Рубрику ведет Юлия Фролова
Безопасная середина
Герман ГЕССЕ. Степной волк (1927)
Выросши в ухоженном мещанском доме, в
строгом соблюдении форм и обычаев, он частью
своей души навсегда остался привязан к порядкам
этого мира, хотя давно уже обособился в такой
мере, которая внутри мещанства немыслима, и давно
уже освободился от сути мещанского идеала и
мещанской веры.
«Мещанство» же, всегда наличное
людское состояние, есть не что иное, как попытка
найти равновесие, как стремление к
уравновешенной середине между бесчисленными
крайностями и полюсами человеческого поведения.
Если взять для примера какие-нибудь из этих
полюсов, скажем, противоположность между святым
и развратником, то наше уподобление сразу станет
понятно. У человека есть возможность целиком
отдаваться духовной жизни, приблизиться к
божественному началу, к идеалу святого. Есть у
него, наоборот, и возможность целиком отдаться
своим инстинктам, своим чувственным желаниям и
направить все свои усилия на получение
мгновенной радости. Один путь ведет к святому, к
мученику духа, к самоотреченью во имя Бога.
Другой путь ведет к развратнику, к мученику
инстинктов, к самоотречению во имя тлена. Так вот,
мещанин пытается жить между обоими путями, в
умеренной середине. Он никогда не отречется от
себя, не отдастся ни опьянению, ни аскетизму,
никогда не станет мучеником, никогда не
согласится со своей гибелью, – напротив, его
идеал – не самоотречение, а самосохранение, он не
стремится ни к святости, ни к ее
противоположности; безоговорочность,
абсолютность ему нестерпимы, он хочет служить
Богу, но хочет служить и опьянению, он хочет быть
добродетельным, но хочет и пожить на земле в свое
удовольствие. Короче говоря, он пытается осесть
посредине между крайностями, в умеренной и
здоровой зоне, без яростных бурь и гроз, и это ему
удается, хотя и ценой той полноты жизни и чувств,
которую дает стремление к безоговорочности,
абсолютности, крайности. Жить полной жизнью
можно лишь ценой своего «я». А мещанин ничего не
ставит выше своего «я», очень, правда,
недоразвитого. Ценой полноты он добивается
сохранности и безопасности, получает вместо
одержимости Богом спокойную совесть, вместо
наслаждения – удовольствие, вместо свободы –
удобство, вместо материального зноя – приятную
температуру. Поэтому мещанин по сути своей –
существо со слабым импульсом к жизни, трусливое,
боящееся хоть сколько-нибудь поступиться своим
«я», легко управляемое. Поэтому-то он и поставил
на место власти – большинство, на место силы –
закон, на место ответственности – процедуру
голосования.
_______________
Цитируется по: Герман ГЕССЕ. Степной волк. –
СПб. : Азбука, 2002. |