Разговоры
после уроков
Татьяна Назарова
Все кажется так просто и непросто…
Ищи меня сегодня среди морских дорог,
За островами, за большой водою,
За синим перекрестком двенадцати ветров,
За самой ненаглядною зарею…
Ю. Визбор
Вечер пятницы, 22.15. Сижу на кухне с
кружкой крепкого чая. А на «Эхе Москвы» концерт
авторской песни по заявкам. Любимое время,
любимое место, любимая передача.
Помнишь этот город,
вписанный в квадратик неба,
Как белый островок на синем,
И странные углы косые?
Жаль одно – что я там был тогда,
как будто не был…
Помнишь церковь, что легко
взбежала на пригорок
И улеглась на нем свободно,
Отбросив руку с колокольней,
Как лежал бы человек,
Спокойно глядя в небо?
Это Евгений Клячкин, это он про Псков.
Из головы не идет краеведческий номер газеты,
боишься не сказать чего-то самого главного. Да вы
и сами все знаете. У каждого свой краеведческий
опыт. Уместны ли тут рассуждения?
Соловки – невелика крепостица,
Вам молиться бы пока да поститься,
Бить поклоны Богородице-деве, –
Что шумите вы в железе и гневе?
Это из раннего Городницкого. Сколько
всего было перепето у костра. Наши походы, это
ведь тоже краеведение, только мы, кажется, слова
этого не то чтобы не знали, но уж точно – не
произносили. Больше мокли, сохли, мерзли, грелись.
Почему все походы затяжными дождями
оборачиваются? А на Кольский в зимние каникулы –
снегопадом?
Снег, снег, снег, снег,
Снег над палаткой кружится.
Вот и кончается наш краткий ночлег.
Снег, снег, снег, снег
Тихо на тундру ложится,
По берегам замерзающих рек
Снег, снег, снег…
Опять Городницкий…
Я тогда еще не успела побывать в
реальном деревянном Каргополе, но уже полюбила
его до слез, выступающих на потрескавшихся от
студеного ветра щеках. А все благодаря Дмитрию
Сухареву:
Полоскала каргополочка белье.
Стыли руки на морозе у нее.
В полынье вода – не чай,
Припевала невзначай,
Чуть слетала песня та,
Паром таяла у рта.
На Онеге белый снег да белый лед.
Над Онегой белый дым из труб идет.
Дым идет белей белья
Изо всякого жилья,
Изо всякой мастерской
Прямо в небо день-деньской…
На кассетах «Песни нашего века» есть
«Каргополочка», вроде есть и Таруса. А ведь это,
между прочим, стихи Николая Заболоцкого:
А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому сегодня плакать –
Девочке Марусе.
Таруса, реальная, с Паустовским,
Цветаевой, «Тарусскими страницами». Таруса –
столица за 101-м километром.
Опротивели Марусе
Петухи да гуси.
Сколько ходит их в Тарусе,
Господи Исусе!
Сколько безысходности. Сколько ее в
авторской песне?
По Смоленской дороге –
леса, леса, леса.
По Смоленской дороге –
столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую,
как твои глаза,
две холодных звезды голубых
глядят, глядят…
Окуджава. Нет, самая безысходная тоска
у Николая Рубцова (надо бы выяснить, музыка-то
чья):
И вдруг такой повеяло с полей
Тоской любви!
Тоской свиданий кратких!
Я уплывал… все дальше… без оглядки
На мглистый берег юности своей.
Господи, почему у поэтов все как
будто бы предопределено? Николай Рубцов,
Геннадий Шпаликов, Борис Рыжий… Или и впрямь
слово материально? Не могу, не мое. Не за это ценю
я авторскую песню, а за ее чистоту и какую-то даже
безыскусность:
Как два мастера – Данила да Иван –
Во широком поле выбрали курган,
На кургане том фундамент возвели,
Охватив стеной да пядь святой земли…
С. Русаков. Мастера
По-моему, пора расчехлить гитару и
попытаться передать «поколению next» то, что так
самому дорого. Примут ли?
Туман плывет над морем, в душе моей
туман,
Все кажется так просто и не просто.
Держись, моя столица, зеленый океан,
Двенадцать ветров, синий перекресток!
Слушала авторскую песню и
перелистывала сборник «Люди идут по свету» Татьяна
Назарова.
Ноты и тексты высылаются.
|