Издательский дом
Выпуск 11 (23) • вкладка в БШ № 11 (95) • 1–15
июня 2003
Час тихого чтения
Ю.А.ДРОБЫШЕВ.
ОЛИМПИАДЫ
ПО МАТЕМАТИКЕ.
1–4 КЛАССЫ.
Педагогический практикум.
Издательство «Первое сентября», Москва, 2003
В сборник включены материалы, которые
можно использовать в математических олимпиадах
среди младших школьников, в качестве
дополнительных заданий на уроках, а также в
семейном кругу. Задачи в сборнике самые
разнообразные – комбинаторные, логические,
числовые ребусы, задачи на поиск
закономерностей, на разрезание и на многие
другие темы. Часть заданий носит комплексный
характер, и их решение предполагает
использование материала нескольких тем.
Многие задачи (всего в сборнике
двадцать вариантов заданий по семь задач в
каждом) имеют несколько способов решений,
требуют выдвижения гипотез и их проверки,
способствуют формированию навыков таких
мыслительных операций, как анализ, синтез,
аналогия, обобщение. Особо можно отметить задачи,
имеющие необычное для таких сборников
общекультурное содержание, например,
биографические данные о П.Л.Чебышеве, А.Я.Хинчине
и Е.Р.Дашковой, задачи-приключения сказочных
персонажей Винни-Пуха, Буратино и даже задача
Евклида, написанная гекзаметрами.
Книга полезна не только учителям, ее
можно рекомендовать и родителям,
заинтересованным в повышении уровня
математических знаний детей.
Я
ИДУ НА УРОК МАТЕМАТИКИ.
5 КЛАСС.
Книга для учителя. Редактор-составитель
И.Л.Соловейчик.
Серия «Я иду на урок».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2000
Сборник «Я иду на урок математики. 5
класс» посвящен новым учебным комплектам по
математике и методикой работы с ними. В сборник
включены методики работы с учебными комплектами
под ред. Г.В.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина, с учебником
Н.Я.Виленкина и др., с МПИ-серией учебных книг по
математике, с учебником «Арифметика-5»
С.Никольского и дидактические материалы ко всем
этим комплектам. Дидактические материалы,
тестовые задания и контрольные работы в сборнике
собраны по темам, что значительно облегчит поиск
и внедрение тематических и контрольных заданий.
Раздел «Экспериментальные программы и
методические находки» содержит переходные
программы и опорные конспекты для 5–6-х классов,
дидактические игры, задачи-шутки, задачи,
содержащие полезные сведения из различных
дисциплин. Особенно интересно методическое
руководство «Калькуляторы в 5 классе», в котором
главное внимание уделяется обучению детей
оценивать полученный результат.
В разделе «Сценарии занимательных
уроков» помещен сценарий внутриклассной
олимпиады, которую можно проводить в течение
всего учебного года и сценарий математического
турнира – командной игры. Особенностью
сценариев является то, что для решения
предложенных авторами 150 нестандартных задач
требуется не умение работать «по образцу», по
известному алгоритму, а проявление творческой
оригинальности, умение выработать собственный
метод их решения.
Я
ИДУ НА УРОК МАТЕМАТИКИ.
5 КЛАСС. Тесты.
Книга для учителя. Редактор-составитель
Н.В.Савинцева.
Серия «Я иду на урок».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2000
В сборнике представлены тематические
и итоговые тесты по курсу математики 5 класса.
Тесты, разработанные к учебникам Н.Я.Виленкина и
др.; А.Нурка и Э.Тельгмаа, отличаются от заданий
контрольных работ тем, что дают возможность
оперативно и быстро диагностировать знания
всего класса.
Сборник включает в себя тесты трех
видов, в зависимости от целей проверки и форм
ответов. Первый вид тестов предполагает
заполнение пропусков в истинных утверждениях
или в правильных формулировках математических
определений и правил. Это тесты со свободным
выбором ответа.
