Издательский дом
Выпуск 17 (29) • вкладка в БШ № 17 (101) • 1–15
сентября 2003
Час тихого чтения
В.Н.БАЛЯЗИН.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ:
1801–1825 годы. – М.: Издательство «Первое
сентября», 2003. – 288 с.
Серия
«За страницами школьного учебника».
В пятой книге цикла «Занимательная
история России» содержатся сведения, которые
можно использовать на уроках истории в 8-м классе.
Хронологические рамки книги определены временем
царствования императора Александра I –
незабываемым и великим временем в политической,
военной и культурной жизни России.
Самый разнообразный материал книги
можно сгруппировать по темам: «Личность
Александра I и история его царствования»,
«Отечественная война 1812 года», «Выдающиеся
политические и военные деятели первой четверти
XIX века», «Начало расцвета русской литературы –
от Н.М.Карамзина до А.С.Пушкина» и многим другим,
по выбору преподавателя.
В.Н.Балязин пишет, что
«занимательность истории чаще всего
обнаруживается и четко проявляется в
необыкновенных людских судьбах». Поэтому
история реформ в первые годы царствования
Александра I, его внешней политики, войны 1812 года,
движения декабристов – «это история людей, их
деяний, о которых следует знать и говорить прежде
всего». Книга В.Н.Балязина способствует не только
знанию, но и пониманию истории.
Через все события того времени
«стержнем» проходят особенности личной судьбы
царя, который, по словам Сперанского, был
«слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен,
чтобы быть управляемым». Убийство отца и упавшая
в руки безграничная власть, византийские интриги
и мужество на войнах с Наполеоном, муки совести и
«уход» – физический ли или в образе
странника-старца Федора Кузьмича – все это нашло
яркое отображение в книге.
Ход событий в Европе в начале XIX века
зависел не только от честолюбивых устремлений
Наполеона и европейских монархов, но и от
молодого российского императора – когда он стал
властителем огромной империи в 1801 году, ему было
23 года, а ближайшим его друзьям и сподвижникам –
около 30. В книге в увлекательной форме
рассказывается о том, как в обстановке
непрерывных войн, метаний во внутренней и
внешней политике происходило становление России
как великой европейской державы, о том, как этого
не смог стерпеть Наполеон.
Отечественной войне 1812 года и
заграничному походу 1813–1814 годов посвящена
большая часть материалов книги, разделенных на
несколько глав: «От Немана до Бородино»,
«Бородино», «Москва в 1812 году», «Тарутинский
марш-маневр», «От Тарутино до Немана». В этих
главах, наряду с описанием военных действий,
приводятся документальные сведения о выдающихся
полководцах А.П.Тормасове, М.Б.Барклае де Толли,
М.И.Кутузове, А.И.Кутайсове. Очень интересны
материалы о подвигах солдат и унтер-офицеров, о
партизанах Савве Беляеве, Александре Сеславине,
которые и сами не подозревали о своей роли в
мировой истории.
Драматическим событиям в войне с
Наполеоном посвящена глава «Заграничный поход
1813–1814 годов». Победы и поражения, «Битва
народов» и триумф Александра I в Париже – все эти
события отражены в книге с привлечением
документов, писем, воспоминаний. Читая эти
страницы, школьники смогут услышать «шум
времени», понять трагедию и героизм воинов с
обеих сторон, жестокости войны, в которую втянули
народы коварные и честолюбивые
«вожди-императоры».
Две главы в книге посвящены
исключительно Москве. В четвертой главе –
«Москва в 1812 году» – увлекательно и достоверно
рассказывается о московском генерал-губернаторе
Ф.В.Ростопчине, об исходе из города его жителей,
пожаре, в котором сгорели не только две трети
домов, дворцов и церквей, но и несколько тысяч
раненных под Бородино... (Суровый генерал
А.П.Ермолов о причинах пожара сказал: «Напрасно
возлагать вину на неприятеля и оправдываться в
том, что возвышает честь народа»).
