Календарь круглых дат
Мария Порядина
Москва и москвич
Терпеть не могу журналистов.
То есть не журналистов вообще, которые
пишут полезные статьи, адресованные школьным
библиотекарям, – да-да, это удобрение в свой
огород! – а тех репортеров, которые повсюду суют
свои длинные носы, раскапывают какие-то грязные
дела (гордо именуя свое копательство
«журналистским расследованием»), охотятся за
знаменитостями, чтобы поковыряться в их грязном
белье, со всех сторон облизывают «олигархов» и
«террористов», сладострастно перечисляют
подробности скандальных событий, с привычным
пафосом обличают злоупотребления и ежедневно
преподносят плоды своих трудов читателям газет.
Те, о которых с омерзением писала Цветаева: «И
каждый со своей // Газетой – со своей // Экземой...»
...Причем абсолютно уверены, что делают
нужное и полезное дело – собирают и преподносят
своим дорогим читателям информацию.
«Информация» – волшебное слово! Считается
почему-то, что в этой самой информации читатель
постоянно испытывает потребность.
Не-на-вижу!
И сама себе удивляюсь.
Потому что среди газетчиков были поистине
гениальные люди, без которых невозможно
представить себе отечественую историю и
культуру. И среди них первый и замечательнейший
– Владимир Алексеевич Гиляровский. Москвич.
Любимый мой краевед.
Сам-то он с Волги, а москвичом стал в
октябре 1873 года. Впервые приехав в Москву,
шагая во втором часу ночи от Ярославского
вокзала в Лефортово, устроили они с приятелем
экспресс-концерт: закричали «кукареку»,
затявкали по-собачьи – и по всей Басманной, до
самого Разгуляя наслаждались ответным
кукареканьем сбитых с толку петухов и бешеным
лаем обозленных цепных псов. Хулиганы!
Освоившись в Москве, Гиляровский не
остепенился и не переменился. Если писать о нем
стихами, надо рифмовать «Гиляй» и «Разгуляй».
Он был репортер, журналюга, первым
прибегающий к месту убийства или крушения, к
загоревшемуся дому или к началу скачек, –
газетный брехун, рыцарь пера, готовый лезть за
«жареными» фактами хоть в канализационную трубу.
Как всякий порядочный журналист, он не
расставался с карандашом и тетрадью. И еще,
разумеется, с кастетом. Ведь он был специалист
«по пожарам и катастрофам», по чрезвычайным
происшествиям и скандалам, разбирательствам и
«разборкам», особенно вблизи городского дна.
Тогдашние бомжи существенно
отличались от теперешних. Это сейчас их супом не
корми – позволь только дать интервью
хорошенькой тележурналистке. А сто лет назад
избыток сведений, дошедший до власть имущих, мог
представителю дна весьма существенно повредить.
Поэтому пронырливых репортеров низы не жаловали.
Впрочем, и верхи тоже.
А Гиляй-богатырь повсюду, в любом
обществе чувствовал себя как рыба в воде. Причем
довольно энергичная рыба. Не карась-идеалист и не
вяленая вобла...
Если бы Владимир Гиляровский жил
сейчас, он работал бы, скорее всего, на «МК», быть
может – на «Совершенно секретно», не исключено –
на «Экспресс-газету» или иное издание, где под
броскими заголовками красуются фотографии
толстолицых доморощенных «моделей» в дешевых
колготках.
Гадость какая!
И самое прозвище его, под которым знала
его вся Москва: Гиляй или, когда стал постарше,
дядя Гиляй, – кажется чересчур удалым,
легкомысленным и бесшабашным. «Гиль» – было в
ходу такое словечко, по Далю – «вздор, чепуха,
чушь, бессмыслица, нелепица, дичь», а старинное
значение – «смута, мятеж», и еще – «скопище»
(«гилем пришли»).
Проявляя характерную и даже
обязательную для репортера неразборчивость, с
кем только он не тусовался! С актерами и
парикмахерами, художниками и каторжниками,
министрами и гимназистами, купцами и
официантами, бурлаками и библиофилами,
мастеровыми и полицмейстерами, барышнями и
барышниками, шулерами и акушерками. Вздор и
чепуха, смута и мятеж...
Однажды на улице он увидел, как два
мужичка чинят телегу: бородатый дед неуклюже
пытается приподнять ее, чтобы помощник насадил
на ось колесо. Увидев, что дело не ладится,
Гиляровский подбежал, не слишком деликатно
пихнул старика: «Пусти-ка, я помоложе!» –
приподнял телегу, помог насадить колесо и
продолжил свой путь.
Старик этот был граф Лев Николаич, тот
самый, всея Руси. Гиляровский не узнал его: старик
и старик, ну – телегу чинит... Впоследствии,
однако, был принят в доме Толстого и бывал
запросто. Но о первой встрече не напоминал.
Гиляй был щедр на дружбу и оставил
замечательные воспоминания о своих встречах и
беседах с Толстым и Чеховым, Горьким и Короленко,
Глебом Успенским и Валерием Брюсовым...