Второй вид тестов требует
установления истинности или ложности
утверждений или правильности формулировок
определений, теорем. Это серия альтернативных
тестов; здесь возможны лишь два ответа: верно –
неверно.
Третий вид тестов предполагает выбор
ответа из целого ряда вариантов, из которых
только один верный. В тестах такого вида
предлагается не менее трех ответов для выбора.
Разработанный пакет тестов достаточно
объемен. К каждой теме курса представлены три
перечисленные вида тестов по два варианта в
каждом. В тестах имеются задания, которые
предлагаются в случае досрочного выполнения
учеником основной части теста и для заполнения
его урочного времени. Они оцениваются
дополнительно.
Сама процедура тестирования носит
узко прагматичный характер. Тесты не могут
служить единственной и исчерпывающей формой
контроля качества знаний учащихся. Кроме того,
если в тестах третьего вида требуется
содержательный ответ и среди одного правильного
предлагаются «содержательные» неверные ответы,
существует явная тенденция запоминать (после
тестирования, а это тоже обучение) именно
неверный ответ. Поэтому тестовые задачи третьего
вида, помещенные в сборнике, «бессодержательные»
– требуется выбрать просто числовой ответ, не
несущий никакой общекультурной или
математической нагрузки.
Я
ИДУ НА УРОК МАТЕМАТИКИ.
6 КЛАСС.
Книга для учителя.
Редактор-составитель И.Л.Соловейчик.
Серия «Я иду на урок».
Издательство «Первое сентября»,
Москва, 2001
Цель сборника – конкретная,
практическая помощь педагогу в подготовке к
урокам математики в 6-м классе. В книгу включены
методики работы с учебными комплектами по
математике под ред. Г.В.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина, с
учебником Н.Я.Виленкина и др., с учебником
С.Никольского, А.В.Шевкина и др., а также с
комплектом М.Б.Воловича «Математика без
перегрузок». В книге приводятся
экспериментальные программы «Углубленная
работа в 6 классе» и «Наглядная геометрия» с
обширным списком литературы.
В разделе «Повторение материала.
Итоговая проверка» помещены вопросы для
повторения, математические диктанты, задачи и
упражнения для устных и письменных работ,
варианты контрольных работ по всем темам
программы. Для того, чтобы помочь детям
систематизировать и обобщить изученный
материал, в книге публикуются «Опорные
конспекты», в которые кроме естественно-
математического материала внесены и связанные с
ним сведения из мира гуманитарных наук, например,
о гармонии в музыке (в теме «Пропорции»), об
архитектуре (при изучении золотого сечения), о
географии и лингвистике.
В каждом разделе книги есть особая
глава, касающаяся работы в классах
коррекционно-развивающего обучения (КРО). Здесь
помещены планы уроков изучения нового материала,
уроков повторения, уроков занимательной
математики, варианты заданий для контрольных
работ и тематических зачетов.
Завершает книгу раздел «Сценарии
занимательных уроков», в котором приведены
задачи с интересным содержанием или
нетрадиционными формами решения, сценарий
интегрированного урока по математике и биологии
и очень интересные задания на практические
работы, например, задание определить объем башни
Кремля или расстояние по карте с помощью
масштаба.
Я
ИДУ НА УРОК МАТЕМАТИКИ.
7 КЛАСС.
Книга для учителя. Редактор-составитель
И.Л.Соловейчик.
Серия
«Я иду на урок».
Издательство «Первое сентября», Москва, 2001
В книгу включены методики работы с
учебниками «Математика. Арифметика. Алгебра.
Анализ данных. 7 класс» под ред. Г.В.Дорофеева,
«Алгебра – 7» С.Никольского, А.В.Шевкина и др.,
«Алгебра – 7» Ю.Н.Макарычева и др., «Алгебра – 7»
А.Г.Мордковича.
