Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №12/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Мастер-класс

Ирина Дейнеко

Планирование: теория и практика

Конспект практикума для школьных библиотекарей

Ирина Васильевна Дейнеко – руководитель
информационно-методического центра
при Управлении образования

г. Лесосибирск, Красноярский край

Сегодня мы предлагаем вам очень интересную разработку. На наш взгляд, она не требует комментариев, кроме одного – что это здорово.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организационная схема практикума «Планирование: теория и практика».

2. Модель проведения практикума (технологические этапы).

3. Конспект хода занятия.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ПРАКТИКУМА

Проблема.
Некачественное и нерациональное простраивание библиотечной деятельности.

Определение. Планирование – разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению.

Предмет внимания.
Годовые планы работы школьных библиотек.

Цель.

Выбрать оптимальный вариант годового плана работы школьной библиотеки (по содержанию и форме).

Задачи практикума:
– изучить исходные материалы; – определить технологию планирования деятельности библиотеки и методику анализа работы за предыдущий год; – наметить основные направленияв планировании на следующий учебный год.

Объект внимания.
Специалисты библиотечной практики.

 

Технологические этапы

I фаза – вызов (пробуждение имеющихся знанийи интереса к получению новой информации)

II фаза – осмысление содержания

III фаза – рефлексия (осмысление и рождение нового знания)

 

МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКУМА

Технологические этапы

I фаза – вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации)

II фаза – осмысление содержания

III фаза – рефлексия (осмысление и рождение нового знания)

1. Вход в проблему (тему). 2. Определение понятия (работа с понятием). 3. Совместная деятельность по выстраиванию схемы этапов планирования.

Работа в творческих группах: – выстраивание таблицы-плана (морфологический анализ).

1. Лови ошибку! 2. Мозговой штурм (определение форм организации и проведения библиотечных занятий по ББЗ). 3. Общая рефлексия с использо-ванием «Ромашки Блума». 4. Домашнее задание. 5. Резюме.

 

КОНСПЕКТ ХОДА ЗАНЯТИЯ «ПЛАНИРОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

I фаза – вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса
к получению новой информации).

Ведущий (руководитель) начинает работу с «настройки».

1. Вход в проблему (тему)

В нетрадиционной форме знакомлю слушателей с программой предстоящей работы. Задаю несколько вопросов по проблеме, активизируя уже имеющиеся знания. Например:

– Какие существуют виды планирования библиотечной деятельности?

– Чем они отличаются друг от друга?

– По каким из них вы работаете на данном этапе?

2. Определение понятия (метод генерирования ассоциаций)

Предлагаю слушателям алгоритм формулирования определения понятия «планирование» (задание выполняется письменно):

– запишите понятие, которому необходимо дать определение;

– запишите в столбик имена существительные, возникающие по принципу свободных ассоциаций от определяемого понятия (2–3 мин);

– из полученного списка выберите те 2–3, которые, по вашему мнению, наиболее точно отражают суть определяемого понятия;

– используя выбранные слова о качестве ключевых, сформулируйте определение выбранного понятия. Если необходимо, используйте видородовые отношения между понятиями;

– обсудите несколько формулировок, данных другими, акцентируя внимание на существенных и несущественных признаках определяемого понятия;

– на основе обсужденных формулировок сформулируйте синтезированное определение понятия;

– сравните полученное понятие со словарями.

Пример из работ участников

Свободные ассоциации, связанные с понятием «планирование»: проблема, деятельность, перспектива, успех, направления, решение, развитие, план.

Выбранные ключевые слова:

проблема, развитие, деятельность, план.

(Обоснование выбора: планирование необходимо, чтобы решить проблему(ы); планирование должно быть нестандартным и рациональным, направленным на развитие; предполагается выработка определенного плана действий).

Определение понятия:

планирование – технология решения возникшей проблемы через составление плана действия, направленного на развитие.

3. Совместная работа по выстраиванию схемы этапов планирования (мозговой штурм)

II фаза – осмысление содержания.
Получение новой информации.
Работа в творческих группах

Группы получают разные задания, работающие на общий результат.

Время – 15–20 мин. По завершении работы спикеры групп заносят результаты в общую таблицу.

Задания группам:

1-я гр. Составить примерный план справочно-библиографической работы школьной библиотеки (исходные данные: в штате – 1 библиотекарь, 750 читателей).

2-я гр. Составить примерный план информационной деятельности школьной библиотеки (исходные данные те же).

3-я гр. Составить примерный план работы по формированию библиотечного фонда.

Каждая группа в начале работы над полученным заданием обязана была при его выполнении допустить «ошибку». При обсуждении полученных результатов ошибки должны быть обнаружены и исправлены другими группами.

Условие. Ошибка должна быть аргументирована, необходимо привлекать новые доказательства правоты, «снежный ком» ошибок может расти. Планируя ошибку, надо планировать и ее убедительность.

Данные, полученные в результате работы групп, представляются в таблице (морфологический анализ).

Месяц

Направления деятельности библиотеки

Справочно-библиографическая работа

Информационная работа

Работа с фондом

Массовая работа

Повы-шение квалификации

Август

         

Сентябрь

         

Октябрь

         

III фаза – рефлексия
(осмысление и рождение нового знания)

1. Лови ошибку!

Обсуждение результатов работы над заданиями, выявление и обсуждение «ошибок».

2. Мозговой штурм

Задача для мозгового штурма – определить формы организации и проведения библиотечных занятий по пропаганде ББЗ.

Этапы штурма:

а) создание банка идей (наработка как можно больше возможных решений, в т.ч. и кажущихся «дикими»);

б) анализ идей (все идеи рассмотреть практически, но в каждой желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях);

в) обработка результатов (отобрать 5–7 самых интересных решений и предложить рассказать о них более подробно для внедрения в практику работы).

3. Обработка полученных данных

Общая рефлексия с использованием «Ромашки Блума».

4. Домашнее задание

Составить годовой план работы школьной библиотеки на следующий учебный год. Быть готовым к его защите (презентации) в сентябре.

5. Резюме.