Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2003


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 07 (07) · Вкладка в «БШ» № 19 (103) · 1–15 октября 2003 года

Картотека опыта

Татьяна Мельникова

Улицы моего города

– Бабушка, какая это улица? – спросил ученый.
– Пятисобачий переулок, касатик, пятисобачий.

Г. Шторм. Ход слона

С любовью к городу и газетам Издательского дома
«Первое сентября»
Татьяна Юрьевна Мельникова –
учитель географии,
зав. кафедрой естествознания гимназии № 5
г. Сергиев Посад, Московская область

Жить трудно. Почему и, особенно, без чего жить трудно? Мне – без любимых людей и родных улиц, без двух газет, эпиграфы которых не дают жить скучно. «Без географии вы нигде». «Не только вы собрали книги, но и книги собрали вас». «География» и «Библиотека в школе». (Чуть не написала «География в Библиотеке». Недурно?!) Но вернее – География впадает в Библиотеку.

Все так. И даже согласно документу. Какой документ? – Манифест школьных библиотек. «Школьные библиотеки предоставляют информации и идеи…» Вот, собственно, отсюда и надо начинать.

Информация – Газета «Библиотека в школе», № 12–2002 г. Рубрика «Маленький совет». «Есть город, который я вижу во сне: Небольшие дополнения к большой конференции» – так называется материал. И таблички с названиями улиц на фотографии. Дело в том, что таблички с названиями улиц располагались одна над другой: ул. Суркова, бывшая Школьная, бывший Гимназический переулок, бывший Благовещенский переулок.

Все это о Ярославле, в котором «…несколько табличек с названиями улицы на одном доме встречались довольно-таки часто. Так, наверно, и появляется интерес к истории родного города». И еще цитата: «Новые идеи, особенно понравившиеся, всегда примеряешь на себя».

Одна из улиц Сергиева ПосадаИдеи – (и опять цитата из того же материала) «P. S., или идея на лето. Можно предложить детям серьезную работу, а потом, оформив результаты, подать предложение в мэрию или местный совет депутатов. Тогда и в нашем городе все названия одной улицы будут знать не только старожилы и экскурсоводы. А рядом с названием улицы хорошо бы указать и дату (в такие-то годы улица носила название…).

Спасибо Ярославлю за идею и совет!»

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
реализации инновационного проекта в гимназии № 5 г. Сергиева Посада Московской области  «Улицы моего города»

Если реализацию идеи сложно объяснить, это плохая идея.
Если реализацию идеи легко объяснить, возможно, идея хорошая.

Р. Сузи.
Python: Программирование для всех

Этот этап предполагает организацию работы по изучению старых названий улиц г. Сергиева Посада, которая направлена на развитие твоческой личности, позволяя решать педагогам три задачи одновременно: развитие интереса к истории и культуре родных мест, самореализации личности и социализации. При этом сами педагоги и библиотекари – не сторонние наблюдатели, а участники общего дела. Сведения, полученные учащимися и педагогами в результате сотворчества, могут стать серьезным материалом для планирующих и исполняющих организаций.

Шляпа-город работы художницы Марии ДмитриевойГород превращается в глазах детей в сложную природно-техническую систему с устойчивым технологическим ядром и динамично развивающейся периферией, поэтому лабораторией для научного поиска становится окружающий ландшафт, квартал, район города, его окрестности, т.к. эта природно-техническая система непрерывно растет количественно и постоянно изменяется качественно.

Идея проекта. Восстановление прежних названий переименованных улиц г. Сергиева Посада, последующее обращение к руководству города с предложением о воссоздании указателей (табличек) старых названий улиц, переулков и т.д. и даты перемены.

Цели проекта

1. Историко-краеведческое воспитание учащихся.

2. Патриотическое воспитание.

3. Нравственное воспитание.

Главная задача подготовительного этапа – приобретение знаний, умений и навыков учащихся в заинтересовавшей их сфере деятельности; вовлечение в поисковую, исследовательскую работу по изучению прошлого г. Сергиева Посада как можно большее количество учащихся 5–11-х классов с целью формирования разновозрастной аудитории, а также преподавателей гимназии и старожилов города.

Ход работы

Целесообразно провести анкетирование среди педагогов гимназии № 5 и учащихся 5–11-х классов.

Предполагаемые вопросы анкеты:

1. Какова историческая летопись смены названия нашего города?