Отдельный раздел книги содержит
дидактические материалы по алгебре в классах
КРО. Цель их состоит в том, чтобы помочь учителю
организовать занятия по математике по
действующим учебникам с учетом особенностей
контингента – это классы с недостаточной
математической подготовкой – и обеспечить
возможность перехода в 8-м классе на общую
программу по математике.
В разделе «Итоговое повторение»
приведены варианты контрольных работ, билеты
заданий, карточки к зачету, тексты
математических диктантов, задания для
письменных и устных упражнений, а также таблицы
заданий при дифференцированном подходе к
каждому ученику по всем темам программы по
математике 7-го класса.
В дидактических материалах сборника
помещены разнообразные задания к учебным
зачетам, упражнения для устных заданий,
контрольные карточки, которые выдаются за
несколько уроков до проведения зачета. Такие
задания обеспечат организацию уровневого
контроля знаний, помогут учащимся увидеть перед
собой конкретную и реально достижимую цель.
Завершает книгу раздел «Копилка опыта», в
котором помещены сценарии интегрированных
уроков – история, география, экономика,
лингвистика вместе с математикой создают
необычную, занимательную, игровую ситуацию, в
которой учащиеся легко запоминают и учатся
применять строгие знания по многим предметам.
Обозреватель Владимир Севрюгин
На стенд в учительскую
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные за последние две
недели
ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Иштрикова Н. Безопасность детей:
никто не хочет брать ответственность на себя. №
34–2003, с. 1.
В настоящее время действенная система
защиты прав детей в России отсутствует. Комиссии
по делам несовершеннолетних не имеют почти
никакой силы. По мнению генпрокурора В.Устинова,
вместо них необходимо создать государственную
службу защиты детей, обеспеченную необходимыми
полномочиями и поддержкой других госструктур.
Аверкин В. Как обеспечить право на
общедоступность и бесплатность образования. №
34–2003, с. 1.
Статья руководителя комитета по
образованию Новгородской области.
Иштрикова Н. Бесплатное высшее
образование отменяется? № 35–2003, с. 1.
Минобразования совместно с Минфином
разработало пакет законопроектов, касающихся
системы госсубсидий для студентов. С
утверждением этой системы бесплатное высшее и
среднее профессиональное образование в России
может прекратить свое существование.
ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН
Кириллова С. ЕГЭ со многими
неизвестными. № 35–2003, с. 1–2.
Беседа с директором Центра
тестирования Минобразования РФ В. Хлебниковым о
том, как будет проходить единый экзамен, и какие
трудности встретятся на всех его этапах.
Кириллова С. Смотрите, что
подписываете! № 35–2003, с. 2.
Краткий инструктаж «ПС»: как не
попасть впросак на экзамене.
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
Жаркова Е. Панорама, которую нужно
нарисовать, чтобы увидеть перспективу. № 34–2003, с.
2.
Алтайские малокомплектные: групповой
портрет на фоне конкретных проблем.
Эпштейн М. Закон малых
педагогических пространств. № 34–2003, с. 2.
У маленькой школы есть свои огромные
преимущества, которые надо уметь использовать, и
свои серьезные учебные проблемы, о которых
необходимо помнить.
Байбородова Л. Все плюсы
разновозрастных классов, или Особенности
организации учебного процесса в сельской
малочисленной школе. № 34–2003, с. 2.
Для работы в малокомплектных школах
замечательно подходит метод разновозрастных
групп.
Мкртчян М. Как избежать «короткого
замыкания». № 34–2003, с. 2.
О проблеме включенности каждого
школьника в учебный процесс.
ПУТИ НОВОЙ ПЕДАГОГИКИ
Стецюк Т. Уникальная творческая
конференция для учеников и учителей в городе
Северске. № 34–2003, с. 3.
Что это такое, зачем она проводится,
какую пользу приносит детям и взрослым?
