Мастерство
Галина Калинина
Современная методика составления
библиографической записи*
АНАЛИТИЧЕСКАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ
ЗАПИСЬ
1. Основные положения
1.1. Объектом аналитической
библиографической записи является составная
часть книги или сериального издания, для
идентификации и поиска которой необходимы
сведения о документе, в котором она помещена. К
составным частям относятся:
самостоятельное произведение;
часть произведения, имеющая
самостоятельное заглавие.
Сведения о частях произведения
(главах, разделах, параграфах и т. п.), не имеющих
самостоятельного заглавия, а также о фрагментах,
не выделенных из текста, приводят в примечании к
описанию в целом.
1.2. При составлении аналитической
библиографической записи решение об
использовании заголовка записи, как для
составной части, так и для документа, в котором
она помещена, принимает библиографирующее
учреждение. Мы рекомендуем приводить заголовок
только для составной части документа, а сведения
о документе, в котором помещена составная часть,
приводить без заголовка.
1.3. Аналитическая библиографическая
запись включает:
а) сведения, идентифицирующие
составную часть;
б) сведения о документе, в котором она
помещена;
в) сведения о местоположении составной
части в документе;
г) примечания, относящиеся и к
составной части, и к документу в целом.
1.4. Источниками информации о составной
части документа являются первая, последняя и
другие страницы (листы, полосы и т. п.) составной
части, если они содержат сведения о заглавии
составной части, ее авторах, иных лицах и (или)
организациях, принимавших участие в создании и
публикации составной части документа;
относящийся к составной части колонтитул;
оглавление (содержание) документа, если оно
содержит сведения о составной части; наклейки,
вкладыши и др. материалы, сопровождающие
аудиовизуальные и электронные документы.
Источником информации для описания
документа, в котором помещена составная часть,
является документ в целом, в первую очередь те
его элементы, которые содержат выходные
сведения.
1.5. Аналитическое библиографическое
описание состоит из областей и элементов,
приводимых по общим правилам в установленной
последовательности (см. Перечень областей и
элементов библиографического описания // Б-ка в
шк. 2003. № 07. С. 4).
Перед сведениями о документе, в
котором помещена составная часть, применяют
соединительный элемент: знак «две косые черты» с
пробелами до и после него.
Знак «две косые черты» можно не
приводить, если сведения о документе, в котором
помещена составная часть, выделяют шрифтом или
приводят с новой строки.
Схема аналитического
библиографического описания:
Сведения о составной части документа //
Сведения о документе, в котором помещена
составная часть. – Примечания.
1.6. В аналитическом библиографическом
описании допускается точку и тире между
областями библиографического описания заменять
точкой.
Михеев В. И. Методическая роль
иллюстративного материала и его объем в учебном
тексте при изучении геометрии / В. И. Михеев, В. О.
Ваганян // Проблемы теории и методики обучения. –
2003. – № 7. – С. 65–67. – Рез. англ. – Библиогр.: с. 67.
или
Михеев В. И. Методическая роль
иллюстративного материала и его объем в учебном
тексте при изучении геометрии / В. И. Михеев, В. О.
Ваганян // Проблемы теории и методики обучения.
2003. № 7. С. 65–67. Рез. англ. Библиогр.: с. 67.
2. Сведения о составной части
документа
2.1. Сведения о составной части
документа приводят в соответствии с общими
правилами составления библиографической записи
с учетом особенностей, рассмотренных в данном
разделе.
2.2. Перечень областей и элементов,
приводимых в сведениях о составной части
документа.
Заголовок
Область заглавия и сведений об
ответственности
Основное заглавие
= Параллельное заглавие
: Сведения, относящиеся к
заглавию
/ Сведения об ответственности
Область издания
Сведения об издании
, Дополнительные сведения об
издании
2.3. Первым элементом записи может быть
заголовок или заглавие составной части.
Заголовок аналитической записи приводят по
общим правилам (см. Правила составления
заголовка библиографической записи // Б-ка в шк.
2003. № 06. С. 6–7).
2.4. Основное заглавие составной части
может быть простым или сложным и состоять из:
а) нескольких предложений.
