Истории без обложки
Татьяна Рудишина
У каждого свой календарь
О краеведческих календарях и летописях
Когда в нашем питерском номере (№2–2003) мы начали публиковать
летопись Санкт-Петербурга, сомнений было много:
будет ли у материала (а он печатался с
продолжением) читатель, как его будут
использовать в работе. И только после первых
положительных откликов переставали мучить себя
вопросом, так как понимали, что материал сам по
себе уникальный, хотя на первый взгляд не вполне
уместный в нашей, библиотечной газете. Лично мои
сомнения окончательно развеялись, когда в
калининградской школьной библиотеке, к опыту
работы которой мы не раз обращаемся в этом
номере, нашему вниманию был предложен
краеведческий календарь Калининграда.
Оттолкнувшись от идеи летописи Санкт-Петербурга,
школьный библиотекарь, а также преподаватель
географии и краеведения Лариса Викторовна
Никитина начала составлять календарь
Калининграда/Кенигсберга, подбирая любопытные
факты из жизни города и его обитателей на каждый
день календаря. Занятие увлекательное, к нему
присоединились и преподаватели, и
старшеклассники.
У каждого города и населенного пункта
может быть свой календарь, во многих небольших
населенных пунктах именно библиотеки берутся за
ведение летописи своего села, деревни, поселка. В
больших городах календари и летописи бывают
изданы типографским способом. Московские
библиотеки могут извлечь любопытные факты из
истории своего города из замечательной книжки
Юрия и Анны Безелянских «Московский календарь:
Девять веков столицы» (М.: Радуга, 2002).
За окном октябрь. А знаете ли вы, что
было в октябре?
1 октября 1554 года. В честь покорения
Казани был заложен собор-памятник близ
Фроловских (ныне Спасских) ворот Кремля. Он
назывался Покровским-на-рву, потому что вдоль
восточной стены Кремля проходил глубокий
каменный ров, наполненный водой. Спустя 5 лет, 1
октября 1559 года, были освящены уже завершенные
восемь башен-церквей, симметрично расположенных
вокруг большой центральной. На церемонии
присутствовал сам царь Иоанн IV Васильевич,
царица Анастасия, царевичи Иоанн и Федор и
множество бояр, «а освящал Макарий митрополит».
6 октября 1624 года. Еще в апреле 1623
года царь Михаил Федорович повелел надстроить
главную башню Московского Кремля – Спасскую –
и разместить в ней часы. Реконструкцию проводил
шотландский «часового и водовзводного дела
мастер Христофер Галовей». Мастер был хорошо
знаком с особенностями русского зодчества:
завершенная высоким шпилем с вызолоченным
двуглавым орлом, ранее приземистая башня
преобразилась, стала стройной и величественной.
В работах принимали участи Уильям Граф и русский
мастер Бажен Огурцов. Вот чего не учли зодчие, так
это особенности русского характера. В нишах
аркады были установлены белокаменные изваяния
обнаженных фигур... Этот оказалось столь
непривычным для москвичей, что указом царя от 6
октября 1624 года все стати пришлось нарядить в
разноцветные кафтаны, срочно сшитые из
английского сукна. Позднее их и вовсе убрали,
чтобы не смущать стеснительных горожан.
7 октября 1812 года. Во время
пребывания французов в Москве в
Отечественную войну Наполеон приказал отыскать
французских артистов, живших в Москве, и велел им
дать несколько спектаклей. Первый спектакль
состоялся 7 октября на Большой Никитской, в
домашнем театре Позднякова. Как отмечает Михаил
Пыляев в «Старой Москве», первый спектакль имел
большой успех. Весь партер был занят солдатами:
заслуженные, с крестами Почетного Легиона,
сидели в первых рядах. Женщин в театре было
немного – несколько оставшихся гувернанток и
модисток с Кузнецкого моста. Наполеон не
удостоил своим присутствием ни одного спектакля.
27 октября 1894 года. Алексеем
Бахрушиным основан театральный музей; здание
для музея построил архитектор Карл Гиппиус.
Фасады этого необычного особняка напоминают
романтические замки английской готики. Музей
носит имя своего основателя.
27 октября 1909 года. Недалеко от
Курского вокзала открыт бронзовый памятник
главному врачу московских тюремных больниц Федору
(Фридриху) Гаазу работы Николая Андреева. На
пьедестале – знаменитый девиз доктора: «Спешите
делать добро».
Каждый из подобных фактов – это
кладезь идей. Вот, например, от памятника доктору
Гаазу – к тому, какие вообще памятники были в
Москве до 1917 года. Кому и за что они ставились?
Какие из них сохранились, какие разрушены, какие
изменились до неузнаваемости? А может быть, от
девиза Гааза – к Виктору Розову, так как одна из
его лучших пьес носит именно это название.
На рисунке «Брюсов календарь»
начала XVIII в.
|