Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2003


КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

Кладезь

Константин Лазаревич

Тема
для настоящего исследования

Краеведение – одна из немногих областей, в которой ученики могут докопаться до чего-то действительно нового. Много интересных идей на эту тему можно найти в публикациях газеты «География»

В школе нынче в моде проекты. Слово употребляют к месту и не к месту, применительно как к действительно новым формам обучения, к которым оно более или менее подходит, так и к обычным, старым приемам. Появился термин «квазиисследовательская деятельность» – под ней понимается работа школьников, напоминающая самостоятельные научные исследования, но отличающаяся от них тем, что полученные результаты новы только для самих учащихся, а для науки ничего нового не дают.

Краеведение – одна из немногих областей, в которой ученики могут докопаться до чего-то действительно нового, отбросить от своих исследований обидную приставку квази-. Много интересных идей на эту тему можно найти в публикациях газеты «География», в частности в учительских разработках, присланных на конкурс «Я иду на урок».

Работа будет по-настоящему интересной, если ее участники предварительно очень подробно ознакомятся с уже проведенными исследованиями. Сейчас издается много литературы по краеведению, и она очень разнообразна. Но есть неопубликованные работы, нужно постараться ознакомиться и с ними. Только будьте очень деликатны при использовании чужих материалов, не забудьте сослаться на авторов – независимо от того, опубликован материал или нет. Знание работ предшественников, во-первых, избавит вас от необходимости открывать уже открытое, во-вторых, покажет, где и что еще неизвестно.

Краеведение – это географическое, историческое, искусствоведческое и любое другое изучение своего края; под краем будем здесь понимать не административную единицу, а местность, где вы живете, независимо от того, взялись вы изучать область, республику, район или только один город, окрестности села. Исследовать природу своего края можно в походах – лучше, конечно, летних. Обращайте внимание на рельеф, на растения, животных. Но не увлекайтесь гербариями и коллекциями насекомых: набрав много экспонатов, можно причинить природе существенный вред, к вам могут попасть редкие и исчезающие виды растений и животных. Интересны могут быть наблюдения за погодными явлениями, особенно за оптическими – гало (белые и радужные), ложные солнца, двойные радуги; иногда северные сияния можно наблюдать далеко от полярных широт.

Иногда на основании опубликованных, казалось бы, известных материалов по истории можно сделать новые обобщения и выводы. Учительница Т.Н.Шарапова из Омской области изучила историю изменений в административно-территориальном делении области и Кормиловского района, где она живет («География» № 37 за 2002 г., с. 19–21; в дальнейшем номер и год будем давать сокращенно: 37/2002). До этого в трех номерах (15, 21, 28/2001) прошла большая работа С.А. Тархова, посвященная эволюции административно-территориального деления России, и между той и другой работами обнаружились некоторые расхождения, что вполне естественно: это то же, что исследование по картам разного масштаба – мелкомасштабные карты дают больший охват территории, на крупномасштабных же изображена меньшая площадь, но гораздо подробнее.

Сделать сколько-нибудь широкие и интересные обобщения о населении и хозяйстве своего края вам вряд ли удастся: придется использовать материалы, уже кем-то обработанные, опубликованные, работа станет все той же квазиисследовательской. Но есть очень хороший опыт изучения того, как перемещение населения в районе, хозяйство города отражаются непосредственно на жизни школы. Учительница О.Н.Крылова провела перепись населения в одной из московских школ (27–28/2003, с. 47–52). Перепись, программа которой значительно отличалась от программы всероссийской переписи, дала интересные социологические результаты. В программу, перечень вопросов переписного листа можно внести дополнения и изменения применительно к местным условиям, только стоит помнить о том, что опрос людей – деликатный вид исследования, об этом напоминает пояснение на с. 53 той же газеты.

Школьная перепись населения

Переписной лист

1. Ваше имя

2. Ваш пол

3. Ваша национальность

4. Какие национальности есть (были) в вашем роду?

1)
2)
3)
4)

5. Ваше место рождения (город)

6. Сколько детей в вашей семье?

7. Ваше вероисповедание

8. Ваше любимое занятие (хобби)

9. Ваш любимый предмет в школе

10. Кем вы хотите стать?

11. Ваше любимое блюдо в нашей столовой

12. Курите ли вы?

13. Ваш цвет глаз

14. Ваш цвет волос

15. Любите ли вы ходить в школу и почему?

16. Что вам не нравится в школе?

