|
|||
Одним из этапов подготовки к конференции «Социокультурная миссия детской библиотеки в сохранении и развитии национальных и семейных традиций» было анкетирование читателей. На вопросы анкеты «История моей семьи в истории нашего края» ответили 165 детей и подростков в возрасте от 9 до 16 лет из 8 городов и районов Калининградской области. Большинство из них (92%) родились на этой земле, здесь же давно живут их родители, бабушки и дедушки.
Знаком ли ты с историей семьи? Да – ответили 95% опрошенных. Нет – твердо считают 2%, а 3% отвечают, что как-то не задумывались и не спрашивали. Возможно, после анкетирования они задумаются над этим вопросом.
От кого узнают об истории семьи? Только 20% – от бабушек-дедушек, мам и пап. Есть ответы – от всех родителей, от всех, кто мне об этом рассказывает. 40% – узнают от бабушек и дедушек. 30% – от мамы и папы. 5% ответили: из книг или от учителей.
Самые неожиданные ответы на вопрос о генеалогическом дереве: 86% сообщают, что у них этого дерева нет. 4% заявляют, что есть с момента их рождения: Да, я знаю. У меня это дерево есть с 1991 года (т.е. с момента рождения) (девочка, 12 лет). Есть ответы: со времен прабабушек есть!, с 1915 года, с XIX века, с XVIII века. Очень трогательно отвечает девочка 14 лет: У меня в саду посадили дерево, когда я родилась, и этому дереву уже 14 лет, как и мне. Еще интересный ответ: К сожалению, нет, а ведь стоит начать (девочка, 15 лет). Около 10% ответов: я этого не знаю, может, и есть, но я об этом – ни сном, ни духом!
Печально выглядит картина взаимоотношений с национальными традициями. 90% ответов нет на вопрос: «Придерживаются ли в вашей семье национальных традиций? Если да, то какой конкретно национальности?» Есть ответы – российской национальности, славянской национальности. Русских традиций придерживаются 7% ответивших. При перечислении национальных праздников, обрядов и традиций ребята чаще всего называют религиозные – 81% или календарные. Только единицы упоминают обряды, связанные со свадьбами, рождением ребенка.
На вопрос о желании научиться народным ремеслам 85% ответили отрицательно, 2% с гордостью сообщили о том, что умеют вязать, вышивать (девочка, 16 лет), расписывать по дереву (девочка, 13 лет). Около 10% проявили интерес к приобретению навыков в плетении кружев (девочка, 11 лет), лепке глиняных горшков (девочка, 15 лет), плетении из бересты (девочка, 16 лет), плетении из лозы (девочка, 10 лет), плетении лаптей (мальчик, 13 лет), резьбе по дереву (девочка, 12 лет). Среди ответов на вопрос о ремеслах был и такой – хочу научиться пению народных песен, частушек (девочка, 14 лет).
Радуют ответы на вопрос: «Знаком ли ты с историей нашей области?» 98% анкетируемых ответили: да, частично, в рамках учебной программы. Но вот на вопрос «Каким образом ты с ней познакомился? большинство ответов – на уроках в школе и читая книги. К сожалению, ответ по рассказам родных встречается гораздо реже. И некоторые рядом с ответом дописывают сожаление, что почти не имеют возможности путешествовать по области. Почти не встречается ответ – слышал от родных и друзей. Интереснейшие ответы на вопрос: «Что тебе нравится в истории области?» – Наверное, ее необычность, отличная от других городов и стран. Она, как маленький мир, со своими особенностями, с некой загадочностью. Она дарит вдохновение и навевает романтику (девочка, 15 лет). – Ее героическое прошлое (девочка, 16 лет). – Первые заселения. Это ужасно интересно знать, как жили первые переселенцы, каков был быт, культура и прочее (девочка, 16 лет). – Величественно прошла войну (мальчик, 16 лет). – То, что наш край особенно красив. Мы выиграли войну и не отдали её немцам (девочка, 13 лет). Около 80% ответов: нравится все, много чего, практически все! Особо следует отметить, что ребятам нравятся древние памятники архитектуры, история рыцарей, история военных сражений на этой земле, древняя и пестрая история земли.
