Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №11/2003

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 11 (23) • вкладка в БШ № 11 (95) • 1–15 июня 2003

Час тихого чтения

Ю.А.ДРОБЫШЕВ. ОЛИМПИАДЫ
ПО МАТЕМАТИКЕ.

1–4 КЛАССЫ.

Педагогический практикум.

Издательство «Первое сентября», Москва, 2003

В сборник включены материалы, которые можно использовать в математических олимпиадах среди младших школьников, в качестве дополнительных заданий на уроках, а также в семейном кругу. Задачи в сборнике самые разнообразные – комбинаторные, логические, числовые ребусы, задачи на поиск закономерностей, на разрезание и на многие другие темы. Часть заданий носит комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем.

Многие задачи (всего в сборнике двадцать вариантов заданий по семь задач в каждом) имеют несколько способов решений, требуют выдвижения гипотез и их проверки, способствуют формированию навыков таких мыслительных операций, как анализ, синтез, аналогия, обобщение. Особо можно отметить задачи, имеющие необычное для таких сборников общекультурное содержание, например, биографические данные о П.Л.Чебышеве, А.Я.Хинчине и Е.Р.Дашковой, задачи-приключения сказочных персонажей Винни-Пуха, Буратино и даже задача Евклида, написанная гекзаметрами.

Книга полезна не только учителям, ее можно рекомендовать и родителям, заинтересованным в повышении уровня математических знаний детей.

 

Я ИДУ НА УРОК МАТЕМАТИКИ.
5 КЛАСС.

Книга для учителя. Редактор-составитель И.Л.Соловейчик.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

Сборник «Я иду на урок математики. 5 класс» посвящен новым учебным комплектам по математике и методикой работы с ними. В сборник включены методики работы с учебными комплектами под ред. Г.В.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина, с учебником Н.Я.Виленкина и др., с МПИ-серией учебных книг по математике, с учебником «Арифметика-5» С.Никольского и дидактические материалы ко всем этим комплектам. Дидактические материалы, тестовые задания и контрольные работы в сборнике собраны по темам, что значительно облегчит поиск и внедрение тематических и контрольных заданий.

Раздел «Экспериментальные программы и методические находки» содержит переходные программы и опорные конспекты для 5–6-х классов, дидактические игры, задачи-шутки, задачи, содержащие полезные сведения из различных дисциплин. Особенно интересно методическое руководство «Калькуляторы в 5 классе», в котором главное внимание уделяется обучению детей оценивать полученный результат.

В разделе «Сценарии занимательных уроков» помещен сценарий внутриклассной олимпиады, которую можно проводить в течение всего учебного года и сценарий математического турнира – командной игры. Особенностью сценариев является то, что для решения предложенных авторами 150 нестандартных задач требуется не умение работать «по образцу», по известному алгоритму, а проявление творческой оригинальности, умение выработать собственный метод их решения.

 

Я ИДУ НА УРОК МАТЕМАТИКИ.
5 КЛАСС. Тесты.

Книга для учителя. Редактор-составитель Н.В.Савинцева.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2000

В сборнике представлены тематические и итоговые тесты по курсу математики 5 класса. Тесты, разработанные к учебникам Н.Я.Виленкина и др.; А.Нурка и Э.Тельгмаа, отличаются от заданий контрольных работ тем, что дают возможность оперативно и быстро диагностировать знания всего класса.

Сборник включает в себя тесты трех видов, в зависимости от целей проверки и форм ответов. Первый вид тестов предполагает заполнение пропусков в истинных утверждениях или в правильных формулировках математических определений и правил. Это тесты со свободным выбором ответа.

Второй вид тестов требует установления истинности или ложности утверждений или правильности формулировок определений, теорем. Это серия альтернативных тестов; здесь возможны лишь два ответа: верно – неверно.

Третий вид тестов предполагает выбор ответа из целого ряда вариантов, из которых только один верный. В тестах такого вида предлагается не менее трех ответов для выбора.