Восьмая глава – «Восстановление
Москвы» – может служить замечательным
прибавлением к школьному курсу «Москвоведения».
В ней есть и описание разоренного и сгоревшего
города, и история восстановления и реконструкции
домов, дворцов, улиц и площадей, показана роль
градостроителей – московских
главнокомандующих А.П.Тормасова и Д.В.Голицына,
архитекторов О.И.Бове, Д.И.Жилярди, А.Г.Григорьева.
Очерки о послевоенных событиях в
России, о военных поселениях и стремлении царя
отречься от престола, о смерти Александра I и
междуцарствии, о восстании декабристов и тайне
старца Федора Кузьмича заставляют читателя
думать, сопоставлять исторические события
прошлого и современности.
В конце книги помещена «Историческая
мозаика» и очерки о А.П.Ермолове, А.А.Аракчееве,
Ф.В.Ростопчине, М.И.Платове, М.А.Милорадовиче,
Н.Н.Раевском и других виднейших деятелях начала
XIX века, об их характерах, фольклорные рассказы и
анекдоты о них.
Помимо известных полководцев, героев
войн, политических и общественных деятелей
первая четверть XIX века ознаменовалась
появлением выдающихся прозаиков и поэтов,
известных всему миру. В книге В.Н.Балязина есть
замечательные очерки о Н.М.Карамзине – писателе
и великом историке, о В.А.Жуковском – поэте,
переводчике, воспитателе будущего
царя-освободителя Александра II, о И.А.Крылове –
помощнике библиотекаря Императорской Публичной
библиотеки и баснописце, о молодом А.С.Пушкине.
В списке литературы 56 названий книг –
монографий, воспоминаний, исторических
исследований, в которых есть и свои списки
литературы. Для интересующихся историей
Отечества это замечательный путеводитель.
Книга В.Н.Балязина написана для тех,
кто преподает историю, кто интересуется ее
малоизвестными страницами. Главы книги могут
служить источником для докладов и рефератов,
инициировать самостоятельные изыскания
школьников, дискуссии, размышления и не только о
временах Александра I, но и о событиях
современности. Например о том, что «секретные
протоколы» к договорам с диктаторами
подписывались не только в 1939 году, но и в 1808 (о
присоединении к России Молдавии и Валахии в
обмен на совместные с Наполеоном действия против
Австрии).
НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА: ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ
ПО МЕТОДИКЕ В.А.ИЛЮХИНОЙ.
Книга для учителя. Автор-составитель
В.А.Илюхина.
М.: Издательство «Первое сентября», 2003. – 256 с.
Серия «Я иду на урок».
В сборнике предложены сценарии уроков,
которые помогут обучить детей письму. Письмо –
это один из наиболее трудных уроков для
первоклассников. Именно его чаще всего называют
в числе нелюбимых уроков. Но есть уроки письма,
которые дети любят. Все, что происходит на них,
долго не забывается, интересно, увлекательно. Да
и результат нередко ошеломляющий.
Введение – «Письмо с секретом» –
состоит из двух частей. В первой части – «Этапы
формирования графического навыка» –
описываются основные элементы письма, которые
составляют ведущий алгоритм, являющийся основой
написания всех букв русского алфавита. Алгоритм
состоит из шести частей: умение написать
наклонные линии с соблюдением высоты,
параллельности и заданного интервала; умение
делить наклонную линию на две и три части;
выполнение закругления на нижней линеечке
рабочей строки; написание крючка; приемы
соединений – принципы безотрывного письма;
безотрывное написание букв.
Этот алгоритм письма, который
реализуется на уроках в игровой ситуации,
помогает сформировать, а затем и
совершенствовать правильный графический навык,
делает процесс письма увлекательным,
сохраняющим хорошее настроение, а сам урок –
развивающим.
