Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №18/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Крым 2003

Яков Шрайберг

 

Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя

Ежегодный доклад конференций «Крым», год 2003

Приобретение мудрости гораздо
лучше золота, и приобретение разума
предпочтительнее отборного серебра.

Ветхий Завет, Книга Притчей
Соломоновых, глава 16, стих 16

Яков Леонидович Шрайберг –
председатель оргкомитета международной конференции
«Крым 2003», доктор технических наук, профессор, первый заместитель директора ГПНТБ России по научной работе
и автоматизации, президент Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий, президент Международного библиотечного информационного
и аналитического центра

«Даруй мне тишь твоих библиотек...» Когда слышишь слова этого стихотворения замечательной поэтессы Беллы Ахмадулиной, блестяще спетого в фильме «Ирония судьбы» Аллой Пугачевой, невольно улыбаешься – сегодня «тишь» и «библиотеки» – понятия, пересекающиеся разве что только в читальных залах, где работа читателей с печатным ли, электронным ли документом или с Интернетом – все равно требует тишины. В остальном – библиотеки уже давно (если 10 лет можно назвать давним сроком) перестали быть «тихой гаванью», привычным для слуха «спокойным тихим местом», где человека встречают запыленные фолианты и библиотекарши со спицами и клубком в руках.

Примерно 10 лет назад библиотеки «проснулись». Конечно, я имею в виду прежде всего библиотеки России и всего постсоветского пространства. На Западе крах советской империи и образование новых независимых государств никак не отразились на привычно-стабильном материально и технически обеспеченном укладе жизни университетских и публичных библиотек, не говоря уже о библиотеках национальных.

Безусловно, что четыре главные тенденции развития информационных технологий в конце XX в. — персональные компьютеры, сидиромы, Интернет, электронные библиотеки, как и пятая, новая, входящая в информационную практику уже в начале нового века – мобильная связь, существенно повлияли и на привычные технологии западных библиотек. Повлияли, но не потрясли — слишком крепким оказался фундамент западного общества, лежащий на трех могучих китах: реалиях гражданского общества, основах их информационного общества и развитой сфере высоких технологий. У нас же, как всегда, парадокс: с одной стороны, начало 1990-х гг. поставило библиотеки в крайне неблагоприятные, тяжелейшие финансовые условия. библиотеки громко стали говорить о выживании – хорошее словечко в конце XX в., не правда ли? Тысячи, если не десятки тысяч библиотек закрылись, законсервировались или еле-еле влачили свое существование, снизился поток научной, технической и образовательной литературы, упал практически до нуля поток зарубежной литературы. С другой стороны – библиотеки получили гораздо большую свободу деятельности, открылись ворота к западным коллегам, любыми путями доставались компьютеры – библиотеки встали на путь компьютеризации, освоения и немедленного претворения в жизнь последних достижении в области информационных технологий.

И действительно, как тут не вспомнить слова Оскара Уайльда: «Путь парадокса – это путь истины. Чтобы подвергнуть реальность серьезному испытанию, мы должны увидеть ее балансирующей на туго натянутой струне». Ну просто для нас написано! Испытание прошло: за исключением небольших потерь, библиотеки выжили. В России и странах СНГ начала складываться новая система библиотек, новая система управления библиотеками. Рухнули старые административные сети с жестко обозначенными общесоюзными центрами, на смену им пришли новые, корпоративные и партнерские отношения между библиотеками. Новое складывающееся библиотечное сообщество стало само формировать новый тип межбиблиотечных отношений, построенный с учетом реалий окружающего общества и реальных перспектив для каждой, отдельно взятой библиотеки. Главным ориентиром для многих библиотек стало желание цивилизованно, в рамках международных правил и стандартов развивать свои технологии и предоставлять читателям все богатство мирового библиотечно-информационного пространства. К счастью, и в правительстве, и в СМИ, и в общественных и благотворительных фондах стали четко осознавать важность и во многом неизбежность роли библиотек и библиотекарей в век информации, в век образования, в век интенсивного развития коммуникаций, электронных ресурсов и в целом развития новейших, почти ежедневно поражающих воображение информационных технологий.

