Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2003

Издательский дом

Издательский дом

Выпуск 17 (29) • вкладка в БШ № 17 (101) • 1–15 сентября 2003

Час тихого чтения

В.Н.БАЛЯЗИН. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ:

1801–1825 годы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2003. – 288 с.

Серия
«За страницами школьного учебника».

В пятой книге цикла «Занимательная история России» содержатся сведения, которые можно использовать на уроках истории в 8-м классе. Хронологические рамки книги определены временем царствования императора Александра I – незабываемым и великим временем в политической, военной и культурной жизни России.

Самый разнообразный материал книги можно сгруппировать по темам: «Личность Александра I и история его царствования», «Отечественная война 1812 года», «Выдающиеся политические и военные деятели первой четверти XIX века», «Начало расцвета русской литературы – от Н.М.Карамзина до А.С.Пушкина» и многим другим, по выбору преподавателя.

В.Н.Балязин пишет, что «занимательность истории чаще всего обнаруживается и четко проявляется в необыкновенных людских судьбах». Поэтому история реформ в первые годы царствования Александра I, его внешней политики, войны 1812 года, движения декабристов – «это история людей, их деяний, о которых следует знать и говорить прежде всего». Книга В.Н.Балязина способствует не только знанию, но и пониманию истории.

Через все события того времени «стержнем» проходят особенности личной судьбы царя, который, по словам Сперанского, был «слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым». Убийство отца и упавшая в руки безграничная власть, византийские интриги и мужество на войнах с Наполеоном, муки совести и «уход» – физический ли или в образе странника-старца Федора Кузьмича – все это нашло яркое отображение в книге.

Ход событий в Европе в начале XIX века зависел не только от честолюбивых устремлений Наполеона и европейских монархов, но и от молодого российского императора – когда он стал властителем огромной империи в 1801 году, ему было 23 года, а ближайшим его друзьям и сподвижникам – около 30. В книге в увлекательной форме рассказывается о том, как в обстановке непрерывных войн, метаний во внутренней и внешней политике происходило становление России как великой европейской державы, о том, как этого не смог стерпеть Наполеон.

Отечественной войне 1812 года и заграничному походу 1813–1814 годов посвящена большая часть материалов книги, разделенных на несколько глав: «От Немана до Бородино», «Бородино», «Москва в 1812 году», «Тарутинский марш-маневр», «От Тарутино до Немана». В этих главах, наряду с описанием военных действий, приводятся документальные сведения о выдающихся полководцах А.П.Тормасове, М.Б.Барклае де Толли, М.И.Кутузове, А.И.Кутайсове. Очень интересны материалы о подвигах солдат и унтер-офицеров, о партизанах Савве Беляеве, Александре Сеславине, которые и сами не подозревали о своей роли в мировой истории.

Драматическим событиям в войне с Наполеоном посвящена глава «Заграничный поход 1813–1814 годов». Победы и поражения, «Битва народов» и триумф Александра I в Париже – все эти события отражены в книге с привлечением документов, писем, воспоминаний. Читая эти страницы, школьники смогут услышать «шум времени», понять трагедию и героизм воинов с обеих сторон, жестокости войны, в которую втянули народы коварные и честолюбивые «вожди-императоры».

Две главы в книге посвящены исключительно Москве. В четвертой главе – «Москва в 1812 году» – увлекательно и достоверно рассказывается о московском генерал-губернаторе Ф.В.Ростопчине, об исходе из города его жителей, пожаре, в котором сгорели не только две трети домов, дворцов и церквей, но и несколько тысяч раненных под Бородино... (Суровый генерал А.П.Ермолов о причинах пожара сказал: «Напрасно возлагать вину на неприятеля и оправдываться в том, что возвышает честь народа»).

Восьмая глава – «Восстановление Москвы» – может служить замечательным прибавлением к школьному курсу «Москвоведения». В ней есть и описание разоренного и сгоревшего города, и история восстановления и реконструкции домов, дворцов, улиц и площадей, показана роль градостроителей – московских главнокомандующих А.П.Тормасова и Д.В.Голицына, архитекторов О.И.Бове, Д.И.Жилярди, А.Г.Григорьева.

