Картотека
опыта
Татьяна Мельникова
Улицы моего города
– Бабушка, какая это улица? – спросил
ученый.
– Пятисобачий переулок, касатик, пятисобачий.
Г. Шторм. Ход слона
|
С любовью к городу и газетам
Издательского дома
«Первое сентября»
Татьяна Юрьевна Мельникова –
учитель географии,
зав. кафедрой естествознания гимназии № 5
г. Сергиев Посад, Московская область |
Жить трудно. Почему и, особенно, без
чего жить трудно? Мне – без любимых людей и
родных улиц, без двух газет, эпиграфы которых не
дают жить скучно. «Без географии вы нигде». «Не
только вы собрали книги, но и книги собрали вас».
«География» и «Библиотека в школе». (Чуть не
написала «География в Библиотеке». Недурно?!) Но
вернее – География впадает в Библиотеку.
Все так. И даже согласно документу.
Какой документ? – Манифест школьных библиотек.
«Школьные библиотеки предоставляют информации и
идеи…» Вот, собственно, отсюда и надо начинать.
Информация – Газета «Библиотека в
школе», № 12–2002 г. Рубрика «Маленький совет».
«Есть город, который я вижу во сне: Небольшие
дополнения к большой конференции» – так
называется материал. И таблички с названиями
улиц на фотографии. Дело в том, что таблички с
названиями улиц располагались одна над другой:
ул. Суркова, бывшая Школьная, бывший
Гимназический переулок, бывший Благовещенский
переулок.
Все это о Ярославле, в котором
«…несколько табличек с названиями улицы на
одном доме встречались довольно-таки часто. Так,
наверно, и появляется интерес к истории родного
города». И еще цитата: «Новые идеи, особенно
понравившиеся, всегда примеряешь на себя».
Идеи –
(и опять цитата из того же материала) «P. S., или
идея на лето. Можно предложить детям серьезную
работу, а потом, оформив результаты, подать
предложение в мэрию или местный совет депутатов.
Тогда и в нашем городе все названия одной улицы
будут знать не только старожилы и экскурсоводы. А
рядом с названием улицы хорошо бы указать и дату
(в такие-то годы улица носила название…).
Спасибо Ярославлю за идею и совет!»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
реализации инновационного проекта в гимназии № 5
г. Сергиева Посада Московской области «Улицы
моего города»
Если реализацию идеи сложно
объяснить, это плохая идея.
Если реализацию идеи легко объяснить, возможно,
идея хорошая.
Р. Сузи.
Python: Программирование для всех
Этот этап предполагает организацию
работы по изучению старых названий улиц г. Сергиева
Посада, которая направлена на развитие твоческой
личности, позволяя решать педагогам три задачи
одновременно: развитие интереса к истории и
культуре родных мест, самореализации личности и
социализации. При этом сами педагоги и
библиотекари – не сторонние наблюдатели, а
участники общего дела. Сведения, полученные
учащимися и педагогами в результате
сотворчества, могут стать серьезным материалом
для планирующих и исполняющих организаций.
Город
превращается в глазах детей в сложную
природно-техническую систему с устойчивым
технологическим ядром и динамично развивающейся
периферией, поэтому лабораторией для научного
поиска становится окружающий ландшафт, квартал,
район города, его окрестности, т.к. эта
природно-техническая система непрерывно растет
количественно и постоянно изменяется
качественно.
Идея проекта. Восстановление
прежних названий переименованных улиц г.
Сергиева Посада, последующее обращение к
руководству города с предложением о воссоздании
указателей (табличек) старых названий улиц,
переулков и т.д. и даты перемены.
Цели проекта
1. Историко-краеведческое воспитание
учащихся.
2. Патриотическое воспитание.
3. Нравственное воспитание.
Главная задача подготовительного
этапа – приобретение знаний, умений и навыков
учащихся в заинтересовавшей их сфере
деятельности; вовлечение в поисковую,
исследовательскую работу по изучению прошлого г.
Сергиева Посада как можно большее количество
учащихся 5–11-х классов с целью формирования
разновозрастной аудитории, а также
преподавателей гимназии и старожилов города.
Ход работы
Целесообразно провести анкетирование
среди педагогов гимназии № 5 и учащихся 5–11-х
классов.
Предполагаемые вопросы анкеты:
1. Какова историческая летопись смены
названия нашего города?
2. Ваше мнение по поводу смены
нынешнего названия города в будущем: а)
необходима ли? б) произойдет ли? в) как будет
называться наш город?
