Выставки
Валентина Гусева
Книга с интересной судьбой

|
Валентина Павловна Гусева
–
учитель словесности
и библиотекарь на общественных началах сельской
школы
д. Кладово, Пошехонский р-н Ярославской области |
Кое-кто, увидев книжную выставку с
таким названием, улыбнется: что за судьба? Книга
ведь – не живое существо, поэтому и судьба у нее
обычная, книжная.
Я позволяю себе не соглашаться с таким
мнением, и поэтому книги с интересной судьбой в
моей школьной библиотеке всегда стоят на самом
видном месте. Случается, начинаешь рассматривать
собственную жизнь и видишь: то на одном ее изгибе,
то на другом сверкает книга, которая, уже
оторвавшись от моей судьбы, обрела собственную.
Поэтому, не боясь показаться нескромной, я
поставила на выставку книжку в потрепанном
зеленом переплете. Тридцать лет и три года назад
подарили ее мне коллеги на самый первый в жизни
мой День учителя. Это Пушкин.
С этой книги я и начинаю разговор с
ребятами. Она помогает мне воскресить в памяти и
нарисовать моим сегодняшним ученикам облик
нашей старенькой деревянной школы с длинным
темным коридором и просторными классами,
помогает воссоздать то, что уже почти осталось за
гранью сознания. Но я говорю робкому пятиклашке,
протягивая книгу, как бесценный дар: «Подержи в
руках, эту книгу я читала твоей маме, когда она
училась в пятом классе», – и он мне верит, и я не
знанием, а чувством уверяю себя, что именно так
все и было, и, наткнувшись на вопрошающие глаза
остальных, киваю: «И твоей. И твоему папе тоже».
А потом я показываю ребятам книги –
как свидетельство душевной щедрости
замечательных людей. На полке стоят две
совершенно одинаковые книги С. Гейченко
«Лукоморье», только цвет обложек разный. К моему
счастью, дети почти не удивляются, что книг на
выставке две, поэтому я имею возможность начать
свой рассказ издалека.
Жила-была в одной маленькой школе
книга, ребята любили ее листать, потому что
написана она удивительным человеком, да и
название у нее сказочное... Но когда ребята
делились на команды, чтобы «отправиться в гости»
к автору книги, возникали ссоры, потому что
каждая команда хотела читать книгу первой.
А в это время в далеком красивом
городе Москве в большом шкафу, наполненном
самыми чудесными книгами, стояла на полке ее
сестра. Она скучала без дела, потому что ее
хозяйка уже больше не работала в школе,
прихварывала в силу возраста своего, у нее
уставали глаза, ей стали со временем интересны
другие книги. И вот однажды хозяйка прочитала в
одной замечательной газете, что деревенские
ребятишки никак не могут совершить заочную
экскурсию в Михайловское, потому что у них всего
одна книжка. И она быстро-быстро сняла с полки эту
книгу и еще много-много других книг – получилось
целых семь посылок, и все они отправились в
деревню. Теперь у нас стало два «Лукоморья», и
ребята имеют возможность каждый год
«путешествовать» в Михайловское.
И хотя хозяйка этой книги (и всех
других) просила не называть ее имени, я все-таки
уступаю просьбам ребят и говорю, что старую
учительницу из Москвы зовут Мария Ефимовна
Гинзбург.
А дальше я показываю книгу совершенно
новую, она совсем недавно появилась у нас,
подарена автором. Книга называется «Анастасия
Цветаева. Штрихи к портрету» (Орехово-Зуево, 2002).
Судьба этой книги интересна уже тем,
что ее автор – наша землячка Доброслава
Анатольевна Донская. Сопровождая книгу к
читателю, президент Международного женского
клуба в Москве Ирина Войцеховская сказала о ее
авторе следующее: «Книга, которую вы держите в
руках, написана удивительной женщиной –
Д.А.Донской, которая была одним из близких друзей
А.И.Цветаевой. На протяжении десяти лет их
знакомства Доброслава Анатольевна вела
дневники, где записывала каждый день,
проведенный в обществе Анастасии Ивановны…»
Деточки мои слушают, но я хорошо
понимаю, что для них слишком мало чьего-то мнения,
пусть и очень авторитетного. Им нужны
собственные эмоции.