Очерки о послевоенных событиях в России, о военных поселениях и стремлении царя отречься от престола, о смерти Александра I и междуцарствии, о восстании декабристов и тайне старца Федора Кузьмича заставляют читателя думать, сопоставлять исторические события прошлого и современности.

В конце книги помещена «Историческая мозаика» и очерки о А.П.Ермолове, А.А.Аракчееве, Ф.В.Ростопчине, М.И.Платове, М.А.Милорадовиче, Н.Н.Раевском и других виднейших деятелях начала XIX века, об их характерах, фольклорные рассказы и анекдоты о них.

Помимо известных полководцев, героев войн, политических и общественных деятелей первая четверть XIX века ознаменовалась появлением выдающихся прозаиков и поэтов, известных всему миру. В книге В.Н.Балязина есть замечательные очерки о Н.М.Карамзине – писателе и великом историке, о В.А.Жуковском – поэте, переводчике, воспитателе будущего царя-освободителя Александра II, о И.А.Крылове – помощнике библиотекаря Императорской Публичной библиотеки и баснописце, о молодом А.С.Пушкине.

В списке литературы 56 названий книг – монографий, воспоминаний, исторических исследований, в которых есть и свои списки литературы. Для интересующихся историей Отечества это замечательный путеводитель.

Книга В.Н.Балязина написана для тех, кто преподает историю, кто интересуется ее малоизвестными страницами. Главы книги могут служить источником для докладов и рефератов, инициировать самостоятельные изыскания школьников, дискуссии, размышления и не только о временах Александра I, но и о событиях современности. Например о том, что «секретные протоколы» к договорам с диктаторами подписывались не только в 1939 году, но и в 1808 (о присоединении к России Молдавии и Валахии в обмен на совместные с Наполеоном действия против Австрии).

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ
ПО МЕТОДИКЕ В.А.ИЛЮХИНОЙ.

Книга для учителя. Автор-составитель В.А.Илюхина.

М.: Издательство «Первое сентября», 2003. – 256 с.

Серия «Я иду на урок».

В сборнике предложены сценарии уроков, которые помогут обучить детей письму. Письмо – это один из наиболее трудных уроков для первоклассников. Именно его чаще всего называют в числе нелюбимых уроков. Но есть уроки письма, которые дети любят. Все, что происходит на них, долго не забывается, интересно, увлекательно. Да и результат нередко ошеломляющий.

Введение – «Письмо с секретом» – состоит из двух частей. В первой части – «Этапы формирования графического навыка» – описываются основные элементы письма, которые составляют ведущий алгоритм, являющийся основой написания всех букв русского алфавита. Алгоритм состоит из шести частей: умение написать наклонные линии с соблюдением высоты, параллельности и заданного интервала; умение делить наклонную линию на две и три части; выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки; написание крючка; приемы соединений – принципы безотрывного письма; безотрывное написание букв.

Этот алгоритм письма, который реализуется на уроках в игровой ситуации, помогает сформировать, а затем и совершенствовать правильный графический навык, делает процесс письма увлекательным, сохраняющим хорошее настроение, а сам урок – развивающим.

Во второй части – «Принципы формирования графического навыка» – говорится о задачах учителя и этапах их решения:

– первый этап – правильно сидеть, держать ручку, тетрадь;

– второй этап – писать важнейшие элементы букв;

– третий этап – писать буквы;

– четвертый этап – писать целые слова.

Подробно описывая каждый этап, автор книги дает обдуманные рекомендации, проверенные опытом работы с первоклассниками. Это и санитарно-гигиенические правила, и принципы управления обучением,
и набор ориентиров для детей, необходимых для правильного выполнения заданий.

В книге анализируются каллиграфические ошибки в почерке школьников (например, разнонаправленность наклона или вычурность письма), рассказывается о путях исправления этих ошибок.

Книга содержит 47 конспектов уроков, в каждом из которых подробно обозначается цель урока и необходимые учебники, прописи, предметные рисунки и оборудование. Каждый конспект содержит программу урока: организационный момент, повторение пройденного, знакомство с новым материалом, физкультминутки, игры, подведение с детьми итогов урока. В конспекте последнего урока – «Урок каллиграфии» – предлагаются занимательные игры «Страна Букволандия» и «Шифрованная записка», которые учат детей узнавать каждую букву по ее устному или письменному описанию, обогащают словарный запас и развивают логическое мышление детей.

