Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №19/2003

Издательский дом

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 19 (31) · Вкладка в «БШ» № 19 (103) · 1–15 октября 2003 года

Час тихого чтения

Совместный проект с газетой

Ксения Молдавская

Осторожно!
Книга по соцзаказу!

Ксения Александровна Молдавская
ведущая полосы «Детлит»
газеты «Книжное обозрение»

специально для «Библиотеки в школе»

Сказать по правде, я не знаю более благодатного поля для самых бессовестных спекуляций, чем соцзаказ. Соцзаказом и суровой необходимостью можно объяснить самые отвратительные вещи – так издавна ведется.

И ведь в чем ужас: чем дольше я живу, тем больше нахожу подтверждений высказанному в предыдущем абзаце утверждению. Вот и минувшее лето вновь подкрепило мою уверенность в аморальности происходящего под флагом соцзаказа.

Летом в «Олмо-пресс» вышла «Моя первая книга о России» Татьяны Коти. Массированная пиарная компания началась немедленно. Авторша поехала со своим творением по городам и весям, встречаясь с детьми. Она баюкала их своим бархатным голосом, читала им отрывки из книжки, объясняла, почему это хорошо. Потом состоялась презентация книги. И не где-нибудь, а в Российском фонде культуры. Дальше, судя по всему, будет больше. На сентябрьской книжной ярмарке Коти поделилась радостью: у нее еще восемь книг к началу учебного года вышли.

Через полгода-год из своеобразного артефакта в мире детской литературы Т.Коти, пожалуй, превратится в признанную писательницу, автора нужных и востребованных книг, к которому всегда можно обратиться за дешевым патриотическим воспитанием. Любовь Татьяны Коти к родине, будучи растиражированной, окажется и востребованной. Причем – и в этом особый цинизм и ужас ситуации – даже не родителями, пополняющими книжную полку любимого чада, а родителями, желающими сделать подарок детскому саду, воспитателями и методистами детских садов, учителями начальной школы. А что? Книжки большие, яркие, называются правильно, имеют правильное содержание – замечательный материал для занятий с классом или группой. И вот уже вы с ужасом прислушиваетесь, как ваш собственный ребенок зубрит к уроку: Любовь к земле родится в сердце / И расцветает, как цветок.

Татьяна Коти утверждает, что свою «Первую книгу о России» она писала долгие годы. Жила этой книгой, с непониманием редакторов боролась. Потом, видать, редакторы устали, да и соцзаказ подоспел. В результате вышла книжка, поражающая воображение. Дубиной. Наотмашь. Родина моя – бескрайняя Россия, / И Сибирь, и Волга, и Урал… / Все места для русского святые, / Где бы ты в России не бывал.

Такими вот …э-э-э-э… рифмованными строками открывается книга. И это только начало. Дальше – не легче:

Как над полем Куликовым / Зори алые встают, / Как над полем Куликовым / Даже птицы не поют!

Чувствуется глубокое знакомство автора с фольклором. Кто ж не вспомнит при чтении сих строк известную народную песню о Куликовской битве: «Как на поле Куликовом раскричались кулики, / И в порядке бестолковом вышли русские полки». Знакомство с историей, видимо, столь же глубоко: «При ней (Екатерине II – К.М.) процветали наука и литература. В 1755 году был открыт первый русский университет в Москве. Поэтому время, в которое царствовала Екатерина Великая, называют “Веком просвещения”». Самое удивительное в приведенной цитате то, что абзацем выше прописаны годы царствования Екатерины: 1762–1796.

Перечислять все ошибки и огрехи книжки можно бесконечно: здесь и декабристы, мечтавшие свергнуть царя, и написанное с ошибкой название города: «Залесский Переславль», и стремление зарифмовать пресловутый «Переславль» с «Ярославлем», и прочувствованные вирши Мне на тебя не наглядеться, / Пока дышу, пока живу. / Любовь к земле родится в сердце, / Как тонкий стебель на ветру, и многое другое.

