Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2003


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Конкурс

Судьба человека в российской истории ХХ века

Конкурс 2003/2004

ЦЕЛЬ  конкурса – побудить молодых людей заняться самостоятельными исследованиями, посвященными российской истории минувшего века.

Результаты трех прошедших конкурсов показали, что наибольшее количество присланных работ посвящено истории семьи или какой-либо человеческой судьбе. Это естественно – ведь именно через биографии, через свидетельства близких людей легче понять и представить себе прошлое своей страны, от которого нынешних школьников отделяют многие десятилетия.

Как свидетельствует опыт предыдущих конкурсов, удачной и интересной может также стать работа, в которой прослеживается история какого-либо здания, памятника, улицы, или, например, экспоната из краеведческого музея. Предметом исследования также может стать и какое-либо значимое событие из прошлого вашего города, поселка или деревни, представленное в рассказах очевидцев, дополненных архивными документами и публикациями. На конкурс могут быть присланы и отчеты об экспедициях, посвященных истории вашего края.

Однако и в подобных работах должно быть выполнено главное условие конкурса – эти улицы, эти здания, эти памятники должны быть связаны с конкретными человеческими судьбами.

История повседневности – одно из ключевых слов этого конкурса, и работа получится особенно удачной, если вам удастся наполнить ее живыми деталями ежедневного существования людей в прошедшие эпохи – деталями быта, описаниями культурной среды, конкретными примерами языковой лексики.

Важно, чтобы вы обратили внимание на тех, кто живет или жил рядом с вами и принадлежит к другой национальности, к другой религии, придерживается других взглядов. Какова степень понимания и терпимости по отношению к этим людям – вот одна из важных тем нынешнего конкурса.

Исследовательская работа, присланная на конкурс, может быть оформлена как научная статья или записанный и прокомментированный участником конкурса рассказ свидетеля исторического события. Это может быть история чьей-то жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных документах, фотографиях.

Исторические источники, на которых строится конкурсная работа, могут быть самыми разными: устные свидетельства, материалы (в том числе и кинофотодокументы) домашних и государственных архивов, дневники, воспоминания (просьба присылать копии, а не подлинные семейные документы), статьи, подшивки старых газет и т.д. Однако, если вы хотите добиться успеха, необходимо, чтобы все документы были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Это, собственно, и есть главный критерий оценки работы, хотя жюри, без сомнения, отметит найденный новый ценный исторический материал и умение участника конкурса излагать свои мысли.

Мы сознательно не ограничиваем вас в выборе жанра и темы, однако просим не присылать работ на 3–4 странички типа школьных сочинений, рефератов, целиком состоящих из книжных и газетных цитат или чужих текстов, «вынутых» из Интернета.

Но мы также будем приветствовать удачные поиски новых форм, например в видео- или электронных вариантах.

Работы на конкурс обязательно должны быть снабжены титульным листом, где следует указать: фамилию, имя и отчество автора (полностью), его полный адрес, класс и номер школы, по возможности телефон (просьба писать печатными буквами). Если работа выполнена под чьим-либо руководством, просим вас указать фамилию, имя, отчество и должность руководителя (полностью). Просим также нумеровать страницы ваших работ и прилагать список всех дополнительных материалов. Желательно прислать два экземпляра работы. Документы, фотографии, аудио- и видеозаписи (если только основной работой не является сделанный вами видеофильм) служат лишь приложением к тексту. Работы должны быть перепечатаны на машинке или набраны на компьютере, однако допустим и текст, написанный от руки, если он легко читается (просим не присылать ксерокопии с рукописных работ). Не забудьте о библиографии: все источники, которыми вы пользовались в своих изысканиях и на которые ссылаетесь, следует в ней отразить.

Участники конкурса: мы приглашаем принять участие в конкурсе учащихся средних учебных заведений России в возрасте от 14 до 18 лет. Работа может быть выполнена как индивидуально, так и коллективно. Если в качестве наставников начинающих исследователей выступят учителя, родители и даже профессиональные историки, это будет только приветствоваться. Единственное условие: роль руководителя и степень его участия должны быть обязательно отражены в соответствующей записи. Работы, выполненные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания, чтобы жюри могло оценить вклад каждого участника.

Срок отправки работ на конкурс – до 10 января 2004 г. (по почтовому штемпелю).

Подведение итогов. Результаты конкурса будут опубликованы в мае 2004 года.

В жюри конкурса под председательством академика Российской академии образования С.О.Шмидта входят известные истории, деятели науки и культуры.

Для подведения итогов конкурса авторов 40 лучших работ пригласят в Москву, где им будут вручены ценные призы (компьютеры, видеокамеры, фотоаппараты, диктофоны).

Авторы 200 работ, получивших высокую оценку экспертов и жюри, будут награждены книжными подарками, которые будут высланы по почте.

Все приславшие работы на конкурс получат свидетельство участника конкурса.

По решению жюри и оргкомитета 2 победителя получат возможность поехать в международную школу лауреатов исторических конкурсов в Германии. 50 участников конкурса смогут провести 2 недели в летней школе, проходящей на территории России.

Учителя и наставники, помогавшие конкурсантам, также будут отмечены. 3 лучших учителя, выбранных жюри, пригласят в Москву и наградят ценными подарками. 100 лучшим наставникам будут высланы благодарности и книжные подарки. 200 лучших школ получат книжные посылки.

60 наставников, активно участвовавших в конкурсе, осенью 2004 года пригласят в Москву для участия в научно-практических семинарах.

200 наставников получат возможность пройти бесплатное обучение в региональных центрах Федерации интернет-образования.

Конкурс входит в сеть европейских исторических конкурсов «Eustory».

Присланные на конкурс работы после подведения итогов не возвращаются и будут храниться в специальном архивном фонде, открытом для всех желающих (оставляйте себе копии!). Лучшие работы будут опубликованы полностью или фрагментарно в ежегодном сборнике «Человек в истории» на безгонорарной основе.

Оргкомитет конкурса:

Россия, 127051, Москва, Малый Каретный переулок, 12.

Общество «Мемориал». «На школьный конкурс».

Тел.: (095) 299-65-04

Факс: (095) 973-20-94

E-mail: konkurs@memo.ru

http://www.konkurs.memo.ru