Разработанный пакет тестов достаточно объемен. К каждой теме курса представлены три перечисленные вида тестов по два варианта в каждом. В тестах имеются задания, которые предлагаются в случае досрочного выполнения учеником основной части теста и для заполнения его урочного времени. Они оцениваются дополнительно.

Сама процедура тестирования носит узко прагматичный характер. Тесты не могут служить единственной и исчерпывающей формой контроля качества знаний учащихся. Кроме того, если в тестах третьего вида требуется содержательный ответ и среди одного правильного предлагаются «содержательные» неверные ответы, существует явная тенденция запоминать (после тестирования, а это тоже обучение) именно неверный ответ. Поэтому тестовые задачи третьего вида, помещенные в сборнике, «бессодержательные» – требуется выбрать просто числовой ответ, не несущий никакой общекультурной или математической нагрузки.

 

Я ИДУ НА УРОК МАТЕМАТИКИ.
6 КЛАСС.

Книга для учителя.

Редактор-составитель И.Л.Соловейчик.

Серия «Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября»,
Москва, 2001

Цель сборника – конкретная, практическая помощь педагогу в подготовке к урокам математики в 6-м классе. В книгу включены методики работы с учебными комплектами по математике под ред. Г.В.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина, с учебником Н.Я.Виленкина и др., с учебником С.Никольского, А.В.Шевкина и др., а также с комплектом М.Б.Воловича «Математика без перегрузок». В книге приводятся экспериментальные программы «Углубленная работа в 6 классе» и «Наглядная геометрия» с обширным списком литературы.

В разделе «Повторение материала. Итоговая проверка» помещены вопросы для повторения, математические диктанты, задачи и упражнения для устных и письменных работ, варианты контрольных работ по всем темам программы. Для того, чтобы помочь детям систематизировать и обобщить изученный материал, в книге публикуются «Опорные конспекты», в которые кроме естественно-
математического материала внесены и связанные с ним сведения из мира гуманитарных наук, например, о гармонии в музыке (в теме «Пропорции»), об архитектуре (при изучении золотого сечения), о географии и лингвистике.

В каждом разделе книги есть особая глава, касающаяся работы в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО). Здесь помещены планы уроков изучения нового материала, уроков повторения, уроков занимательной математики, варианты заданий для контрольных работ и тематических зачетов.

Завершает книгу раздел «Сценарии занимательных уроков», в котором приведены задачи с интересным содержанием или нетрадиционными формами решения, сценарий интегрированного урока по математике и биологии и очень интересные задания на практические работы, например, задание определить объем башни Кремля или расстояние по карте с помощью масштаба.

 

Я ИДУ НА УРОК МАТЕМАТИКИ.
7 КЛАСС.

Книга для учителя. Редактор-составитель И.Л.Соловейчик.

Серия
«Я иду на урок».

Издательство «Первое сентября», Москва, 2001

В книгу включены методики работы с учебниками «Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных. 7 класс» под ред. Г.В.Дорофеева, «Алгебра – 7» С.Никольского, А.В.Шевкина и др., «Алгебра – 7» Ю.Н.Макарычева и др., «Алгебра – 7» А.Г.Мордковича.

Отдельный раздел книги содержит дидактические материалы по алгебре в классах КРО. Цель их состоит в том, чтобы помочь учителю организовать занятия по математике по действующим учебникам с учетом особенностей контингента – это классы с недостаточной математической подготовкой – и обеспечить возможность перехода в 8-м классе на общую программу по математике.

В разделе «Итоговое повторение» приведены варианты контрольных работ, билеты заданий, карточки к зачету, тексты математических диктантов, задания для письменных и устных упражнений, а также таблицы заданий при дифференцированном подходе к каждому ученику по всем темам программы по математике 7-го класса.

В дидактических материалах сборника помещены разнообразные задания к учебным зачетам, упражнения для устных заданий, контрольные карточки, которые выдаются за несколько уроков до проведения зачета. Такие задания обеспечат организацию уровневого контроля знаний, помогут учащимся увидеть перед собой конкретную и реально достижимую цель.

