Истории без обложки
Татьяна Рудишина
Меж Боголюбовым и Затеихой
Путевые топонимические заметки
Помните у Некрасова: Горелово,
Неелово, Неурожайка тож? А у нас в Кинешме своя
присказка была – Салтаниха, Огариха, Горелые
Мысы. Горелых Мысов на карте Ивановской
области я так и не обнаружила, зато с головой
погрузилась в любимое с детства занятие –
разглядывание названий населенных пунктов на
топографической карте. А еще лучше – на
местности – сквозь ветровое стекло
автомобиля, несущегося по городам и весям нашей
необъятной Родины.
Июльский полдень. Вдоль дороги лютуют
синие заросли люпина. Через месяц их сменят
розовые сполохи иван-чая. Говорят, он
разрастается на месте пожарищ и массовых
кровопролитий. Его особенно много на Соловках.
Монах-кресторез выдолбит в деревянном кресте
выемку и вставит туда соловецкий камешек и два
сухоцвета: незабудку – знак Небесной Заступницы
и иван-чай – чтобы помнили о невинноубиенных…
Едешь, думаешь о своем… А мимо – «деревни,
деревни, / деревни с погостами, / как будто на них
вся Россия сошлась»…
Каких только названий не встретишь в
Верхневолжье: Раздирашки, Охлобучкино,
Лежебоково. А есть такие, что без
краеведа-топонимиста не обойтись. Как понять,
откуда взялись Туртапка, Савослейка, Шаранга,
Кстово, Мотызлей? Нехватку знаний с лихвой
заменяют образы-ассоциации, роящиеся вокруг этих
наименований.
«Заповедными и дремучими» муромскими
лесами наш путь лежит из Гусь-Хрустального в
Дивеево. От названий населенных пунктов исходит
дух былинный, посконный, богатырский,
таинственный: Ардатов, Выкса, Шилокша, Воротынец,
Елатьма. Из Карачарова – легендарный Илья
Муромец, из Балахны – исторический Козьма Минин.
Чуть зазевался, свернул ненароком с
основной дороги, тут как тут – Омутищи, Лихая
Пожня, Небылое, Кощеево, Карачун. На проселочных
дорогах все больше майданы1
попадаются (слово-то южное, и что бы ему делать в
Нижнегородском крае?): то Огнев, то Березов, то
Чуварлей, то Полхов Майдан. Перед глазами
незатейливая роспись местных мастеров, а в ушах
– стон: Переведи меня через майдан2… Зов навязчив, настойчив,
комок подступает к горлу, едва сдерживаю слезы…
Переведи меня через майдан… А мимо несется
лубяная, кособокая, щербатая, не то чтобы взвихренная
(по Ремизову), а какая-то встрепанная, но при том
никуда не спешащая, дремотная, очарованная Русь.
Налево – Кафтейка, впереди – Липлейка, а за
спиной – Кочко-Пожарки…
Среди названий исконных, сермяжных,
нет-нет да и попадется нечто
противоестественное. Судите сами: меж
Боголюбовым и Лемешками затесался поселок
городского типа Оргтруд. А Первомайским и
Октябрьским несть числа. Можно встретить даже
Памяти Парижской Коммуны или имени Карла Маркса.
Но, к счастью, это исключения. Чаще слух чаруют
Кольчугино, Ковров, Кулебака, Берендеево,
Судогда. Имена городов и деревень, рек и озер
гудят, звенят, переливаются, похрустывают
запеченной в золе картофельной корочкой.
Проезжаешь в первый раз – не
перестаешь удивляться и умиляться незнакомым
топонимам. А выехал на привычную трассу,
пролегающую по землям бывшей Костромской
губернии, ныне отошедшим к Ивановской области, –
как с родными начинаешь раскланиваться с
молодками и бабешками, старухами и молодухами,
что чудятся в названиях окрестных деревень. Есть
у нас Поспелиха и Затеиха, Мизгириха и
Карабасиха, Плясуниха и Неупокоиха, Ушибиха и
Кошкодариха. Кабаниха тоже имеется. Это у нас, в
Кинешме, «Гроза» разыгралась. Мне и церковь
показывали (там еще недавно мастерская была по
производству панцирных кроватей с
никелированными шишечками, а сейчас опять –
приходской храм). «У нас» – не совсем точно.
Кинешма – родной город моего мужа. За двадцать
пять совместно прожитых лет осознаешь
справедливость пословицы: муж и жена – одна
сатана. Его малая родина стала и моей
землей обетованной, куда едешь забыться,
заблудиться, затеряться. Где все глаза
прождала у калитки баба Маня: когда ж эти
москвичи наконец приедут. На окошке – герань,
в палисаднике – георгин, наизготове – мука,
молоко да яйца. Гости на порог, баба Маня стол
накрывать: яишня с блинам, пирог с грибам, коль
зима – щи зеленые с мясцом, а коли лето – окрошка
с квасцом, чтоб ложка стоят да за ушам трещат!3
Верхневолжье исколесила
Татьяна Рудишина в 1998–2003 гг.
___________
1 Майдан – базар,
базарная площадь.
2 Стихотворение Ю.Мориц,
положенное на музыку С.Никитиным.
3 Местный
исчезающий диалект: во множественном числе
существительных исчезает буква «и», а в
глагольных окончаниях прошедшего времени вместо
«л/ла» появляется «т». |