Во второй части – «Принципы
формирования графического навыка» – говорится о
задачах учителя и этапах их решения:
– первый этап – правильно сидеть,
держать ручку, тетрадь;
– второй этап – писать важнейшие
элементы букв;
– третий этап – писать буквы;
– четвертый этап – писать целые слова.
Подробно описывая каждый этап, автор
книги дает обдуманные рекомендации, проверенные
опытом работы с первоклассниками. Это и
санитарно-гигиенические правила, и принципы
управления обучением,
и набор ориентиров для детей, необходимых для
правильного выполнения заданий.
В книге анализируются
каллиграфические ошибки в почерке школьников
(например, разнонаправленность наклона или
вычурность письма), рассказывается о путях
исправления этих ошибок.
Книга содержит 47 конспектов уроков, в
каждом из которых подробно обозначается цель
урока и необходимые учебники, прописи,
предметные рисунки и оборудование. Каждый
конспект содержит программу урока:
организационный момент, повторение пройденного,
знакомство с новым материалом, физкультминутки,
игры, подведение с детьми итогов урока. В
конспекте последнего урока – «Урок каллиграфии»
– предлагаются занимательные игры «Страна
Букволандия» и «Шифрованная записка», которые
учат детей узнавать каждую букву по ее устному
или письменному описанию, обогащают словарный
запас и развивают логическое мышление детей.
Использование предлагаемых методов обучения
письму позволит учителю достигнуть хороших
результатов во всестороннем развитии школьников
и наиболее успешно организовать работу на уроках
письма.
Обозреватель Владимир Севрюгин
На стенд в учительскую
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные за последние две
недели
ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Иштрикова Н. Требования к
обеспечению образовательного процесса включены
в законопроект
о стандартах. № 42–2003, с. 1.
Комитет по образованию и науке Госдумы
утвердил новую редакцию поправок к
законопроекту
«О государственном стандарте общего
образования».
Адамский А. Коснется ли
административная реформа Министерства
образования? № 44–2003, с. 1–2.
Сегодня в руках ведомства все рычаги
управления модернизацией. Возможно, именно
поэтому она и буксует.
Адамский А. Образовательная
утопия, антиутопия и реальность. № 47–2003, с. 1.
Проекты Министерства образования
заставляют нас с трепетом заглянуть в 2005 год.
Лебедев С. Правительство еще
только одобрило эксперимент по профильной школе,
а Министерство образования уже готовится к
массовому введению профильного обучения. №
47–2003, с. 1.
Что же это за эксперимент, если
независимо от его результатов уже известны
точные сроки перехода к профильной школе?
Иштрикова Н. Региональные власти
отказались от права повышать зарплату
бюджетникам, опасаясь, что вскоре правительство
подарит им еще и обязанность ее выплачивать. №
48–2003, с. 1.
Совет Федерации отклонил закон о
минимальном размере оплаты труда (МРОТ), принятый
Госдумой большинством в 400 голосов.
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Корсунова О. Компьютер против
бумажной волокиты. № 46–2003, с. 1.
Скоро в школах появятся новые,
электронные формы отчетности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Печатникова Л. Сюрпризы высшего
образования во Франции. № 44–2003, с. 2.
Самые известные, дорогие и престижные
вузы – не всегда самые лучшие, теперь это
открытие может сделать для себя любой
французский абитуриент с помощью новой системы
рейтинга институтов и университетов.
ЕГЭ–2003
Кириллова С. Эксперимент выходит
из-под контроля? № 45–2003, с. 1, 2.
Нынешние итоги единого экзамена
показывают, что министерству все труднее
справляться с его организацией.
ШКОЛА ПЕРСПЕКТИВЫ
Сергоманов П., Бруданова Н. Горящая
путевка в жизнь. № 40–2003, с. 3.
Почему для большинства
старшеклассников вопрос о будущем – абстрактный
вопрос?
Родичев Н., Чистякова С. Как сложить
пасьянс из мечты и возможностей? № 40–2003, с. 3.
Новая схема диагностики
профессиональных предпочтений подростков.
ЮВЕНИЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ
Дашковская О., Никифоров К. Исправительные
работы вместо исправительных учреждений.
№ 41–2003, с. 1.
С 2004 года для несовершеннолетних
преступников вводится альтернатива тюремному
заключению.
КЛАСС-МЕДИА
Танкова Л. Школьная газета от «А»
до «Я». № 43–2003, с. 3.
Зачем она нужна детям и взрослым, как
ее придумать, вырастить и превратить в настоящую
газету.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Хоменко И. Читать раньше, чем
понимать? № 41–2003, с. 4.
Три проблемы раннего развития.
Попова С. Доктор велел мечтать! №
42–2003, с. 4.
На детские оздоровительные курсы, где
лечат с помощью фантазии, скептиков не пускают.
Кашина Н. А вы свой чемодан уже
собрали? № 44–2003, с. 4.
Навсегда уехать за границу сегодня
мечтают многие подростки. Что мы можем на это
возразить?
Хоменко И. Дети захотят читать,
если... № 46–2003, с. 8.
Статья посвящена теме «нечитающего
поколения».
Тандит С. Детское воровство: от 3 до
16. № 48–2003, с. 4.
Мы спешим вынести приговор, даже не
понимая причин случившегося.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
(Вкладки)
Документы № 95. № 44–2003, с. 1–8.
Любимый город № 24. Ростов-Великий.
№ 41–2003, с. 1–4.
Любимый город № 25. Архангельск. №
48–2003, с. 1–4.
Учебники № 65. № 46–2003, с. 3–6.
Школа для учителя № 27. № 42–2003, с.
1–4.
ЛЕТНЯЯ ГАЗЕТА
Путеводитель по каникулам. №
49–52–2003.
Материалы данных номеров, написанные в
жанре вариативных сказок, посвящены тому, как вам
и вашим детям интересно провести каникулы.
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)
Давыдова О. Самостоятельный анализ
художественных произведений в начальной школе.
№ 22–2003, с. 7–8.
Как сделать так, чтобы прочитанное
принесло юному читателю наибольшую пользу:
обогатило его воображение, развило память и
речевую культуру? Как сделать чтение процессом
не только эмоциональным, но и обдумывающим?
Хованская В. Веселая школа для
ребят и зверят. № 23–2003, с. 5–12.
Занимательные зверологические
задания для детей 3–4-х классов.
Шарыгин И. Нескучная математика. №
24–2003, с. 7–10.
Занимательные задания по арифметике и
геометрии в стихотворной форме.
Соболева О. Счастье – это когда ты
понимаешь. № 25–26–2003, с. 5–20.
Как учить школьника пониманию текста.
ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
Зезина О. Путешествие по стране
Математики. № 22–2003, с. 2–3.
Внеклассное мероприятие для 1-х
классов.
Тимофеева Г. Тайны леса. № 22–2003, с.
4–5.
Сценарий театрализованного
представления.
Садченко Е. Олимпиада «Черное море
мое». № 23–2003, с. 2.
Материал, направленный на воспитание
экологической культуры у младших школьников;
развитие любознательности; расширение
представления детей о животном мире Черного
моря, о мерах по охране этого водоема от
загрязнения.
Ярмоленко Г. Путешествие по
звездному небу. № 23–2003, с. 3.
Интегрированный урок (труд и
природоведение) в 3-м классе.
Бойко Т. С любовью к России. № 24–2003,
с. 2–3.
Открытое заседание клуба «Дорогами
добра», знакомящее детей с отдельными эпизодами
истории России, ее символами и великими людьми;
раскрывающее детям смысл понятия «патриотизм».
Бондаренко Е. По заповедным
тропинкам. № 24–2003, с. 13–16.
Факультативное занятие по экологии.
Ковальчук Г. Огонь – друг или враг?
№ 25–26–2003, с. 2–3.
Урок в 4-м классе знакомящий детей с
правилами пожарной безопасности, обучающий
правильным действиям при возникновении пожара и
приемам самоспасения.
СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА
Проснякова Т., Мухина Е. Учебник по
трудовому обучению для 4-го класса «Творческая
мастерская». № 22–2003, с. 6, 11.
Описание содержания учебника и его
методического аппарата. Конспект одного урока по
данному учебнику.
СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА
Матис Т. Соедини объемные формы в
скульптуру. № 23–2003, с. 4, 13.
Урок в 1-м классе.
Матис Т. Портрет моего друга,
подруги, товарища... № 25–26–2003, с. 22–23.
Урок изобразительного искусства во 2-м
классе.
ПРАЗДНИКИ
Прочан О. «Да здравствует страна
Спортландия». № 23–2003, с. 14–15.
Сценарий спортивного праздника.
В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ
Панина Г. Внимание, первоклассник!
№ 22–2003, с. 15.
Автор знакомит всех, кто небезразличен
к жизни наших детей, их переживаниям и
трудностям,
с различными сторонами психологических проблем
современного школьника.
Продолжение. Начало см. № 21–2003.
Анкета способностей вашего ребенка.
По материалам газеты «Школьный психолог». №
24–2003, с. 11.
С помощью этой анкеты, включающей
исследование различных специальных
способностей, учитель может показать родителям,
какими из них обладает ребенок.
Битянова М. Теремок. № 25–26–2003, с. 4.
Игра для знакомства нового классного
руководителя с выпускным 4-м классом.
МАСТЕРСКИЕ
Опарина Н. По мотивам «Сказки о попе и
работнике его Балде» А.С. Пушкина. № 24–2003, с. 4–6.
Сценарий театрализованного
представления.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
Иншакова, О. Леворукие дети и
математика. № 22–2003, с. 14; № 24–2003, с. 12.
Автор предлагает совершить небольшой
экскурс в область нейропсихологии, а затем
поговорить о том, как этим детям можно помочь при
изучении математики.
Продолжение. Начало см. № 21–2003
ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ
Таточенко В. Кровяное давление и
как его регулировать. № 11–2003, с. 4–5.
Симптомы и лечение гипертонии и
гипотонии.
Таточенко В. Болезни почек. № 12–2003,
с. 4–5.
Симптомы и лечение некоторых почечных
заболеваний.
Таточенко В. Болезни мочевых путей.
№ 13–2003, с. 4–5.
Инфекции, энурез.
ОПАСНОСТЬ
Тихонова Е. Что такое SARS? № 13–2003, с.
8.
История возникновения и протекания
атипичной пневмонии.
Максимова В. «Хочу арбуза!» № 13–2003,
с. 22.
Почему нельзя покупать ранние арбузы.
Родионов В. Здоровье в школе можно
проектировать. № 13–2003, с. 22.
Программа «Здоровье», одобренная
Минобразования и Минздравом РФ.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ
Пировская В. Летние неприятности.
№ 11–2003, с. 12–13; № 12–2003, с. 12–13; № 13–2003, с. 12–13.
Как оказать первую помощь вашему
ребенку в различных ситуациях.
КАК ЖИВЕШЬ ПОЗВОНОЧНИК?
Матвеева М. Спинку прямо! № 12–2003, с.
14–15.
Пять простых правил хорошей осанки.
НА ПРИЕМЕ У ПСИХОНЕВРОЛОГА
Брагинский В. Маленькие диогены. №
11–2003, с. 14–15.
Разговор о замкнутых необщительных
детях.
Брагинский В. Поворот к реальности.
№ 12–2003, с. 8–9.
Как общаться с детьми-аутистами.
Брагинский В. «Дети-мимозы». №
13–2003, с. 10–11.
Разговор о робких неуверенных детях.
УЧЕНЫЕ ВЕСТИ
Андреев Л. Коварный герпес. № 13–2003,
с. 9.
Герпетическая инфекция относится к
числу неизлечимых.
HOMO VALENS
Максимова В. В движении – здоровье!
№ 11–2003, с. 8–9.
