Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2003


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Выставки

Валентина Гусева

Книга с интересной судьбой

Валентина Павловна Гусева –
учитель словесности
и библиотекарь на общественных началах сельской школы

д. Кладово, Пошехонский р-н Ярославской области

Кое-кто, увидев книжную выставку с таким названием, улыбнется: что за судьба? Книга ведь – не живое существо, поэтому и судьба у нее обычная, книжная.

Я позволяю себе не соглашаться с таким мнением, и поэтому книги с интересной судьбой в моей школьной библиотеке всегда стоят на самом видном месте. Случается, начинаешь рассматривать собственную жизнь и видишь: то на одном ее изгибе, то на другом сверкает книга, которая, уже оторвавшись от моей судьбы, обрела собственную. Поэтому, не боясь показаться нескромной, я поставила на выставку книжку в потрепанном зеленом переплете. Тридцать лет и три года назад подарили ее мне коллеги на самый первый в жизни мой День учителя. Это Пушкин.

С этой книги я и начинаю разговор с ребятами. Она помогает мне воскресить в памяти и нарисовать моим сегодняшним ученикам облик нашей старенькой деревянной школы с длинным темным коридором и просторными классами, помогает воссоздать то, что уже почти осталось за гранью сознания. Но я говорю робкому пятиклашке, протягивая книгу, как бесценный дар: «Подержи в руках, эту книгу я читала твоей маме, когда она училась в пятом классе», – и он мне верит, и я не знанием, а чувством уверяю себя, что именно так все и было, и, наткнувшись на вопрошающие глаза остальных, киваю: «И твоей. И твоему папе тоже».

А потом я показываю ребятам книги – как свидетельство душевной щедрости замечательных людей. На полке стоят две совершенно одинаковые книги С. Гейченко «Лукоморье», только цвет обложек разный. К моему счастью, дети почти не удивляются, что книг на выставке две, поэтому я имею возможность начать свой рассказ издалека.

Жила-была в одной маленькой школе книга, ребята любили ее листать, потому что написана она удивительным человеком, да и название у нее сказочное... Но когда ребята делились на команды, чтобы «отправиться в гости» к автору книги, возникали ссоры, потому что каждая команда хотела читать книгу первой.

А в это время в далеком красивом городе Москве в большом шкафу, наполненном самыми чудесными книгами, стояла на полке ее сестра. Она скучала без дела, потому что ее хозяйка уже больше не работала в школе, прихварывала в силу возраста своего, у нее уставали глаза, ей стали со временем интересны другие книги. И вот однажды хозяйка прочитала в одной замечательной газете, что деревенские ребятишки никак не могут совершить заочную экскурсию в Михайловское, потому что у них всего одна книжка. И она быстро-быстро сняла с полки эту книгу и еще много-много других книг – получилось целых семь посылок, и все они отправились в деревню. Теперь у нас стало два «Лукоморья», и ребята имеют возможность каждый год «путешествовать» в Михайловское.

И хотя хозяйка этой книги (и всех других) просила не называть ее имени, я все-таки уступаю просьбам ребят и говорю, что старую учительницу из Москвы зовут Мария Ефимовна Гинзбург.

А дальше я показываю книгу совершенно новую, она совсем недавно появилась у нас, подарена автором. Книга называется «Анастасия Цветаева. Штрихи к портрету» (Орехово-Зуево, 2002).

Судьба этой книги интересна уже тем, что ее автор – наша землячка Доброслава Анатольевна Донская. Сопровождая книгу к читателю, президент Международного женского клуба в Москве Ирина Войцеховская сказала о ее авторе следующее: «Книга, которую вы держите в руках, написана удивительной женщиной – Д.А.Донской, которая была одним из близких друзей
А.И.Цветаевой. На протяжении десяти лет их знакомства Доброслава Анатольевна вела дневники, где записывала каждый день, проведенный в обществе Анастасии Ивановны…»

Деточки мои слушают, но я хорошо понимаю, что для них слишком мало чьего-то мнения, пусть и очень авторитетного. Им нужны собственные эмоции.