Я рассказываю ребятам о том, что для
нас, пошехонцев, Доброслава Анатольевна – не
просто автор интересной книги, но и человек,
причастный к нашей земле, нашему городу, нашим
людям. Ее брат долгое время работал
председателем нашего колхоза, и если спросить у
дедушек и бабушек, то они вспомнят его и скажут о
нем много добрых и теплых слов.
Чувствую: что-то
сдвинулось, обязательно спросят и своими
впечатлениями поделятся. Поэтому я не забываю
сказать и о посвящении, считая это очень важным.
Выдержав паузу, говорю о том, что Доброслава
Анатольевна посвятила книгу светлой памяти
своих родителей, Надежды Яковлевны и Анатолия
Александровича Донских, погибших в сталинских
застенках. В дополнение говорю еще и о том, что
судьба родителей и судьба героини книги очень
похожи; зачитываю только одно воспоминание
Цветаевой: «Первый арест мой был в 1933 году 22
апреля. Тогда Горький заступился за меня,
потребовал освобождения. А в 1937 году – это было в
Тарусе – приехали ко мне сын с невестой.
Арестовали и меня, и сына… Приговор: мне – 10 лет,
сыну – 5… Через десять лет я вернулась к сыну и
прожила у него в Вологде 1 год и 4 месяца. Сын
пришел с работы, а меня снова арестовывают. Это
был 1949 год. Я ехала в дровнях, на соломе, как
боярыня Морозова».
И больше не говорю ничего, ибо уже знаю
точно, что кто-то, заинтересовавшись, захочет
книгу прочитать. Скажу честно, что таких будут
единицы, но им я особенно рада, хотя выставку
затевала для других, тех, кто по книге просто
«поблуждает», посмотрит фотографии, а потом
однажды неловко протиснется к столу и спросит:
– А она что, и Пастернака знала?
Прикинулась дурочкой:
– Да что-то не помню.
И он откроет заложенную тайно страницу
и прочитает, перевирая вовсю слова: «Пастернак –
целый мир. Он входил, как сенбернар. Кого-то
лизнет в руку, кого-то ткнет носом, кому-то
помашет хвостом».
И тогда у нас состоится разговор и о
времени, и о трудных судьбах людей, которые
проживали это время.
Выставка действует довольно долго, и
те книги, которые ребята берут домой, я заменяю
другими. Никогда не афиширую появление новой
книги, всегда жду чьего-то удивления и восторга.
Право, скучно же обращаться к ребятам со словами:
«Подойдите поближе, сейчас я вам расскажу и
покажу…»
Гораздо интереснее, когда дети
призывают учителя удовлетворить их
любознательность.
Но с одной книгой так не получилось. Я
вернулась из Ярославля, где в Центральной
городской библиотеке имени М.Ю.Лермонтова
проходили третьи Лермонтовские чтения. Книгу,
которую я поспешила показать ребятам, подарила
мне библиограф Л.В.Мельникова. Судьба книги
интересна уже тем, что сотрудники библиотеки
издали ее на собственные деньги, они получили
областную премию за успехи в
краеведческо-просветительской работе и приняли
решение – потратить ее на издание книги, кроме
того, они приняли самое деятельное участие в
подготовке книги к печати.
Все это я посчитала очень важным для
ребят: в наше время, когда многие торопятся
урвать кусок для себя, такие поистине «книжные»
люди должны быть известны детям, чтобы они знали,
что у нашей действительности есть сторона и
светлая.
Когда книга побывает в руках
любопытных, я скажу имя автора и название: Олег
Пантелеймонович Попов. «Я жить хотел – как ветер
над волной…» (Ярославль, «Русь», 2001).
Имя и название
ни о чем не говорят детям. Я о судьбе автора
читала лишь однажды в газетной публикации.
Поэтому открываю вступительную статью и читаю:
«На долю этого талантливого человека выпала
очень сложная, извилистая судьба. Оказавшись во
время Великой Отечественной войны в Пятигорске,
он совершил проступок перед Родиной, став
полицаем. И здесь же, в Пятигорске, он совершил
поступок, достойный уважения и признательности
– спас от уничтожения домик-музей Лермонтова.