М.Н.Иус, учительница из Нижнего Тагила, дала ученикам задание спросить родителей о составе их семей в предшествующих поколениях, о том, кто где работает. Оказалось, что в поколении прабабушек и прадедушек среднее число детей в семье было 5,6 (не надо пугаться дробных чисел – это средние величины; разумеется, ни в одной семье не было 5,6 ребенка), в поколении бабушек и дедушек – 4,3, в поколении родителей – 2,7, наконец, у этих родителей, то есть в поколении нынешних учеников, – по 2 ребенка. Из 483 опрошенных почти 45% работает на Нижнетагильском металлургическом комбинате, на втором месте – образовательные учреждения (почти 11%), далее – от 6 до 0,5% – все прочие. Получилась картина, интересная как для характеристики населения города, так для географии России в целом: резкое падение рождаемости со временем (здесь город не выбивается из общей картины) и значительное (вдвое!) преобладание занятости в производственной сфере, что для страны в целом не характерно, а отмечается только в городах, где лицо города создают гигантские промышленные предприятия.

Близкую по теме работу провела Л.М.Федосеева из Петербурга (47/2002, с. 12); ее ученики тоже выясняли, сколько детей было в разных поколениях в семьях учеников, но, говоря языком географов, она исследовала не только естественное движение населения, но и механическое: предлагалось заглянуть в прошлое настолько далеко, насколько в семьях помнят, и выяснить, кто из прошлых поколений где жил, когда и куда переехал, почему. Более того, был задан вопрос: а каковы твои, ученика, планы, собираешься ли куда-нибудь переезжать, если да, то куда и зачем. Подводя итог, учительница пишет:

«Вокруг столько негативной информации, что человек часто не видит положительного. На последнем уроке в 8-м классе даю летнее задание: «Что хорошего произошло в моей семье, в доме, на улице, в городе за лето, благодаря каким причинам произошло это событие». На первом уроке в 9-м классе идет открытый, доверительный разговор на предложенную тему. Жизнь страны фокусируется в жизни семьи». Таким образом, предлагается ученикам и спрашивается с учеников не только сумма фактов, но и личная эмоциональная оценка, здесь вполне уместная.

Учащиеся – жители одного из районов-новостроек Москвы под руководством учительницы Л.П. Орловой (31/2002) изучили демографическую ситуацию района и спрос на разные специальности на столичном рынке труда. К огорчению многих выяснилось, что специальности, которые многие из них хотели бы выбрать, достаточным спросом не пользуются.

Учительница из Иркутской области Н.С. Маслова провела занятие, посвященное своему селу (11/2002, с. 30–31). В нем приняли участие глава сельской администрации, заведующий паспортным столом, директор школы. Выяснили, кто из живущих в селе приехал недавно, сменив место жительства (таких оказалось довольно много), почему покинул прежнее место, как относятся в селе к вновь прибывшим, как относятся в школе к новым ученикам, в чем возникают у них трудности, как сами они относятся к тем, кто стал их односельчанами. Можно не сомневаться, что такой урок много дал и ученикам из числа коренных жителей села, и вновь прибывшим.

 

Герб города Великие ЛукиЛюбое краеведческое исследование лучше всего завершить обобщающей работой, отчетом, сборником статей. Не нужно включать в него все, что вам известно, – постарайтесь выделить наиболее интересное, главным образом – новое. Исследовать любую территорию можно с самых разных сторон. Отдельные номера «География» посвящала областям, городам, республикам России. Последний такой тематический номер (21/2003) был посвящен Ленинградской области. Вот некоторые темы:

Озерный край у моря (с. 6–9) – о реках и озерах Карельского перешейка, о том, как на глазах последних поколений изменились течение рек, площади озер;

Самая западная тайга страны (с. 10–11) – о лесах области, о том, как они изменяются естественным и искусственным путем;

Герб города ШуяЦентры новой индустриализации (с. 16–17);

Старопромышленные города (с. 18–19);

Проблемные города (с. 20–22) – те, которые утратили свои прежние хозяйственные функции, а новых не приобрели;

Земля, которую не подписывают на картах (с. 26–29) – об истории Карельского перешейка, о том, как политические события в этом районе отразились на составе его населения, на характере расселения.

Герб города МагнитогорскВ каждой области, в каждом районе – свои особенности, брать эти темы за образец для любой территории нельзя; здесь только сказано, как можно показать одни и те же места с разных сторон.

