Конкурс
Судьба человека в российской истории ХХ века
Конкурс 2003/2004
ЦЕЛЬ конкурса – побудить
молодых людей заняться самостоятельными
исследованиями, посвященными российской истории
минувшего века.
Результаты трех прошедших конкурсов
показали, что наибольшее количество присланных
работ посвящено истории семьи или какой-либо
человеческой судьбе. Это естественно – ведь
именно через биографии, через свидетельства
близких людей легче понять и представить себе
прошлое своей страны, от которого нынешних
школьников отделяют многие десятилетия.
Как свидетельствует опыт предыдущих
конкурсов, удачной и интересной может также
стать работа, в которой прослеживается история
какого-либо здания, памятника, улицы, или,
например, экспоната из краеведческого музея.
Предметом исследования также может стать и
какое-либо значимое событие из прошлого вашего
города, поселка или деревни, представленное в
рассказах очевидцев, дополненных архивными
документами и публикациями. На конкурс могут
быть присланы и отчеты об экспедициях,
посвященных истории вашего края.
Однако и в подобных работах должно
быть выполнено главное условие конкурса – эти
улицы, эти здания, эти памятники должны быть
связаны с конкретными человеческими судьбами.
История повседневности – одно из
ключевых слов этого конкурса, и работа получится
особенно удачной, если вам удастся наполнить ее
живыми деталями ежедневного существования людей
в прошедшие эпохи – деталями быта, описаниями
культурной среды, конкретными примерами
языковой лексики.
Важно, чтобы вы обратили внимание
на тех, кто живет или жил рядом с вами и
принадлежит к другой национальности, к другой
религии, придерживается других взглядов. Какова
степень понимания и терпимости по отношению к
этим людям – вот одна из важных тем нынешнего
конкурса.
Исследовательская работа, присланная
на конкурс, может быть оформлена как научная
статья или записанный и прокомментированный
участником конкурса рассказ свидетеля
исторического события. Это может быть история
чьей-то жизни или история семьи, основанная на
воспоминаниях, семейных документах, фотографиях.
Исторические источники, на которых
строится конкурсная работа, могут быть самыми
разными: устные свидетельства, материалы (в том
числе и кинофотодокументы) домашних и
государственных архивов, дневники, воспоминания
(просьба присылать копии, а не подлинные семейные
документы), статьи, подшивки старых газет и т.д.
Однако, если вы хотите добиться успеха,
необходимо, чтобы все документы были тщательно
прокомментированы и подвергнуты критическому
анализу. Это, собственно, и есть главный критерий
оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит
найденный новый ценный исторический материал и
умение участника конкурса излагать свои мысли.
Мы сознательно не ограничиваем вас
в выборе жанра и темы, однако просим не присылать
работ на 3–4 странички типа школьных сочинений,
рефератов, целиком состоящих из книжных и
газетных цитат или чужих текстов, «вынутых» из
Интернета.
Но мы также будем приветствовать
удачные поиски новых форм, например в видео- или
электронных вариантах.
Работы на конкурс обязательно
должны быть снабжены титульным листом, где
следует указать: фамилию, имя и отчество автора
(полностью), его полный адрес, класс и номер школы,
по возможности телефон (просьба писать печатными
буквами). Если работа выполнена под чьим-либо
руководством, просим вас указать фамилию, имя,
отчество и должность руководителя (полностью).
Просим также нумеровать страницы ваших работ и
прилагать список всех дополнительных
материалов. Желательно прислать два экземпляра
работы. Документы, фотографии, аудио- и
видеозаписи (если только основной работой не
является сделанный вами видеофильм) служат лишь
приложением к тексту. Работы должны быть
перепечатаны на машинке или набраны на
компьютере, однако допустим и текст, написанный
от руки, если он легко читается (просим не
присылать ксерокопии с рукописных работ). Не
забудьте о библиографии: все источники, которыми
вы пользовались в своих изысканиях и на которые
ссылаетесь, следует в ней отразить.
Участники конкурса: мы приглашаем
принять участие в конкурсе учащихся средних
учебных заведений России в возрасте от 14 до 18 лет.
Работа может быть выполнена как индивидуально,
так и коллективно. Если в качестве наставников
начинающих исследователей выступят учителя,
родители и даже профессиональные историки, это
будет только приветствоваться. Единственное
условие: роль руководителя и степень его участия
должны быть обязательно отражены в
соответствующей записи. Работы, выполненные
коллективно, должны быть снабжены кратким
описанием истории их создания, чтобы жюри могло
оценить вклад каждого участника.
Срок отправки работ на конкурс – до 10
января 2004 г. (по почтовому штемпелю).
Подведение итогов. Результаты
конкурса будут опубликованы в мае 2004 года.
В жюри конкурса под председательством
академика Российской академии образования
С.О.Шмидта входят известные истории, деятели
науки и культуры.
Для подведения итогов конкурса
авторов 40 лучших работ пригласят в Москву, где им
будут вручены ценные призы (компьютеры,
видеокамеры, фотоаппараты, диктофоны).
Авторы 200 работ, получивших высокую
оценку экспертов и жюри, будут награждены
книжными подарками, которые будут высланы по
почте.
Все приславшие работы на конкурс
получат свидетельство участника конкурса.
По решению жюри и оргкомитета 2
победителя получат возможность поехать в
международную школу лауреатов исторических
конкурсов в Германии. 50 участников конкурса
смогут провести 2 недели в летней школе,
проходящей на территории России.
Учителя и наставники, помогавшие
конкурсантам, также будут отмечены. 3 лучших
учителя, выбранных жюри, пригласят в Москву и
наградят ценными подарками. 100 лучшим
наставникам будут высланы благодарности и
книжные подарки. 200 лучших школ получат книжные
посылки.
60 наставников, активно участвовавших в
конкурсе, осенью 2004 года пригласят в Москву для
участия в научно-практических семинарах.
200 наставников получат возможность
пройти бесплатное обучение в региональных
центрах Федерации интернет-образования.
Конкурс входит в сеть европейских
исторических конкурсов «Eustory».
Присланные на конкурс работы после
подведения итогов не возвращаются и будут
храниться в специальном архивном фонде, открытом
для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие
работы будут опубликованы полностью или
фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в
истории» на безгонорарной основе.
Оргкомитет конкурса:
Россия, 127051, Москва, Малый Каретный
переулок, 12.
Общество «Мемориал». «На школьный
конкурс».
Тел.: (095) 299-65-04
Факс: (095) 973-20-94
E-mail: konkurs@memo.ru
http://www.konkurs.memo.ru |