Здесь должны быть
специальные пандусы, подъемники, широкие двери и
коридоры без порогов. Ведь именно из-за
недостатка места сотрудникам Центра приходится
иногда отказывать родителям, чьи дети нуждаются
в помощи специалистов. Но помещение, отвечающее
задачам и значению этого уникального учреждения,
– пока только мечта его сотрудников.
Центр состоит из нескольких
подразделений. Консультационная служба
обслуживает 60 приходящих детей. И еще столько же
находится в стационаре, где ребята живут всю
неделю, с понедельника до пятницы – как в
интернате, или приходят ежедневно, как в детский
сад.
Центр имеет и научное подразделение.
Это методическая служба на общественных началах,
где специалисты изучают и отрабатывают новые
психологические, педагогические, медицинские и
другие программы, разрабатывают методы лечения и
адаптации детей разных возрастов, готовят
пособия и т.д.
В небольшом информационном проспекте,
который рассказывает о работе специалистов,
говорится, что их деятельность способствует
раннему выявлению детей с нарушениями зрения и
оказанию семье тифлопедагогической помощи по
воспитанию. Что они осуществляют
лечебно-воспитательную работу по физическому
развитию. Проводят психологическую коррекцию
нервных и психически неуравновешенных детей.
Готовят слепых и слабовидящих детей к школьному
обучению. Обучают родителей эффективным
способам стимуляции познавательной и другой
деятельности ребенка. Оказывают помощь детям,
которые из-за индивидуальных особенностей
психического и физического развития не могут
посещать дошкольные учреждения.
Хотя возраст ребят, посещающих
занятия, формально ограничен семью годами, в
случаях, осложненных другой, (не зрительной)
патологией, подопечные Центра остаются под
наблюдением специалистов до 10–11 лет. Работа с
многими такими детьми проходит на дому.
Доброта и терпение
В Консультационно-практическом центре
абилитации детей со зрительной патологией
трудится большой и высококвалифицированный
коллектив специалистов с высшим и средним
образованием – более пятидесяти терапевтов,
окулистов, дефектологов, логопедов,
невропатологов, психологов и психоневрологов,
врачей ЛФК, медсестер, педагогов, воспитателей,
массажистов.
Есть здесь и библиотека, которая
снабжает родителей специальной литературой, а
детей – игрушками.
Чем раньше попадет ребенок под
наблюдение врачей и педагогов, тем больше они
смогут сделать для его абилитации. Ежегодно
Центр получает сведения из родильных домов о 10–12
детях с тяжелой патологией зрения. Однако
обстоятельства в семьях слепых детишек
складываются иногда так, что больной ребенок не
сразу попадает в поле зрения абилитаторов.
Поэтому работники Центра сами делают все от них
зависящее для раннего выявления больных малышей.
Дело, которому служат взрослые люди,
посвятившие себя слепым и слабовидящим
ребятишкам, – неимоверно трудное, трудоемкое и
кропотливое.
Главное «оружие» сотрудников Центра –
бесконечное терпение и такая же бесконечная
доброта. Не показные, служебные, а глубокие и
искренние. Люди, не обладающие сочетанием этих
редких качеств, здесь работать не могут.
Вся обстановка, в которой начинается и
проходит процесс абилитации, иными словами –
адаптации маленького слепого или почти слепого
человека в мире, где ему предстоит жить, – очень
спокойная и комфортная для детей. Маленькая
деталь. Здесь не услышишь, например, звонкого
стука каблуков. Персонал и родители обязаны
ходить в мягких тапочках. Громкий или
раздраженный тон разговора не только с детьми, но
и между взрослыми – невозможен «по определению».
На взгляд непосвященного, сотрудники
Центра просто постоянно подстраиваются под
сиюминутное желание и настроение каждого
ребенка. А на деле – идет сложный, тонкий,
непрерывный и, как показывают результаты, очень
эффективный процесс абилитации. Ежегодный итог
труда слаженного коллектива: 15–20 тотально
слепых и слабовидящих ребят, которые
адаптировались в окружающем мире настолько, что
вполне готовы к поступлению в школу.