Отдельно хотелось бы сказать и об оформлении книги. Такого махрового соцреализма, какой наваяли художники Ю.Левиновский и А.Саморезов, я не видела, пожалуй, со времен пионерского детства, пришедшегося на семидесятые годы. Ракеты на фоне флагов, дебильные рожицы непропорциональных короткоруких человечков, свергающий самодержавие большевик, которому только выставленного среднего пальца на выкинутой вперед руке не хватает, курская игрушка под указателем «дымковская»… Конечно, в этом есть определенная гармония: как написано, так и нарисовано. Можно даже предположить со стороны художников эдакий политический манифест: мол, степень ужасности наших картинок вполне соответствует степени ужаса, испытанного нами при прочтении текстов. Только вот не верится мне почему-то в такую гражданскую позицию авторов иллюстраций. Потому что подобная работа, в первую очередь, лишает художника самоуважения. Если оно, конечно, когда-нибудь было.

«Моя первая книга о России» ужасающе оформлена, отвратительно написана, безграмотна. Она порочна от первой до последней страницы обложки.

Библиография

Татьяна Назарова

Краеведение в томах конференций:

Обзор материалов краеведческих конференций
последних пяти лет.

В последние годы в ходе поиска национальной идеи и самоидентификации библиотеки России (чаще публичные) проводили научно-практические конференции по краеведению. Краеведческие секции работали на всероссийских и международных библиотечных форумах. С материалами некоторых из них предлагаем вам ознакомиться.

Краеведческие вопросы освещаются в информационных бюллетенях РБА:

Балацкая Н.М., Маслова А.М. О задачах и направлениях работы секции «Краеведение в современных библиотеках» // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №22. С. 247–254.

Обзор краеведческой деятельности библиотек и планов секции. Самая крупная задача секции – постоянный анализ состояния краеведческой деятельности, выявление наиболее неблагополучных ее участков и острых проблем и содействие их решению. Самостоятельная и весьма важная задача – повышение квалификации сотрудников краеведческих подразделений. Секция будет поддерживать успешно развивающиеся направления работы, такие, как распространение краеведческих знаний и научных исследований, сбор неопубликованных краеведческих материалов, «устной истории» и т.п.

Балацкая Н.М., Маслова А.Н. Секция «Краеведение в современных условиях» // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №20. С. 35–38.

23 мая 2001 года в Саратовской областной универсальной научной библиотеке состоялось первое (организационное) заседание секции «Краеведение в современных условиях».

Бондаренко Л.И. Школьные библиотеки и краеведение // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №21. С. 230–234.

Обзор краеведческой деятельности школьных библиотек Санкт-Петербурга и Ленинградской области по следующим основным направлениям: формирование фонда документов по краеведению; создание СБА; популяризация знаний о крае; исследовательская работа.

Гридчина Ю.В. Комплексное решение проблем обеспечения сохранности и доступности краеведческих изданий в ОУНБ: подходы и решения // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2003. №24. С. 175–176.

Гридчина Ю.В. Корпоративность в краеведческой деятельности библиотек // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №22. С. 254–257.

Капишникова А.П. Формирование информационно-коммуникативного пространства по краеведению и истории в детских библиотеках Нижегородской области // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №23. С. 73–75.

Поддержка в ребенке веры в достойное будущее – одна из основополагающих идей детской библиотеки. Она – как хранитель духовного потенциала нации, культурного наследия – способна в процессе своей просветительской деятельности стимулировать развитие патриотического сознания детей и подростков.

Макарова Н.Н. Информационное обеспечение краеведения: проблемы и перспективы // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2003. №24. С. 179–180.

Молева Т.Н. Краеведческая библиография в Саратове. Основные этапы развития // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №22. С. 257–271.

Толкунова В.Г. Современные библиографические издания как средство обеспечения доступа к краеведческой информации (Из опыта работы Владимирской ОУНБ им. М.Горького) // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2003. №24. С. 176–178.

Тропичева Е.И. Электронный сводный корпоративный краеведческий каталог «Русский Север»: проблемы и перспективы // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №22. С. 271–274.

Фефелова Н. Российское краеведение в контексте времени // Информационный бюллетень РБА. СПб. 2002. №23. С. 95–96.