Символично, но это пробуждение, начало этой эволюции практически совпало с началом эры наших Крымских конференций. А может быть, и благодаря им, и это, скорее всего, так – ведь по образному выражению В.Г. Белинского: «Истина только вначале встречает сильное сопротивление, но чем более выявляется, чем более становится фактом, тем больше приобретает себе друзей и поборников».

Итак, главные, ключевые точки информационных технологий, не только круто изменили библиотечную работу и библиотечные технологии, а создали в последнее десятилетие прецедент превращения одного из традиционных ортодоксально-стабильных общественных институтов в двигатель общественного прогресса, в механизм обеспечения осмысленного и уверенного превращения нашего общества – со всем его непредсказуемым прошлым и будущим – в общество информационное.

I. Персональные компьютеры

Несмотря на то что персональные компьютеры (ПК) появились во второй половине 70-х годов прошлого века, реальное появление их в библиотеках произошло в середине 80-х годов на Западе и в начале 90-х – у нас.

На Западе, впрочем, отнеслись к ним спокойнее и вначале просто рассматривали как интеллектуальные терминалы эффективно работавших в библиотеках комплексов больших и средних ЭВМ с многотерминальной пользовательской сетью. Впоследствии часть библиотек так и оставила ПК в качестве интеллектуальных терминалов сохраняемых и по сей день технических комплексов на базе современных больших ЭВМ (мейнфреймов). В целом, в западных библиотеках переход к ПК происходил плавно, без радикальных ломок существующих технических комплексов, и часто ПК вначале включались в действующие «мейнфреймовские» комплексы, затем трансформировались в локальные вычислительные сети (ЛВС) библиотек, постепенно беря на себя функции обеспечения технологических процессов и сохранения данных.

В наших библиотеках, не сильно отягощенных присутствием ЭВМ, все было более кардинально и радикально. Тем немногим библиотекам-счастливчикам, которые в силу их принадлежности в бывшем СССР к Государственной автоматизированной системе научно-технической информации (ГАСНТИ) или иным немногочисленным «элитным» проектам удалось получить в свое время ЭВМ серии ЕС, СМ или АСВТ, пришлось решать задачу оптимальной реорганизации технической базы. Учитывая, что к этому времени (1992–1994) уже все было ясно с отечественными ПК, всякими там ДВК, «Электрониками», ЕС-1840 и им подобными отечественными поделками (подумаешь, поигрались, выбросили десятки и сотни миллионов долларов на разработки и производство будущего металлолома) и так же отчетливо стало ясно, что перспектива – только в закупке и собственной сборке IBM PC-совместимых компьютеров, был вынесен приговор большим и средним ЭВМ: демонтаж и утилизация. Повсеместно и по всей стране (странам).

В кратчайшие сроки вся библиотечная техническая база в стране перешла на ПК, и в течение 1994–1996 гг. завершился первый этап перехода в основном крупных библиотек на компьютерную базу на основе ПЭВМ и ЛВС. Другие библиотеки незамедлительно последовали этому примеру и к концу 1990-х гг. уже тысячи и даже десятки тысяч библиотек в странах СНГ установили у себя ПК. Персональные компьютеры до 1996 г. даже в областных универсальных библиотеках были редкостью. Официальная статистика дает информацию о наличии до 1996 г. ПК в областных универсальных библиотеках только 19 из 89 субъектов Российской Федерации. Среди них: г. Москва, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Свердловская область, Республика Башкортостан, Красноярский край, Сахалинская область, Удмуртская Республика, Кировская область и ряд других (число ПК в библиотеке колеблется в среднем от 5–6 до 20–25).

Например, по публичным библиотекам системы Министерства культуры Российской Федерации официальная статистика в части библиотек, имеющих ПК и в той или иной степени электронные каталоги, начинает отсчет с 1997 г. (в 1997 г. – 1449 ПК, в 2000 г. – 1664), а суммарный объем библиографических записей, отражающих фонды этих библиотек, уже в 2001 г. превысил 18 млн записей.

К этому же сроку в федеральных библиотеках России всех ведомств (мы насчитываем 17 таких библиотек) суммарное число ПК почти вдвое превысило число компьютеров в публичных библиотеках (более 3000 к 2001 г.) и ими было сгенерировано более 20 млн собственных записей.