Игрушки и пособия
Сразу надо сказать, что все игрушки и
обучающие пособия, которые используются в
процессе абилитации тотально слепых и
слабовидящих детей, придумали сами работники
Центра. К тому же большинство из этих предметов
изготовлено их руками. «Любой кабинет в нашем
Центре, – говорит директор Людмила
Александровна Родионова, – это плод творчества
специалиста, который в нем работает. Наши люди
просто вынуждены сами делать пособия, потому что
промышленность выпускает очень много
стилизованных игрушек, непригодных для наших
детей. Правда, есть в городе несколько фирм,
которые изготавливают пособия из пластмассы по
нашим заказам.
Мы, например, сами сделали очень много
объемных и плоскостных игрушек с контрастными
полосами для ребят с остаточным зрением. При этой
патологии глаз реагирует на свет, на блик. Лучше
всего ребенок видит контрастные полосы. Поэтому
любой предмет, с которым ему предстоит
познакомиться, должен быть по цвету обязательно
очень ярким, контрастным. А изображение на
рисунке – предельно четким и достоверным. Если у
лошади четыре ноги и хвост, то все это должно быть
изображено на картинке».
Полки в кабинете для слабовидящих
ребятишек заполнены шариками, овалами,
треугольниками, квадратами, оклеенными
черно-белыми полосами, как яркая зебра. Тут же –
мягкая полосатая кукла, которой играют малыши до
года, ведерко для песка с контрастно окрашенным
краем и лопатка к нему. Домик, который ребенок
может построить из мелких конструкций, и многое,
многое другое. Но обучение, в процессе которого
ребенок познает форму предмета, только малая,
начальная ступень адаптации. Чтобы познакомить
малыша с понятием «выше»–«ниже», к стене
привешена подвижная конструкция. Есть
конструкции, позволяющие объяснить, что такое
перспектива. В спортивном зале перед шведской
стенкой проведена яркая черта, чтобы
слабовидящий ребенок не мог промахнуться.
Здесь можно было бы еще много
рассказать о пособиях кабинета. Обучение идет от
простого к сложному. Но каждая его ступень
работает на единую цель – создание у
слабовидящего ребенка стойкого зрительного
образа предмета и закрепление этого образа в
сознании. Один из конечных этапов абилитации –
специальная азбука с крупными яркими буквами. По
ней уже подросшего ребенка учат читать.
Для тотально слепых малышей
контрастные игрушки не нужны. Зрение им в
определенных пределах заменяют слух, вкус,
обоняние, которые специалисты стараются
предельно развить и обострить.
Но главный способ познания мира слепым
– это тактильные (осязательные) ощущения.
Сначала в руки малышу дают натуральный предмет.
Потом – его модель. Затем наступает череда
барельефа, рельефа и плоскопечатного
изображения. Этот путь облегчает слепым детям
освоение в начальных классах школы брайлевского
алфавита и навыков чтения.
Играем и учимся
После всестороннего обследования дети
делятся по возрастным группам: от 0 до 3, от 4 до 7
лет. Каждый курс обучения ориентирован на
возможности данной возрастной группы. Слепым
малышам предназначен, например, специальный курс
по освоению дома – мебель, одежда, ориентация в
пространстве квартиры. Тех, кто старше, учат
ориентации на улице, они осваивают специальную
трость для слепых.
Есть программы, посвященные животным,
птицам, растениям. Детям объясняют, что такое
природная зона, например пустыня, и кто в ней
живет. В кабинете стоит специальный большой
глобус с выпуклым изображением материков и
океанов.
Каждое время года и его особенности –
тоже предмет отдельных занятий. Детей учат, что
такое верх и вверх, низ и вниз, право и лево.
Один из важнейших моментов адаптации
– обучение общению со сверстниками и взрослыми.
Работники Центра уже создали специальные
программы по тифлографике, ориентированию, по
коммуникации, по физическому развитию. А сейчас
они трудятся над программами по остаточному
зрению и социализации детей.
Зрячий человек не может представить
себе мир в восприятии слепого или слабовидящего.
Мы никогда и не задумываемся, как много образов,
понятий мы автоматически усваиваем посредством
зрения. А слепой и слабовидящий ребенок может
усвоить все это только при помощи взрослых. Для
него это огромный труд. И чтобы освоение не
перегрузило неокрепшую психику, было по плечу
малышу, нужно, чтобы мир, которого он не видит, он
освоил по собственному желанию. К счастью,
существует мощнейший инструмент познания мира –
игра. Именно ее используют сотрудники центра как
основной и единственный момент обучения.