Авторами статей этого номера были петербургские географы, хорошо знающие свою область. Но иногда интересен бывает взгляд со стороны. Один прошлогодний номер (25–26/2002) был целиком посвящен Великому Устюгу – небольшому городу Вологодской области. Там местных авторов нет, все написано гостями города, но их впечатления не отрывочны, город подробно рассмотрен с самых разных точек зрения. Город Ухта в Республике Коми описан автором, прожившим там девять лет и спустя тридцать лет снова посетившим город (22/2001). О Тобольске, бывшей столице всей Сибири, а сейчас – рядовом районном центре Тюменской области, пишут два человека – один родился и вырос там, другой увидел город впервые (44/2001). Если вы будете составлять описание своих родных мест, приведите впечатления приезжих, впервые или после долгого перерыва эти места увидевших, – это хорошо дополнит ваши собственные наблюдения.

Герб города ТомскЕсть ли у вашего города, вашей области герб? Если есть, постарайтесь узнать, давно ли он существует, что изображает. Дайте ему оценку – выразителен ли, хорошо ли построен.

Пожалуй, самые неинтересные – так называемые гласные гербы; на них изображено то, что звучит в названии города: стебли и листья гороха у Гороховца, птица скопа у Скопина и т.д. Тем более что иногда название города трактовалось слишком прямолинейно, исходя из общепринятого понимания слова, а исторические изменения языка не учитывались. Так, «в красном поле три большие лука» у Великих Лук или «железные ломы острыми концами вниз, означающие имя сего города» у Нижнего Ломова (формулировки взяты из старинных описаний гербов) неверны, потому что название Великие Луки идет от слова лука – излучина, изгиб реки, а Нижний Ломов – от старорусского лом – болото, луг с кочкарником и мелколесьем*.

Есть гербы, существовашие в царское время, причем некоторые из них древние; многие старые гербы и их описания приведены в энциклопедии «Города России»**.

У многих городов на гербе – прежде всего то, чем город знаменит. Если город не губернский, то обычно герб разделен на две части, в верхней – герб губернского города, в нижней – собственный. Так, у города Кадникова Вологодской области герб описан следующим образом: «В первой части щита герб Вологодский. Во второй части кадка, наполненная смолою, в серебряном поле, означающая имя сего города, а наполнена смолою для того, что жители сего города и всего уезда оною производят знатный торг». У города Шуи (ныне в Ивановской области, а прежде во Владимирской губернии) – «В верхней части щита герб Владимирский. В нижней – в красном поле брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы»; правда, по рисунку не догадаешься, что это именно мыло, скорее – кирпич.

Очень много гербов создано в советское время. Здесь функциональная составляющая преобладает: шестеренки у городов с машиностроением, нефтяные вышки – у нефтяных, елки – у лесоперерабатывающих, реторты – если промышленность химическая, колосья – у городов в сельскохозяйственных районах. И это несколько однообразно. Но есть замечательные по выразительности: на щите герба Магнитогорска – черный равносторонний треугольник; любой школьник, изучавший географию, сразу скажет, что это месторождение железной руды. Много раз «География» помещала гербы городов и комментировала их (только за восемь месяцев этого года – № 2, 4, 5, 6, 8, 10, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 27–28, 30, 31, 32).

Если у города или области, где вы живете, нет герба, постарайтесь сконструировать его сами; можно предложить его даже для села или поселка. Дайте и описание герба. По традиции герб помещают на щите. При описании герба имейте в виду, что право и лево в гербе меняются местами: на щит смотрят как бы со стороны того, кто держит его перед собой. Герб Томска – «в щите, имеющем зеленое поле, изображена белая лошадь, бегущая в правую сторону»; между тем всякий скажет, что лошадь бежит влево. Поставьте герб перед собой лицом к стоящему напротив человеку – и по отношению к вам лошадь окажется бегущей направо.

Не рекомендуется изображать конкретные здания и другие объекты. Так, не должны красоваться на гербе Парижа Эйфелева башня, а на гербе Петербурга – Медный всадник. Если город основан как крепость, то условный контур крепости с бастионами поместить можно, а какую-нибудь из сохранившихся старинных башен этой крепости – нельзя. Это правило иногда нарушается, особенно в новых гербах, но поощрять нарушения не стоит.

Если получится у вас что-то интересное, если сумеете об этом написать, редакция газеты «География» будет рада напечатать ваши материалы.

______________

* Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь. – М.: Русские словари, 1998. – 372 с.

** Города России: Энциклопедия / Гл. ред. Г.М.Лаппо. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – 559 с.