Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2003


КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Дальние страны

Доб Джонсон, Елена Иванова

Послание в учительскую

Десять вещей, которые должны знать начинающие педагоги о школьной библиотеке

Рисунок Елены Суховерховой27 октября мы будем отмечать Международный день школьных библиотек. О чем можно говорить в преддверии этого праздника? О гордости за свою работу, об уважении к коллегам, о достоинстве профессионала, о личном росте и компетенции… «Да вы что?! Это просто какая-то агитка советских времен, понятия, которые вымерли, как динозавры». Такие скептические восклицания абсолютно правомерны. К сожалению. И все же… И все же! Я не встречала более потрясающих людей, чем библиотечные работники. И потому – с любовью и верой в лучшее – поздравляю всех ПРОФЕССИОНАЛОВ с праздником. Ура!
А этот материал из далекого зарубежья можно распечатать и повесить на самом видном месте в школе. Для общего развития окружающих.

Елена Иванова

Здравствуйте, уважаемые учителя! вы только начинаете педагогическую деятельность. Добро пожаловать в школу!

Очень приятно видеть молодые, улыбающиеся лица. Надеюсь, ваш энтузиазм и профессиональное нетерпение не испарятся немного погодя.

Позвольте представиться – школьный медиаспециалист. Или библиотекарь, если вы предпочитаете такое название. Я откликаюсь на оба.

За годы учебы, вы, возможно, не получили достаточно информации о том, как можно эффективно использовать в своей работе ресурсы школьной библиотеки. С удовольствием помогу вам освоиться в ее информационном пространстве. Уверяю вас, это хороший шанс сделать свои уроки более качественными.

Рисунок Елены СуховерховойЯ хочу рассказать о наших программах и той помощи, которую мы готовы вам оказать. Итак, десять важных вещей о школьной библиотеке, которые вы должны знать:

1. Библиотека – не собственность библиотекаря. Ее создаете и вы, и ваши ученики.

Вы можете рекомендовать библиотекарю приобрести те или иные материалы, выражать свои пожелания относительно политики развития школьной библиотеки. Вы можете стать добровольным помощником школьной библиотеки и членом нашего консультативного комитета.

2. Библиотека – интеллектуальный центр. Это не ученическая гостиная или зал и не игровая комната. Школьники приходят в библиотеку с определенными целями, будь то выполнение учебных заданий или личные потребности. Дети должны стремиться в библиотеку потому, что им необходимы библиотечные ресурсы, а не только потому, что им нужно побыть где-нибудь.

3. Лучший ресурс библиотеки – это библиотекарь. Я готов помочь вам составить план проектной работы, найти необходимые профессиональные публикации, разобраться с технологическими сложностями, дать совет в решении этических проблем. Я постараюсь ответить на все ваши вопросы. А если не смогу этого сделать, то обязательно помогу найти того, кто сможет. Я могу помочь вам найти те материалы, которых нет в нашей школьной библиотеке. Для этого я обращусь к коллегам из других библиотек и получу у них нужный документ. Такая взаимовыручка называется межбиблиотечный абонемент.

4. Планируйте новое. Разрабатывая различные интересные вещи, обращайтесь ко мне. В этом случае ваши проекты, которые всегда требуют значительных информационных ресурсов, имеют все шансы на успех. Хорошо спланированные этапы исследования или технологического проекта намного снизят вероятность разочарований и неудовлетворенности работой для каждого участника. Мой опыт и мои знания – к вашим услугам.

Я очень рад быть вам полезен. Пожалуйста, никогда не стесняйтесь обращаться ко мне за помощью.

5. Знайте, что библиотека предоставляет доступ и к печатной, и к электронной информации. Я помогу определить, какая из видов информации в данном случае лучше соответствует потребностям посетителя библиотеки. Школьники не всегда понимают, что для многих целей печатные ресурсы подходят лучше. Я часто наблюдаю, как ученики часами пытаются найти в Интернете нужную им информацию. Тогда как ответ можно получить в считанные минуты из печатных источников. Должен признаться, такая картина меня крайне удручает.

6. Библиотекарь может помочь оценить информацию, найденную в Интернете. Одно из основных требований в использовании Интернета – это определение достоверности найденных там фактов или мнений. Я имею значительный опыт работы с информацией и знаю, каким образом можно установить ее истинность. В данном случае моя задача – научить школьников навыкам эффективной оценки полученных в Интернете сведений.

7. Библиотекарь может помочь произвести оценку проектной работы школьников. Ученики представляют свои итоговые исследовательские проекты в форме электронной презентации. Педагог должен сделать вывод об уровне этих работ. При этом учитель обращает особое внимание на использованные школьником ресурсы. Учащиеся должны продемонстрировать не только широкий спектр исследованных материалов, но и навыки критического мышления при их оценке. Педагог подробно и глубоко оценивает выполненную работу, а не просто ограничивается хвалебным комментарием. Я готов помочь вам в этом нелегком процессе. Давайте работать вместе, оценивая работы учеников настолько всесторонне и глубоко, насколько это возможно.

Рисунок Елены Суховерховой8. Библиотекарь может быть центром технологической поддержки. Я не претендую на лавры гуру, но я могу быть полезен вам и вашим ученикам в применении технологий. Нужно использовать сканер или цифровую камеру? Я знаю, как это сделать. Необходимо сделать мультимедийню презентацию? Позвольте мне дать вам быстрый урок. Ищете эффективные пути исследования ресурсов Сети? Спросите меня. И хотя я не техник, я смогу иногда предложить вам такую же помощь, как и он.

9. Библиотека способствует развитию и улучшению у детей навыков чтения. Исследования доказывают, что дети становятся более способными читателями при достаточной практике. Библиотека готова предложить школьникам все свои фонды. Я могу подобрать лучшую книгу или журнал для каждого читателя. Если вам нужна беседа о книге, обзор в классе, если вашим ученикам нужно помочь найти «что-нибудь интересное», только скажите мне об этом.

10. Библиотекарь будет верным партнером во всех ваших начинаниях и инновациях. Я надеюсь, что на протяжении всей вашей карьеры вы останетесь неравнодушным, профессионально растущим педагогом. Так должно быть, потому что вы будете влиять на жизни сотен, если не тысяч молодых людей. И это влияние должно быть только положительным и конструктивным. Если вам нужен кто-то, с кем надо разделить славу или возможную неудачу новых дел и замыслов, инноваций и методик, обратитесь ко мне.

Партнерские отношения в образовательной среде – гарантия общего успеха. Помните об этом!

Еще раз – добро пожаловать в школу!

Ваш библиотечный медиаспециалист.

Doub Johnson
«Library Media Connection»,
april/may 2003

Вообще-то, я не переводчик. Но мне очень понравился этот материал и захотелось, чтобы вы тоже его прочитали. Уверяю вас, что ни основные положения, ни тональность статьи я не исказила.

С уважением – Елена Иванова

Адрес материала в Интернете: http://linworth.com/PDF/headfortheedge.pdf