Во многих случаях системы автоматизации и информационные массивы разрабатывались заново; редко удавалось без потерь конвертировать информацию из памяти больших машин. Тем более показателен и заслуживает внимания, например, уникальный опыт ГПНТБ России, сумевшей в течение 1991–1993 гг. полностью сохранить и активировать на ПК информационные массивы и базы данных, функционировавшие на больших ЭВМ (~ 400 Мб) и весь программно-технический комплекс (~ 4 Гб), что в то время было огромным успехом. Новая автоматизированная система ГПНТБ России была запущена с колес.

Не надо думать, что все приветствовали начало новой компьютерной эры в библиотеках – ретроградов хватает везде, а уж в нашей отрасли – с избытком (сейчас, правда, их стало намного меньше – похоже, перевоспитались, приезжая на Крымские конференции).

Вместе с тем фразы, произнесенные в то время одним из малоизвестных современных философов Г. Мэтьюсоу, например: «Бодрая покорность компьютеру ухудшает результаты деятельности общества», «Верность компьютеру означает измену себе», «Компьютер нужен, чтобы служить человеку. Не нужно, чтобы человек служил компьютеру» и тому подобные – находили поначалу многих своих последователей в среде библиотекарей и библиотечных администраторов, и нельзя сказать, что внедрение современных информационных технологий в библиотеках России и СНГ шло так уж легко. Пройдя первый этап – этап осознания необходимости включения компьютеров в повседневную жизнь (повторюсь, это касается основной массы библиотек, за исключением тех, кто уже вкусил радость автоматизации или горечь разочарования от использования в своих библиотеках больших ЭВМ – и те, и другие не сомневались в необходимости перехода к ПК: одни видели в них возможность повышения эффективности разработок и их использования за счет более современных и доступных технических средств, другие – надеялись, что с приобретением ПК устранятся проблемы и неудачи в их опыте работы с большими ЭВМ), библиотеки стали лихорадочно изыскивать средства на их приобретение. Характерно, что к 1996–1997 гг. в России и во многих странах СНГ библиотеки уже не видели для себя никакой иной альтернативы дальнейшему развитию, кроме тотальной автоматизации.

Именно к этому времени относится начало открытия в России масштабных проектов Министерства культуры Российской Федерации и Фонда Сороса, связанных с автоматизацией библиотек, проектов, которые во многом содействовали созданию в стране новой идеологии восприятии библиотек, развития их технологий и, в конечном счете, определенно их ведущей роли в движении к информационному обществу. Нельзя не сказать, что и ряд других ведомств внес свой весомый вклад в эти процессы, прежде всего Министерство науки и технологий (еще не промышленности!), Российский фонд фундаментальных исследований, Министерство образования; нельзя не отметить также вклад отдельных региональных и территориальных администраций.

К тому же времени относятся результаты по разработке отечественных систем библиотечной автоматизации – в кратчайшие сроки на пространстве бывшего СССР начал эксплуатироваться ряд систем: «МАРК», «АС Библиотека», «ИРБИС» и другие, которые по многим своим функциям не уступали зарубежным аналогам, а по степени адаптации к отечественным условиям и работе с кириллическими текстами их превосходили. Не только в отсутствии средств на приобретение западных систем лежит причина того, что отечественные производители практически перекрыли весь рынок для западных конкурентов.

В середине 1990-х гг. в библиотечной системе России и стран СНГ сложилась инфраструктура по развитию, внедрению и поддержке функционирования отечественных систем библиотечной автоматизации. И это тоже один из результатов прошедшего десятилетия.

ПК не просто изменили жизнь в библиотеках – ПК создали условия, платформу для превращения библиотек в современные институты информационного общества; можно сказать, что ПК послужили тем краеугольным камнем, который лег в основание новой библиотечной миссии. И не беда, что сегодня все еще имеются библиотеки в сельской местности, в отдаленных районах, в отдельных регионах, у которых еще нет компьютеров, зачастую – и отдельных телефонов и которые при вопросе об Интернете улыбаются, как при вопросе об их полете в космос. Это явление временное. Таких библиотек становится все меньше и меньше, а компьютеров в библиотеках – все больше и больше. Можно с уверенностью констатировать, что прошедшее десятилетие полностью изменило, перевернуло традиционный уклад библиотек и сделало необратимыми процессы их вхождения в сферу современных информационных технологий.