3–4 октября 2001 г. в Красноярске в Государственной универсальной научной библиотеке прошла всероссийская научно-практическая конференция «Российское краеведение в контексте времени».

* * *

В рамках Международной крымской конференции «Крым» ежегодно проходит семинар «Библиотека, муниципальная и краеведческая информация». Краеведческая деятельность рассматривается в контексте взаимодействия библиотеки с местной властью, местным самоуправлением, информационных технологий.

«Крым 1998»

Куликова О.Ю., Кожанова Н.И. Особенности краеведческой деятельности библиотеки в современных условиях // Библиотека и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Т. 2. Материалы конф. М.: ГПНТБ России, 1998. С. 692–694.

«Крым 2000»

Богза Н.Ф. Создание электронных библиографических указателей – перспективное направление раскрытия краеведческих фондов // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Труды конф. Т. 2. М.: ГПНТБ России, 2000. С. 238–240.

Егорова Н.А. Торопецкая библиотека – центр информации по краеведению // Там же. С. 257–258.

Любчик В.А. Работа Бологовской центральной библиотеки по программе «Провинциальная культура: знать, помнить, сохранять» // Особенности краеведческой деятельности библиотеки в современных условиях // Там же. С. 249–250.

Мангутова С.Д.,Минц Н.Н. Пути формирования информационно-поисковых систем по краеведению: на примере ИПС «Санкт-Петербург» // Там же. С. 254–256.

Михнова И.Б. Краеведение и местное самоуправление. Информационный и управленческий аспект // Там же. С. 229–231.

Доклад посвящен соотношению двух актуальных проблем работы публичных библиотек России: информационному краеведению и информационной поддержке местного самоуправления. В докладе обосновывается различие между этими направлениями. Краеведение ориентировано на историко-культурный аспект жизни местного сообщества, его социальная доминанта – формирование патриотизма, любви к малой родине. Цель местного самоуправления – содействие построению гражданского общества, его информационной открытости. Различные подходы к данным аспектам работы библиотеки диктуют соответствующие управленческие решения, определяющие направленность, глубину, качество и оперативность информационного обслуживания пользователей. Данные положения раскрываются на материале работы Экскурсионно-краеведческой информационной службы для населения ЦБС «Киевская» (Москва).

Пронина Л.А. Областная библиотека – центр краеведческой информации // Там же. С. 245–248.

«Крым 2001»

Гридчина Ю.В. Стратегия перемен краеведческой деятельности областных библиотек в условиях новых информационных технологий // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Труды конф. Т. 2. М.: ГПНТБ России, 2001. С. 957–960.

Кокунько О.П. Информационное обеспечение образовательного процесса в области краеведения: опыт и перспективы // Там же. С. 971–974.

«Крым 2002»

Налетова И.В. Использование традиционных и современных технологий в предоставлении краеведческой информации // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Труды конф. Т. 2. М.: ГПНТБ России, 2002. С. 904–907.

«Крым 2003»

Алимова Л.В. Информационная экскурсионно-краеведческая служба как полифункциональное подразделение библиотеки // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Труды конф. Т. 3. М.: ГПНТБ России, 2003. С. 1065–1068.

Гордиенко Н.А. Использование современных технологий для информационного обеспечения местного сообщества // Там же. С. 1078–1081.

Дианова Л.Е., Семенова И.В. Библиотечно-информационный центр муниципального образования «Выборгский район Ленинградской области», муниципальная и краеведческая информация // Там же. С. 1071–1076.

Кокунько О.П., Чубур А.А. Информационные цифровые технологии в работе Брянской областной библиотеки: поиски оптимальных путей в создании краеведческих ресурсов // Там же. С. 1081–1083.

Николаева Н.И., Приходько Л.Р. Муниципальная библиотека и краеведческая работа // Там же. С. 1068–1070.

Пермякова С.А., Воробьева Т.В. Особенности краеведческой работы маленькой провинциальной библиотеки // Там же. С. 1076–1078.

* * *

Государственная республиканская детская библиотека выпустила информационно-аналитический сборник:

Краеведческая деятельность детских библиотек России / Мин-во культуры РФ, РГДБ. М.: РГДБ, 2002. (Что? Где? Как? Вып. 9)

В сборнике дана характеристика краеведческого фонда и справочного аппарата, обзор краеведческих программ, клубной деятельности, анализируется методическая и исследовательская работа в области краеведения.

