Маленький совет
Юлия Знаменская
Вам дали классное руководство?!
Не отчаивайтесь…
Много лет назад мне в руки попала книга
для начинающих автомобилистов. Называлась она
«Советы бывалого». Не знаю как автомобилистом, а
вот психологом ее автор был отличным. Каждая из
коротких глав начиналась примерно так: «Ваша
машина перевернулась?! Не отчаивайтесь, бывает и
хуже...» или «Ваша машина упала в воду?! Не беда,
только не открывайте сразу двери...»
Книгу о работе классного руководителя
я бы начала так же: «Вам дали классное
руководство?! Не отчаивайтесь...»
Но шутки в сторону. Завтра 25 августа.
Что делать? (А кто виноват?) Для учителя не может
быть универсальных советов, но что если сделать
так?..
О детях своего будущего класса вы
должны уже сейчас знать все. Не пожалейте
времени, зайдите к учителям, которые их хорошо
знают, к их бывшей «классной». Не стесняйтесь
записывать. Всего не упомнишь, но напротив каждой
фамилии должна быть хотя бы короткая запись – не
бывает безликих детей. Недавно социальный
педагог нашей школы раздавала анкеты для
классных руководителей, в которых в числе прочих
был вопрос «Причина развода родителей
ученика». Мы возмутились: откуда нам это знать.
«А как же вы можете работать с ребенком, если не
знаете главного в его жизни?» Пожалуй, правда. Вам
предстоит еще многое узнать, а пока
воспользуйтесь тем, что уже известно.
Заочно с классом вы уже
«познакомились» и, конечно, актив класса
отметили. Продолжаем знакомство. Позвоните им,
скорее всего они уже в городе. Попросите зайти в
школу, ведь вам так нужна помощь. Разобрать
учебники, украсить класс, уточнить список,
узнать, кто уже приехал. Они-то всех знают. И
конечно, придумать сценарий Первого сентября
(вы-то его уже давно придумали, но сделайте так,
чтобы для ребят это было совместное творчество).
Именно сегодня ваши ученики должны понять, как им
повезло, что именно вы будете их новым классным
руководителем! Сегодня вы еще не учитель – вы
друг, и они должны быть счастливы, что обрели
такого друга. И чаем напоите. Вы еще успеете стать
строгой (а это обязательно), но всему свое время.
Уверяю, что к вечеру почти весь класс
узнает, какая у них будет «классная» классная.
Это очень важно. Но у ваших детей еще есть
родители. И отношения с ними – серьезная
составляющая вашей спокойной жизни. Редкий
класс, где нет эдакой склочной мамы, которая
всегда готова жаловаться, и лучше сразу
президенту. Знакомство с ней оставьте на потом. А
вот 4–5 активных, хороших (в школе любят говорить
«нормальных», оч-чень точно!) мам или бабушек –
это необходимо. Позвоните, попросите зайти,
заранее наметьте круг вопросов, предложений,
мероприятий, поговорите о родительском комитете.
Первое собрание будет через месяц, а помощь вам
может понадобиться уже через несколько дней.
Объясните родителям, как вам необходима эта
помощь! И произведите впечатление! Да, я умная,
опытная, знающая... Что? Когда институт закончила?
Вчера. Но это же совсем не важно...
Продумайте свой внешний вид. С детьми
вы должны быть модной и современной. Обязательно.
Дети пока еще не знают, что надо только встречать
по одежке, а провожать по уму. (Очень люблю у
Н.Фоменко «Встретили меня по одежке, проводили
тоже плохо»). Но если в модных джинсах и маечке вы
будете общаться с мамой – церковной старостой –
сочувствую! Так же молодые мамы могут не понять
ваши старомодные туфли.
Ерунда? Нет. Эти люди будут рядом с вами
много лет. Трудных лет. Но сегодня все должны
сказать: «Как нам повезло!» И если в оставшиеся
дни ваши дети будут забегать к вам хотя бы на
минутку – первый шаг сделан правильно.
Не забудьте о новеньких. О них вам еще
ничего неизвестно. Позвоните. Поговорите с
родителями. Какой характер, как здоровье, за
какую парту сажать. Только не спрашивайте, как
учился в старой школе. Если хорошо – вам и так
расскажут, а если плохо – скоро сами узнаете.
Первое сентября. У вас первое 1
сентября? Завидую! Вы – самая красивая и
счастливая, радостная и приветливая, улыбающаяся
и по именам запомнившая хотя бы 5–6 человек. Вы
стоите в центре целого мира. Все смотрят только
на вас. У вас в руках 30 букетов. Не забудьте
сказать спасибо и восхититься красотой даже
самых скромных астр. И опять не забудьте о
новеньких. Им почти так же трудно, как и вам. Пусть
они стоят рядом с вами. Поговорите, познакомьте с
классом. У вас есть еще 10 минут до начала
торжества. Успейте!
А вот речь директора на линейке надо
выслушать серьезно. Начинайте воспитывать: как
мы слушаем других, так будут слушать и нас.
И вот вы ведете свой класс в кабинет,
который на много лет станет им вторым домом. С
первой секунды – «наш кабинет», «наш класс»,
«наша школа», и отличники «наши», и двоечники
«наши».
Заранее распределите, кто с кем будет
сидеть, узнайте, как они сидели в прошлом году.
Сосед – это очень важно, это и дисциплина, и
психологический комфорт, а часто и успеваемость.
Объясните, как пишет доктор Спок, «весело, но
уверенно», почему новенький ученик будет сидеть
на чьем-то месте. Ваше объяснение – не приказ и не
просьба. И упаси вас бог сказать, что новый ученик
такой маленький и слабенький, да еще и плохо
видит. Скажите, что вы советовались с теми
учителями, которые их учили, и вы считаете нужным
рассадить ребят именно так. Вы считаете. Это
должен быть закон, который не обсуждается. С
первого дня.
Сразу скажите, что врачи советуют
пересаживать учеников каждую четверть, меняя
рядами. Вы должны заботиться не только об
оценках, но и о здоровье. А может, в первую очередь
о здоровье.
А еще не забудьте приготовить
достаточно ваз и воды для цветов. Очень обидно,
когда твой букет лежит в стороне, а чей-то
украшает учительский стол.
И последний совет. Спросите ребят, а
поздравили ли они свою первую учительницу?
Расскажите им, как тяжело учителям расставаться
со своими учениками, как мы помним их и как ждем.
На перемене соберите класс, возьмите красивый
букет (не думайте, что 1 сентября цветы могут быть
лишними), пусть ребята скажут спасибо той,
которая научила их читать и писать, пусть до
последнего класса сохранится в их душе любовь и
уважение к первому учителю. Несколько лет назад у
нас в школе на праздник последнего звонка не
пришла первая учительница выпускного класса.
Понять ее можно: «Они семь лет со мной не
здоровались, а теперь будут говорить, как им
грустно со мной расставаться». Учите их правде.
Пусть им будет действительно грустно
расставаться.
А сегодня действительно радостно! |