Эффективность их работы основана на глубоком
изучении и понимании психологии маленьких
пациентов.
Родители тоже учатся
Работа сотрудников Абилитационного
центра не ограничивается занятиями с детьми. Не
менее важна и работа с родителями. Ребенок не
осознает свой недуг. А для родителей это огромная
и постоянная психологическая травма. Хорошо,
если близкие понимают, что их ребенку нужна
квалифицированная помощь специалистов. Но есть и
такие, которые замыкаются в своем горе,
стесняются рассказать о нем. Случается, что
близкие из самых лучших побуждений стремятся
скрыть патологию малыша от окружающих. Не
задумываются о том, что ранняя адаптация, которая
под силу только специалистам, просто необходима
ребенку. Вот поэтому одна из главных задач
Центра, как мы уже говорили, не только раннее
выявление детей с нарушениями зрения, но и
оказание семье всесторонней помощи по
воспитанию.
Ребенка приносят или приводят в Центр.
После обследования родителям объясняют, чего он
может достичь в процессе абилитации.
Индивидуальный план предстоящей работы
обязательно согласовывается с ближайшими
родственниками. От них зависит, чему будут учить
их сына или дочку.
Учатся и сами родители. Их обучают
правильному общению с ребенком, эффективным
способам стимуляции познавательной и другой
деятельности, показывают, как прививать ему
необходимые навыки дома.
В кабинете для слабовидящих есть
наглядные пособия для зрячих родителей. На полке
я увидела большой ящик с множеством очков. Стекла
в них заклеены бумагой или замазаны краской. Эти
оригинальные очки тоже придуманы и сделаны
работниками Центра. Они имитируют зрительные
дефекты детей.
Это очень полезный и действенный
набор. Оказывается, некоторые родители начинают
нервничать по поводу того, что их ребенок трудно
справляется с очень простым, на взгляд зрячего,
заданием дефектолога. Тогда очки надевают на
маму и предлагают ей справиться с тем же
заданием. И тут только взрослый понимает, что и
как на самом деле видит его сын или дочка,
осознает, что можно спросить с ребенка, а что
нельзя.
Тифлологи, психологи и педагоги учат
родителей очень многим нужным и полезным вещам.
Например, что младенцу с остаточным зрением
нужна не простая бутылочка, а особенная. Ее нужно
оклеить контрастными черно-белыми полосками.
Игрушку для такого малыша нужно сделать тоже
контрастную и звучащую – наполнить
пластмассовую баночку горохом или твердыми
конфетками и подвесить над кроваткой. Такая
игрушка развивает и учит ребенка фиксировать
остаточное зрение.
Специалисты снабжают родителей
необходимой литературой, показывают, как сделать
для детей игрушки, устраивают практикумы, лекции.
Рассказывают о том, как дома создать для ребенка
максимально комфортную бытовую и
психологическую атмосферу. Эти занятия
проводятся не только в центре, но и на дому.
Для родителей, чье присутствие не
требуется на занятии, отведена специальная
комната. В ней они могут отдохнуть и
расслабиться, пообщаться и завязать знакомство с
другими мамами и папами, перенять их опыт и
навыки.
Слово родителей
Безусловно, работники Центра делают
все от них зависящее, чтобы дать ребенку максимум
информации о мире, в котором ему предстоит жить. А
что думают об этом сами родители? Вот что
рассказала мне мама, чья тотально слепая
пятилетняя дочка около четырех лет посещает
центр. «Сначала было нам всем дома очень сложно.
Дочка с трудом воспринимала все новое, в том
числе и чужих людей. Заговорила поздно, хотя я
разговаривала с ней начиная с роддома. А когда
пошла, постоянно падала, натыкалась на предметы.
Мы пришли в Центр. Помню, как ни просила
ее сначала воспитатель, даже ручку ей не хотела
дать, отворачивалась, плакала. И знаете, на моих
глазах врачи и воспитатели начали творить с моим
ребенком буквально чудо. Иначе результаты их
работы и не назовешь.