Завершает книгу раздел «Копилка опыта», в котором помещены сценарии интегрированных уроков – история, география, экономика, лингвистика вместе с математикой создают необычную, занимательную, игровую ситуацию, в которой учащиеся легко запоминают и учатся применять строгие знания по многим предметам.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Иштрикова Н. Безопасность детей: никто не хочет брать ответственность на себя. № 34–2003, с. 1.

В настоящее время действенная система защиты прав детей в России отсутствует. Комиссии по делам несовершеннолетних не имеют почти никакой силы. По мнению генпрокурора В.Устинова, вместо них необходимо создать государственную службу защиты детей, обеспеченную необходимыми полномочиями и поддержкой других госструктур.

Аверкин В. Как обеспечить право на общедоступность и бесплатность образования. № 34–2003, с. 1.

Статья руководителя комитета по образованию Новгородской области.

Иштрикова Н. Бесплатное высшее образование отменяется? № 35–2003, с. 1.

Минобразования совместно с Минфином разработало пакет законопроектов, касающихся системы госсубсидий для студентов. С утверждением этой системы бесплатное высшее и среднее профессиональное образование в России может прекратить свое существование.

ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН

Кириллова С. ЕГЭ со многими неизвестными. № 35–2003, с. 1–2.

Беседа с директором Центра тестирования Минобразования РФ В. Хлебниковым о том, как будет проходить единый экзамен, и какие трудности встретятся на всех его этапах.

Кириллова С. Смотрите, что подписываете! № 35–2003, с. 2.

Краткий инструктаж «ПС»: как не попасть впросак на экзамене.

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Жаркова Е. Панорама, которую нужно нарисовать, чтобы увидеть перспективу. № 34–2003, с. 2.

Алтайские малокомплектные: групповой портрет на фоне конкретных проблем.

Эпштейн М. Закон малых педагогических пространств. № 34–2003, с. 2.

У маленькой школы есть свои огромные преимущества, которые надо уметь использовать, и свои серьезные учебные проблемы, о которых необходимо помнить.

Байбородова Л. Все плюсы разновозрастных классов, или Особенности организации учебного процесса в сельской малочисленной школе. № 34–2003, с. 2.

Для работы в малокомплектных школах замечательно подходит метод разновозрастных групп.

Мкртчян М. Как избежать «короткого замыкания». № 34–2003, с. 2.

О проблеме включенности каждого школьника в учебный процесс.

ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ

Стецюк Т. Уникальная творческая конференция для учеников и учителей в городе Северске. № 34–2003, с. 3.

Что это такое, зачем она проводится, какую пользу приносит детям и взрослым?

Стецюк Т. Эксперт в роли зрителя, провокатора, помощника... № 34–2003, с. 3.

Оценка проектной работы ученика – это не подведение итогов, а поиск новых смыслов и задач.

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Прусс И. История России глазами тех, кому принадлежит ее будущее. № 34–2003, с. 4–5.

Три работы из пяти занявших первое место на IV Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников. Именно они ярко демонстрируют вполне определенные особенности сознания молодого поколения.

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ

Калинина Г. Николай Подхватилин: «Хотите подтолкнуть детей к наркотикам? Требуйте, чтобы всегда и везде они вели себя правильно!» № 34–2003, с. 7.

Метод профилактики наркомании, который избрал психолог, тренер центра «Катарсис», называется косвенным. Но этот подход оказался удивительно эффективным...

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Кашина Н. Иммунитет личности. № 35–2003, с. 4.

Не надо убеждать ребенка, что все кругом хорошие – это неправда. Не надо убеждать его, что все кругом плохие – это тоже неправда. А вот различать своих и чужих стоит научиться каждому человеку.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладка)

Документы. № 94. № 35–2003, с. 1–8.

Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году. с. 1–5.

Растимешин Д. Закрытие сельских школ без согласия местных жителей недопустимо. с. 6.