Стецюк Т. Эксперт в роли зрителя,
провокатора, помощника... № 34–2003, с. 3.
Оценка проектной работы ученика – это
не подведение итогов, а поиск новых смыслов и
задач.
УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Прусс И. История России глазами
тех, кому принадлежит ее будущее. № 34–2003, с. 4–5.
Три работы из пяти занявших первое
место на IV Всероссийском конкурсе исторических
исследовательских работ старшеклассников.
Именно они ярко демонстрируют вполне
определенные особенности сознания молодого
поколения.
ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
Калинина Г. Николай Подхватилин:
«Хотите подтолкнуть детей к наркотикам?
Требуйте, чтобы всегда и везде они вели себя
правильно!» № 34–2003, с. 7.
Метод профилактики наркомании,
который избрал психолог, тренер центра
«Катарсис», называется косвенным. Но этот подход
оказался удивительно эффективным...
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Кашина Н. Иммунитет личности. №
35–2003, с. 4.
Не надо убеждать ребенка, что все
кругом хорошие – это неправда. Не надо убеждать
его, что все кругом плохие – это тоже неправда. А
вот различать своих и чужих стоит научиться
каждому человеку.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
(Вкладка)
Документы. № 94. № 35–2003, с. 1–8.
Комплекты тем сочинений для
проведения письменного экзамена по литературе
за курс средней (полной) школы в 2002/03 учебном году.
с. 1–5.
Растимешин Д. Закрытие сельских
школ без согласия местных жителей недопустимо. с.
6.
Растимешин Д. Тарифно-квалификационные
характеристики отменены в судебном порядке. с. 7.
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)
Ряхина Т. и др. Игры на разных
предметах. № 18–2003, с. 1–16.
Различные игры, викторины, конкурсы
помогают педагогу разнообразить учебный
процесс, заинтересовать детей, активизировать их
деятельность. Вам предлагаются несколько
сценариев таких занятий. Вы можете
воспользоваться материалом в полном объеме или
позаимствовать у авторов идею или форму
проведения какой-либо игры.
Кивотов С., Купров В. Загадки на
каждый день, отгадывай, кому не лень. № 19–2003, с.
1–16.
Любят ли ваши ученики загадки? А умеют
ли они находить закономерности, замечать
характерные признаки и свойства предметов и
явлений, то есть разгадывать загадки? Если да, то
этот материал позволит вам сделать свои уроки
еще более интересными и увлекательными.
ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
Конышева Н. Примерные проверочные
работы по трудовому обучению. № 18–2003, с. 3–4.
В проверочные работы включены именно
примерные задания, и учитель легко может
заменить их при необходимости другими
аналогичными. Все эти работы позволяют выявить
лишь самые основные знания и умения, которыми
должны на каждой ступени обучения обладать
ученики.
Истомина Н. Итоговые контрольные
работы по математике (учебный комплект
«Гармония»). № 18–2003, с. 14.
Итоговые контрольные работы
составлены в соответствии с требованиями к
знаниям, умениям и навыкам учащихся, которые
обучаются по учебникам Н.Б. Истоминой (с учетом
требований стандарта).
Жилина Н. Добро и милосердие Сергия
Радонежского. № 19–2003, с. 2–3.
Классный час в 4-м классе (1–4).
Потемкина И. Уроки истории. № 19–2003,
с. 15.
Урок-путешествие в 3-м классе (1–4) по
теме «Архитектурные памятники Москвы и
Санкт-Петербурга».
Гальченко Ю. Какой удивительный
город! № 19–2003, с. 16.
Урок русского языка во 2-м классе (1–4)
по теме «Безударные гласные в корне слова,
проверяемые ударением».
СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА
Школа заочника. № 18–2003, с. 15.
Задания и материалы по теории и
практике обучения по системе Л.В.Занкова.
УЧИМСЯ ИГРАЯ
Андриянова Н. Урок-спектакль
«Части речи». № 18–2003, с. 2–3.