Я рассказываю ребятам о том, что для нас, пошехонцев, Доброслава Анатольевна – не просто автор интересной книги, но и человек, причастный к нашей земле, нашему городу, нашим людям. Ее брат долгое время работал председателем нашего колхоза, и если спросить у дедушек и бабушек, то они вспомнят его и скажут о нем много добрых и теплых слов.

Фото Ивана ВасильеваЧувствую: что-то сдвинулось, обязательно спросят и своими впечатлениями поделятся. Поэтому я не забываю сказать и о посвящении, считая это очень важным. Выдержав паузу, говорю о том, что Доброслава Анатольевна посвятила книгу светлой памяти своих родителей, Надежды Яковлевны и Анатолия Александровича Донских, погибших в сталинских застенках. В дополнение говорю еще и о том, что судьба родителей и судьба героини книги очень похожи; зачитываю только одно воспоминание Цветаевой: «Первый арест мой был в 1933 году 22 апреля. Тогда Горький заступился за меня, потребовал освобождения. А в 1937 году – это было в Тарусе – приехали ко мне сын с невестой. Арестовали и меня, и сына… Приговор: мне – 10 лет, сыну – 5… Через десять лет я вернулась к сыну и прожила у него в Вологде 1 год и 4 месяца. Сын пришел с работы, а меня снова арестовывают. Это был 1949 год. Я ехала в дровнях, на соломе, как боярыня Морозова».

И больше не говорю ничего, ибо уже знаю точно, что кто-то, заинтересовавшись, захочет книгу прочитать. Скажу честно, что таких будут единицы, но им я особенно рада, хотя выставку затевала для других, тех, кто по книге просто «поблуждает», посмотрит фотографии, а потом однажды неловко протиснется к столу и спросит:

– А она что, и Пастернака знала?

Прикинулась дурочкой:

– Да что-то не помню.

И он откроет заложенную тайно страницу и прочитает, перевирая вовсю слова: «Пастернак – целый мир. Он входил, как сенбернар. Кого-то лизнет в руку, кого-то ткнет носом, кому-то помашет хвостом».

И тогда у нас состоится разговор и о времени, и о трудных судьбах людей, которые проживали это время.

Выставка действует довольно долго, и те книги, которые ребята берут домой, я заменяю другими. Никогда не афиширую появление новой книги, всегда жду чьего-то удивления и восторга. Право, скучно же обращаться к ребятам со словами: «Подойдите поближе, сейчас я вам расскажу и покажу…»

Гораздо интереснее, когда дети призывают учителя удовлетворить их любознательность.

Но с одной книгой так не получилось. Я вернулась из Ярославля, где в Центральной городской библиотеке имени М.Ю.Лермонтова проходили третьи Лермонтовские чтения. Книгу, которую я поспешила показать ребятам, подарила мне библиограф Л.В.Мельникова. Судьба книги интересна уже тем, что сотрудники библиотеки издали ее на собственные деньги, они получили областную премию за успехи в краеведческо-просветительской работе и приняли решение – потратить ее на издание книги, кроме того, они приняли самое деятельное участие в подготовке книги к печати.

Все это я посчитала очень важным для ребят: в наше время, когда многие торопятся урвать кусок для себя, такие поистине «книжные» люди должны быть известны детям, чтобы они знали, что у нашей действительности есть сторона и светлая.

Когда книга побывает в руках любопытных, я скажу имя автора и название: Олег Пантелеймонович Попов. «Я жить хотел – как ветер над волной…» (Ярославль, «Русь», 2001).

Фото Веры ЗубаренковойИмя и название ни о чем не говорят детям. Я о судьбе автора читала лишь однажды в газетной публикации. Поэтому открываю вступительную статью и читаю: «На долю этого талантливого человека выпала очень сложная, извилистая судьба. Оказавшись во время Великой Отечественной войны в Пятигорске, он совершил проступок перед Родиной, став полицаем. И здесь же, в Пятигорске, он совершил поступок, достойный уважения и признательности – спас от уничтожения домик-музей Лермонтова. Однако Советская власть приняла во внимание лишь проступок – и Олег Пантелеймонович был осужден на 20 лет лагерей».