А вот ответы на вопрос «Что не нравится?» достаточно жесткие: – Многочисленные войны за эту территорию (девочка, 14 лет). – Жажда к деньгам (мальчик, 12 лет). – Что не ценят памятники истории нашего края (девочка, 10 лет). – Когда не ухаживают за областью (девочка, 13 лет). – Разрушение россиянами немецких построек (девочка, 16 лет). – Время полного развала хозяйства.
Люди стали жить бедно, их жизненный уровень,
интересы, перечень занятостей резко снизился.
Резко снизилась подвижность населения, куда-то
выехать теперь проблема (девочка,
Не случайно в анкете присутствует вопрос: «Хотел бы ты, когда вырастешь, остаться здесь? Почему?» 70% ответов – да, конечно, это моя Родина; здесь красиво и спокойно; да, я в ней вырос; да, здесь есть море; да, просто мне здесь нравится! 15% ответили нет. И здесь ответы от романтических – хочу повидать новые места; хочу побывать в Нью-Йорке; хочу жить во Франции… до трагических: – Здесь трудно найти подходящую работу (девочка, 15 лет). – Нет возможности поступить в университет своими силами (девочка, 14 лет). – За границей больше шансов выжить (девочка, 13 лет). – Потому что мы далеко от самой страны (девочка, 13 лет).
На вопрос «Хотят ли родные, чтобы Вы остались жить на этой земле?» ребята в основном ответили неопределенно – наверное, да. Только очень немногие знают мнение родителей на этот счет.
Среди мест, которые любят посещать семьями, чаще всего упоминается море. Реже – музеи, совсем нечасто – театры, концерты. Следует отметить, что дети добавляют от себя в пункте что-то другое: место, где больше всего любит бывать семья, – это магазины. Вопрос, выявивший отношение детей к сегодняшнему положению дел в Калининградской области: «Что нужно сделать, чтобы ребятам еще больше нравилось жить в нашей области?» – Нужно ухаживать за ней и любить её. И тогда всем понравится жить в нашей Калининградской области (девочка, 13 лет). – Здесь очень маленькая возможность реализовать себя, пробиться в творчестве. И нам надо обязательно дать эту возможность. У нас масса талантов!!! Но им надо помочь! (девочка, 16 лет). – Предоставить больше мест (рабочих), снизить плату в учебных заведениях (девочка, 16 лет). – Привести в порядок внешний вид поселка, сделать дороги, покрасить объекты (магазины, дома), расположенные вблизи дороги (хотя бы); ускорить восстановление памятников; увеличить число культурных мероприятий: детям – детские площадки, взрослым – кафе, организовать выставки; для подростков – специальные дорожки для велосипедистов… (девочка, 15 лет). – Дать им возможность общаться со сверстниками из Центральной России (девочка, 16 лет). – Дать возможность учиться, развлекаться, подобрать всех бездомных животных и восстановить наш парк (девочка, 14 лет). – Сделать доступными по деньгам посещение музеев, театров, кино (девочка, 13 лет). – Мне в нашей области все нравится. Но для ребят, которым негде жить, надо построить (если это возможно) еще детские дома, приюты и интернаты (девочка, 12 лет). – Очень все дорого, даже на Куршской косе дорого отдыхать. Ездить в автобусах, поезде и другом транспорте тоже дорого (девочка, 12 лет). – Сделать все сладости очень дешевыми. В каждом дворе поставить качели, песочницу и все такое (девочка, 14 лет). – У нас очень мало детских площадок, хотелось бы, чтобы у нас появились бассейны, еще чтобы Дом культуры работал хотя бы с 18.00, чтобы больше внимания уделяли талантливым детям, у кого отличный голос и т.д. И еще, пожалуйста, прочистите речку, а то негде плавать (девочка, 15 лет). – Накупить в библиотеку побольше
книг о химических, физических, астрономических
опытах (мальчик, – Обустроить им счастливое будущее (девочка, 14 лет). – Научить их уважать нашу Родину (девочка, 13 лет). – Ничего, здесь и так хорошо! (мальчик, 17 лет). – Делать ничего не надо, они сами должны понимать, что это их город, они должны любить его. Это дело каждого (девочка, 15 лет).
Ответы на наши вопросы дают интереснейшую возможность узнать, что думают дети о семейных и национальных традициях, и учесть их пожелания при планировании работы по семейному чтению, краеведению, при координации работы библиотек со школами и всеми организациями, работающими с детьми. Не менее важно, что с материалами анкетирования будут ознакомлены главы администраций тех городов и районов, которые представили материалы. |