«Неуспевание» школьников часто
связано с индивидуальными особенностями темпов
роста.
Продолжение. Начало см. № 10–2003.
Сонькин В., Анохина И. Жар и Хлад. №
13–2003, с. 14–16.
Средства, используемые для
закаливания детей.
ЭКОЛОГИЯ
Матвеева М. Вода, которую мы пьем. №
11–2003, с. 10–11.
Разговор со специалистом о химическом
составе воды и ее влиянии на здоровье.
НАШИ ДЕТИ
Лекманов А. Теряется ли здоровье в
школе? № 11–2003, с. 2–3.
Состояние здоровья школьников
показывает, что постоянное реформирование
школьного образования только увеличивает
нагрузки и вводит новые дисциплины.
Леонова Л., Макарова Л. Увлечение
компьютером: поощрять или нет? № 12–2003, с. 10.
Знаем ли мы, взрослые, какие проблемы
возникают у ребенка, остающегося изо дня в день
один на один с компьютером?
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Мардер Л. Тренинг педагогической
осознанности. № 22–2003, с. 5–12.
Рабочая программа формирования у
педагогов личностно-ориентированной позиции по
отношению
к детям.
Горячева Н. Экология души. № 23–2003,
с. 8–9.
Комплекс упражнений для развития
эмоционально-волевой сферы человека.
Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе
весело играть! № 25–26–2003, с. 16–17.
Программа психокоррекционных занятий
для соматически ослабленных младших школьников.
Киреев С. Применение методологии
НЛП в обучении детей. № 25–26–2003, с. 9–16.
Вопросы применения методов
нейролингвистического программирования (НЛП) к
диагностике и коррекции трудностей в
правописании, связанных в основном с
орфографией, и в усвоении математики.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Соколова Т. «Психология есть
предмет общеобразовательный». № 22–2003, с. 2–3.
Дистанционная эвристическая
олимпиада «Мой мир психологии».
Либерман. А. и др. Пространство для
подростка. № 23–2003, с. 10.
Продолжение. Начало см. № 21–2003.
НАШИ ДЕТИ
Макаренко Т. Разрешить или
запретить. № 23–2003, с. 6–7.
Критерии готовности детей к школьному
обучению.
ТЕТ-А-ТЕТ
Морозова Г. Списки обид. № 25–26–2003,
с. 6–7.
Созависимость — подходы к осмыслению
и коррекции.
БЕЗ ТЕСТОВ
Бадак А. Безопасный рисунок. №
25–26–2003, с. 4–5.
Использование рисунков на тему «Я и
наркотики» для диагностики степени
сопротивляемости детского коллектива
употреблению наркотиков.
ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
Тельнова Л. Формулирование цели. №
23–2003, с. 12–13.
Цикл занятий по целеполаганию для
педагогов.
Швец Ф. Создание школьной газеты. №
25–26–2003, с. 20–21.
Практическая деятельность как фактор
развивающего обучения.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Марьинских Н. «Я тебя люблю!» №
24–2003, с. 14–15.
Разработка родительского собрания в
старших классах.
ГИЛЬДИЯ
Решетникова О. Тот самый Люшер. №
25–26–2003, с. 22.
О визите в Москву Макса Люшера и его
выступлении в МГППУ.
ИГРОТЕКА
Тамонова Е. «Я поступаю учиться
в...» № 23–2003, с. 16.
Профориентационная ролевая игра для
старших воспитанников детского дома.
Могилевская Н. Путешествие на
незнакомую планету. № 24–2003, с. 16.
Игра-тренинг для детей и подростков.
Лепешова Е. Торг. № 25–26–2003, с. 24.
Психологическая игра.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ШКОЛЬНЫЙ
ПСИХОЛОГ»
Печатное слово № 8. № 24–2003, с. 5–13.
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Прочан О. Спортивный праздник.
«Начальная школа», № 23–2003, с. 14–15.
Сценарий праздника для младших
школьников «Да здравствует страна Спортландия».
