Недетское
чтение
Наталья Леонидова
Путешествие
как выход из клетки
О статье Натальи Ивановой «Жертва географии»
В журнале «Дружба народов» (2003, № 8)
опубликована статья известного литературного
критика, публициста Натальи Ивановой «Жертва
географии: Русский писатель открывает (и
закрывает) мир». В ней идет речь о «вроде бы
боковой, но ветвистой линии современной русской
словесности. О путешествиях». Эта статья попала в
наше поле зрения, когда готовился краеведческий
номер. В основу статьи положен доклад на
международной конференции «Путь, дорога, тропа»
(Сорбонна, Париж, 21–23 мая 2003 г.). Понимая, что не у
всех есть возможность обратиться к журналу,
приводим выдержки из опубликованной в нем
статьи.
«В жанрах, которые кажутся
маргинальными, часто дремлют архаические силы,
способные со временем существенно обновить,
видоизменить весь литературный пейзаж.
Питательные соки таятся порой не там, где мы ищем,
– а там, где ищем, давно уже веточки завяли, там
сухо и бесплодно, и все на всех похожи, потому что
входят в один формат. Боковые пути? Кроме
путешествий и биографий (включая
псевдобиографии и вообще не обязательно
“замечательных людей”) автобиографии, исповеди
и дневники, заметки по поводу, комментарии... А
путешествие – один из самых гибких и самых
древних жанров. Жанр-донор. Жанр, полный живых
возможностей».
«История путешествий как
литературного жанра – это история приливов и
отливов свободы в России. И – история
становления (и существования) независимой
личности <...> Писательское путешествие – как
литературный жанр – в неволе размножается плохо.
Тем не менее писатель всегда стремится
преодолеть замкнутое пространство, найти выход
из клетки. Таким выходом для Осипа Мандельштама в
начале 30-х стала Армения («Путешествие в
Армению»), для Пастернака – Грузия (цикл
стихотворений «Волны», перевод грузинских
поэтов, «Люди и положения»), для Ахматовой – Азия
(Ташкент в эвакуации). <...> Чем уже пространство
путешествия, тем шире разлет ассоциаций...»
«Путешествие и у Бродского, у Битова, у
Гаврилова, Седаковой, Рыжего, Шварц, Гостевой1 – обернулось 1) открытием
мира; 2) закрытием мира; 3) открытием себя самого.
Свобода позволила автору совершить круг – и
распять себя на кресте испытаний и впечатлений,
для того чтобы найти «Текст-Предел, Текст-Порог,
за которым бьется, шевелится, дышит, сквозит,
опадает и вздымается – Иное...» (А.Гостева). Так
Путешествие, вроде бы такое реальное, вызванное к
жизни вполне реальными поводами, становится
метафорой уникального пути, который проходит
человек, попадающий в “исключительные
положения, каких нет в типической, нормальной,
обычной биографии”. Автогерой проходит через
испытания – страданиями, соблазнами, сомнениями.
Специфический маршрут русского
путешествия – последовательно по поколениям и
по времени написания текстов в девяностые годы –
Запад, Иерусалим, Россия, Восток, Россия.
Повествование о чужом мире при этом – с большей
или меньшей степенью напряженности – внутренне
ориентировано по отношению к центру (Россия).
Странствие становится испытанием.
Автогерой-путешественник сосредоточен не только
на противостоянии своего – другому и на познании
своего через чужое. Из периферийной области
описательного очерка-эссе жанр путешествий
становится полноправной литературной формой.
При этом, казалось бы, дополнительные для жанра
путешествия задачи – философские и
мировоззренческие – становятся главными. В
путешествии возникают провокационные проклятые,
вечные темы: Я, Бог, Жизнь, Инобытие, Текст – а
заграница при этом является предоставленной
областью вненаходимости».
Кстати, именно в этом номере журнала
опубликована повесть Марины Москвиной
«Небесные тихоходы: Путешествие в Индию»2 с рисунками Леонида Тишкова,
художника, осуществлявшего это путешествие на
пару с автором. Марина Москвина многим известна
как хороший современный детский писатель, и в
Индию она как раз отправилась получать
международный диплом Ханса Кристиана Андерсена.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта GoodDays.Ru. Посетив независимый информационный портал о туризме GoodDays.Ru, Вы найдете всю информацию, необходимую чтобы совершить незабываемое путешествие в Париж. К Вашему вниманию описание достопримечательностей, отелей, мест отдыха и развлечений, особенностей культуры и менталитета парижан, и многое другое, что поможет организовать Ваш отдых в любое время года, будь то индивидуальная поездка в Париж зимой, или отдых летом с детьми. Удобная поисковая система, представленная на сайте проекта GoodDays.Ru, поможет быстро найти подходящий тур, купить авиабилет и забронировать номер в отеле.
____________
1 В статье
анализируются «Литературные гастроли» Е.Шварц,
«Путешествие в Тарту и обратно» О.Седаковой,
«Внук 29 апреля» А.Битова, «Путешествие в Стамбул»
И.Бродского, «Берлинская флейта» Анатолия
Гаврилова, «Роттердамский дневник» Б.Рыжего,
«Travel агнец» А.Гостевой и другие тексты.
2 Окончание
повести в журнале № 9. |