Мастер-класс
Ирина Дейнеко
Планирование: теория и практика
Конспект практикума для школьных
библиотекарей
Ирина Васильевна Дейнеко –
руководитель
информационно-методического центра
при Управлении образования
г. Лесосибирск, Красноярский край |
Сегодня мы предлагаем вам очень интересную
разработку. На наш взгляд, она не требует
комментариев, кроме одного – что это здорово.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационная схема практикума
«Планирование: теория и практика».
2. Модель проведения практикума
(технологические этапы).
3. Конспект хода занятия.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ПРАКТИКУМА
Проблема.
Некачественное и нерациональное простраивание
библиотечной деятельности. |
Определение. Планирование
– разработка планов экономического и
социального развития, а также комплекса
практических мер по их выполнению. |
Предмет внимания.
Годовые планы работы школьных библиотек. |
Цель.
Выбрать оптимальный вариант годового
плана работы школьной библиотеки (по содержанию
и форме). |
Задачи практикума:
– изучить исходные материалы; – определить
технологию планирования деятельности
библиотеки и методику анализа работы за
предыдущий год; – наметить основные
направленияв планировании на следующий учебный
год. |
Объект внимания.
Специалисты библиотечной практики. |
Технологические
этапы |
I фаза – вызов (пробуждение
имеющихся знанийи интереса к получению новой
информации) |
II фаза – осмысление
содержания |
III фаза – рефлексия
(осмысление и рождение нового знания) |
МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКУМА
Технологические этапы |
I фаза – вызов (пробуждение
имеющихся знаний и интереса к получению новой
информации) |
II фаза – осмысление
содержания |
III фаза – рефлексия
(осмысление и рождение нового знания) |
1. Вход в проблему (тему). 2.
Определение понятия (работа с понятием). 3.
Совместная деятельность по выстраиванию схемы
этапов планирования. |
Работа в творческих группах: –
выстраивание таблицы-плана (морфологический
анализ). |
1. Лови ошибку! 2. Мозговой штурм
(определение форм организации и проведения
библиотечных занятий по ББЗ). 3. Общая рефлексия с
использо-ванием «Ромашки Блума». 4. Домашнее
задание. 5. Резюме. |
КОНСПЕКТ ХОДА ЗАНЯТИЯ «ПЛАНИРОВАНИЕ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
I фаза – вызов (пробуждение
имеющихся знаний и интереса
к получению новой информации).
Ведущий (руководитель) начинает работу
с «настройки».
1. Вход в проблему (тему)
В нетрадиционной форме знакомлю
слушателей с программой предстоящей работы.
Задаю несколько вопросов по проблеме,
активизируя уже имеющиеся знания. Например:
– Какие существуют виды планирования
библиотечной деятельности?
– Чем они отличаются друг от друга?
– По каким из них вы работаете на
данном этапе?
2. Определение понятия (метод
генерирования ассоциаций)
Предлагаю слушателям алгоритм
формулирования определения понятия
«планирование» (задание выполняется письменно):
– запишите понятие, которому
необходимо дать определение;
– запишите в столбик имена
существительные, возникающие по принципу
свободных ассоциаций от определяемого понятия
(2–3 мин);
– из полученного списка выберите те
2–3, которые, по вашему мнению, наиболее точно
отражают суть определяемого понятия;
– используя выбранные слова о
качестве ключевых, сформулируйте определение
выбранного понятия. Если необходимо, используйте
видородовые отношения между понятиями;
– обсудите несколько формулировок,
данных другими, акцентируя внимание на
существенных и несущественных признаках
определяемого понятия;
– на основе обсужденных формулировок
сформулируйте синтезированное определение
понятия;
– сравните полученное понятие со
словарями.
Пример из работ участников
Свободные ассоциации, связанные с
понятием «планирование»: проблема,
деятельность, перспектива, успех, направления,
решение, развитие, план.
Выбранные ключевые слова:
проблема, развитие, деятельность,
план.
(Обоснование выбора: планирование
необходимо, чтобы решить проблему(ы);
планирование должно быть нестандартным и
рациональным, направленным на развитие;
предполагается выработка определенного плана
действий).
Определение понятия:
планирование – технология решения
возникшей проблемы через составление плана
действия, направленного на развитие.
3. Совместная работа по выстраиванию
схемы этапов планирования (мозговой штурм)
II фаза – осмысление содержания.
Получение новой информации.
Работа в творческих группах
Группы получают разные задания,
работающие на общий результат.
Время – 15–20 мин. По завершении работы
спикеры групп заносят результаты в общую
таблицу.
Задания группам:
1-я гр. Составить примерный план
справочно-библиографической работы школьной
библиотеки (исходные данные: в штате – 1
библиотекарь, 750 читателей).
2-я гр. Составить примерный план
информационной деятельности школьной
библиотеки (исходные данные те же).
3-я гр. Составить примерный план
работы по формированию библиотечного фонда.
Каждая группа в начале работы над
полученным заданием обязана была при его
выполнении допустить «ошибку». При обсуждении
полученных результатов ошибки должны быть
обнаружены и исправлены другими группами.
Условие. Ошибка должна быть
аргументирована, необходимо привлекать новые
доказательства правоты, «снежный ком» ошибок
может расти. Планируя ошибку, надо планировать и
ее убедительность.
Данные, полученные в результате работы
групп, представляются в таблице (морфологический
анализ).
Месяц |
Направления
деятельности библиотеки |
Справочно-библиографическая
работа |
Информационная работа |
Работа с фондом |
Массовая работа |
Повы-шение квалификации |
Август |
|
|
|
|
|
Сентябрь |
|
|
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
|
|
III фаза – рефлексия
(осмысление и рождение нового знания)
1. Лови ошибку!
Обсуждение результатов работы над
заданиями, выявление и обсуждение «ошибок».
2. Мозговой штурм
Задача для мозгового штурма –
определить формы организации и проведения
библиотечных занятий по пропаганде ББЗ.
Этапы штурма:
а) создание банка идей (наработка как
можно больше возможных решений, в т.ч. и кажущихся
«дикими»);
б) анализ идей (все идеи рассмотреть
практически, но в каждой желательно найти что-то
полезное, рациональное зерно, возможность
усовершенствовать эту идею или хотя бы применить
в других условиях);
в) обработка результатов (отобрать 5–7
самых интересных решений и предложить
рассказать о них более подробно для внедрения в
практику работы).
3. Обработка полученных данных
Общая рефлексия с использованием
«Ромашки Блума».
4. Домашнее задание
Составить годовой план работы
школьной библиотеки на следующий учебный год.
Быть готовым к его защите (презентации) в
сентябре.
5. Резюме. |