* * *

Детская библиотека и сохранение национального культурного наследия края: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (доклады, сообщения). Н. Новгород: Нижегород. гос. обл. дет. б-ка, 2001. 184 с.

В центре внимания конференции были следующие темы:

– формирование патриотического сознания детей и подростков: роль детской книги и детского чтения;

– осмысление роли исторической литературы в развитии патриотизма как нравственной ценности;

– культурные духовные центры российской провинции: приобщение нового поколения к национальному наследию;

– «Мой дом – мой мир»: пробуждение у детей и подростков чувства родины в процессе изучения традиционной культуры;

– «Краса ненаглядная»: детская библиотека и художественно-эстетическая традиция: фольклор, народные промыслы;

– «Имя на карте России»: формирование национальной гордости и гражданского мироощущения у юных читателей на примере жизни и деятельности знаменитых соотечественников;

– образы родины: литературное краеведение в системе образования и воспитания личности. H

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные за последние две недели

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Адамский А. Единый экзамен для правительства. № 61–2003, с. 1.

Четыре вопроса четырем министрам.

Довженко Н. «Уж не приписки ли это?» № 61–2003, с. 2.

Министр МЧС не поверил рапортам о готовности школ к учебному году.

Кондаков А., Кириллова С. «Временных стандартов не бывает». № 61–2003, с. 1, 3.

Беседа с генеральным директором издательства «Просвещение».

Адамский А. Образование становится доходной отраслью.
№ 62–2003, с. 1.

В чем причина школьной нищеты? Кто ответит?

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА

Лобок А. Большая программная несовместимость. № 61–2003, с. 4.

Почему компьютер в школе работает с КПД паровоза.

Корсунова О. Как нам обустроить компьютерный мир? № 61–2003, с. 4.

Техника вроде бы в школах появляется, программы для нее создаются. Но все равно не хватает чего-то самого главного. Чего же именно? Попробуем вместе ответить на этот вопрос

Кириллова С. Пять учебников на один дамский роман. № 63–2003, с. 1, 2.

Почему российские издатели предпочитают выпускать учебную литературу.

ФИЛОСОФИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ

Лобок А. Мне грустно, или Чего не хватает человеку в 15 лет? № 62–2003, с. 3.

Тексты, начинающиеся со слов «Мне грустно...» и «Мне не хватает...». Простые начала, за которыми мир переживаний и напряжений тех, кто пошел в школу в начале 90-х, и чьи школьные годы пришлись на один из самых драматичных периодов нашей истории.

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Яковлева Е., Калинина Г. В лаборатории одаренности танцуют смех и рисуют печаль. № 61–2003, с. 7.

Доктор психологических наук, профессор Е.Яковлева разработала новаторскую программу развития творческого потенциала личности и получила за нее Государственную премию. Потому что до Яковлевой так на проблему одаренности не смотрел никто.

УРОКИ ЧТЕНИЯ

Витковский А. Ключи от грамотности. № 64–2003, с. 2.

Найдут ли их российские педагоги?

Лобок А. Искусство читать неправильно. № 64–2003, с. 2.

Чем человеческое чтение отличается от машинного.

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Лебедев С. Асфиксия. № 65–2003, с. 2.

Пятого сентября в поселке Пионерский Советского района (ХМАО) округа во время военных сборов погиб школьник, ученик 11-го класса Саша Бочанов. Но в Пионерском слишком многие знают, что произошло на самом деле...

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Хоменко И. Если business, то не women? По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru. № 62–2003, с. 4.

Самостоятельные женщины, чего-то добившиеся в профессии, возвращение на кухню считают абсолютно неприемлемым. А вот те, кто не может себя реализовать, приходят к выводу, что больше принесут пользы дома.

Кашина Н. Очень друг друга любят. Особенно если живут в разных комнатах. № 64–2003, с. 4.

Нужны ребенку братья и сестры, чем больше, тем лучше! Нужны самые разные конфликты между ними – это школа жизни.

