Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 07 (07) · Вкладка в «БШ» № 18 (102) · 16–30 сентября 2003 года

Чтобы вести людей за собой,
иди за ними.

Лао-Цзы,
древнекитайский мыслитель

Особая осень 2003 года

Осень в этом году на нашем школьно-библиотечном поприще обещает выдаться напряженной.

Судите сами: в июле членам секции школьных библиотек ЦБИК Минобразования России был разослан документ (с письмом за подписью первого заместителя министра Виктора Болотова) для организации его обсуждения. Интересно, что на сайте Министерства образования и у разработчика документ называется «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения». Но почему-то в письме проект приобрел другое название: «Примерное положение о деятельности библиотек в общеобразовательных учреждениях». Конечно, школьным библиотекарям, может быть, и лестно, что их работу называют деятельностью, однако уже существуют некоторые шаблоны. Так, например, есть документ за подписью Председателя Правительства РФ Михаила Касьянова «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» от 19.03.01. В системе библиотек отрасли существует и примерное положение «О библиотеке образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения)». Все-таки не «О деятельности». Хотя деятельности, как вы понимаете, и у общеобразовательного учреждения и у вузовской библиотеки не меньше.

25–26 сентября состоится Всероссийское совещание методистов по учебным фондам и заседание секции библиотек общеобразовательных учреждений ЦБИК Минобразования. Ключевым вопросом будет обсуждение проекта этого документа (по сути, трех документов, слитых на последнем этапе в один). Заседание должно вынести вердикт: рекомендовать его к подписанию на высоком чиновничьем уровне или нет. В документе отчетливо прописаны функции и основные направления работы библиотеки как информационно-педагогической структуры. Основная коллизия заключается в том, чтобы признать школьную библиотеку не просто структурным подразделением, а педагогическим структурным подразделением. Разработчик документа знал, что через юридическую службу министерства с определением «педагогическое подразделение» перескочить не удастся. А потому предлагает это существенное дополнение в качестве рекомендации заседанию секции. Именно секция ЦБИК может внести важные дополнения и изменения в текст документа. В этой упорной, бескровной борьбе противников идеи как таковых нет. Общий враг только один, но сильный. Имя ему – безденежье образования. Но будем надеяться.

С 29 сентября по 2 октября запланировано проведение заключительного тура конкурса «БиблиОбраз». Он будет проходить в рамках Фестиваля школьных библиотек, который организует Центр развития русского языка совместно с Министерством образования в Москве.

Событие обещает быть грандиозным, с участием большого количества ответственных лиц. Приглашены также супруги глав государств Франции, Германии, США и зарубежные писатели. В строгом соответствии с важностью события и лиц будут построены и мероприятия.

Центральная часть фестиваля – подведение итогов конкурса «БиблиОбраз». В жюри приглашаются знающие люди. Как наши библиотекари-победители будут себя ощущать на фестивале, представить трудно, ведь планируется участие около 3000 человек. Радостно и страшно! Но и то разобраться – наш школьный библиотекарь по всему напоминает легендарного Василия Теркина с его умелостью, терпением и готовностью к любым жизненным перипетиям. Большинство библиотекарей, как и наш незабвенный герой, – не гордые: могут обойтись без ордена и согласны на медаль.

Одно можно сказать: это неординарное событие поможет упрочить позиции Библиотеки в рамках не только школы, но и общества в целом.

В ноябре состоится заседание коллегии Министерства образования по проблемам библиотек отрасли. В выступлении начальника отдела учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Елены Андреевны Зининой должны найти отражение проблемы, общие для всех библиотек отрасли:

– увеличение доли централизованного комплектования, в том числе и периодическими изданиями;

– планомерное оснащение библиотек (желательно централизованное) компьютерной техникой и программными продуктами;

– повышение квалификации библиотечных работников;

– правовая и социальная защита библиотечных работников отрасли.

Согласитесь, этой осенью школьные библиотекари не обделены вниманием. Хотелось бы, конечно, еще и результатов.

Ольга КОЗЛОВА