Однако Советская власть приняла во внимание лишь
проступок – и Олег Пантелеймонович был осужден
на 20 лет лагерей».
Детское молчание дорого стоит, потому
что Великая Отечественная война для них –
событие уже очень далекое, а слово «полицай»
почти ни о чем не говорит, Лермонтов, оказывается,
гораздо ближе.
Вот поэтому на любви к поэту я
сосредоточиваю свое внимание. Рассказываю
удивительную историю о том, что не только сам
автор, но и его жена Тамара Борисовна, которую он
встретил в лагере, была влюблена в творчество
Лермонтова. В день ее похорон, уже больной и не
способный встать с постели, чтобы проводить жену
в последний путь, Олег Пантелеймонович, когда
гроб с телом жены подвезли к окну его квартиры,
запел:
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит…
После смерти О.О.Попова, жителя
ярославского поселка Семибратово, остались
критические статьи, посвященные творчеству
русских поэтов, эссе, стихи. Долгое время он
руководил в Семибратове «Клубом любителей
поэзии». О.П.Попов скончался 3 февраля 2000 года.
Документы из Ставропольской прокуратуры о его
реабилитации пришли в поселок через два месяца
после его смерти.
Понимаю, что сама книга трудна по
содержанию моим маленьким читателям, но я
уверена, что искра, зароненная в детское сердце,
все равно рано или поздно вспыхнет огнем и они не
будут виновны в судьбах книг, о которых я
расскажу далее.
Этот уголок выставки я называю
«Обиженные книги», и название всегда вызывает
интерес. На этот раз на полке стоит книга
В.П.Астафьева «Кража», новенькая, в блестящей
обложке.
Один ученик из числа больших озорников
вертит книгу в руках, недоуменно спрашивает:
– Ну, и кто же ее обидел?
И я повторяю специально для него
грустную историю этой книги.
Много-много лет назад в нашей школе
побывала московская писательница И.И.Стрелкова.
Наверное, ей понравилась школа – ребята и
учителя. Она стала писать нам письма и присылать
посылки с книгами. Кроме этого, она рассказала о
нашем существовании другим писателям, и они тоже
прислали в школу свои книги. А однажды пришла
посылка с книгами от самого Виктора Петровича
Астафьева. На одной из книг рукой любимого автора
была сделана дарственная надпись. Мы передавали
книгу из рук в руки, и таким образом будто все
здоровались с известным всему миру писателем. Мы
гордились тем, что в нашей школе есть такая книга.
Мы очень ее берегли, но со временем она все равно
состарилась и истрепалась. Мы, как могли,
ремонтировали ее.
А однажды эту книгу попросила на
летние каникулы девочка. Она ее быстро прочитала,
но школа была закрыта, и девочка поставила книгу
на полку. В ее отсутствие зашел в дом сосед из
переселенцев, у них даже телевизора не было, и
попросил что-нибудь почитать. И мать сняла с
полки «Кражу». Когда же в конце августа девочка
стала собираться в школу, то побежала к соседу,
чтобы взять у него книгу. В доме было грязно,
темно и накурено. В ответ на просьбу вернуть
книгу сосед грубо ответил:
– А я ее искурил!
Девочка заплакала. Сосед громко
засмеялся:
– Нашла о чем реветь, она же старая
была.
Девочке стало жалко этого человека: он
не понимал, какое сокровище было в его руках и что
он уничтожил!
В школе
учительница вместе с ребятами стала думать о том,
как помочь свалившейся на всех беде. Кто-то из
ребят предложил:
– Давайте Виктору Петровичу письмо
напишем, все честно расскажем, он другую пришлет,
обязательно пришлет.
Но учительница не согласилась, потому
что знала: Виктор Петрович тяжело болен. А когда
пришло известие о его смерти, она предложила
оформить «Уголок обиженной книги» и поставить
туда другую, новую «Кражу», чтобы всегда помнить
эту историю.
В этот уголок попадают книги с
оторванными обложками, разрисованными и
вырванными страницами, а также обложки тех книг,
которые по каким-либо причинам исчезли совсем.
Странная, негромкая выставка, но она приучает
ребят к мысли о том, что судьба книги во многом
зависит от них. |