Трудно переоценить роль ПК в развитии библиотек и в их трансформации в одно из центральных звеньев нарождающегося информационного общества.

Прошедшие десять лет не только упрочили и сделали неизбежным существование компьютеров в библиотеках, но и определили фактически будущую перспективу всей библиотечной деятельности, неразрывно связанную с постоянным использованием компьютерного инструментария. Компьютер в библиотеке утверждался и как основа для оптимального формирования библиотечного фонда, как главное техническое средство автоматизации традиционных библиотечных процессов, как эффективный помощник в поиске в библиотечных каталогах и базах данных. И наконец, он создал возможность объединения различных форм библиотечно-информационного обслуживания. ПК в библиотеке, по сути, образовали необходимую платформу, на которой строится и развивается библиотечная работа, библиотечно-информационное обслуживание читателей и абонентов библиотеки. Первый и, безусловно, важнейший ключевой аспект информационных технологий – ПК – в прошедшем десятилетии был востребован библиотеками и стал естественной составной частью материально-технической базы библиотеки.

Процесс оснащения и переоснащения библиотек компьютерной техникой постоянен: компьютерная техника меняется очень быстро, и библиотекам приходится по мере своих сил и средств за этим успевать. Спиральный характер любой эволюции, в том числе н технической в библиотеках, валообразное нарастание объемов информации, перерабатываемых и хранимых библиотеками, неизбежно должны привести уже в ближайшем десятилетии к возрождению мейнфреймов (больших ЭВМ) в библиотеках, по крайней мере в крупных. Отдельные примеры уже появляются, и следует учесть, что сложные технические устройства хранения больших объемов информации с терабайтными блоками не могут управляться и эффективно работать с «персоналками». На повестке дня следующего десятилетия – вновь техническая революция в библиотеках. Как уместна известная фраза тележурналиста и писателя Андрея Кнышева: «Преодолевая трудности, человечество идет вперед, в будущее, где его давно поджидает его прошлое». Хочется добавить – лучшее из прошлого.

Сразу же после появления первых компьютеров в библиотеках стали появляться идеи и эксперименты создания компьютерных сетей. Одна из них в Москве в 1993–1994 гг. даже была создана, называлась LIBNET и дала затем имя программе Министерства культуры Российской Федерации. Эта сеть объединяла ресурсы шести крупных московских библиотек с использованием телефонных сетей общего пользования. Ее существование ограничилось экспериментами. Да иного и не могло быть – слишком слабой была отечественная инфраструктура связи, низкая надежность технического оборудования и неготовность библиотечных работников к использованию комплексных сетей (хотя эра Интернета уже была рядом). В зарубежных же библиотеках поиск в удаленных базах данных и создание компьютерных сетей начались почти сразу же после появления в библиотеках компьютеров

Вместе с тем, может, именно эта неготовность к онлайновым технологиям способствовала бурному проникновению сидиром-технологий в практику отечественных библиотек, и произошло это как раз в прошедшее десятилетие, хотя зачатки наблюдались в некоторых библиотеках и в конце 1980-х гг.

II. Компакт-диски CD-ROM
в библиотеках

Итак, вторым ключевым и примечательным моментом прошедшего десятилетия в области проникновения информационных технологий в библиотеки стали компакт-диски CD-ROM (сидиром), которые не только ввели новый вид носителя документов, как многие и до сих пор считают, но и создали новую идеологию обслуживания читателей, новую идеологию формирования библиотечных фондов и фактически приведшие к феномену электронных библиотек. Трудно переоценить роль сидиромов в информатизации библиотек. Как и в случае с ПК, эволюция появления и последующего распространения сидиромов и сидиром-технологий в библиотеках отчетливо прослеживается в докладах нашей конференции, начиная с самой первой. И никуда уже от этой зависимости не денешься!