Трудная задача? Начнем по порядку…
Лишь тридцать рублей поступало в
казну: Петр I был бессилен в борьбе с лихоимством
б) общего заглавия составной части и
зависимого заглавия одного из ее компонентов
(частей), если составная часть содержит несколько
компонентов. В этом случае вначале приводят
общее заглавие составной части, а затем заглавие
ее компонента.
Разыскания по истории русской
литературы XIX века. 1. Адресат эпиграммы
Е. А. Баратынского.
в) заглавий нескольких произведений,
которые включает составная часть, не имеющая
общего основного заглавия. В этом случае
последовательно приводят заглавия отдельных
произведений, разделяя их точкой с запятой –
если у произведений один автор, или точкой – если
авторы произведений разные или автор
отсутствует.
Леднев В. Ветераны; Гоголь; «Не возноси
меня, гордыня…» : [Стихи] / Валентин Леднев // Наш
современник. – 2003. – № 2. – С. 156.
Запорожец Н. И. «Францию спасет Дева» /
Н. И. Запорожец. Объединение Франции / М. С.
Бабичева // Рассказы по истории средних веков : 6
кл. : Кн. для учащихся общеобразоват. учеб.
заведений / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996. – С.
246–269.
2.4.1. Сокращение слов и словосочетаний в
основном заглавии составной части не применяют.
2.4.2. При разночтениях в заглавии
составной части, помещенном в разных источниках
информации, предпочтение отдается заглавию,
указанному на первой странице составной части.
Разночтения в заглавии оговаривают в
примечаниях.
2.4.3. Неинформативное или незаконченное
заглавие составной части может быть дополнено.
Слова, дополняющие заглавие, приводят в
квадратных скобках.
Гаврилов М. Г. VI Международная
астрономическая олимпиада [школьников, Крым, 2001] /
М. Г. Гаврилов // Физика в шк. – 2003. – № 2. – С. 57–60.
– Продолж. следует.
2.5. Параллельное заглавие составной
части приводят по общим правилам (см. Правила
приведения элементов библиографического
описания // Б-ка в шк. 2003. № 07. С. 7).
История Франции = Histoire de la France
Tales and humorous stories about animals = Сказки о
животных
2.6. В сведениях, относящихся к заглавию
составной части, кроме данных, раскрывающих и
уточняющих основное заглавие, рекомендуется
указывать жанр произведения или вид публикации
(например: «Дискуссия», «Сообщение», «Статьи» и т.
п.). Если эти сведения отсутствуют в источнике
информации, они формулируются библиографом и
приводятся в квадратных скобках.
Алексеева В. И. Учебно-методический
комплект «Путешествие в родную историю» : О курсе
истории для нач. шк. / В. И. Алексеева, И. Ж.
Сарбасова, Л. К. Дмитриенко // Нач. шк. – 2003. – № 2. –
С. 105–107.
О внесении изменений и дополнений в
отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части, касающейся финансирования
общеобразовательных учреждений : Федер. закон [от
7 июля 2003 г. № 123-ФЗ] // Рос. газ. – 2003. – 12–19 июля. –
С. 6.
Каминская И. И пятерок больше, и двоек…
: [О результатах проведения единого гос. экзамена]
/ Ирина Каминская // Учит. газ.. – 2003. – 8 июля (№ 28).
– С. 10.
Зубарь С. В. Моя помощница – игра :
[Дидакт. материал к урокам обучения грамоте] / С. В.
Зубарь // Нач. шк.: до и после. – 2003.– № 2. – С. 72–74.
Барышникова Н. «В этом зябком,
полупустом…», «В мирозданьи искать
червоточину…» : [Стихи] / Наталья Барышникова //
Наш современник. – 2003. – № 2. – С. 160–161.
Фундаментальные исследования и высшее
образование : Совмест. рос.-амер. прогр. : [Ред. ст.] /
Поиск. – 2003. – 11 июля (№ 28). – С. 2.
Филиппов В. М. В США можно закончить
школу не изучая химии : [Беседа с министром
образования Рос. Федерации Владимиром
Михайловичем Филипповым] / Записала Н.
Иванова-Гладильщикова // Известия. – 2003. – 12 июля.
– С. 5.
Продолжение читайте, пожалуйста,
в следующих номерах
___________
* Продолжение.
Начало читайте, пожалуйста, в № 6–2003, № 7–2003, № 9–2003, № 10–2003, № 11–2003, № 12–2003 |