|
||||||
Аналогичное задание на основе стихов Ибн Сины о сердечной деятельности. Правильно «сложить» стихи вам поможет рифма.
Задание 4. Вставить пропущенные редифыВам знаком термин «редиф»? Если нет, куда вы обратитесь за справкой? Сделайте это. Использование редифа усиливает эмоциональную и смысловую выразительность стихотворения. Ниже приведены четверостишия Рудаки (перевод В.Левика), в которых пропущены окончания – редифы. Вставьте их, самостоятельно придумав подходящие (с вашей точки зрения) редифы. Слепую прихоть подавляй – __________ Исходные варианты даны в конце материала. Задание 5. Восстановить разрушенный текстВосстановите правильную последовательность строк в этом рубаи Насими (перевод Н.Гребнева): 1. Шесть измерений я, семь сур Корана. Задание 6. Вставить пропущенные словаДля лучшего понимания и чувствования поэзии Ибн Сины выполните задание, вставив пропущенные слова. Это упражнение активизирует и тренирует память, развивает смысловую догадку и воображение. Всему живому свой отпущен ___. Для самопроверки вернитесь к заданию 2. Задание 7. Тренировка памятиВам предлагается тренировка памяти: запоминание слов из предложенного списка. В течение 15 секунд прочитайте и постарайтесь запомнить слова, а затем отложите список. В течение одной минуты надо, не заглядывая в список, записать слова, которые вы запомнили. После этого проверьте правильность запоминания и оцените результат. Хорошим считается результат от пяти до девяти слов. ГОРА БЕРЕГ РЕДИФ ЛЮБИТЬ ЗУЛЬФ ПУТЬ ХАЙЯМ ПТИЦА ЗОВ СЛОН ВЕЧЕРЕЕТ ШИРИН АРФА РОЗА КАМЕНЬ Задание 8. Тренировка восприятия, внимания и памятиБросьте взгляд (не более секунды) на рис. 1 и запомните изображенные на нем фигуры и буквы. Какое слово можно составить из букв? Вспомните, какие буквы в какие фигуры вписаны. Рис. 1 Задание 9. Восстановить стихотворные фразыВосстановите фразы из стихов Сабира Термези (перевод М.Замаховской). Передайте своими словами их смысл: 1. Мудреца дело позорит злое Какие фразы являются синонимичными? Ответы даны в конце материала. Задание 10. Чтение и анализ стихотворенийПрочтите стихотворную загадку Унсури (перевод А.Кочеткова) и выполните ряд заданий. Ты зеркало видел и перлы, стократно
дрожащие в нем; Озаглавьте загадку, отгадав ее. Надеемся, что отгадали без труда. С помощью каких поэтических приемов создается торжественно-хвалебная риторика стиха? Вероятно, особую роль играют повторы: ты видел, пускай – пусть, в нем. Дополнительно силу утверждения создает звук т, встречающийся в разных словах. А какие звуковые ассоциации возникают благодаря обилию свистящих звуков с и з? Не возникает ли в вашем воображении образ меча, со свистом рассекающего воздух? Вы слышите это и видите? Активизируйте собственное воображение, «включите» внутреннее видение и слух («и слышат мои глаза, и видят мои уши»). Каким вы представляете меч, нарисованный языком поэзии? Поэт описывает оружие, передавая словами игру цвета и света: блеск, сияние. В тексте есть определения «лучистый и светлый». Добавим: сверкающий, алмазный, солнечно-огненный, слепящий и другие. Такие характеристики можно назвать метафорическими эпитетами. Найдите в тексте все метафорические выражения; прочувствуйте их. Прочитайте еще раз этот бейт: Коль взор твой его не охватит, –
пускай обоймет его мысль. Он удивительно точен по психологической сути. Содержание этого двустишия можно рассматривать как образец психологического постижения явления: от взора к мысли, затем к ее размаху и, наконец, к чувству. В тексте очень много сравнений, составляющих основу загадки. Разгадка возможна через проникновение в художественный подтекст и его постижение: меч – не просто предмет, а знаковый для средневекового Востока символ. Поэтика стихов изобилует разнообразными средствами художественной выразительности. Кроме уже рассмотренных, есть и прием олицетворения, хотя и в неявной форме. Он как бы помещен в подтекст. Есть и синонимичные понятия, однако отсутствуют антонимы и антитеза. Как вы думаете, почему? Есть и другие художественные приемы. Поищите их сами. Прочтем четверостишие Балхи (перевод В.Левика). Льет слезы туча, как влюбленный, Внимательны ли вы? Что особенного заметили в этом четверостишии? Кроме приема очеловечивания природы и явлений природы, используется звукопись – игра звуков л, с, р. Попробуйте домыслить образы, которыми пользуется автор. Каков тот «влюбленный», с которым сравнивается туча? Опишите «любимую», о которой напоминает поэту смеющийся сад. А почему лирический герой стихотворения рыдает на рассвете? Что вы можете сказать об этом четверостишии в целом? Какое оно: грустное, печальное, веселое, ироничное, безысходное? В нем упоминаются и слезы, и смех. В чем смысл противоречивости? Придумайте название этому стихотворению. Прочитайте еще одно четверостишие Балхи. Бродил я меж развалин Туса, среди