3. Город – это улицы. Знаете ли вы
прежнее название (названия) улицы, где живете? Где
живут друзья, родственники?
4. Как давно приехала в город ваша
семья? Сколько поколений вы можете назвать?
5. Какая организация в городе
занималась (занимается) переименованием улиц?
6. Какие книги по истории города
издавались в последнее время? Кто автор?
7. Какая организация в городе
занимается картографией города, района?
8. Где можно получить информацию по
интересующим нас вопросам?
9. Какие городские организации
смогут нам помочь в исследовательской работе?
Совместная творческая работа педагогов и
учащихся над реализацией проекта является
важным направлением в педагогической
деятельности, это своего рода педагогика
творчества (т.е. «преподавание» механизма
творческой деятельности; воспитание личности
ребенка, в процессе которого «подпитываются») ее
лучшие качества. Подобная педагогика
сотрудничества позволяет личности включаться в
активное творческое участие в жизни общества на
любом этапе личностного развития, таким образом
происходит процесс социализации личности.
Работа над проектом может стать и практическим
руководством по организации внеклассной работы,
и реальной возможностью для учащихся творчески
применить полученные на уроках знания, навыки и
опыт в практической деятельности в соответствии
со своими личностными качествами, интересами.
Работа по развитию творческих
способностей учащихся предусматривает
постоянный экспериментальный поиск, поэтому
реализация проекта «Улицы моего города»
является составной частью огромной комплексной
программы эколого-краеведческого характера по
созданию своего рода летописи нашего города по
каждому году жизни его населения. После
обработки данных анкетирования следует
предложить учащимся 5–11-х классов выполнение
следующих заданий.
1. Установить взаимодействие со
старожилами города с целью сбора информации о
прежних названиях улиц города Сергиева Посада.
2. Выяснить, какие крупные
краеведческие общества (кроме музея) существуют
в городе?
3. Начать создание карты города, где
будут указаны все ранее существовавшие и ныне
присутствующие названия улиц, переулков,
площадей и т.д.
4. Составить тематику экскурсий по
улицам города.
Предварительная работа может быть
проведена на уроках по различным дисциплинам
(краеведения, биологии, истории, литературы, МХК и
т.д.), классных часах, на занятиях по развитию
творческой деятельности учащихся, на уроках
экологии, природопользования, где возможно
предложить в 5–11-х классах конкретную работу по
реализации проекта «Улицы моего города». Таким
образом, принцип междисциплинарности и
комплексности объясняется интегративным
характером проекта. Личностный принцип
проявляется в учете особенностей школьников
подросткового возраста, реализуется через
систему методов, форм и средств обучения.
Не ставим точку,
или Обращение
к жителям района
«Мы здесь живем, это важно для нас». Это
девиз местной телекомпании «Радонежье» и
лейтмотив обращения главы Сергиевопосадского
района Василия Дмитриевича Гончарова к жителям.
Василий Дмитриевич обращается к жителям
Сергиева Посада и района с конкретным деловым
предложением: принять участие в разработке и
реализации программы обустройства города и
района. «Если население проявит инициативу,
органы местного самоуправления берут на себя
обязательства проанализировать все обращения и
на основе ваших предложений и рекомендаций
сформулировать программу действий».
«Проявляем инициативу!» – постановил
школьный народ. И разработчики проекта из группы
школьников сели писать письмо главе района с
конкретным предложением – восстановить все
названия улиц города и на первом и последних
домах каждой улицы повесить таблички с прежними
названиями, указав годы, в которые так называлась
конкретная улица.
А между тем вносили коррективы в ход
выполнения проекта. Надо дать задание будущим
финансистам (ученикам профильных финансовых
классов) – пусть просчитают во сколько обойдутся
городу новые таблички.
И… начинаем изучать, исследовать
улицы своего города.
Вместо библиографии.
Информация и идеи
В газете «Библиотека в школе», № 2, 3,
6–10–2003 была опубликована «Летопись
Санкт-Петербурга (Петрограда – Ленинграда)» –
автор Аркадий Кузнецов. За фактами и датами стоит
история нашего Отечества. Этот материал может
быть использован самым неожиданным образом…
У вас может возникнуть свой вариант
летописи Северной Пальмиры.
Подобный принцип может быть
использован при подготовке летописи вашего края,
города, поселка, деревни.
А есть еще «Первое сентября», вкладка
«Любимый город» и «География»: что ни номер – то
для нас.
Как будто о моих любимых газетах
сказал Чехов: «Читайте, у меня все написано». H
Фото Марии Дмитриевой
|