Растимешин Д. Тарифно-квалификационные характеристики отменены в судебном порядке. с. 7.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Ряхина Т. и др. Игры на разных предметах. № 18–2003, с. 1–16.

Различные игры, викторины, конкурсы помогают педагогу разнообразить учебный процесс, заинтересовать детей, активизировать их деятельность. Вам предлагаются несколько сценариев таких занятий. Вы можете воспользоваться материалом в полном объеме или позаимствовать у авторов идею или форму проведения какой-либо игры.

Кивотов С., Купров В. Загадки на каждый день, отгадывай, кому не лень. № 19–2003, с. 1–16.

Любят ли ваши ученики загадки? А умеют ли они находить закономерности, замечать характерные признаки и свойства предметов и явлений, то есть разгадывать загадки? Если да, то этот материал позволит вам сделать свои уроки еще более интересными и увлекательными.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Конышева Н. Примерные проверочные работы по трудовому обучению. № 18–2003, с. 3–4.

В проверочные работы включены именно примерные задания, и учитель легко может заменить их при необходимости другими аналогичными. Все эти работы позволяют выявить лишь самые основные знания и умения, которыми должны на каждой ступени обучения обладать ученики.

Истомина Н. Итоговые контрольные работы по математике (учебный комплект «Гармония»). № 18–2003, с. 14.

Итоговые контрольные работы составлены в соответствии с требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся, которые обучаются по учебникам Н.Б. Истоминой (с учетом требований стандарта).

Жилина Н. Добро и милосердие Сергия Радонежского. № 19–2003, с. 2–3.

Классный час в 4-м классе (1–4).

Потемкина И. Уроки истории. № 19–2003, с. 15.

Урок-путешествие в 3-м классе (1–4) по теме «Архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга».

Гальченко Ю. Какой удивительный город! № 19–2003, с. 16.

Урок русского языка во 2-м классе (1–4) по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Школа заочника. № 18–2003, с. 15.

Задания и материалы по теории и практике обучения по системе Л.В.Занкова.

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Андриянова Н. Урок-спектакль «Части речи». № 18–2003, с. 2–3.

Урок в 3-м классе (1–4).

МАСТЕРСКИЕ

Черногрудова Е. Культура общения – это важно. № 18–2003, с. 16.

Урок, посвященный корректному и эффективному общению.

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Цылев В. Подумаем о ребенке. № 19–2003, с. 13–14.

О пользе педагогической диагностики при поступлении в школу.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. О лимфатической системе. № 9–2003, с. 4–5.

Многих родителей беспокоят «распухшие железки» у их детей. Эти «железки» – на самом деле лимфатические узлы, очень интересный и важный орган.

Таточенко В. Болезни сердца и сосудов. № 10–2003, с. 2–3.

У детей этих заболеваний не так много, но именно в детстве берут начало болезни сердца пожилого возраста, во многом связанные с нарушениями питания, поведения.

АСТМА-ШКОЛА

Лекманов А. Как аллергический ринит связан с болезнями дыхательных путей. № 9–2003, с. 10–11; № 10–2003, с. 8–10.

Анатомические и физиологические особенности заболеваний дыхательных путей и их лечение.

Продолжение. Начало см. № 8–2003.

СКАЖИТЕ, ДОКТОР

Пировская В. Да не померкнет свет в очах! № 9–2003, с. 20.

По утверждению окулистов, пики детского глазного травматизма приходятся на конец весны – начало лета и на конец лета – осень, потому что в это время дети в большинстве своем предоставлены сами себе, они находятся вне дома и без присмотра взрослых.

Будкевич Л. Как помочь детям при ожогах. № 10–2003, с. 16–18.

Директор Московского ожогового центра рассказывает, как и чем могут помочь пострадавшему ребенку родители.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Кирина М. Неужели левша? № 9–2003, с. 9.

Тест, который поможет вам определить левша ваш малыш или нет?

СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ

Матвеева М. Не упусти своих возможностей. № 9–2003, с. 18–19.