Они научили дочку не бояться людей.
Создали и закрепили у нее навыки ориентации, и
она свободно ходит и здесь, и дома. Фактически
поставили ей речь. Теперь Поля может общаться на
уровне несложного, но все-таки диалога.
Оказалось, что моя молчунья на самом деле –
болтушка. И я вижу, как день за днем становится
шире и разнообразнее запас ее слов. Недавно мы
начали музыкальные занятия. Дочке очень
нравится. Осенью я без боязни отдам ее в здешний
детский садик.
И мне самой здесь очень помогли понять
своего ребенка и не пугаться его слепоты.
Рекомендовали и дают в библиотеке нужную
литературу. Я посещаю лекции, консультации. Очень
много теперь знаю про свою дочку, умею ей помочь,
сама делаю развивающие игрушки. Здесь научили…
Я не знаю, конечно, но если вы
напечатаете то, что я сейчас говорю в газете, то
обязательно напишите, что нет таких слов,
которыми можно было бы выразить мою
благодарность замечательным людям, которые
здесь работают. И не только мою. Но и всех
родителей, которые приводят сюда детей. Ведь нам
дают надежду, знания и уверенность, что наш
ребенок сможет жить в мире зрячих. Вы даже не
представляете себе, что это значит для мамы».
И снова о книжке
Совершенно ясно, что сотрудники
Абилитационного центра, как никто другой,
понимают своих маленьких воспитанников, знают,
что им подходит, а что нет. Поэтому я спросила у
Людмилы Александровны Рудаковой, какой же должна
быть книжка для слабовидящего или слепого
ребенка.
«Объемная книжка для слепого ребенка,
– сказала она, – это понятие очень условное.
Обязательно нужно провести несколько
предварительных этапов работы, чтобы подвести
ребенка к этой книжке. Вести его нужно,
естественно, от простого к сложному, согласуя
действия с возрастом ребенка, его
индивидуальными возможностями.
Прежде чем дать в руки слепому ребенку
сюжетную книжку, надо познакомить его с
предметами, которые он там обнаружит. Поэтому
первая книжка должна быть не сюжетной, а
предметной.
Надо дать ребенку в руки предмет, о котором он
узнает из книжки, чтобы он с ним познакомился,
через тактильное восприятие ощутил все его
свойства. Возьмем, например, ту же сказку «Репка».
Прежде, чем читать сказку, надо познакомить
малыша со всем, что в ней упоминается. Нельзя
читать «Репку», пока ребенок не узнает и не
поймет, что такое репка, что такое бабка, что
такое дедка и так далее. Специалисту нужно
обыграть ситуацию с каждым предметом и
персонажем и проработать более широко
представление об этом предмете. Потом проверить,
что и как усвоил ребенок, скорректировать что-то,
если нужно. И только после этого встраивать все,
что узнал ребенок, в сюжет этой самой «Репки».
Вслед (или вместе) с предметной ребенку нужна
дидактическая, обучающая книжка, где один и тот
же предмет дан в разной модальности. Например,
если это бабка, то на одной странице она стоит, на
другой – идет, на третьей – сидит, то есть мы даем
разные позы, движения.
На мягкой игрушке с пристегивающимися
ртом, бровями можно смоделировать эмоции
персонажей. Брови подняты – удивление, нахмурены
– недовольство, рот закрыт – молчание, растянут,
уголки приподняты – улыбка. Это и есть элементы
обучения. И ребенок поймет, что каждой эмоции
соответствует определенное выражение лица,
которое он может тактильно воспринять и понять и
в реальной жизни. Сначала на странице такой
обучающей книжки должен быть только один
предмет. От одного предмета – к двум. Это уже
сюжет. Ну и так далее.
А книжки для слабовидящих должны быть
очень контрастными по цвету. Но и здесь необходим
тот же подход. От простого – к сложному. И
слабовидящий ребенок должен сначала по одному
освоить предметы, о которых говорится в книжке, а
потом уже переходить к сюжетной сказке… Вот вы
заговорили о мягких тактильных книжках. Очень
жаль, что у нас в Центре их нет. Но, надеюсь,
будут».
Санкт-Петербург – Москва
|