Литературные игры. «Начальная
школа», № 21–2003, с. 2–12.
Литературная неделя; Что? Где? Когда?;
Сказочный калейдоскоп и другие игры и праздники.
Этими идеями можно воспользоваться к
приподготовке «Недели детской книги».
Чаурина Р. «Кодекс здоровья»
Л.Н.Толстого. «Спорт в школе», № 13–2003, с. 22–23; №
14–2003, с. 23.
Классный час на уроке физкультуры (или
перед уроком, но не вместо!). «Спортивный портрет»
Толстого.
Яковлев В. Играя, дети учатся жить:
Игры в начальной коле. «Спорт в школе», № 13–2003, с.
17;
№ 15–2003, с. 21.
Бурачевский Л. По следам дымящей
сигареты. «Спорт в школе», № 13–2003, с. 5, № 14–2003, с.
21, № 15–2003, с. 3.
Курение и спорт. Как бросить курить?
Кириллов С. Театр занимательной
науки: Фрагменты из спектаклей. «Физика», №
25–26–2003, с. 9–16.
«Играть! Действовать! Думать!» – таков
девиз Театра занимательной науки. Спектакли –
большая педагогическая игра, в которой наука
представляется как живое дело, как увлекательный
детектив.
Ельцова К. Менталитет народов в
кино. «География», № 22–2003, с. 7–8, 25–27.
И классный час, и урок, и неделя кино в
школе и просто разговор о нас, о детстве, о
Родине…
Не забудьте полистать подшивку
«Географии», найдите материалы о менталитете
разных народов.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Михалицина С., Липеева Ю. Карта
изменений: Психолого-педагогическая карта
учащегося в системе учебно-воспитательной
работы педагога. «Школьный психолог», № 27–28–2003,
с. 7.
Панина Г. Внимание, первоклассник!
«Начальная школа», № 21–2003, с. 14; № 22–2003, с. 15.
Что бывает сложно понять родителям и о
чем не могут рассказать дети. Каковы же слагаемые
успеха нашего будущего первоклассника?
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Максимова В. Горькая расплата за
железные мускулы. «Здоровье детей», № 12–2003, с. 22.
Если подростку в спортивной секции
предложили к соревнованиям «подкачаться» чем-то
эдаким, – бейте тревогу! Ребята обязательно
должны знать: анаболики – это смертельная
опасность!
Леонова Л., Макарова Л. Увлечение
компьютером: поощрять или нет? «Здоровье детей»,
№ 12–2003, с. 10.
Мостовая Л. Поглаживания
отрицательные и положительные: Занятие в школе
для родителей. «Школьный психолог», № 27–28–2003, с.
22.
Тема обсуждения – общение.
ПОДРОСТОК
Заломнова Н. «Организация примет
на работу…»: Психологический практикум для
старшеклассников. «Школьный психолог», №
27–28–2003, с. 18.
Практикум посвящен
социально-психологическим аспектам построения
успешной будущей профессиональной карьеры, он
может быть включен в программу
профориентационной работы в школе.
Баклан Н., Глуздова О. Школа
безопасности: Практические занятия для
подростков и юношей. «Школьный психолог», №
27–28–2003, с. 8, 17.
В программе (для учащихся 8–10 кл.)
рассматривается проблема нефизического насилия,
которому подвергаются подростки и юноши в
различных сферах жизни, в том числе и в семье.
ПРОБЛЕМА
Территория риска: Здесь неуязвимых
нет… [Заголовок тематической полосы]. «Первое
сентября»,
№ 43–2003, с. 7.
Что дает тебе алкоголь? Вопросы анкеты
для старшеклассников и подборка материалов.
Имя беды – наркотики: Анонимное
общество страдающих родителей [Заголовок
тематической полосы]. «Первое сентября», № 45–2003,
с. 7.