О том, как вовремя научиться чувствовать, мыслить, взаимодействовать с другими людьми рассказывает заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ доктор психологических наук А.И.Подольский.

НА ПРИЕМЕ У ПСИХИАТРА

Брагинский В. «В характере нет стержня». № 10–2003, с. 10–11.

Главные признаки патологического характера с чертами неустойчивости – это преобладание в поведении детей мотива получения удовольствия и крайняя подчиняемость постороннему влиянию.

УЧЕНЫЕ ВЕСТИ

Лекманов А. Зубы лечит имудон. № 9–2003, с. 9.

Кариес зубов – самое распространенное стоматологическое заболевание, и никакие новые зубные пасты не уменьшают его распространение среди детей школьного возраста.

Якушева Е. Новый класс болезней. № 9–2003, с. 11.

В последнее десятилетие в медицине выделен совершенно новый класс болезней – митохондриальная патология.

Якушева Е. Школьный стресс. № 10–2003, с. 14.

Среди множества причин школьного стресса можно выделить наиболее значимые: школьная незрелость, учебные перегрузки, авторитарная педагогика, экзамены.

HOMO VALENS

Максимова В. В движении – здоровье! № 10–2003, с. 12–13.

Ребенок – вовсе не уменьшенная копия взрослого человека, его организм устроен и функционирует не так, как у людей в зрелые годы.

ВОПРОС – ОТВЕТ

Максимова В. «Сердце, сердце, что с тобою»? № 9–2003, с. 12–15.

Ответы на вопросы родителей, связанные с заболеваниями сердца.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Беглова Т. Трудна жизнь подростка. № 19–2003, с. 8–9.

Урок-тренинг для восьмиклассников.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Степанов С. Цирк, да и только! № 19–2003, с. 4.

Эффект Барнума можно сформулировать так: человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Сплотимся, дамы и господа! № 18–2003, с. 3.

Если абстрагироваться от идеологического пафоса, коллектив предстает не порождением большевистской утопии, а группой, достигшей по ряду параметров высокого уровня сплоченности вкупе с позитивной социальной ориентацией.

НАШИ ДЕТИ

Кравцова М. Тревожные дети. № 19–2003, с. 6–7.

Как бы ни старались взрослые оградить детей от травмирующей информации, им передается общая тревога. Но наряду с явными и понятными причинами тревоги, существуют и скрытые, не очевидные для родителей и учителей. Вот с ними чаще всего и приходится иметь дело школьному психологу.

ТЕТ-А-ТЕТ

Осухова Т. Не думай о клиенте свысока. № 19–2003, с. 12–13.

Базовые техники взаимодействия.

КНИГА В ГАЗЕТЕ

Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. № 18–2003, с. 4–12.

Содержание программы. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста. Консультация для педагогов «школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов». Выступление на первом родительском собрании «ребенок идет в первый класс». Памятка для родителей. Индивидуальная беседа с родителями о развитии ребенка до поступления в школу. Анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребенка к школе. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. Введение в школьную жизнь.

ИГРОТЕКА

Вачков И. Сочиняем сказки. № 19–2003, с. 16.

Упражнение «Сочиняем сказки» используется в сказкотерапевтическом тренинге для детских психологов, либо в психологическом тренинге для учителей начальных классов, желающих научиться применять в своей практической педагогической работе элементы сказкотерапии.

ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ

Переслени Л., Фотекова Т. О методике определения уровня развития словесно-логического мышления учащихся средней школы. № 18–2003, с. 2.

Результаты обследования московских школьников, обучающихся в разных классах, дают основания считать, что рассматриваемый вариант методики может быть полезен для суждения об уровне развития словесно-логического мышления девятиклассников.

Есть ли штатные нормативы для педагога-психолога? № 19–2003, с. 14.

На этот и другие вопросы наших читателей отвечает начальник отдела практической психологии и охраны здоровья детей Минобразования России И.М.Каманов.