Урок в 3-м классе (1–4).
МАСТЕРСКИЕ
Черногрудова Е. Культура общения –
это важно. № 18–2003, с. 16.
Урок, посвященный корректному и
эффективному общению.
В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ
Цылев В. Подумаем о ребенке. №
19–2003, с. 13–14.
О пользе педагогической диагностики
при поступлении в школу.
ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ
Таточенко В. О лимфатической
системе. № 9–2003, с. 4–5.
Многих родителей беспокоят «распухшие
железки» у их детей. Эти «железки» – на самом
деле лимфатические узлы, очень интересный и
важный орган.
Таточенко В. Болезни сердца и
сосудов. № 10–2003, с. 2–3.
У детей этих заболеваний не так много,
но именно в детстве берут начало болезни сердца
пожилого возраста, во многом связанные с
нарушениями питания, поведения.
АСТМА-ШКОЛА
Лекманов А. Как аллергический
ринит связан с болезнями дыхательных путей. №
9–2003, с. 10–11; № 10–2003, с. 8–10.
Анатомические и физиологические
особенности заболеваний дыхательных путей и их
лечение.
Продолжение. Начало см. № 8–2003.
СКАЖИТЕ, ДОКТОР
Пировская В. Да не померкнет свет в
очах! № 9–2003, с. 20.
По утверждению окулистов, пики
детского глазного травматизма приходятся на
конец весны – начало лета и на конец лета –
осень, потому что в это время дети в большинстве
своем предоставлены сами себе, они находятся вне
дома и без присмотра взрослых.
Будкевич Л. Как помочь детям при
ожогах. № 10–2003, с. 16–18.
Директор Московского ожогового центра
рассказывает, как и чем могут помочь
пострадавшему ребенку родители.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Кирина М. Неужели левша? № 9–2003, с. 9.
Тест, который поможет вам определить
левша ваш малыш или нет?
СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ
Матвеева М. Не упусти своих
возможностей. № 9–2003, с. 18–19.
О том, как вовремя научиться
чувствовать, мыслить, взаимодействовать с
другими людьми рассказывает заведующий кафедрой
возрастной психологии факультета психологии МГУ
доктор психологических наук А.И.Подольский.
НА ПРИЕМЕ У ПСИХИАТРА
Брагинский В. «В характере нет
стержня». № 10–2003, с. 10–11.
Главные признаки патологического
характера с чертами неустойчивости – это
преобладание в поведении детей мотива получения
удовольствия и крайняя подчиняемость
постороннему влиянию.
УЧЕНЫЕ ВЕСТИ
Лекманов А. Зубы лечит имудон. №
9–2003, с. 9.
Кариес зубов – самое распространенное
стоматологическое заболевание, и никакие новые
зубные пасты не уменьшают его распространение
среди детей школьного возраста.
Якушева Е. Новый класс болезней. №
9–2003, с. 11.
В последнее десятилетие в медицине
выделен совершенно новый класс болезней –
митохондриальная патология.
Якушева Е. Школьный стресс. № 10–2003,
с. 14.
Среди множества причин школьного
стресса можно выделить наиболее значимые:
школьная незрелость, учебные перегрузки,
авторитарная педагогика, экзамены.
HOMO VALENS
Максимова В. В движении – здоровье!
№ 10–2003, с. 12–13.
Ребенок – вовсе не уменьшенная копия
взрослого человека, его организм устроен и
функционирует не так, как у людей в зрелые годы.
ВОПРОС – ОТВЕТ
Максимова В. «Сердце, сердце, что с
тобою»? № 9–2003, с. 12–15.
Ответы на вопросы родителей, связанные
с заболеваниями сердца.
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Беглова Т. Трудна жизнь подростка.
№ 19–2003, с. 8–9.
Урок-тренинг для восьмиклассников.
ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
Степанов С. Цирк, да и только! №
19–2003, с. 4.
