Чтобы вести людей за собой,
иди за ними.
Лао-Цзы,
древнекитайский мыслитель
|
Особая осень 2003 года
Осень в этом году на нашем
школьно-библиотечном поприще обещает выдаться
напряженной.
Судите сами: в июле членам секции
школьных библиотек ЦБИК Минобразования России
был разослан документ (с письмом за подписью
первого заместителя министра Виктора Болотова)
для организации его обсуждения. Интересно, что на
сайте Министерства образования и у разработчика
документ называется «Примерное положение о
библиотеке общеобразовательного учреждения». Но
почему-то в письме проект приобрел другое
название: «Примерное положение о деятельности
библиотек в общеобразовательных учреждениях».
Конечно, школьным библиотекарям, может быть, и
лестно, что их работу называют деятельностью,
однако уже существуют некоторые шаблоны. Так,
например, есть документ за подписью Председателя
Правительства РФ Михаила Касьянова «Типовое
положение об общеобразовательном учреждении» от
19.03.01. В системе библиотек отрасли существует и
примерное положение «О библиотеке
образовательного учреждения высшего
профессионального образования (высшего учебного
заведения)». Все-таки не «О деятельности». Хотя
деятельности, как вы понимаете, и у
общеобразовательного учреждения и у вузовской
библиотеки не меньше.
25–26 сентября состоится
Всероссийское совещание методистов по учебным
фондам и заседание секции библиотек
общеобразовательных учреждений ЦБИК
Минобразования. Ключевым вопросом будет
обсуждение проекта этого документа (по сути, трех
документов, слитых на последнем этапе в один).
Заседание должно вынести вердикт: рекомендовать
его к подписанию на высоком чиновничьем уровне
или нет. В документе отчетливо прописаны функции
и основные направления работы библиотеки как
информационно-педагогической структуры.
Основная коллизия заключается в том, чтобы
признать школьную библиотеку не просто
структурным подразделением, а педагогическим
структурным подразделением. Разработчик
документа знал, что через юридическую службу
министерства с определением «педагогическое
подразделение» перескочить не удастся. А потому
предлагает это существенное дополнение в
качестве рекомендации заседанию секции. Именно
секция ЦБИК может внести важные дополнения и
изменения в текст документа. В этой упорной,
бескровной борьбе противников идеи как таковых
нет. Общий враг только один, но сильный. Имя ему –
безденежье образования. Но будем надеяться.
С 29 сентября по 2 октября
запланировано проведение заключительного тура
конкурса «БиблиОбраз». Он будет проходить в
рамках Фестиваля школьных библиотек, который
организует Центр развития русского языка
совместно с Министерством образования в Москве.
Событие обещает быть грандиозным, с
участием большого количества ответственных лиц.
Приглашены также супруги глав государств
Франции, Германии, США и зарубежные писатели. В
строгом соответствии с важностью события и лиц
будут построены и мероприятия.
Центральная часть фестиваля –
подведение итогов конкурса «БиблиОбраз». В жюри
приглашаются знающие люди. Как наши
библиотекари-победители будут себя ощущать на
фестивале, представить трудно, ведь планируется
участие около 3000 человек. Радостно и страшно! Но и
то разобраться – наш школьный библиотекарь по
всему напоминает легендарного Василия Теркина с
его умелостью, терпением и готовностью к любым
жизненным перипетиям. Большинство
библиотекарей, как и наш незабвенный герой, – не
гордые: могут обойтись без ордена и согласны на
медаль.
Одно можно сказать: это неординарное
событие поможет упрочить позиции Библиотеки
в рамках не только школы, но и общества в целом.
В ноябре состоится заседание
коллегии Министерства образования по проблемам
библиотек отрасли. В выступлении начальника
отдела учебного книгоиздания, библиотек и
медиатек Елены Андреевны Зининой должны найти
отражение проблемы, общие для всех библиотек
отрасли:
– увеличение доли централизованного
комплектования, в том числе и периодическими
изданиями;
– планомерное оснащение библиотек
(желательно централизованное) компьютерной
техникой и программными продуктами;
– повышение квалификации
библиотечных работников;
– правовая и социальная защита
библиотечных работников отрасли.
Согласитесь, этой осенью школьные
библиотекари не обделены вниманием. Хотелось бы,
конечно, еще и результатов.
Ольга КОЗЛОВА
|