Хоменко И. Три школьных кризиса. № 66–2003, с. 8.

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую. Обычно основное внимание уделяется первоклашкам, однако нам представляется важным поговорить обо всех.

ПРИРОДА ШКОЛЫ

Адамский М.Я. Как полюбить Коменского? № 65–2003, с. 3.

Питерские учителя творчески развивают принципы Великой дидактики.

Громовой В. Чего не должен бояться директор. № 65–2003, с. 3.

Десять советов, как перейти от выживания к полнокровной школьной жизни.

НАШИ ДЕТИ

Мейлахс П. Войну с наркотиками выиграть можно. № 65–2003, с. 65.

Правда, для этого придется пожертвовать гражданскими свободами. Но нужна ли обществу победа такой ценой?

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладки)

Любимый город. № 26. Мясницкая. № 62–2003, с. 1–4.

Документы. № 97. № 64–2003, с. 1–8.

Учебники. № 67. № 66–2003, с. 1–4.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Знаменская Ю. Важные мелочи трудной встречи: Первое родительское собрание. «Библиотека в школе», № 17–2003, с. 19–21.

Примерный план проведения родительского собрания в начале учебного года и некоторые советы.

Хоменко И. Три школьных кризиса. «Первое сентября», № 66–2003, с. 8.

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения. На что нужно обратить внимание родителям в это время?

Андропова М. и др. Режим младшего школьника. «Здоровье детей», № 17–2003, с. 20–21; № 18–2003, с. 18–19.

Кравцова М. Почему дети лгут? «Школьный психолог», № 33–2003, с. 12–13; № 34–2003, с. 7.

Детская ложь – это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. Как реагировать на обман.

Матвеева М. Синдром отличника. «Здоровье детей», № 17–2003, с. 10–11.

Каждый день мы наставляем детей учиться как можно лучше.
А может пойти другим путем? Может, помочь им выбрать цель, не держать их за руки, когда они пробуют то одно дело, то другое, не отговаривать, когда они хотят рискнуть?

Амонашвили Ш. Письма к дочери. «Библиотека в школе»,
№ 17–2003, с. 44–46.

Письмо девятое. «Огорченье – горе сеть…».

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Пеньевская И. Планета моего класса: Адаптационная трехэтапная игра для пятиклассников (по методу создания проекта). «Школьный психолог», № 34–2002, с. 16; № 35–2033, с. 24.

Порядина М. Мафия бессмертна! «Библиотека в школе»,
№ 17–2003, с. 22, 43.

Новый вариант игры для старшеклассников. (Игра для детей и взрослых «Мафия – это не так уж вредно» была опубликована в газете «Библиотека в школе», № 12–2003, с. 21–22).

Уроки здоровья. «Начальная школа», № 33–2003, с. 5–12.

Уроков здоровья в школе нет. Этой теме можно посвятить внеклассное мероприятие или поговорить на других уроках. Подборка материалов.

Шешуков С., Ситникова В. Два демона. «Искусство», № 17–2003, с. 4.

«Демон» Лермонтова и «Демон» Врубеля. Сценарий урока может пригодиться при подготовке классного часа.

ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ

Семенок В. Секреты бесконфликтного взаимодействия: Работа психолога с родителями. «Школьный психолог», № 33–2003, с. 10.

Семинар для классных руководителей.

Ольга Шевнина. Откровенный разговор: Смерть как тяжелое жизненное переживание и как экзистенциальная проблема. «Школьный психолог», № 35–2003, с. 8, 17.

Стоит ли говорить со старшеклассниками на такую тему, как смерть! Следует ли это делать на уроках психологии? Зачем это нужно?

Вачков И. На чужой территории?: Сказкотерапия как метод психологической работы в школе. «Школьный психолог», № 33–2003, с. 7.

Громова Т. Разноцветная звезда: Особенности психологической работы со сказками для детей 3–9 лет. «Школьный психолог», № 33–2003, с. 8–9.

ПОДРОСТОК

Куприянов А. «Все мы – против наркотиков!» «Здоровье детей», № 18–2003, с. 21.

Московское областное отделение Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом создает добровольные молодежные дружины.