Эффект Барнума можно сформулировать
так: человек склонен принимать на свой счет
общие, расплывчатые, банальные утверждения, если
ему говорят, что они получены в результате
изучения каких-то непонятных ему факторов.
ТЕЗАУРУС
Степанов С. Сплотимся, дамы и
господа! № 18–2003, с. 3.
Если абстрагироваться от
идеологического пафоса, коллектив предстает не
порождением большевистской утопии, а группой,
достигшей по ряду параметров высокого уровня
сплоченности вкупе с позитивной социальной
ориентацией.
НАШИ ДЕТИ
Кравцова М. Тревожные дети. № 19–2003,
с. 6–7.
Как бы ни старались взрослые оградить
детей от травмирующей информации, им передается
общая тревога. Но наряду с явными и понятными
причинами тревоги, существуют и скрытые, не
очевидные для родителей и учителей. Вот с ними
чаще всего и приходится иметь дело школьному
психологу.
ТЕТ-А-ТЕТ
Осухова Т. Не думай о клиенте
свысока. № 19–2003, с. 12–13.
Базовые техники взаимодействия.
КНИГА В ГАЗЕТЕ
Рахманкулова Р. Программа работы
по профилактике и коррекции дезадаптации у
первоклассников. № 18–2003, с. 4–12.
Содержание программы. Особенности
психического развития детей младшего школьного
возраста. Консультация для педагогов «школьная
дезадаптация и связанные с ней трудности
обучения у учащихся первых классов». Выступление
на первом родительском собрании «ребенок идет в
первый класс». Памятка для родителей.
Индивидуальная беседа с родителями о развитии
ребенка до поступления в школу. Анкета для
родителей по выявлению уровня адаптации ребенка
к школе. Психологический анализ особенностей
адаптации первоклассников к школе. Введение в
школьную жизнь.
ИГРОТЕКА
Вачков И. Сочиняем сказки. № 19–2003,
с. 16.
Упражнение «Сочиняем сказки»
используется в сказкотерапевтическом тренинге
для детских психологов, либо в психологическом
тренинге для учителей начальных классов,
желающих научиться применять в своей
практической педагогической работе элементы
сказкотерапии.
ЧИТАТЕЛЬ НА ПРИЕМЕ
Переслени Л., Фотекова Т. О методике
определения уровня развития
словесно-логического мышления учащихся средней
школы. № 18–2003, с. 2.
Результаты обследования московских
школьников, обучающихся в разных классах, дают
основания считать, что рассматриваемый вариант
методики может быть полезен для суждения об
уровне развития словесно-логического мышления
девятиклассников.
Есть ли штатные нормативы для
педагога-психолога? № 19–2003, с. 14.
На этот и другие вопросы наших
читателей отвечает начальник отдела
практической психологии и охраны здоровья детей
Минобразования России И.М.Каманов.
Вместе с классом
История России глазами тех, кому
принадлежит ее будущее: Завершился IV
Всероссийский конкурс исторических
исследовательских работ старшеклассников.
«Первое сентября», № 34–2003, с. 4–5.
Урок мировоззрения: У человека на
земле слишком мало времени, чтобы не думать о
прошлом (Заголовок тематической полосы). «Первое
сентября» № 32–2003, с. 2.
Рудишина Т. Читаем летом? Что?
Зачем? «Библиотека в школе», № 10–2003, с. 19.
Летняя история неформального
руководства чтением и летний календарь
литературных дат.
Знаменская Ю. Я – москвич: КВН для
учеников 6–7-х классов. «Библиотека в школе», №
10–2003, с. 20.
Как подготовить и провести КВН. Тема «Я
– москвич» – в данном случае пример.
Суворина Е. Праздник
осуществленного замысла: «И просветимся
торжеством!» «Управление школой», № 16–2003, с. 12–13.