Компакт-диски (их называют также лазерными дисками, оптическими дисками, CD) первоначально были разработаны для записи музыки, однако уже в 1984–1985 гг. появились не только первые игры («Defender of the Crown» – фирмы «Microsoft» и «Cinemaware») или технические каталоги (фирма «Pergamon» выпустила руководство по обслуживанию самолетов «Боинг»), но и первые базы данных на сидиромах. Одной из таких всемирно известных баз данных стала база индексов цитирования – «Science Citation Index», выпущенная Институтом научной информации (Филадельфия, США). И кстати, эта база данных вместе с первыми устройствами для чтения сидиромов фирмы HITACHI появилась в СССР именно в то время. Хотя библиотек – пользователей этой базы данных, а впоследствии ряда других, в то время наиболее известных и распространенных (Medline – компании SILVERPLATTER, «Chemical Abstracts», CAT CD-450-OCLC), было немного, отрадно отметить, что и пользователи библиотек СССР и впоследствии России и стран СНГ были практически в одном ряду с западными библиотеками, по крайней мере по временному параметру начала промышленного использования сидиромов в библиотеках.

Главным результатом появления сидиромов в библиотеке было не то, что появился новый, современный информационный носитель – появились сидиром-технологии, продвинувшие библиотеки еще на одну ступень в сфере внедрения высоких информационных технологий.

Любопытно проследить, как развивались сами сидиромы. Изначально сидиромы, как я уже отметил, создавались для любителей музыки. Первый (или один из первых), выпущенный в 1982 г., должен был уместить 9-ю симфонию Бетховена. Ее продолжительность 73 минуты, а диск рассчитали на 74 минуты и 33 секунды, что составило 640 Мб. Так родился первый стандарт, названный «Красной Книгой», который, в частности, регламентировал размер CD, метод копирования данных и использование единой спиральной дорожки. Следующий стандарт – «Желтая Книга» – уже для цифровых CD. Он позволял создавать CD с гибридным характером информации – звуковые, текстовые и графические данные. Здесь ведущую роль сыграли фирмы «Sony» и «Philips».

В 1992 г. появилась технология записи информации на сидиром – технология CD-R (CD-Recordable) – для библиотечных баз данных и каталогов. Это оказалось прекрасной возможностью создавать макеты (мастер-копии) баз данных для их последующего тиражирования. Технология CD-R допускала односеансовые режимы записи без перезаписывания. Чуть позже появляются диски типа CD-R – уже позволялось иметь режим многосеансовой записи и перезаписи информации, причем во многих режимах — от однопроходных сеансов до многосессионных и многопакетных. Обе эти технологии, CD-R и CD-WR, часто объединяют аббревиатурой WORM, что не совсем верно.

В западных библиотеках появление сидиромов относится к 1985–1989 гг.; при этом – характерная деталь: сидиром медленно, но верно оттеснял онлайновый доступ, который был менее надежен и более дорогостоящ – ведь не было Интернета, а онлайновые сеансы осуществлялись по сетям пакетной коммутации или даже коммутируемым телефонным каналам. Статистика запросов на поиск в онлайновых базах показывает уменьшение запросов с каждым годом в библиотеках университетов США. Например, в Вандербильтском университете (Нэксвилл, США) это особенно заметно на таких известных базах данных, как ERIC, PSYCINFO, DISSCRTATIONS ABSTRACTS. И одновременно был отмечен серьезный рост спроса на эти же и другие базы данных на сидиромах. Джин Рис (Jean Reese), координатор по информационному обслуживанию библиотеки этого университета, еще в 1990 г. предупреждал: «Перед тем как принимать решение о внедрении сидиром-технологий в библиотеке, следует иметь в виду несколько факторов: финансовые аспекты, ибо рабочие станции и подписка на сидиромные базы данных, так же как и лицензия на программное обеспечение, потребуют средств; переобучение персонала и изменение привычных схем обслуживания читателей». Однако, по свидетельству этого же эксперта, первый опыт использования сидиромов для обслуживания принес ошеломляющие результаты по критерию их популярности у пользователей библиотек.