Детское молчание дорого стоит, потому что Великая Отечественная война для них – событие уже очень далекое, а слово «полицай» почти ни о чем не говорит, Лермонтов, оказывается, гораздо ближе.

Вот поэтому на любви к поэту я сосредоточиваю свое внимание. Рассказываю удивительную историю о том, что не только сам автор, но и его жена Тамара Борисовна, которую он встретил в лагере, была влюблена в творчество Лермонтова. В день ее похорон, уже больной и не способный встать с постели, чтобы проводить жену в последний путь, Олег Пантелеймонович, когда гроб с телом жены подвезли к окну его квартиры, запел:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит…

После смерти О.О.Попова, жителя ярославского поселка Семибратово, остались критические статьи, посвященные творчеству русских поэтов, эссе, стихи. Долгое время он руководил в Семибратове «Клубом любителей поэзии». О.П.Попов скончался 3 февраля 2000 года. Документы из Ставропольской прокуратуры о его реабилитации пришли в поселок через два месяца после его смерти.

Понимаю, что сама книга трудна по содержанию моим маленьким читателям, но я уверена, что искра, зароненная в детское сердце, все равно рано или поздно вспыхнет огнем и они не будут виновны в судьбах книг, о которых я расскажу далее.

Этот уголок выставки я называю «Обиженные книги», и название всегда вызывает интерес. На этот раз на полке стоит книга В.П.Астафьева «Кража», новенькая, в блестящей обложке.

Один ученик из числа больших озорников вертит книгу в руках, недоуменно спрашивает:

– Ну, и кто же ее обидел?

И я повторяю специально для него грустную историю этой книги.

Много-много лет назад в нашей школе побывала московская писательница И.И.Стрелкова. Наверное, ей понравилась школа – ребята и учителя. Она стала писать нам письма и присылать посылки с книгами. Кроме этого, она рассказала о нашем существовании другим писателям, и они тоже прислали в школу свои книги. А однажды пришла посылка с книгами от самого Виктора Петровича Астафьева. На одной из книг рукой любимого автора была сделана дарственная надпись. Мы передавали книгу из рук в руки, и таким образом будто все здоровались с известным всему миру писателем. Мы гордились тем, что в нашей школе есть такая книга. Мы очень ее берегли, но со временем она все равно состарилась и истрепалась. Мы, как могли, ремонтировали ее.

А однажды эту книгу попросила на летние каникулы девочка. Она ее быстро прочитала, но школа была закрыта, и девочка поставила книгу на полку. В ее отсутствие зашел в дом сосед из переселенцев, у них даже телевизора не было, и попросил что-нибудь почитать. И мать сняла с полки «Кражу». Когда же в конце августа девочка стала собираться в школу, то побежала к соседу, чтобы взять у него книгу. В доме было грязно, темно и накурено. В ответ на просьбу вернуть книгу сосед грубо ответил:

– А я ее искурил!

Девочка заплакала. Сосед громко засмеялся:

– Нашла о чем реветь, она же старая была.

Девочке стало жалко этого человека: он не понимал, какое сокровище было в его руках и что он уничтожил!

Фото Галины МакаревичВ школе учительница вместе с ребятами стала думать о том, как помочь свалившейся на всех беде. Кто-то из ребят предложил:

– Давайте Виктору Петровичу письмо напишем, все честно расскажем, он другую пришлет, обязательно пришлет.

Но учительница не согласилась, потому что знала: Виктор Петрович тяжело болен. А когда пришло известие о его смерти, она предложила оформить «Уголок обиженной книги» и поставить туда другую, новую «Кражу», чтобы всегда помнить эту историю.

В этот уголок попадают книги с оторванными обложками, разрисованными и вырванными страницами, а также обложки тех книг, которые по каким-либо причинам исчезли совсем.

Странная, негромкая выставка, но она приучает ребят к мысли о том, что судьба книги во многом зависит от них.