Использование предлагаемых методов обучения письму позволит учителю достигнуть хороших результатов во всестороннем развитии школьников и наиболее успешно организовать работу на уроках письма.

Обозреватель Владимир Севрюгин

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Иштрикова Н. Требования к обеспечению образовательного процесса включены в законопроект
о стандартах. № 42–2003, с. 1.

Комитет по образованию и науке Госдумы утвердил новую редакцию поправок к законопроекту
«О государственном стандарте общего образования».

Адамский А. Коснется ли административная реформа Министерства образования? № 44–2003, с. 1–2.

Сегодня в руках ведомства все рычаги управления модернизацией. Возможно, именно поэтому она и буксует.

Адамский А. Образовательная утопия, антиутопия и реальность. № 47–2003, с. 1.

Проекты Министерства образования заставляют нас с трепетом заглянуть в 2005 год.

Лебедев С. Правительство еще только одобрило эксперимент по профильной школе, а Министерство образования уже готовится к массовому введению профильного обучения. № 47–2003, с. 1.

Что же это за эксперимент, если независимо от его результатов уже известны точные сроки перехода к профильной школе?

Иштрикова Н. Региональные власти отказались от права повышать зарплату бюджетникам, опасаясь, что вскоре правительство подарит им еще и обязанность ее выплачивать. № 48–2003, с. 1.

Совет Федерации отклонил закон о минимальном размере оплаты труда (МРОТ), принятый Госдумой большинством в 400 голосов.

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Корсунова О. Компьютер против бумажной волокиты. № 46–2003, с. 1.

Скоро в школах появятся новые, электронные формы отчетности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Печатникова Л. Сюрпризы высшего образования во Франции. № 44–2003, с. 2.

Самые известные, дорогие и престижные вузы – не всегда самые лучшие, теперь это открытие может сделать для себя любой французский абитуриент с помощью новой системы рейтинга институтов и университетов.

ЕГЭ–2003

Кириллова С. Эксперимент выходит из-под контроля? № 45–2003, с. 1, 2.

Нынешние итоги единого экзамена показывают, что министерству все труднее справляться с его организацией.

ШКОЛА ПЕРСПЕКТИВЫ

Сергоманов П., Бруданова Н. Горящая путевка в жизнь. № 40–2003, с. 3.

Почему для большинства старшеклассников вопрос о будущем – абстрактный вопрос?

Родичев Н., Чистякова С. Как сложить пасьянс из мечты и возможностей? № 40–2003, с. 3.

Новая схема диагностики профессиональных предпочтений подростков.

ЮВЕНИЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

Дашковская О., Никифоров К. Исправительные работы вместо исправительных учреждений.
№ 41–2003, с. 1.

С 2004 года для несовершеннолетних преступников вводится альтернатива тюремному заключению.

КЛАСС-МЕДИА

Танкова Л. Школьная газета от «А» до «Я». № 43–2003, с. 3.

Зачем она нужна детям и взрослым, как ее придумать, вырастить и превратить в настоящую газету.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Хоменко И. Читать раньше, чем понимать? № 41–2003, с. 4.

Три проблемы раннего развития.

Попова С. Доктор велел мечтать! № 42–2003, с. 4.

На детские оздоровительные курсы, где лечат с помощью фантазии, скептиков не пускают.

Кашина Н. А вы свой чемодан уже собрали? № 44–2003, с. 4.

Навсегда уехать за границу сегодня мечтают многие подростки. Что мы можем на это возразить?

Хоменко И. Дети захотят читать, если... № 46–2003, с. 8.

Статья посвящена теме «нечитающего поколения».

Тандит С. Детское воровство: от 3 до 16. № 48–2003, с. 4.

Мы спешим вынести приговор, даже не понимая причин случившегося.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладки)

Документы № 95. № 44–2003, с. 1–8.

Любимый город № 24. Ростов-Великий. № 41–2003, с. 1–4.

Любимый город № 25. Архангельск. № 48–2003, с. 1–4.

Учебники № 65. № 46–2003, с. 3–6.