Ломакин А. «Нужны для поступи науки
кальмары, пауки и мухи»: Внеклассное мероприятие
в форме ТВ-игры «Поле чудес». «Физика», № 17–2003, с.
15–16.
Черногрудова Е. Культура общения –
это важно. «Начальная школа», № 18–2003, с. 16.
Конспект урока из цикла «Культура
общения» может пригодиться и при подготовке
классного часа.
Игры на разных предметах.
«Начальная школа», № 18–2003, с. 5–12.
Подборка игр, викторин, конкурсов для
начальной школы.
Главные географические уроки
войны. «География», № 18–2003, с. 27–28.
В рубрике «Хрестоматия» поэтические
произведения о войне.
Машкина И. С героями Жюля Верна:
Географический вечер. «География», № 17–2003, с. 26.
По сценарию географического вечера
можно провести и интегрированный урок, и
классный час.
Бурачевский Л. По следам дымящей
сигареты: Курящая женщина. «Спорт в школе», №
9–2003, с. 5.
Прочти классу.
Продолжение. Начало см. № 4–5, 7–2003.
Вместе с родителями
Памятка для родителей по
проведению выпускного бала / Пер. с англ.
Е.Лазаревой. «Первое сентября», № 33–2003, с. 4.
Репина О., Норина Е. Готов ли ваш
ребенок стать первоклассником? «Первое
сентября», № 33–2003, с. 4.
Существует несколько способов
определения, готов ли ребенок идти в первый
класс.
Кашина Н. Иммунитет личности: Не
надо убеждать ребенка, что все кругом хорошие –
это неправда. Не надо убеждать его, что все кругом
плохие – это тоже неправда. А вот различать своих
и чужих стоит научиться каждому человеку.
«Первое сентября», № 35–2003, с. 4.
Степанов С. Лучше совсем не
пробовать! «Здоровье детей», № 9–2003, с. 21.
Курение подростка – один из симптомов
неблагополучия в процессе его личностного
самоопределения. Поэтому пристального внимания
требует именно неблагополучие, а не курение само
по себе.
Павлова В. Зарубки на душе.
Сельская учительница в новом веке. Мир без
перемен. «Библиотека в школе», № 10–2003, с. 21.
«Ни за что не получится разговор по
душам, когда родители собраны в кучу, именующуюся
родительским собранием...»
Амонашвили Ш. Письма к дочери.
«Библиотека в школе», № 10–2003, с. 22, 43.
Письмо седьмое «Источник сил».
Вместе с психологом
Рахманкулова Р. Программа работы
по профилактике и коррекции дезадаптации у
первоклассников. «Школьный психолог», № 18–2003, с.
5–12.
В программу входят: консультации для
педагогов, индивидуальные беседы с родителями,
выступление на первом родительском собрании,
анкеты, опросники...
Кореневская В. Естественное
присоединение: Методика получения обратной
связи от учителей и администрации школы.
«Школьный психолог», № 17–2003, с. 7–10.
Степанов С. Талантлив ли ваш
ребенок? «Здоровье детей», № 9–2003, с. 22.
Тест для родителей.
Подросток
Открытый диалог: Начнем его прямо
сейчас (Заголовок тематической полосы). «Первое
сентября», № 32–2003, С. 7.
Свобода взрослого человека
заканчивается там, где начинается свобода
другого человека. А свобода подростка – там, где
считают нужным его родители? Подборка
материалов.
Имя беды – наркотики: Анонимное
общество страдающих родителей (заголовок
тематической полосы). «Первое сентября», № 34–2003,
с. 7.
Метод профилактики наркомании,
который избрал психолог Николай Подхватилин,
тренер центра «Катарсис», называется косвенным.
Но этот подход оказался удивительно
эффективным...
АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ
(Приложение)
Разработка и апробация целевых
программ работы с педагогами и семьей с целью
совершенствования воспитательного пространства
школы. № 17–2003, с. 7–10
Цели и содержание
опытно-экспериментальной программы.