обломков и травы, Чтобы понять это стихотворение, нужно знание культурологического контекста. Что это за развалины? Тус – это город в Иране. Почему в нем оказались развалины, обломки и, вероятно, все заросло травой? Раньше там были павлины. А с чем ассоциируются павлины? С красотой, пышностью, богатством? Далее мы читаем, что на месте павлинов появилось гнездо совы. Сова – символ мудрости, да и «гнездо» – тоже образ символический. Разговор поэта и совы печален. Какая вечная истина скрыта за сюжетом стихотворения? Обратите внимание на рифмы: «травы, совы, увы». Стихотворная форма с рифмовкой по схеме «ааба» называется рубаи. Стихи читайте вслух, тогда эмоции и смысл звуковых рядов будут восприниматься, пониматься и оцениваться более глубоко. Прочтите вслух: Черты твои и краски, весь
несравненный лик – Как звучало в ваших устах стихотворение Бабура (перевод А.Наумова)? Смогли ли вы голосом, интонацией передать выразительность цветовой палитры образа? Как автор создает образ любимой? Через сравнение с цветами и драгоценными камнями. Использованные сравнения позволяют не только «увидеть» образ, но и «почувствовать» его. В наши дни изменилась экология культуры, меняется и читатель. Все большее место в структуре чтения занимает прагматическое, рациональное чтение. Эпоха суеты сует отторгает большинство людей от общения с возвышенным, вдохновенным и величественным. Искусству восприятия поэзии надо учиться, подключая интеллект, воображение, чувства, интуицию, в чем вы смогли убедиться сами. Напомним: читателями не рождаются... Учиться и учить сопереживать и соучаствовать можно постоянно, «умом ощупывая все мирозданья звенья». Талантливый читатель включает в восприятие поэзии и глаза, чтобы «почувствовать глазами», и слух, чтобы «вообразить ушами», и страсть – стремительность мыслей. Читая стихи, наслаждайтесь, рассуждая, и рассуждайте, наслаждаясь; предавайтесь удивлению, смейтесь, и грустите, и понимайте. Все должно восприниматься в диалектическом единстве: мысли и чувства, идеи и образы, цвет и свет, музыка стиха и его смысл, стихотворный текст и его изображение. В данных уроках отражена лишь видимая (и то не вся) часть айсберга постижения поэзии. Продолжайте самостоятельно чудные мгновения общения с поэзией. Создавайте на основе этих материалов собственные уроки, чтобы учиться и учить. Автор благодарит вас за внимание, желает успехов и в качестве «итоговых» приводит стихотворные строки Саади (перевод А.Старостина): Мы дали назиданье, что ум наш
занимало, Продолжить тренинг и углубить знания по восприятию поэзии вы можете с помощью следующих книг и статей. Бородина В.А. Восприятие поэзии Востока. – М. – СПб.: Диля, 2001. – 224 с. (Серия «Литературное наследие Востока»). Бородина В.А. Гармония чувств и мыслей: маленькие тропинки в АКМЕ восприятия рубаи Омара Хайяма // Библиотека. – 2001. – № 5. – С. 77–80. Бородина В.А. Статьи в серии книг «Литературное наследие Востока» (издательство «Диля», СПб), посвященные творчеству поэтов Зайяма, Зафиза, Навои, Джами, Низами, Саади, Руми, Насими, Рудаки, Ибн Сины, Бабура, Агази, Дехлеви. Ответы к четвертому занятию. Задание 2. век, человек, пламя, годами, ума, зима, влаги, отваги, конца, сердца. Задание 3. 1–2, 2–4, 3–1, 4–3; 1–4, 2–6, 3–5, 4–1, 5–2, 6–3. Задание 4. «и будешь благороден!», «живи». Задание 5. 3–4–2–1 Задание 8. РИТМ Задание 9. 1) Позорит злое дело мудреца. 2) Ненависть – орудие глупца. 3) Претит душе бахвальство гордеца. _____________ * Первое занятие было напечатано в № 20–2002, а ответы на домашнее задание к нему в № 22–2002; второе занятие – № 23–2002; третье занятие – № 7–2003. |