Школа для учителя № 27. № 42–2003, с. 1–4.

ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА

Путеводитель по каникулам. № 49–52–2003.

Материалы данных номеров, написанные в жанре вариативных сказок, посвящены тому, как вам и вашим детям интересно провести каникулы.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Давыдова О. Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе. № 22–2003, с. 7–8.

Как сделать так, чтобы прочитанное принесло юному читателю наибольшую пользу: обогатило его воображение, развило память и речевую культуру? Как сделать чтение процессом не только эмоциональным, но и обдумывающим?

Хованская В. Веселая школа для ребят и зверят. № 23–2003, с. 5–12.

Занимательные зверологические задания для детей 3–4-х классов.

Шарыгин И. Нескучная математика. № 24–2003, с. 7–10.

Занимательные задания по арифметике и геометрии в стихотворной форме.

Соболева О. Счастье – это когда ты понимаешь. № 25–26–2003, с. 5–20.

Как учить школьника пониманию текста.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Зезина О. Путешествие по стране Математики. № 22–2003, с. 2–3.

Внеклассное мероприятие для 1-х классов.

Тимофеева Г. Тайны леса. № 22–2003, с. 4–5.

Сценарий театрализованного представления.

Садченко Е. Олимпиада «Черное море мое». № 23–2003, с. 2.

Материал, направленный на воспитание экологической культуры у младших школьников; развитие любознательности; расширение представления детей о животном мире Черного моря, о мерах по охране этого водоема от загрязнения.

Ярмоленко Г. Путешествие по звездному небу. № 23–2003, с. 3.

Интегрированный урок (труд и природоведение) в 3-м классе.

Бойко Т. С любовью к России. № 24–2003, с. 2–3.

Открытое заседание клуба «Дорогами добра», знакомящее детей с отдельными эпизодами истории России, ее символами и великими людьми; раскрывающее детям смысл понятия «патриотизм».

Бондаренко Е. По заповедным тропинкам. № 24–2003, с. 13–16.

Факультативное занятие по экологии.

Ковальчук Г. Огонь – друг или враг? № 25–26–2003, с. 2–3.

Урок в 4-м классе знакомящий детей с правилами пожарной безопасности, обучающий правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Проснякова Т., Мухина Е. Учебник по трудовому обучению для 4-го класса «Творческая мастерская». № 22–2003, с. 6, 11.

Описание содержания учебника и его методического аппарата. Конспект одного урока по данному учебнику.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Матис Т. Соедини объемные формы в скульптуру. № 23–2003, с. 4, 13.

Урок в 1-м классе.

Матис Т. Портрет моего друга, подруги, товарища... № 25–26–2003, с. 22–23.

Урок изобразительного искусства во 2-м классе.

ПРАЗДНИКИ

Прочан О. «Да здравствует страна Спортландия». № 23–2003, с. 14–15.

Сценарий спортивного праздника.

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Панина Г. Внимание, первоклассник! № 22–2003, с. 15.

Автор знакомит всех, кто небезразличен к жизни наших детей, их переживаниям и трудностям,
с различными сторонами психологических проблем современного школьника.

Продолжение. Начало см. № 21–2003.

Анкета способностей вашего ребенка. По материалам газеты «Школьный психолог». № 24–2003, с. 11.

С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, учитель может показать родителям, какими из них обладает ребенок.

Битянова М. Теремок. № 25–26–2003, с. 4.

Игра для знакомства нового классного руководителя с выпускным 4-м классом.

МАСТЕРСКИЕ

Опарина Н. По мотивам «Сказки о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина. № 24–2003, с. 4–6.

Сценарий театрализованного представления.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Иншакова, О. Леворукие дети и математика. № 22–2003, с. 14; № 24–2003, с. 12.

Автор предлагает совершить небольшой экскурс в область нейропсихологии, а затем поговорить о том, как этим детям можно помочь при изучении математики.

Продолжение. Начало см. № 21–2003

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. Кровяное давление и как его регулировать. № 11–2003, с. 4–5.

Симптомы и лечение гипертонии и гипотонии.

Таточенко В. Болезни почек. № 12–2003, с. 4–5.

Симптомы и лечение некоторых почечных заболеваний.