ВСЕ ВМЕСТЕ
Танкова Л. Школьная газета от «А»
до «Я»: Зачем она нужна детям и взрослым, как ее
придумать, вырастить и превратить в настоящую
газету. «Первое сентября», № 43–2003, с. 3.
АРТ-ГАЛЕРЕЯ «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ».
«Искусство», № 9–11–2003.
АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ
(Приложение)
Проектирование сельской школы как
школы социального партнерства. № 21–2003, с. 7–10.
Проект Бургуйской
общеобразовательной средней школы Закаменского
района Республики Бурятия.
Архитектоника образовательной
среды по проблеме интеграции общего и
дополнительного образования. № 22–2003, с. 7–10.
Проект инновационного центра
повышения квалификации г. Красный Сулин
Ростовской области.
Методист-проектировщик развивающего
образования подростковой школы. № 23–2003, с. 7–10.
Программа инновационного центра
подготовки методистов-проектировщиков,
разработанная коллективом школы № 15 г.
Усть-Илимска.
Подготовка педагогов к работе с
несовершеннолетними с девиантно-криминальным
поведением.
№ 24–2003, с. 7–10.
Программа повышения квалификации,
разработанная Центром педагогической
реабилитации подростков с
девиантно-криминальным поведением г. Хабаровска.
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ
Колонка С.Соловейчика публикуется по
материалам сборника «Воспитание школы».
Лестница, ведущая только вниз. №
21–2003, с. 2.
Тех, кому грозит опасность стать
человеком второго сорта, и притом на всю жизнь, –
тех надо спасать.
Школа или фабрика абитуриентов? №
22–2003, с. 3.
Число желающих поступить в
университет у нас растет, потому что растет число
элитарных школ,
а общеобразовательные школы, становятся все хуже
и хуже.
Дайте детям другую жизнь. № 23–2003,
с. 3.
Если ребенок хорошо чувствует себя в
школе, вот это и значит, что он учится жить, потому
что только в теплой атмосфере, в полной
безопасности, в любви созревают те нравственные
силы, которые необходимы человеку, чтобы он мог
достойно пройти нелегкий жизненный путь.
Кандидат на второй срок. № 24–2003, с.
3.
Второгодничество – это слабые,
малокомпетентные и плохо оплачиваемые
работники. Второгодничество – это преступность.
Второгодничество – искалеченные судьбы
подростков. Второгодничество – наш общий стыд.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Эпштейн М. Метод, разрушающий
школьную рутину. № 22–2003, с. 12–13.
Основной задачей образования
становится актуальное исследование окружающей
жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе
от проекта к проекту.
ОФИС
Байметов В. Либо переход в рынок,
либо износ и умирание. № 21–2003, с. 11.
Одна из причин застоя в высшей школе
состоит в том, что государство продолжает
полностью контролировать номенклатуру и объем
подготовки специалистов в профессиональном
образовании, в том числе и в негосударственных
вузах.
Деятельность руководителя
образовательного учреждения в условиях
децентрализации управления. № 22–24–2003, с. 11.
Методические рекомендации по
формированию и расходованию бюджета.
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
Из истории попечительства. №
25–26–2003.
Исследование В.В.Бибиковой, депутата
Законодательного Собрания Красноярского края из
комиссии по экономической политике и
собственности, посвященное историческому
анализу развития попечительской деятельности в
Енисейской губернии.
ДОКУМЕНТЫ
Бюджетное послание Президента РФ
Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2004
году». № 21–2003, с. 16.
Публикуется в сокращении.
LANGUAGE SKILLS
Writing. № 22–2003, p. 3; № 25–26–2003, p. 5.
Listening. № 23–2003, p. 3.
Speaking. № 24–2003, p. 3.
Reading. № 25–26–2003, p. 3.
ASPECTS OF LANGUAGE
Vocabulary. № 22–2003, p. 4; № 25–26–2003, p. 6.
Spelling & Pronunciation. № 23–2003, p. 4.
Style. № 24–2003, p. 4.
Grammar. № 25–26–2003, p. 4.
CLASSROO
|