Великолепны записи Гиляровского – как с
Горьким они лазали по развалинам нижегородского
кремля, фотографировались, стараясь «повиснуть
где-нибудь над пропастью». Как с «Антошей»
Чеховым в Ялте хохотали и, дразня садовника
Бабакая, мечтали посадить на клумбе баобаб,
выписав его через Баб-эль-Мандеб. Как гимназист
Брюсов написал статью о конном спорте...
А до чего колоритны прочие герои
Гиляровского – «зеленые ноги», «пешие стрелки»,
«ночные брокары», «вольный с тигрой» и «костяная
яичница», удивительные люди, всегда готовые
купить «на грош пятаков», «заправить Петра
Кирилыча», понюхать «самтре», сделать «перевод с
арапского» и «примамонтиться», если повезет.
Странно, как это никто не догадался
снять по Гиляровскому сериал. Сколько материала
для игры, для режиссуры!
Кажется иногда: все-то занимался он
какими-то ерундовыми людьми: торговцами,
сапожниками, банщиками, извозчиками, бродягами,
ночлежниками.
Ан глядь – из мелочевки составилась
такая мозаика, что хоть бы ее и на храмовый
фасад...
Работая в газетах, кажется, не решал он
никаких «художественных задач», не страдал над
строчкой. Работая с «горячими» фактами, некогда
страдать – надо поскорее сдавать материал, пока
не остыл.
Но в очерках Гиляровского, написанных
уже задним числом, по накопленным материалам, вся
Москва столетней давности встает и дышит, как
живая.
Разумеется, не стоит верить каждому
слову Гиляровского. Не так уж правдивы, по
большому счету, его чистосердечные
повествования. Лукавит, конечно, автор, кое-что
преувеличивает, что-то заостряет, о чем-то
умалчивает, в общем – подвергает материал
художественной обработке. Читаешь о Касьяне,
хитровском праведнике, – веришь и не веришь. И
один внутренний голос говорит: да ну, все это
мелодрама, не бывает правдивых воров, это
выдумка, – а другой внутренний голос возражает:
ну и что, если выдумка? зато
хорошая.
Художественная убедительность – вот
чего у Гиляровского не отнимешь.
А еще – каким языком пишет этот
репортер, как чувствует и понимает оттенки,
нюансы, как выразительно и любовно изображает
людей, умевших ценить слово! Гиляровский один
может нам объяснить, чем пожарные отличаются от
пожарников, какими грешниками торгуют у
Патриаршего пруда, зачем Елисеевскому
гастроному вход с переулка и почему русский хор
Анны Захаровны пользуется у купцов большей
популярностью, чем цыганский или венгерский.
Богатая, щедрая, пышная, образная речь, меткое и
горячее слово – куда нам до него, эх...
Тень Казака Луганского стоит за его
правым плечом, а за левым – Гоголя.
Казалось бы, его репортажи-однодневки
годились только на то, чтобы развлекалась ими
скучающая публика, охочая до скандальных
разоблачений, в тыща восемьсот... ну ладно,
девятьсот… давно забытом году...
Но выросла из заметок Гиляя целая
школа краеведения, москвоведения. «Трущобные
люди» вошли в школьные учебники. Москвоведение и
Гиляровский – близнецы-братья.
Время от времени публикуя очерки в
периодике, Гиляровский как-то решил собрать их и
выпустить отдельной книгой под названием
«Трущобные люди». Сборник был набран и напечатан,
представлен, как полагается, в цензурный комитет
и немедленно запрещен. Инспекция по делам печати
забрала из типографии весь тираж, еще не
сброшюрованные листы, рассыпала набор.
Сначала Гиляровский пытался подать
прошение о пересмотре дела, затем рванулся было
набить морду цензору – спасибо, друзья
отговорили.
Не пропущенные цензурой издания
сжигали тогда во дворе Сущевской пожарной части.
Случайно узнав, когда будет сожжена его книга,
Гиляровский приехал туда, собрал несколько
уцелевших листков... А впоследствии написал
блестящий очерк «Сожженная книга».
Ирония судьбы в том, что описанное
сожжение оказалось последним. В тот же день вышел
приказ, чтобы запрещенные книги не жечь... а
резать на полосы и продавать на бумажную фабрику.
Давным-давно не жгут в Москве книг, и
только отреставрированная каланча бывшей
Сущевской пожарной части, будто напоминая об
этом, знай себе красуется над каким-то, если
память не изменяет, общественным учреждением.
Говорят, в Москве намерены поставить
памятник Гиляровскому. Это неплохо! Но жаль
будет, если монумент окажется всего лишь местом
возложения официозно-юбилейных венков.
Гораздо важнее бронзовой фигуры –
живая память, ощущение присутствия человека в
городе, москвича в Москве: смотри, какая прелесть,
вот бы Гиляровского сюда!
В каждый бы город такого краеведа, в
каждое село – каким богатым оказалось бы наше
бытие!
Задумаемся об этом в канун юбилея. И
8 декабря отметим 150-летие со дня рождения
Владимира Алексеевича Гиляровского (1853–1935). |