Таточенко В. Болезни мочевых путей. № 13–2003, с. 4–5.

Инфекции, энурез.

ОПАСНОСТЬ

Тихонова Е. Что такое SARS? № 13–2003, с. 8.

История возникновения и протекания атипичной пневмонии.

Максимова В. «Хочу арбуза!» № 13–2003, с. 22.

Почему нельзя покупать ранние арбузы.

Родионов В. Здоровье в школе можно проектировать. № 13–2003, с. 22.

Программа «Здоровье», одобренная Минобразования и Минздравом РФ.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Пировская В. Летние неприятности. № 11–2003, с. 12–13; № 12–2003, с. 12–13; № 13–2003, с. 12–13.

Как оказать первую помощь вашему ребенку в различных ситуациях.

КАК ЖИВЕШЬ ПОЗВОНОЧНИК?

Матвеева М. Спинку прямо! № 12–2003, с. 14–15.

Пять простых правил хорошей осанки.

НА ПРИЕМЕ У ПСИХОНЕВРОЛОГА

Брагинский В. Маленькие диогены. № 11–2003, с. 14–15.

Разговор о замкнутых необщительных детях.

Брагинский В. Поворот к реальности. № 12–2003, с. 8–9.

Как общаться с детьми-аутистами.

Брагинский В. «Дети-мимозы». № 13–2003, с. 10–11.

Разговор о робких неуверенных детях.

УЧЕНЫЕ ВЕСТИ

Андреев Л. Коварный герпес. № 13–2003, с. 9.

Герпетическая инфекция относится к числу неизлечимых.

HOMO VALENS

Максимова В. В движении – здоровье! № 11–2003, с. 8–9.

«Неуспевание» школьников часто связано с индивидуальными особенностями темпов роста.

Продолжение. Начало см. № 10–2003.

Сонькин В., Анохина И. Жар и Хлад. № 13–2003, с. 14–16.

Средства, используемые для закаливания детей.

ЭКОЛОГИЯ

Матвеева М. Вода, которую мы пьем. № 11–2003, с. 10–11.

Разговор со специалистом о химическом составе воды и ее влиянии на здоровье.

НАШИ ДЕТИ

Лекманов А. Теряется ли здоровье в школе? № 11–2003, с. 2–3.

Состояние здоровья школьников показывает, что постоянное реформирование школьного образования только увеличивает нагрузки и вводит новые дисциплины.

Леонова Л., Макарова Л. Увлечение компьютером: поощрять или нет? № 12–2003, с. 10.

Знаем ли мы, взрослые, какие проблемы возникают у ребенка, остающегося изо дня в день один на один с компьютером?

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Мардер Л. Тренинг педагогической осознанности. № 22–2003, с. 5–12.

Рабочая программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению
к детям.

Горячева Н. Экология души. № 23–2003, с. 8–9.

Комплекс упражнений для развития эмоционально-волевой сферы человека.

Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть! № 25–26–2003, с. 16–17.

Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников.

Киреев С. Применение методологии НЛП в обучении детей. № 25–26–2003, с. 9–16.

Вопросы применения методов нейролингвистического программирования (НЛП) к диагностике и коррекции трудностей в правописании, связанных в основном с орфографией, и в усвоении математики.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Соколова Т. «Психология есть предмет общеобразовательный». № 22–2003, с. 2–3.

Дистанционная эвристическая олимпиада «Мой мир психологии».

Либерман. А. и др. Пространство для подростка. № 23–2003, с. 10.

Продолжение. Начало см. № 21–2003.

НАШИ ДЕТИ

Макаренко Т. Разрешить или запретить. № 23–2003, с. 6–7.

Критерии готовности детей к школьному обучению.

ТЕТ-А-ТЕТ

Морозова Г. Списки обид. № 25–26–2003, с. 6–7.

Созависимость — подходы к осмыслению и коррекции.

БЕЗ ТЕСТОВ

Бадак А. Безопасный рисунок. № 25–26–2003, с. 4–5.

Использование рисунков на тему «Я и наркотики» для диагностики степени сопротивляемости детского коллектива употреблению наркотиков.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Тельнова Л. Формулирование цели. № 23–2003, с. 12–13.

Цикл занятий по целеполаганию для педагогов.