Проектирование педагогических
условий жизненного самоопределения подростков в
процессе коллективной инновационной
деятельности педагогов и воспитанников. № 18–2003,
с. 7–10.
Программа предназначена для повышения
квалификации всех категорий педагогических
работников, имеющих отношение к образовательным
программам дополнительного образования детей
подросткового возраста, а также желание и
склонности к инновационно-экспериментальной
деятельности в данной сфере педагогической
практики.
ВЗГЛЯД
Адамский А. Школа жизни. № 17–2003, с.
1.
Переложение идей и оснований
образовательной политики в общеполитические
партийные программы – необходимое условие не
только развития системы образования, но и более
точного выбора граждан.
Адамский А. Эвриканская
аттестация. № 18–2003, с. 1.
Если инновационные школы вступают в
полосу доказательств эффективности уже не на
бумаге, а на примере своих выпускников, то
общество вполне может доверить таким школам
право собственной аттестации и выдачи
собственных аттестатов.
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Вифлеемский А. Неточный расчет
норматива может уничтожить инновационные школы.
№ 17–2003, с. 4–5.
Учитывая превалирующую роль
человеческого капитала в новом
постиндустриальном обществе, России необходимо
его не потерять. Для этого необходима
государственная поддержка инновационных школ,
обеспечивающая их развитие.
Аверкин В. Образовательное право и
право на образование. № 18–2003, с. 2–3.
Как обеспечиваются конституционные
права на общедоступность и бесплатность
образования.
Вифлеемский А. Кто защитит права
школы на самостоятельность. № 18–2003, с. 11.
Призывать легализовать внебюджетные
деньги в бюджетном образовательном учреждении в
условиях современной бюджетно-финансовой
политики государства может только
недальновидный человек или чиновник (по долгу
службы).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Волкова О. Нормативная экономика
образования. № 17–2003, с. 10.
Мировой опыт показывает, что
финансовая автономность в условиях максимальной
прозрачности и общественного, а не
административного контроля – фактор
кардинального повышения качества образования.
Растимешин Д. Ведомство пытается
обуздать самоуправление в образовании. № 18–2003,
с. 4–5.
Противоречия нормативно-правового
обеспечения участия родителей в управлении
школой.
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ
Колонка С.Соловейчика публикуется по
материалам сборника «Воспитание школы».
Школа и безопасность. № 18–2003, с. 2.
Что должна делать школа, чтобы будущие
защитники Родины были на высоте, и чтобы страна
наша обладала достаточным для отражения всех
нападений могуществом?
ПЕДАГОГИКА
Иващенко И. Проверь себя на
профессиональность. № 17–2003, с. 12.
Для того, чтобы понимать, что мешает
работать спокойно, успешно и с удовольствием,
необходимо самому учителю проанализировать,
какое из его состояний наиболее комфортно для
него самого и при этом наиболее продуктивно.
Такой анализ невозможен без некоторой
статистики. Авторы предлагают способ накопления
данных по некоторым критериям.
LANGUAGE SKILLS
Writing. № 18–2003, p. 3.
Flowers Are… The Best Day I Ever Spent With My Family. Writing
Technique: Using Expressions.
Listening. № 19–2003, p. 3.
Bad Dog Makes Good. Common Beliefs About Animal. The Story of The
Statue of Liberty.
ASPECTS OF LANGUAGE
Vocabulary. № 18–2003, p. 4.
Word Puzzle. Calendar Classroom Activities. Fining The Right Word.
Spelling & Pronunciation. № 19–2003, p. 4.
Buggy Contractions. Short O. Homographs.
CLASSROOM ACTIVITIES
Мазур Л. У врача. № 18–2003, p. 11.
Ролевая игра в 6-м классе.
Sharifzyanova S., Nizametdinova S. Contest of Sherlock Holmes.
|