2. Ваше мнение по поводу смены нынешнего названия города в будущем: а) необходима ли? б) произойдет ли? в) как будет называться наш город?

3. Город – это улицы. Знаете ли вы прежнее название (названия) улицы, где живете? Где живут друзья, родственники?

4. Как давно приехала в город ваша семья? Сколько поколений вы можете назвать?

5. Какая организация в городе занималась (занимается) переименованием улиц?

6. Какие книги по истории города издавались в последнее время? Кто автор?

7. Какая организация в городе занимается картографией города, района?

8. Где можно получить информацию по интересующим нас вопросам?

9. Какие городские организации смогут нам помочь в исследовательской работе?

Совместная творческая работа педагогов и учащихся над реализацией проекта является важным направлением в педагогической деятельности, это своего рода педагогика творчества (т.е. «преподавание» механизма творческой деятельности; воспитание личности ребенка, в процессе которого «подпитываются») ее лучшие качества. Подобная педагогика сотрудничества позволяет личности включаться в активное творческое участие в жизни общества на любом этапе личностного развития, таким образом происходит процесс социализации личности. Работа над проектом может стать и практическим руководством по организации внеклассной работы, и реальной возможностью для учащихся творчески применить полученные на уроках знания, навыки и опыт в практической деятельности в соответствии со своими личностными качествами, интересами.

Работа по развитию творческих способностей учащихся предусматривает постоянный экспериментальный поиск, поэтому реализация проекта «Улицы моего города» является составной частью огромной комплексной программы эколого-краеведческого характера по созданию своего рода летописи нашего города по каждому году жизни его населения. После обработки данных анкетирования следует предложить учащимся 5–11-х классов выполнение следующих заданий.

1. Установить взаимодействие со старожилами города с целью сбора информации о прежних названиях улиц города Сергиева Посада.

2. Выяснить, какие крупные краеведческие общества (кроме музея) существуют в городе?

3. Начать создание карты города, где будут указаны все ранее существовавшие и ныне присутствующие названия улиц, переулков, площадей и т.д.

4. Составить тематику экскурсий по улицам города.

Предварительная работа может быть проведена на уроках по различным дисциплинам (краеведения, биологии, истории, литературы, МХК и т.д.), классных часах, на занятиях по развитию творческой деятельности учащихся, на уроках экологии, природопользования, где возможно предложить в 5–11-х классах конкретную работу по реализации проекта «Улицы моего города». Таким образом, принцип междисциплинарности и комплексности объясняется интегративным характером проекта. Личностный принцип проявляется в учете особенностей школьников подросткового возраста, реализуется через систему методов, форм и средств обучения.

Не ставим точку,
или Обращение
к жителям района

«Мы здесь живем, это важно для нас». Это девиз местной телекомпании «Радонежье» и лейтмотив обращения главы Сергиевопосадского района Василия Дмитриевича Гончарова к жителям. Василий Дмитриевич обращается к жителям Сергиева Посада и района с конкретным деловым предложением: принять участие в разработке и реализации программы обустройства города и района. «Если население проявит инициативу, органы местного самоуправления берут на себя обязательства проанализировать все обращения и на основе ваших предложений и рекомендаций сформулировать программу действий».

«Проявляем инициативу!» – постановил школьный народ. И разработчики проекта из группы школьников сели писать письмо главе района с конкретным предложением – восстановить все названия улиц города и на первом и последних домах каждой улицы повесить таблички с прежними названиями, указав годы, в которые так называлась конкретная улица.

А между тем вносили коррективы в ход выполнения проекта. Надо дать задание будущим финансистам (ученикам профильных финансовых классов) – пусть просчитают во сколько обойдутся городу новые таблички.

И… начинаем изучать, исследовать улицы своего города.

Вместо библиографии.
Информация и идеи

В газете «Библиотека в школе», № 2, 3, 6–10–2003 была опубликована «Летопись Санкт-Петербурга (Петрограда – Ленинграда)» – автор Аркадий Кузнецов. За фактами и датами стоит история нашего Отечества. Этот материал может быть использован самым неожиданным образом…

У вас может возникнуть свой вариант летописи Северной Пальмиры.

Подобный принцип может быть использован при подготовке летописи вашего края, города, поселка, деревни.

А есть еще «Первое сентября», вкладка «Любимый город» и «География»: что ни номер – то для нас.

Как будто о моих любимых газетах сказал Чехов: «Читайте, у меня все написано». H

Фото Марии Дмитриевой