Швец Ф. Создание школьной газеты. № 25–26–2003, с. 20–21.

Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Марьинских Н. «Я тебя люблю!» № 24–2003, с. 14–15.

Разработка родительского собрания в старших классах.

ГИЛЬДИЯ

Решетникова О. Тот самый Люшер. № 25–26–2003, с. 22.

О визите в Москву Макса Люшера и его выступлении в МГППУ.

ИГРОТЕКА

Тамонова Е. «Я поступаю учиться в...» № 23–2003, с. 16.

Профориентационная ролевая игра для старших воспитанников детского дома.

Могилевская Н. Путешествие на незнакомую планету. № 24–2003, с. 16.

Игра-тренинг для детей и подростков.

Лепешова Е. Торг. № 25–26–2003, с. 24.

Психологическая игра.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ»

Печатное слово № 8. № 24–2003, с. 5–13.

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Прочан О. Спортивный праздник. «Начальная школа», № 23–2003, с. 14–15.

Сценарий праздника для младших школьников «Да здравствует страна Спортландия».

Литературные игры. «Начальная школа», № 21–2003, с. 2–12.

Литературная неделя; Что? Где? Когда?; Сказочный калейдоскоп и другие игры и праздники. Этими идеями можно воспользоваться к приподготовке «Недели детской книги».

Чаурина Р. «Кодекс здоровья» Л.Н.Толстого. «Спорт в школе», № 13–2003, с. 22–23; № 14–2003, с. 23.

Классный час на уроке физкультуры (или перед уроком, но не вместо!). «Спортивный портрет» Толстого.

Яковлев В. Играя, дети учатся жить: Игры в начальной коле. «Спорт в школе», № 13–2003, с. 17;
№ 15–2003, с. 21.

Бурачевский Л. По следам дымящей сигареты. «Спорт в школе», № 13–2003, с. 5, № 14–2003, с. 21, № 15–2003, с. 3.

Курение и спорт. Как бросить курить?

Кириллов С. Театр занимательной науки: Фрагменты из спектаклей. «Физика», № 25–26–2003, с. 9–16.

«Играть! Действовать! Думать!» – таков девиз Театра занимательной науки. Спектакли – большая педагогическая игра, в которой наука представляется как живое дело, как увлекательный детектив.

Ельцова К. Менталитет народов в кино. «География», № 22–2003, с. 7–8, 25–27.

И классный час, и урок, и неделя кино в школе и просто разговор о нас, о детстве, о Родине…

Не забудьте полистать подшивку «Географии», найдите материалы о менталитете разных народов.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Михалицина С., Липеева Ю. Карта изменений: Психолого-педагогическая карта учащегося в системе учебно-воспитательной работы педагога. «Школьный психолог», № 27–28–2003, с. 7.

Панина Г. Внимание, первоклассник! «Начальная школа», № 21–2003, с. 14; № 22–2003, с. 15.

Что бывает сложно понять родителям и о чем не могут рассказать дети. Каковы же слагаемые успеха нашего будущего первоклассника?

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Максимова В. Горькая расплата за железные мускулы. «Здоровье детей», № 12–2003, с. 22.

Если подростку в спортивной секции предложили к соревнованиям «подкачаться» чем-то эдаким, – бейте тревогу! Ребята обязательно должны знать: анаболики – это смертельная опасность!

Леонова Л., Макарова Л. Увлечение компьютером: поощрять или нет? «Здоровье детей», № 12–2003, с. 10.

Мостовая Л. Поглаживания отрицательные и положительные: Занятие в школе для родителей. «Школьный психолог», № 27–28–2003, с. 22.

Тема обсуждения – общение.

ПОДРОСТОК

Заломнова Н. «Организация примет на работу…»: Психологический практикум для старшеклассников. «Школьный психолог», № 27–28–2003, с. 18.

Практикум посвящен социально-психологическим аспектам построения успешной будущей профессиональной карьеры, он может быть включен в программу профориентационной работы в школе.

Баклан Н., Глуздова О. Школа безопасности: Практические занятия для подростков и юношей. «Школьный психолог», № 27–28–2003, с. 8, 17.