Вместе с классом

История России глазами тех, кому принадлежит ее будущее: Завершился IV Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников. «Первое сентября», № 34–2003, с. 4–5.

Урок мировоззрения: У человека на земле слишком мало времени, чтобы не думать о прошлом (Заголовок тематической полосы). «Первое сентября» № 32–2003, с. 2.

Рудишина Т. Читаем летом? Что? Зачем? «Библиотека в школе», № 10–2003, с. 19.

Летняя история неформального руководства чтением и летний календарь литературных дат.

Знаменская Ю. Я – москвич: КВН для учеников 6–7-х классов. «Библиотека в школе», № 10–2003, с. 20.

Как подготовить и провести КВН. Тема «Я – москвич» – в данном случае пример.

Суворина Е. Праздник осуществленного замысла: «И просветимся торжеством!» «Управление школой», № 16–2003, с. 12–13.

Ломакин А. «Нужны для поступи науки кальмары, пауки и мухи»: Внеклассное мероприятие в форме ТВ-игры «Поле чудес». «Физика», № 17–2003, с. 15–16.

Черногрудова Е. Культура общения – это важно. «Начальная школа», № 18–2003, с. 16.

Конспект урока из цикла «Культура общения» может пригодиться и при подготовке классного часа.

Игры на разных предметах. «Начальная школа», № 18–2003, с. 5–12.

Подборка игр, викторин, конкурсов для начальной школы.

Главные географические уроки войны. «География», № 18–2003, с. 27–28.

В рубрике «Хрестоматия» поэтические произведения о войне.

Машкина И. С героями Жюля Верна: Географический вечер. «География», № 17–2003, с. 26.

По сценарию географического вечера можно провести и интегрированный урок, и классный час.

Бурачевский Л. По следам дымящей сигареты: Курящая женщина. «Спорт в школе», № 9–2003, с. 5.

Прочти классу.

Продолжение. Начало см. № 4–5, 7–2003.

Вместе с родителями

Памятка для родителей по проведению выпускного бала / Пер. с англ. Е.Лазаревой. «Первое сентября», № 33–2003, с. 4.

Репина О., Норина Е. Готов ли ваш ребенок стать первоклассником? «Первое сентября», № 33–2003, с. 4.

Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.

Кашина Н. Иммунитет личности: Не надо убеждать ребенка, что все кругом хорошие – это неправда. Не надо убеждать его, что все кругом плохие – это тоже неправда. А вот различать своих и чужих стоит научиться каждому человеку. «Первое сентября», № 35–2003, с. 4.

Степанов С. Лучше совсем не пробовать! «Здоровье детей», № 9–2003, с. 21.

Курение подростка – один из симптомов неблагополучия в процессе его личностного самоопределения. Поэтому пристального внимания требует именно неблагополучие, а не курение само по себе.

Павлова В. Зарубки на душе. Сельская учительница в новом веке. Мир без перемен. «Библиотека в школе», № 10–2003, с. 21.

«Ни за что не получится разговор по душам, когда родители собраны в кучу, именующуюся родительским собранием...»

Амонашвили Ш. Письма к дочери. «Библиотека в школе», № 10–2003, с. 22, 43.

Письмо седьмое «Источник сил».

Вместе с психологом

Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. «Школьный психолог», № 18–2003, с. 5–12.

В программу входят: консультации для педагогов, индивидуальные беседы с родителями, выступление на первом родительском собрании, анкеты, опросники...

Кореневская В. Естественное присоединение: Методика получения обратной связи от учителей и администрации школы. «Школьный психолог», № 17–2003, с. 7–10.

Степанов С. Талантлив ли ваш ребенок? «Здоровье детей», № 9–2003, с. 22.

Тест для родителей.

Подросток

Открытый диалог: Начнем его прямо сейчас (Заголовок тематической полосы). «Первое сентября», № 32–2003, С. 7.

Свобода взрослого человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. А свобода подростка – там, где считают нужным его родители? Подборка материалов.