В нескольких обзорах, выпущенных в конце 1980-х гг. известным американским специалистом Симмонс-колледжа из Бостона Чинг-чи Чен, кстати, участницей нашей первой конференции в Евпатории, тщательно анализировались технологии университетских (как правило) библиотек США и Европы. При этом рассматривались и информационные центры, и публичные библиотеки. Были получены уникальные цифры: 99% опрошенных библиотек подтвердили использование оптических дисков, преимущественно сидиромов (небольшой процент библиотек использовал видеодиски и WORM). Были перечислены примерно 850 различных информационных продуктов на сидиромах. Среди них наиболее популярными оказались MEDLINE, Books-in-Print, BL/BN Pilot, ERIC, BookBank и Ulrich Plus. как видим, библиографические книжные массивы доминировали среди сидиром-продуктов, популярных в западных библиотеках в канун 1990-х гг.

В 1992–1995 гг. началось тотальное проникновение сидиромов в библиотеки, и здесь необходимо выделить основные элементы сидиром-технологий, пришедших в библиотеки, и еще раз обозначить, может быть, многим известные, но чрезвычайно важные понятия и факты.

Сидиром – это было новшество, новая перспективная технология для библиотек. Библиотеки это сразу поняли и, к счастью, не последовали совету так редко ошибавшемуся Уинстону Черчиллю – «Следует опасаться ненужных новшеств, и особенно, если они продиктованы здравым смыслом». Новшество оказалось нужным, востребованным, и можно ли сегодня представить себе библиотечную технологию без сидиромов даже при наличии Интернета на каждом читательском столе?

Итак, что же сидиромы дали библиотекам:

1. Возможность обслуживать своих читателей разнообразными базами данных и другими информационными продуктами – библиографическими, реферативными, фактографическими, адресно-справочными, тем самым существенно расширяя свои пользовательский сервис и содействуя большей доступности к мировым информационным ресурсам.

2. Возможность использовать комплексное, энерго- и ресурсосберегающее относительно недорогое средство публикации, которое имеет много преимуществ по сравнению с бумагой, микроформами, магнитной лентой и дисками и даже с онлайновым доступом в доинтернетовскую эпоху.

3. Возможность мультидоступа к одному документу – уникальная возможность предоставить одновременный доступ нескольким (или многим) пользователям к одному сидирому с помощью систем «CD-ROM Networking». Это особенно важно, если есть сидиромный вариант документа, пользующийся повышенным спросом. вот реальный выход удовлетворить этот спрос без многочисленных отказов.

4. Электронные издания – новый вид документов, ставший в конце 1990-х гг. довольно частым «гостем» в библиотеке: энциклопедии, справочники, указатели, наконец, полнотекстовые издания.

5. Сохранность, вернее, создание страховых копий. Да, специалисты по сохранности до сих пор признают микрофильм как единственный проверенный временем носитель. Но кто сказал, что сидиром долго не живет? Он ведь еще очень молод и пусть пока по временному параметру не может конкурировать с микрофильмом – но ведь страховые копии нужны и в текущей работе, особенно при оптимизации хранения данных электронного каталога и другой библиотечной информационной продукции.

Любопытная особенность: в России, в ряде стран бывшего СССР, библиотеки в 1994–1997 гг. активно выпускали свои информационные продукты на сидиромах, делали сами (по технологии «in-house») мастер-копии и тиражи, и часто информационные продукты, изданные библиотеками на сидиромах, предлагались и зарубежным пользователям. На Западе библиотеки сидиромы практически не выпускали – этим занимались профессиональные фирмы и издательства. До середины 1990-х гг. не было ни одной известной отечественной фирмы, устойчиво заявившей о себе на рынке сидиромов. A этот рынок уже к 1991–1992 гг. практически сформировался.

В 1992 г. фирма «Finlayanc Mitchell» выпускает первый «CD-ROM Directory», а в 1993 г. фирма TFPL выпускает свой вариант этого справочника. Эти справочники, впоследствии издаваемые ежегодно в печатном виде и на сидиромах, потом – только на сидиромах, стали своего рода барометром рынка сидиромов и включали, кроме информационных продуктов и баз данных, сведения об издателях и дистрибьюторах CD-продукции.

Эти издания стали очень важным подспорьем для библиотек в их ориентации в интенсивно развивающемся рынке сидиромов (по данным тех же справочников, в 1986 г. в мире было 48 производителей сидиромов, а в 1992-м – уже 2826; наиболее известные в то время: SilverPlatter Information, CD Plus, Dialog OnDisk, MacMillan New Hedia, ORBIT и другие).