Имя беды – наркотики: Анонимное общество страдающих родителей [Заголовок тематической полосы]. «Первое сентября», № 65–2003, с. 7.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Похлебин В. «Выверен старый компас». Об организации семейного туризма. «Спорт в школе», № 17–2003, с. 9–16.

План учебно-тренировочных занятий «Ликтурбез» (ликвидация туристической безграмотности). Заповеди юного туриста-краеведа.

ПРОБЛЕМА

Ступницкая М. и др. Оценка без стресса: новый старый подход. «Здоровье детей», № 17–2003, с. 18–19.

О методе критериального оценивания.

Соколова Е., Витковский А. Александр Петрынин: Трудных детей нет, есть дети, которым трудно. «Управление школой», № 33–2003, с. 13.

Центр Александра Петрынина возвращает детям способность жить свободно. Каждый ли может стать педагогом улицы?

Зубакин В. Чужая беда? «Здоровье детей», № 18–2003, с. 20–21.

О международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ

Таточенко В. Болезни крови. № 14–2003, с. 4; № 15–2003, с. 4–5; № 16–2003, с. 4–5.

Лечение и профилактика дефицитных анемий и других заболеваний крови.

Таточенко В. Ожирение. № 17–2003, с. 4–5.

Как оценить степень ожирения.

ОПАСНОСТЬ

Стрельцова В. Будем знать – не придется страдать. № 14-2003, с. 16–18.

Кто из обитателей огромного растительного мира друг, а кого стоит опасаться.

Матвеева М. В погоне за эрзац-счастьем. № 15–2003, с. 12-13.

Как воспитать ребенка, чтобы у него не было потребности прибегать к наркотикам.

Максимова В. «Минздрав предупреждает….». № 16–2003, с. 16.

Сегодня именно курение считается первопричиной сердечно-сосудистых заболеваний, рака легких и короткой продолжительности жизни.

НА ПРИЕМЕ У ПСИХОНЕВРОЛОГА

Брагинский В. Священная болезнь. 3 15–2003, с. 10–11.

О различных формах эпилепсии.

Брагинский В. Судороги у детей. № 16–2003, с. 15.

Разновидности приступов у детей.

УЧЕНЫЕ ВЕСТИ

Лекманов А. Часто болеющие дети: как их защитить? № 15–2003, с. 8.

О некоторых современных препаратах из группы бактериальных имунномодуляторов.

Лекманов А. Витамины: вечная проблема. № 16–2003, с. 8–9.

Причины и лечение витаминной недостаточности.

СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ

Матвеева М. Старший ревнует к младшему. № 14–2003, с. 22.

Интервью с ведущим научным сотрудником Психологического института РАО М.Н.Зыряновой о детской ревности в семье.

HOMO VALENS

Сорькин В., Анохина И. Как стать закаленным? № 14–2003,
с. 12–14; № 15–2003, с. 16–18.

Простые методические рекомендации, как проводить закаливающие процедуры.

Хрущев. С. Дышите правильно! № 16–2003, с. 12–14; № 17–2003, с. 12–13.

По мнению известных гигиенистов, именно правильное дыхание – залог физического и психологического благополучия организма человека. Так ли это?

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Марасанов Г.И., Матвеева М. Синдром отличника. № 17–2003, с. 10–11.

Почему блестящий старт отнюдь не всегда приводит в жизни к победе.

Семина Н. Споры вокруг молока. № 17–2003, с. 16–17.

Пить или не пить молоко?

Антропова М. Режим младшего школьника. № 17–2003, с. 20–21.

Что такое режим, элементы режима дня школьника.

УРОК ЗДОРОВЬЯ

Родионов В. «Психологическая» физкультура для начальной школы (для учителей физической культуры, школьных психологов, воспитателей). № 17–2003, с. 14–15.

Предлагаемый мини-цикл состоит из четырех занятий, основанных на реализации принципа так называемого сопряженного воздействия.

ЭКОЛОГИЯ

Пировская В. Вода, вода… № 15–2003, с. 9.

Почему необходимо пользоваться бытовыми водоочистительными фильтрами.