В программе (для учащихся 8–10 кл.) рассматривается проблема нефизического насилия, которому подвергаются подростки и юноши в различных сферах жизни, в том числе и в семье.

ПРОБЛЕМА

Территория риска: Здесь неуязвимых нет… [Заголовок тематической полосы]. «Первое сентября»,
№ 43–2003, с. 7.

Что дает тебе алкоголь? Вопросы анкеты для старшеклассников и подборка материалов.

Имя беды – наркотики: Анонимное общество страдающих родителей [Заголовок тематической полосы]. «Первое сентября», № 45–2003, с. 7.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Танкова Л. Школьная газета от «А» до «Я»: Зачем она нужна детям и взрослым, как ее придумать, вырастить и превратить в настоящую газету. «Первое сентября», № 43–2003, с. 3.

АРТ-ГАЛЕРЕЯ «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ». «Искусство», № 9–11–2003.

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Приложение)

Проектирование сельской школы как школы социального партнерства. № 21–2003, с. 7–10.

Проект Бургуйской общеобразовательной средней школы Закаменского района Республики Бурятия.

Архитектоника образовательной среды по проблеме интеграции общего и дополнительного образования. № 22–2003, с. 7–10.

Проект инновационного центра повышения квалификации г. Красный Сулин Ростовской области.

Методист-проектировщик развивающего образования подростковой школы. № 23–2003, с. 7–10.

Программа инновационного центра подготовки методистов-проектировщиков, разработанная коллективом школы № 15 г. Усть-Илимска.

Подготовка педагогов к работе с несовершеннолетними с девиантно-криминальным поведением.
№ 24–2003, с. 7–10.

Программа повышения квалификации, разработанная Центром педагогической реабилитации подростков с девиантно-криминальным поведением г. Хабаровска.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Лестница, ведущая только вниз. № 21–2003, с. 2.

Тех, кому грозит опасность стать человеком второго сорта, и притом на всю жизнь, – тех надо спасать.

Школа или фабрика абитуриентов? № 22–2003, с. 3.

Число желающих поступить в университет у нас растет, потому что растет число элитарных школ,
а общеобразовательные школы, становятся все хуже и хуже.

Дайте детям другую жизнь. № 23–2003, с. 3.

Если ребенок хорошо чувствует себя в школе, вот это и значит, что он учится жить, потому что только в теплой атмосфере, в полной безопасности, в любви созревают те нравственные силы, которые необходимы человеку, чтобы он мог достойно пройти нелегкий жизненный путь.

Кандидат на второй срок. № 24–2003, с. 3.

Второгодничество – это слабые, малокомпетентные и плохо оплачиваемые работники. Второгодничество – это преступность. Второгодничество – искалеченные судьбы подростков. Второгодничество – наш общий стыд.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Эпштейн М. Метод, разрушающий школьную рутину. № 22–2003, с. 12–13.

Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе от проекта к проекту.

ОФИС

Байметов В. Либо переход в рынок, либо износ и умирание. № 21–2003, с. 11.

Одна из причин застоя в высшей школе состоит в том, что государство продолжает полностью контролировать номенклатуру и объем подготовки специалистов в профессиональном образовании, в том числе и в негосударственных вузах.

Деятельность руководителя образовательного учреждения в условиях децентрализации управления. № 22–24–2003, с. 11.

Методические рекомендации по формированию и расходованию бюджета.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Из истории попечительства. № 25–26–2003.

Исследование В.В.Бибиковой, депутата Законодательного Собрания Красноярского края из комиссии по экономической политике и собственности, посвященное историческому анализу развития попечительской деятельности в Енисейской губернии.

ДОКУМЕНТЫ

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2004 году». № 21–2003, с. 16.

Публикуется в сокращении.

LANGUAGE SKILLS

Writing. № 22–2003, p. 3; № 25–26–2003, p. 5.

Listening. № 23–2003, p. 3.

Speaking. № 24–2003, p. 3.

Reading. № 25–26–2003, p. 3.

ASPECTS OF LANGUAGE

Vocabulary. № 22–2003, p. 4; № 25–26–2003, p. 6.

Spelling & Pronunciation. № 23–2003, p. 4.

Style. № 24–2003, p. 4.

Grammar. № 25–26–2003, p. 4.

CLASSROO