Тогда же начали входить в силу и посредники, активно захватывающие библиотечную сферу: InfoTechnolog Supply, Microinfo, Faxon, Elseo и ряд других

Важной особенностью следует считать тенденцию производителей программного обеспечения для сидиромов создавать «дружественный» и удобный интерфейс, близкий к развитым интерфейсам систем библиотечной автоматизации (наиболее ярким представителем явился WinSpirs – разработка SilverPlatter).

Интересно, что на знаменитых ежегодных выставках Online Information, проходящих в Лондоне и являющихся главным смотром сил в области онлайновых и сидиром-технологий, в 1993–1998 гг. можно было встретить 4–6 российских стендов из многих сотен других, а в 1999–2002-м – только 1–3, и я рад констатировать, что ГПНТБ России с 1993 г. ежегодно является постоянным участником этого форума. Хотя продукция, представляемая в Лондоне российскими производителями, иногда и была востребована, но два барьера – язык и оформление – прочно стояли на пути коммерческого успеха.

Период появления н наибольшего распространения сидиромов на нашем пространстве породил большое число пользователей, среди которых было много библиотек, но не породил конкурентоспособность западным производителям сидиром-продукции. Многочисленные отечественные сидиром-издательства, несмотря па пышные презентации по случаю своего учреждения или выхода в свет первых сидиромов, долго не задерживались на рынке информационных услуг – или срочно перепрофилировались, или бесследно исчезали.

Такова особенность отечественного поля сидиром-продукции. Но есть и другая, очень характерная для наших библиотек: с появлением сидиром-технологии практически все библиотеки стали производителями сидиром-продуктов, и ладно бы для технологических, образовательных или целей страхового копирования – это нужно и правильно, так нет – многие решили удариться в бизнес, и на многочисленных конференциях, выставках, семинарах стали пачками появляться различные сидиромы с различными информационными продуктами, иногда – на английском языке, на таком, знаете, специальном английском – не буду разъяснять. Конечно, это, наверное, правильно, что библиотеки начали заниматься бизнесом. Кстати, сидиром-технологии их сильно подтолкнули к этому, и это еще один плюс сидиромoв. Но с другой стороны, бизнес, информационный или издательско-книготорговый, – это особая ниша, здесь, как нигде, может быть, в смежных с библиотечной деятельностью областях, требуется профессионализм высокого класса. Понятно стремление библиотек заработать деньги, понятно, откуда это стремление, иногда доходящее до маразма, – когда пользователю надо платить, входя в библиотеку, сразу, едва открыв дверь, – словом, как в недавно услышанной мною перефразированной известной сказочке: «Мыш-
ка – за кошку, кошка – за Жучку, Жучка – за внучку, внучка – за бабку, бабка – за дедку, дедка – за репку. Но все – за бабки».

Конечно, необходимость и разумная ограниченность коммерческой деятельности библиотеки, особенно с учетом уже примененного мною «ласкового» термина «выживание», – предмет отдельного рассмотрения. Я же хотел подчеркнуть роль сидиромов в стимулировании такой деятельности в библиотеках.

Безусловно, что сидиром-технологии в 1990-х гг. во многом изменили жизнь библиотек. Читатели получили большую информационную и сервисную свободу; библиотеки смогли внедрить сидиромы в свои текущие технологии. Так, например, на сидиромах стали выпускаться каталоги, библиографические указатели, словари, классификационные системы и рубрикаторы, наконец, программные разработки. К концу 1990-х библиотеки вплотную подошли к созданию собственных электронных библиотек, в том числе и на сидиромах.

Вместе с тем стратегическое планирование в области развития сидиром-технологий, проведенное в конце 1990-х гг. рядом экспертов на Западе, показало бесперспективность их глобального развития, прежде всего из-за ограничения емкости (несмотря на их новых «партнеров» дивидиромы), ограничение скорости доступа и сложности оперативной актуализации. К этому же сроку стало уже окончательно ясно, что спор десятилетия – «онлайн» или «сидиром» – выиграл «онлайн». Только благодаря наступлению эры Интернета.

Продолжение читайте, пожалуйста в следующих номерах