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Шаламова Н. и др. Осенние праздники. № 32, с. 1–15.

Сценарии праздников для 1–2-х классов.

Рыжова Т. и др. Уроки здоровья. № 33–2003, с. 1–16.

Несколько уроков на тему.

Саломатина Л. У природы нет плохой погоды. № 34–2003, с. 1–16.

Интегрированный факультативный курс по развитию речи «Комплексный анализ текста» – это вариант методического обеспечения взаимосвязанного обучения русскому языку и литературному чтению в 4-м классе по традиционной системе.

Продолжение. Начало см. № 31–2003.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Герасенкова Г. Где поставить ударение. № 32–2003, с. 2.

Урок русского языка во 2-м классе (1–4).

Ломоновская Г. Урок-сказка по математике. № 32–2003, с. 3.

Материал для 4-го класса (1–4).

Рябова О. Зеленый наряд школы. № 33–2003, с. 2.

Урок-экскурсия для 1-го класса (1–4).

Волчкова С. «Осень проснется и заплачет...». № 33–2003, с. 3.

Урок выразительного чтения в 3-м классе (1–4).

Тараканова О. Диалог учителя с учениками при решении задач в 1-м классе. № 34–2003, с. 2–4.

Именно решению развивающих задач посвящена данная статья, в которой обращается внимание как на формулировку заданий, поиск решения, так и на анализ результата. При этом главным является не ответ, который ребенок в первом классе дает в течение первой минуты, а умение логично рассуждать и грамотно говорить,
а также обосновывать свой ответ.

Диас-Паскуаль Н. Ориентирование в пространстве по солнцу. № 34–2003, с. 4.

Урок-сказка для 3-го класса.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Бура М. Профессиональное развитие педагога в школе РО.
№ 32–2003, с. 4.

Коллективное проектирование уроков.

Нечаева Н. Организация и содержание периода адаптации к школе первоклассников. № 33–2003, с. 13–14.

Методики, разработанные в ходе исследования проблемы общего развития учащихся.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА–В.В.ДАВЫДОВА

Восторгова Е. Родителям о системе развивающего обучения.
№ 34–2003, с. 14.

Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова – один из новых подходов к обучению, достаточно резко отличающийся от сложившихся школьных традиций. Именно поэтому эта система вызывает множество сомнений и вопросов. Автор предлагает вам ответы на некоторые из них.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Иншакова О. Леворукие дети и математика. № 32–2003, с. 14–15; № 34–2003, с. 13.

Автор предлагает совершить небольшой экскурс в область нейропсихологии, а затем поговорить о том, как этим детям можно помочь при изучении математики.

Продолжение. Начало см. № 21, 22, 24–2003.

ПРАЗДНИКИ

Дудаева Т. Готовимся ко дню учителя. № 34–2003, с. 16.

Сценарий одного праздника, проведенного в прошедшем учебном году.

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Битянова М. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога. № 32–2003, с. 5–12.

Несколько моделей построения психологической службы в общеобразовательной школе с учетом особенностей деятельности школы и ее возможностей (с точки зрения количества специалистов-психологов, которое она может себе позволить).

Вачков И. На чужой территории? № 33–2003, с. 7.

Сказкотерапия как метод психологической работы в школе.

Громова Т. Разноцветная звезда. № 33–2003, с. 8–9.

Особенности психологической работы со сказками для детей
3–9-ти лет.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Мостовая Л. Создай себе настроение. № 32–2003, с. 13.

Элементы саморегуляции для учителей.

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Кравцова М. Почему дети лгут? № 33–2003, с. 12–13.

Если ребенок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребенка защищаться любыми способами?

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Семенок В. Секреты бесконфликтного взаимодействия. Работа психолога с родителями. № 33–2003, с. 10.

Опыт проведения семинара для классных руководителей.

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Решетникова О. Единство противоположностей. № 32–2003, с. 4.

Интервью с психологом, руководителем московской школы
№ 1279 с углубленным изучением иностранных языков Р.А.Анисимовой, которая помогла пролить свет на построение отношений директор – психолог.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Сартан М. и др. Всероссийский съезд практических психологов образования «Практич