Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №17/2003


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 06 (06) · Вкладка в «БШ» № 17 (101) · 1–15 сентября 2003 года

Игротека

Мария Порядина

Мафия бессмертна!

...Конечно, имеется в виду не настоящая мафия, а увлекательная игра, правила которой напечатаны в БШ № 12–2003, с. 21–22 под рубрикой «Игротека».

В «Мафию», новый вариант которой хочется вам предложить, следует играть со старшеклассниками или, во всяком случае, с ребятами, достаточно подготовленными к тому, что игра потребует от них умения фантазировать, придумывать, работать «органом воображения».

Опыт показывает, что начинающие игроки, «вступая» в «Мафию», чересчур серьезно воспринимают игровую задачу — найти «врага». «Ночное» поведение таких игроков сводится к тому, чтобы, навострив уши, слушать, кто из соседей зашуршит одеждой или скрипнет стулом. А «дневное» обсуждение превращается в набор скучных констатаций: «Ванька — “мафия”, я слышал, как он шевелился!» Если же «ночные мафиози» ухитряются вести себя тихо и жестикулировать бесшумно, то «дневным честным людям» не в чем обвинить «преступников».

Не знаю, как вам, а мне с такой «мафией» скучно.

Чтобы игра была интереснее — и полезнее! — можно превратить ее в театр, в пьесу-импровизацию, где каждому игроку достается определенная роль.

Прежде всего представим себе место действия нашей пьесы и ее завязку. Вероятнее всего, это небольшой итальянский (потому что мафия!) городок, в котором все жители — почтенные синьоры — друг друга знают. Потому-то все и впадают в панику, когда ведущий — мэр города или, например, начальник полицейского управления — объявляет, что в городе появилась мафия.

Согласно знакомым вам правилам, в первую же «ночь» кого-то «убивают». А когда наступает «день», приходит время настоящей игры!

«Это что же за безобразие! — начинает один из игроков. — Сорок лет я живу в этом городе, все знают меня как честного человека, и вот какие новости я слышу! Мафия убила моего соседа!»

«Честный-то ты честный, — вступает другой игрок. — Но я знаю о тебе кое-что подозрительное. Около полуночи я возвращался домой и видел, что у твоих ворот топчется какой-то усатый тип! Может, вы оба — мафиози!»

«Я не отвечаю за усатых типов, которые околачиваются за воротами, — огрызается первый герой. — А вот что ты делал в полночь на улице? Порядочные люди в это время спят. Докажи, что ты сам не в мафии!»

«Какой из него мафиози! — приступает к «разоблачению» какая-нибудь синьора. — Знаю я, что он делал ночью на улице! Он шел из траттории!» (Местный колорит, коллеги!)

«А вот и нет, старая ты сплетница! — оправдывается «полуночник». — Я шел из церкви Святого Ктототамия. А ты почему не спала ночью? Небось поджидала своего приятеля-мафиози!»

«Я страдаю бессонницей! — жалуется синьора. — Никаких у меня приятелей нет, я честная женщина. А тот усатый тип, верно вам говорю, — обращается она к первому игроку, — подбирался к твоей дочке!»

«Клевета! — возмущается участница игры, с ходу готовая взять на себя роль «дочки». — Почему вы, папа, позволяете ей так говорить? Я по ночам не гуляю. А ей просто завидно, к ней-то усатые красавцы давно уже не ходят!»

«Точно! — возмущается обиженный «отец». — Я вот что скажу: эта старуха и есть в мафии самая главная!»

Задача ведущего — направлять и поощрять выдумки такого рода, иногда комментировать их, а когда первый ручей фантазии иссякнет, устроить голосование. Кому-то из игроков покажется подозрительной «старая сплетница», кому-то — «полуночник», а кому-то — скромная «дочка»...

Взятые на себя в первом обсуждении роли следует выдерживать до конца игры.

Как правило, все ребята понимают, что участвуют в своего рода «спектакле», и не обижаются, если игра заставляет взять на себя роль «старухи» или «набожного полуночника».

Если ребятам трудно самим придумывать себе роли, можно для начала облегчить им задачу. Подготавливая листочки для жеребьевки, на них следует написать не только «М» («мафиози») или «Ч» («честный»), но и ролевые обозначения — «сапожник», «полицейский», «священник», «почтенная вдова», «единственная дочка почтенной вдовы», «спятивший старик», «турист из России» и так далее.

Каждый, кто получил по жребию свою роль, должен придумывать для себя тип поведения, реплики, сочинять «алиби».

Смысл игры, таким образом, сводится не к тому, чтобы вычислить и «убрать» представителей мафиозных структур, а к тому, чтобы фантазировать, тренировать воображение, развивать свою речь, вырабатывать умение уверенно вести себя в «ролевой» ситуации, приобретать новые навыки общения.

«Затравка» для первого обсуждения обычно придумывается кем-то из игроков, а уж вслед за ним начинают фантазировать и остальные. Начиная обсуждение, можно всего-навсего заявить, будто у такого-то синьора всю ночь горел свет, или к его дому на рассвете подъехала машина, или ему звонили по телефону, а он не подходил, — может, его дома не было, или кто-то видел, как он нес на плече лопату, — интересно, зачем... Ребята подхватывают мысли первого игрока, развивают
их — это помогает старшеклассникам научиться играть в ансамбле или, если угодно, работать в команде, что по нынешним временам немаловажно.

Особенно смешной получается игра, когда все ее участники стараются соблюдать «местный колорит» — называют друг друга синьорами, переделывают «на итальянский манер» свои имена и пародируют киногероев (благо итальянских комедий и боевиков на наших экранах предостаточно).

Конечно, такая «Мафия» требует от ведущего не только игровых навыков, но и эрудиции, и остроумия, и, разумеется, режиссерского и педагогического такта.

Заодно, кстати, рекомендую заняться просвещением — объяснить детям разницу между «синьором» (итальянский мужчина) и «сеньором» (средневековый феодал, земельный собственник, а в наши дни — испанский мужчина), между
«синьориной» (итальянская девушка) и «сеньоритой» (тоже девушка, но там, где говорят по-испански) и так далее.

Не обязательно, впрочем, играть только в «итальянскую мафию» — можно и в «американскую», и в «японскую» (она называется «якудза»), хоть в конголезскую! Только не в «русскую» — грустная получится игра.

Театрализованную «Мафию» можно превратить в отличный тренинг для членов театрального кружка или библиотечной секции юных журналистов. Эта игра поможет весело и не без пользы провести время на прогулке, в коллективной школьной поездке, в городском или выездном летнем лагере.

И еще — скажу вам по секрету — взрослых можно увлечь «Мафией» еще быстрее, чем детей! Поиграв в «Мафию» на педсовете, директор школы имеет шанс узнать много нового о членах педагогического коллектива!

Фото Веры Зубаренковой