Имя беды – наркотики: Анонимное общество страдающих родителей (заголовок тематической полосы). «Первое сентября», № 34–2003, с. 7.

Метод профилактики наркомании, который избрал психолог Николай Подхватилин, тренер центра «Катарсис», называется косвенным. Но этот подход оказался удивительно эффективным...

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Разработка и апробация целевых программ работы с педагогами и семьей с целью совершенствования воспитательного пространства школы. № 17–2003, с. 7–10

Цели и содержание опытно-экспериментальной программы.

Проектирование педагогических условий жизненного самоопределения подростков в процессе коллективной инновационной деятельности педагогов и воспитанников. № 18–2003, с. 7–10.

Программа предназначена для повышения квалификации всех категорий педагогических работников, имеющих отношение к образовательным программам дополнительного образования детей подросткового возраста, а также желание и склонности к инновационно-экспериментальной деятельности в данной сфере педагогической практики.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Школа жизни. № 17–2003, с. 1.

Переложение идей и оснований образовательной политики в общеполитические партийные программы – необходимое условие не только развития системы образования, но и более точного выбора граждан.

Адамский А. Эвриканская аттестация. № 18–2003, с. 1.

Если инновационные школы вступают в полосу доказательств эффективности уже не на бумаге, а на примере своих выпускников, то общество вполне может доверить таким школам право собственной аттестации и выдачи собственных аттестатов.

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Вифлеемский А. Неточный расчет норматива может уничтожить инновационные школы. № 17–2003, с. 4–5.

Учитывая превалирующую роль человеческого капитала в новом постиндустриальном обществе, России необходимо его не потерять. Для этого необходима государственная поддержка инновационных школ, обеспечивающая их развитие.

Аверкин В. Образовательное право и право на образование. № 18–2003, с. 2–3.

Как обеспечиваются конституционные права на общедоступность и бесплатность образования.

Вифлеемский А. Кто защитит права школы на самостоятельность. № 18–2003, с. 11.

Призывать легализовать внебюджетные деньги в бюджетном образовательном учреждении в условиях современной бюджетно-финансовой политики государства может только недальновидный человек или чиновник (по долгу службы).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Волкова О. Нормативная экономика образования. № 17–2003, с. 10.

Мировой опыт показывает, что финансовая автономность в условиях максимальной прозрачности и общественного, а не административного контроля – фактор кардинального повышения качества образования.

Растимешин Д. Ведомство пытается обуздать самоуправление в образовании. № 18–2003, с. 4–5.

Противоречия нормативно-правового обеспечения участия родителей в управлении школой.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Школа и безопасность. № 18–2003, с. 2.

Что должна делать школа, чтобы будущие защитники Родины были на высоте, и чтобы страна наша обладала достаточным для отражения всех нападений могуществом?

ПЕДАГОГИКА

Иващенко И. Проверь себя на профессиональность. № 17–2003, с. 12.

Для того, чтобы понимать, что мешает работать спокойно, успешно и с удовольствием, необходимо самому учителю проанализировать, какое из его состояний наиболее комфортно для него самого и при этом наиболее продуктивно. Такой анализ невозможен без некоторой статистики. Авторы предлагают способ накопления данных по некоторым критериям.

LANGUAGE SKILLS

Writing. № 18–2003, p. 3.

Flowers Are… The Best Day I Ever Spent With My Family. Writing Technique: Using Expressions.

Listening. № 19–2003, p. 3.

Bad Dog Makes Good. Common Beliefs About Animal. The Story of The Statue of Liberty.

ASPECTS OF LANGUAGE

Vocabulary. № 18–2003, p. 4.

Word Puzzle. Calendar Classroom Activities. Fining The Right Word.

Spelling & Pronunciation. № 19–2003, p. 4.

Buggy Contractions. Short O. Homographs.

CLASSROOM ACTIVITIES

Мазур Л. У врача. № 18–2003, p. 11.

Ролевая игра в 6-м классе.

Sharifzyanova S., Nizametdinova S. Contest of Sherlock Holmes.