Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2003


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Рисунок Леонида ТишковаНедетское чтение

Наталья Леонидова

Путешествие
как выход из клетки

О статье Натальи Ивановой «Жертва географии»

В журнале «Дружба народов» (2003, № 8) опубликована статья известного литературного критика, публициста Натальи Ивановой «Жертва географии: Русский писатель открывает (и закрывает) мир». В ней идет речь о «вроде бы боковой, но ветвистой линии современной русской словесности. О путешествиях». Эта статья попала в наше поле зрения, когда готовился краеведческий номер. В основу статьи положен доклад на международной конференции «Путь, дорога, тропа» (Сорбонна, Париж, 21–23 мая 2003 г.). Понимая, что не у всех есть возможность обратиться к журналу, приводим выдержки из опубликованной в нем статьи.

«В жанрах, которые кажутся маргинальными, часто дремлют архаические силы, способные со временем существенно обновить, видоизменить весь литературный пейзаж. Питательные соки таятся порой не там, где мы ищем, – а там, где ищем, давно уже веточки завяли, там сухо и бесплодно, и все на всех похожи, потому что входят в один формат. Боковые пути? Кроме путешествий и биографий (включая псевдобиографии и вообще не обязательно “замечательных людей”) автобиографии, исповеди и дневники, заметки по поводу, комментарии... А путешествие – один из самых гибких и самых древних жанров. Жанр-донор. Жанр, полный живых возможностей».

«История путешествий как литературного жанра – это история приливов и отливов свободы в России. И – история становления (и существования) независимой личности <...> Писательское путешествие – как литературный жанр – в неволе размножается плохо. Тем не менее писатель всегда стремится преодолеть замкнутое пространство, найти выход из клетки. Таким выходом для Осипа Мандельштама в начале 30-х стала Армения («Путешествие в Армению»), для Пастернака – Грузия (цикл стихотворений «Волны», перевод грузинских поэтов, «Люди и положения»), для Ахматовой – Азия (Ташкент в эвакуации). <...> Чем уже пространство путешествия, тем шире разлет ассоциаций...»

«Путешествие и у Бродского, у Битова, у Гаврилова, Седаковой, Рыжего, Шварц, Гостевой1 – обернулось 1) открытием мира; 2) закрытием мира; 3) открытием себя самого. Свобода позволила автору совершить круг – и распять себя на кресте испытаний и впечатлений, для того чтобы найти «Текст-Предел, Текст-Порог, за которым бьется, шевелится, дышит, сквозит, опадает и вздымается – Иное...» (А.Гостева). Так Путешествие, вроде бы такое реальное, вызванное к жизни вполне реальными поводами, становится метафорой уникального пути, который проходит человек, попадающий в “исключительные положения, каких нет в типической, нормальной, обычной биографии”. Автогерой проходит через испытания – страданиями, соблазнами, сомнениями.

Специфический маршрут русского путешествия – последовательно по поколениям и по времени написания текстов в девяностые годы – Запад, Иерусалим, Россия, Восток, Россия. Повествование о чужом мире при этом – с большей или меньшей степенью напряженности – внутренне ориентировано по отношению к центру (Россия). Странствие становится испытанием. Автогерой-путешественник сосредоточен не только на противостоянии своего – другому и на познании своего через чужое. Из периферийной области описательного очерка-эссе жанр путешествий становится полноправной литературной формой. При этом, казалось бы, дополнительные для жанра путешествия задачи – философские и мировоззренческие – становятся главными. В путешествии возникают провокационные проклятые, вечные темы: Я, Бог, Жизнь, Инобытие, Текст – а заграница при этом является предоставленной областью вненаходимости».

Кстати, именно в этом номере журнала опубликована повесть Марины Москвиной «Небесные тихоходы: Путешествие в Индию»2 с рисунками Леонида Тишкова, художника, осуществлявшего это путешествие на пару с автором. Марина Москвина многим известна как хороший современный детский писатель, и в Индию она как раз отправилась получать международный диплом Ханса Кристиана Андерсена.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта GoodDays.Ru. Посетив независимый информационный портал о туризме GoodDays.Ru, Вы найдете всю информацию, необходимую чтобы совершить незабываемое путешествие в Париж. К Вашему вниманию описание достопримечательностей, отелей, мест отдыха и развлечений, особенностей культуры и менталитета парижан, и многое другое, что поможет организовать Ваш отдых в любое время года, будь то индивидуальная поездка в Париж зимой, или отдых летом с детьми. Удобная поисковая система, представленная на сайте проекта GoodDays.Ru, поможет быстро найти подходящий тур, купить авиабилет и забронировать номер в отеле.

____________

1 В статье анализируются «Литературные гастроли» Е.Шварц, «Путешествие в Тарту и обратно» О.Седаковой, «Внук 29 апреля» А.Битова, «Путешествие в Стамбул» И.Бродского, «Берлинская флейта» Анатолия Гаврилова, «Роттердамский дневник» Б.Рыжего, «Travel агнец» А.Гостевой и другие тексты.

2 Окончание повести в журнале № 9.